Специфика возраста и формирование интеллекта в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика возраста и формирование интеллекта в начальной школе



 

Начальная ступень общего образования четко выделяется в любой современной системе этого образования. Она направлена на становление личности младшего школьника, целостное развитие его способностей, мотивацию в отношении дальнейшего обучения. При этом дети в возрасте 6-12 лет обучаются основам знакового обеспечения коммуникации (чтению, письму, счету), элементам творческой самореализации, адекватности поведения. Должно происходить интенсивное умственное развитие, в том числе – в направлении решения познавательных задач. Восприятие мира для ребенка носит целостный, синтетический характер. Ребенок впитывает в себя окружающую среду, и она становится частью его личности.

В нашей стране этот этап образования, как и другие этапы, регламентируется образовательным стандартом (ФГОС). Что же является его отличительной особенностью? Деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказалась от представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Стандарт перечисляет реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Предполагается, что сюда, в первую очередь, относятся так называемые универсальные учебные действия. Это «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Важно то, что все виды этой деятельности должны рассматриваться и реализовываться в контексте содержания конкретных учебных предметов, то есть непосредственно в процессе их преподавания. Стандарт настаивает на ориентировании младших школьников в информационных и коммуникативных (попросту говоря – компьютерных и связанных с ними) технологиях и формировании способности грамотно применять эти технологии.

Всё бы ничего, только в Стандарте отсутствуют указания на развитие познавательной деятельности детей. И поэтому зачастую в исполнении педагогов универсальные учебные действия становятся «вещью в себе», отрываются от реалий мира, бурлящего вокруг. Дети, упершиеся в мониторы компьютеров и дисплеи телефонов, не видят и не различают событий, происходящих вокруг. То есть, занятые предлагаемыми технологиями, они не видят того, к чему эти технологии должны прилагаться. Вот и уходят дети в компьютерные игры и телефонное общение – есть основание опасаться, что уходят необратимо и навсегда. При этом именно в начальной школе развиваются затруднения со словоупотреблением – дети не могут находить слова для выражения своих мыслей.

Оказывается, что дети попросту не видят и не слышат того, что происходит вокруг, погружаясь в свои размытые возрастные переживания. Начальная школа соответствует допонятийному этапу развития личности. Это значит, что ребенок не может и не должен «выстреливать» по любому поводу определениями понятий. Но процесса формирования понятий, обобщений наблюдаемых явлений, никто не отменял(15). Однако для этого ребенку надо постоянно наблюдать, то есть обращать внимание на происходящее вокруг и в собственном внутреннем мире, уметь сосредоточиваться на явлениях. Такая работа с детьми может проводиться только на речевом уровне, в практически непрерывном обращении их внимания на явления мира при удержании этого внимания и представления явлений в речи и в образах. Все это не только не противоречит устоявшимся в российской начальной школе системам развивающего обучения Давыдова-Эльконина и Занкова, но и является необходимым условием их реализации.

(15) Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский; изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.

 

Основная задача систем развивающего обучения в начальной школе – всё то же формирование у детей инструментария интеллектуальной деятельности. Но только – на соответствующем возрасту уровне. Естественно, это отражается в содержании учебников и других дидактических материалов. Поэтому, как только такой дидактический материал становится самоцелью, без выхода в реальный внешний и внутренний мир ребенка, становятся бессмысленными рассуждения о компетенциях и, тем более, компетентностях. Таким образом, наряду с элементарными умениями и навыками, предусмотренными ФГОС и, следовательно, программой начального общего образования, необходимо практическое использование приобретенных инструментов.

В настоящее время внеучебная деятельность детей организуется педагогами и родителями в соответствии с совершенно непонятными (в том числе – им самим) принципами и целями. Эта деятельность, как правило, сводится к занятиям музыкой (и сходными видами деятельности) и спортом. Более того, она рассматривается в принципиальном отрыве от программы начального образования и приобретенных в результате её прохождения инструментов.

Здесь надо особо отметить чрезвычайный вред ранней «специализации» детей в этом периоде развития, нарушающей принципы общности образования и разрушающей его процесс и результаты. Ребенок в начальной школе, ориентированный на публичные виды деятельности впоследствии и потому пренебрежительно относящийся к усвоению предметов программы, в сущности, является инвалидом образования. Его дальнейшая судьба должна вызывать у взрослых людей серьезное беспокойство. Действительно, единицам из таких детей, несмотря на дремучую необразованность и даже безграмотность, удается чего-то добиться. В основном – в представлениях их родителей и педагогов. Куда же деваются остальные такие дети? Они пополняют ряды неудачников, поскольку не могут дальше полноценно участвовать в образовательном процессе, не имея простейших необходимых навыков и не видя мира вокруг себя.

В советское время существовало множество кружков по интересам – от ботанических до судо- и авиамодельных. Там дети могли применить свои интеллектуальные умения и навыки, приобретенные в школе. Оттуда они приносили в школу мотивацию в отношении своего дальнейшего интеллектуального роста за счет расширения арсенала средств описания и понимания мира. Сейчас дальше лего-конструирования дело не идет, а уж что касается растений и зверушек – дети просто их не видят, разве что в роли быстро надоедающих игрушек.

Ключевым контрольным вопросом действенности начального образования является, в первую очередь, выделение, наблюдение и понимание явлений природы – её объектов и их взаимодействий. Тщательно поддерживаемая обществом легенда об урбанизации – «горожанчестве» – приводит к печальным последствиям. Вырастающие люди становятся не гражданами планеты Земля (они её просто не видят и не знают), а населением бетонных джунглей с пыльной растительностью непонятного происхождения и какими-то отдельными, не имеющими названий животными. На самом деле непонятно, почему дети, живущие в городах, должны считать, что коровы дают молоко в пакетах, а виды птиц сводятся к воронам и воробьям. Такие дети никогда не буду заботиться об экологической разумности существования системы, в которой они живут. Они просто не видят этой системы и ничего не знают о ней. Все сказанное относится и к системе социальных отношений, несомненно, являющихся частью природы. Сколько бы мы ни говорили о формировании в начальной школе, в соответствии с ФГОС, ценностных ориентаций, это останется пустым звуком, если ребенок не может выделять явлений из мира и осмыслять их на доступном ему уровне.

Не надо забывать, что именно в допонятийном и псевдопонятийном периодах развития личности ребенок приобретает первые умения и навыки классификации явлений. Эти навыки в дальнейшем, с учетом опыта человечества, лягут в основу настоящей полноценной понятийности мышления.

В начальной школе у детей складывается отношение к выявлению причинно-следственных связей. Здесь важно не констатировать наличие каких-то жестких связей, а помочь детям сосредоточивать на них внимание, чтобы осмыслить и высказать соответствующее суждение. Примером может являться следующий жизненный диалог. Ребенка, который наблюдает, как дворник зимой посыпает скользкую горку на пути людей песком, спрашивают, зачем он это делает. Ребенок отвечает: «Чтобы горка выше была!». И это прекрасно! Во-первых, ОН ПОДУМАЛ! Во-вторых, ответ, строго говоря, правилен. В данном случае дальнейшее развитие диалога с ребенком обогатит его представление о мире, не разрушая мыслительной инициативы. При систематическом обращении внимания ребенка к причинно-следственным связям в мире и проявлении уважения к его суждениям и умозаключениям можно обеспечить возникновение и развитие форм мышления, которые, при дальнейшем закреплении в основном общем образовании, лягут в основу научно-познавательного интеллекта человека.

Но вот что особенно важно. При таком подходе успешно формируются и нетранслируемые виды интеллекта. Системно подготавливаясь к принятию транслируемого ему впоследствии в основном образовании научно-познавательного интеллекта, ребенок самостоятельно, на уровне внутреннего осознания, неизбежно строит в себе другие виды и типы интеллекта. Ведь все эти виды и типы являются всего лишь индивидуально проявляемыми гранями «интеллекта в общем виде»(1). Так, эмоциональный интеллект определяется, в частности, как способность разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни. Или способность осознавать эмоции, понимать их и т. д. Ключевые слова – разбираться, осознавать, понимать и родственные им. А как можно осознать, разобраться и понять лучше и адекватнее чем воспользовавшись инструментом понимания? Пусть даже только интуитивно формирующимся на основе внимания к миру. Это относится и к другим возможным видам интеллекта, проявляющимся как самостоятельные системы, казалось бы, действующие по своим правилам.

 

Мир увлечений и образование

Что мы понимаем под «увлечениями»? Вообще-то, согласно толковым словарям русского языка, увлечение – это восторженно-приподнятое состояние, воодушевление, занятие, всецело поглощающее кого-либо; горячее чувство к тому, что привлекает, увлекает. Слово «увлекать» происходит от праславянской формы «влечь» – волочить [за собой] кем-либо или чем-либо. Можно сказать, что увлечение – это эмоциональное состояние субъекта, обусловленное устойчивым внешним стимулом и проявляющееся в систематической умственной или практической деятельности, направленной на удовлетворение потребности, связанной с этим стимулом.

Ну, тогда спектр увлечений достаточно широк, и, как правило, мало подвержен контролю и самоконтролю. Под определение увлечения, данное выше, для детей в возрасте, соответствующем общему образованию, подпадают: вышивание крестиком, фотография, любительские спортивные игры (как времяпрепровождение, но не как спорт), мастурбация, лудомания (игромания), погруженность в гаджеты и т. д., и т. п. Об увлеченности учебой и/или образованием в наше время обычно речи не идет. Можно только ностальгически вздохнуть по временам, когда во множестве кружков и секций даже самые отъявленные хулиганы трогательно кормили морских свинок и стремились к высотам спортивного мастерства. Причем именно массово. Руководители кружков и секций проверяли дневники и не допускали к занятиям тех, у кого возникали проблемы с учебой. Сказочные были времена.

Что же происходит с увлечениями детей сейчас? Если речь идет об образовательных или других развивающих увлечениях, то на статистически значимом уровне их просто нет. Разумеется, отдельные, достаточно редкие, реально увлекающиеся образовательной и познавательной деятельностью дети есть. Но их процент исчезающе мал! Каковы же восприятие, стратегия и тактика родителей и педагогов в этом отношении?

Для большинства родителей наиболее характерны две реакции на увлечения или «увлечения» своих детей.

1. «Незамечание» увлечений, тем более – рискованных или опасных. Дескать, сейчас все дети... такие! И «увлечения» у них... такие! Детям приобретаются все новые гаджеты, в пользование которыми они погружаются вплоть до психологической зависимости. При этом не формируется культура пользования этими гаджетами (ведь они на самом-то деле предназначены для прогресса в возможностях личности и её развития!). Не контролируется их использование по назначению. И вообще: «Да, мой ребенок ничем не увлекается!» (страдательный оттенок фона деятельности современного родителя); в причинах этого обвиняются, прежде всего школа, а также экономическая и политическая обстановка в стране. Или: «Мой ребенок чем-то всегда увлекается, но это так часто меняется, что не знаю, чем именно!».

2. Непонимание сущности увлечений детей, и, чаще всего, откровенное нежелание понимания. Наиболее яркий пример: «Мой ребенок увлекается компьютером!» Интересно, а лопатой, граблями или авторучкой этот ребенок не увлекается? Ведь это точно такие же инструменты деятельности, как и компьютер, и увлечение ими всеми как самоцель является патологией. «Мой ребенок увлекается программированием!». О, это уже высший пилотаж. Для того, чтобы заниматься программированием как таковым, надо окончить, как минимум, механико-математический факультет университета. А так – это компиляции, комбинирование готовых программ, происхождения и смысла которых ребенок не понимает. Ребенка, декларирующего «увлеченность компьютером», ставит в тупик вопрос: «Терабайт – это сколько байт?». О чем дальше говорить? То же самое касается и «увлечения» музыкой или спортом. Дети относятся к этому как к эпизодическим занятиям, позволяющим избегать учебной рутины. Родители же не понимают различий между физической культурой и спортом, и радуются, что «их дети заняты».

Такая пассивная родительская позиция содействует уходу детей не только из образовательной деятельности, но и из доступных по возрастному признаку реальных увлечений, в первую очередь – познавательных и образовательных. Поэтому «псевдоувлечения», порой приводящие к грани патологии, при отсутствии родительского понимания и родительского контроля – один из важнейших факторов, демотивирующих детей в отношении образования.

Для педагогов, при их достаточно странной современной профессиональной подготовке и подавленности существующим формализмом деятельности, характерно еще более поверхностное отношение к якобы увлечениям детей. Создание специальных классов с углубленным по непонятным признакам изучением предметов – это еще более или менее мягкий вариант проблемы. Понятно, что при этом уже формируется перекос в представлении детей о целостности и системности общего образования. Создание, например, «спортивных» классов в обычной школе приводит просто к отказу большинства детей от образовательной деятельности. Они «играют в спорт», разумеется, не занимаясь серьезно ни тренировками, ни физической культурой, но мотивируя этой игрой в занятость просто отказ от общего образования. Понятно, что появляющиеся в общеобразовательных документах оценки фиктивны и никак не отражают реального образовательного состояния обучающихся. Как при этом обходятся акты государственной итоговой аттестации – хорошо известно из средств массовой информации. Таким образом, и отношение педагогов к «увлечениям» учащихся вносит свой вклад в их демотивацию в отношении познавательной и образовательной деятельности.

Мы говорили выше о том, что увлечение проявляется именно в систематическом характере соответствующей умственной или практической деятельности. Поэтому увлечениям препятствуют отсутствие у детей навыков устойчивой целенаправленной деятельности, отсутствие познавательной активности и сосредоточения внимания. Сформированности этих навыков требует стандарт начального образования. Таким образом, отсутствие у детей увлечений в существенной мере связано с невыполнением системой начального общего образования требований Стандарта.

Как же в идеальном, то есть модельном, случае выглядит связь увлечений детей с процессом и результатами их начального общего образования? На самом деле увлечения у детей появляются еще в дошкольном возрасте. Далее мы это рассмотрим. Однако отсутствие внимания родителей к проявлениям этих увлечений, пренебрежение к ним и навязывание «более полезных» с точки зрения родителей «увлечений» блокируют детскую познавательную активность. Плохо сказываются и неправильные действия родителей даже в том случае, когда они склонны поддерживать познавательные интересы детей. Так вот, исходное наличие увлечений при вхождении ребенка в начальное общее образование должно поддерживаться знаковым обеспечением коммуникации и возможности получения знаний об интересующих его явлениях. В еще большей мере увлечения должны поддерживаться средствами информационных и коммуникативных технологий. Естественно, при этом необходим индивидуальный подход к образовательным траекториям учащихся. Но разве не этого требует Стандарт?

Технологическая образовательная оснащенность учащегося начальной школы позволяет ему осознанно выбрать возможность поддержания складывающегося интереса в системе дополнительного образования. Пополнив там свои знания и представления о предмете интереса, учащийся неминуемо мотивируется в отношении инструментального обеспечения удовлетворения этого интереса, то есть формируется общеобразовательная мотивация. Этот процесс в оптимальном варианте развивается по спирали. Такое развитие должно быть предметом особого внимания как педагогов, так и, особенно, родителей учащегося.

Чрезвычайно важно следующее. Необходимо помнить, что в норме увлечения детей в рассматриваемом возрасте сменяют друг друга, причем порой в принципиально отличных направлениях. Частая смена увлечений без достижения каких-либо результатов в плане личностного развития, по-видимому, ничуть не лучше, а даже, пожалуй, хуже их отсутствия. Поэтому конкретное («текущее») увлечение ребенка взрослые должны всемерно тактично поддерживать, стараясь содействовать достижению хоть сколько-нибудь значимого и пригодного для осмысления результата. Например, если ребенок увлекся фотографированием облаков, следует помочь ему в обеспечении техническими средствами, необходимыми умениями и навыками, а также классификационными возможностями. Ведь именно классификация лежит в основе первых шагов по формированию и развитию интеллекта. В результате необходимо, чтобы ребенок отчитался (в первую очередь – перед собой) за проделанную работу. В нашем примере – это может быть выставка работ юного фотохудожника в школе или учреждении дополнительного образования с обязательным проявлением понимания сущности запечатленного на фотографиях.

Рассмотренный оптимальный подход к развитию, поддержанию увлечений ребенка и их грамотному завершению, а также переходу к другим увлечениям, является необходимой основой осознанного формирования впоследствии, в основном образовании, интеллекта в его научно-познавательной модели, как того требуют здравый смысл и Стандарт образования.

 

4.5. Что же мешает начальному образованию?

Мешает начальному образованию, прежде всего, то интеллектуальное состояние, в котором большинство детей приходят в школу, и практическое отсутствие компенсации недостатков этого состояния в процессе начального образования. В постсоветское время на постсоветском пространстве (впрочем, как и в пространствах всех развитых стран мира) произошли существенные негативные изменения в культуре воспитания дошкольников и учащихся начальной школы. Важнейшие из них стоит рассмотреть подробнее.

1. Приоритет удобства для родителей. Прогресс – технический и социальный – является неоспоримым фактом. Мы можем сколько угодно говорить о бедности и богатстве, но, если присмотреться повнимательнее, то становится очевидным, что дело вовсе не в изначально предназначенных кому-либо этих самых бедности и богатстве, а в стремлении к получению доходов (то есть к работе и зарабатыванию) и в распределении этих доходов по статьям расходов. Благ стало больше, и тем, кто может до них дотянуться, хочется их все больше. Мир стал более открытым, и хочется его посмотреть и потрогать. То, что раньше воспринималось как повинность, оказывается, может приносить удовольствие. Всего и не перечислить. Вот люди и хотят «пожить». Такое уже было. После второй мировой войны Франция оказалась перед угрозой опасного демографического спада. Француженки (да и французы), пережившие оккупацию и потери в войне, захотели «пожить» (а они в благополучной и развитой Европе представляли блага жизни лучше, чем жители СССР). И перестали рожать. Великий французский авторитет президент генерал Шарль де Голль нашел выход: он обратился к француженкам. Те выслушали его, прониклись и принялись исправлять возникшую ситуацию.

Сейчас у нас нечто подобное происходит с образованием и воспитанием. Мы дорвались до этих самых жизненных благ и удовольствий, но не можем открыто сказать, что дети нам мешают в их получении. Да и инстинктов никто не отменял. И рождаются у нас дети, и любим мы их, и хотим для них хорошей (?) жизни. Но... самим тоже хочется при этом не понести ущерба в «хорошести» своей собственной жизни. Вот мы и строим – осознанно и подсознательно – системы приоритетов, в которых наша жизнь, СЕГОДНЯШНЯЯ жизнь взрослых людей, приоритетна по отношению ко всему остальному. В том числе – по отношению к реальному будущему детей. Выше мы уже рассматривали пример с «отдыхом и лечением» детей на море.

Вот и развилась определенная тенденция: «Мы делаем, как принято в обществе, мы делаем, как все, мы делаем, как можем (как нам удобнее)». Каких только не появилось памперсов! Это огромное счастье для родителей, измученных в прошлом стиркой и глаженьем подгузников. И, действительно, что может быть удобнее при транспортировке ребенка на большие в бытовом отношении расстояния. Но, если ребенок круглосуточно в памперсах, то помимо очевидных угроз определенным аспектам здоровья в будущем, серьезно затормаживается приобретение гигиенических навыков и навыков управления собственным поведением. Соответственно, это сказывается на развитии мозга. А там нет «обратного хода». Что не развилось в отпущенное время, то не развилось вовсе. Появились «сидячие» коляски для уже умеющих ходить детей. Как удобно для родителей! Посадил(а) ребенка, пристегнул(а) и кати себе, куда хочешь! Обратите внимание на лица этих пристегнутых детей. Они безразличны, неэмоциональны и невыразительны. Естественная познавательная активность ребенка надежно блокирована. Надолго и помногу. И опять все проходит мимо мозга ребенка. Мозг в своем развитии не может приостановиться или задержаться. Вот он и делает «пропуски», которые в принципе невосстановимы. «Обратного хода» нет.

Потом «отдаем» ребенка. В какое-нибудь учреждение дополнительного образования, чаще всего – потому что вообще так надо, да и занять ребенка неплохо. А мы в это время «поживем». А потом, по пути из салона красоты, заберем ребенка домой. А чтобы и там «пожить», купим ему игровую приставку. Дальнейшее перечисление возможностей ухода от реального образования и воспитания дошкольников в рамках приоритета сегодняшних интересов взрослых людей бессмысленно. Потому что оно практически бесконечно в своих разнообразии и изворотливости.

Наконец, «отдали» ребенка в школу – и там все так же. Но теперь – уж точно кто-то другой несет ответственность. Например, школа.

2. Гаджеты и иже с ними. Вообще-то прогресс – он, по замыслу, для всех. Но не все им правильно пользуются. Потому что не учат пользоваться. Компьютер – это инструмент, помощник для выполнения вспомогательных работ в интеллектуальной деятельности человека любого возраста, в том числе дошкольника. Компьютерные игры, в соответствии с замыслом, есть способ освоения техники практического взаимодействия с этим помощником. Как только они становятся самоцелью, возникает, особенно для ребенка, угроза психической патологии, называемой лудоманией. Поэтому компьютер должен использоваться, при соответствующем обучении ребенка и под руководством родителей, как инструмент познавательной и творческой деятельности ребенка. Эти виды деятельности сами по себе носят характер игры. Homo ludens – человек играющий – так назвал свой трактат (1938 г.), посвященный всеобъемлющей сущности феномена игры, историк и культуролог Йохан Хейзинга. Так давайте играть с ребенком в жизнь (в том числе – с использованием компьютера), а не в шизофренично разрозненные обрывки действий, тупо повторяемые в большинстве игр, особенно детских. Такие игры, чаще всего, блокируют развитие интеллекта.

Телефон создан для целенаправленной коммуникации. И формирование культуры коммуникации и, следовательно, пользования современным телефоном и его аналогами, должно происходить, начиная с дошкольного возраста. И вряд ли кто может заменить родителей в процессе такого формирования. Размещение игр в телефоне – преднамеренная организация ухода ребенка от действительности, которую надо ощущать и осмысливать. Телефон не должен быть инструментом реакции замещения в процессе познания мира ребенком.

Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Но и он является всего лишь инструментом. Для дошкольника в его познавательной деятельности, направленной на мир в целом, интернет предназначен, в первую очередь, для расширения и углубления представлений о тех гранях мира, на которые ребенок обратил внимание. Первичным, все же, должно быть обращение внимания ребенка (самостоятельно или с помощью родителей) на какое-либо явление мира (окружающего или внутреннего). Примером может быть акцентирование внимания ребенка на таком персонаже прочитанной ему книжки, как сова. В таком случае не составляет труда найти в интернете фильм (скажем, корпорации Би-би-си), посвященный этой птице, особенностям её внешнего вида, жизни, охоты и т. д. При этом ребенку, начинающему пользоваться компьютером, стоит научиться самому находить в интернете подобные познавательные фильмы и другие материалы. Такой подход выражено содействует формированию интеллекта, в то время как бесцельное и бессмысленное блуждание по интернету препятствует такому формированию.

Ну, а в начальной школе все сказанное становится особенно значимым. Хотя бы потому, что повышается «уровень шума»: дети оказываются в толпе, стаде, которое стремится все нивелировать, сделать «как у всех». Тут уж не до познавательной деятельности.

3. Легенда об урбанизации. Все большее число взрослых людей (а они ведь выросли из детей) декларируют свою приверженность городскому способу и стилю жизни. Здесь, в основном, имеются в виду все те же блага цивилизации, а также возможность работы, обеспечивающей пользование этими благами. При этом, осознанно или подсознательно, постоянно подчеркивается своя отдаленность от природы и понимания её явлений. Искусственность таких деклараций следует хотя бы из того, что у многих горожан имеются дачи или садовые участки, рядом с которыми зачастую есть лес, речка, поле... Дети, выезжающие в такую обстановку, уже практически естественным образом её не замечают, погрузившись в компьютерные игры или возню с гаджетами. Если же они общаются друг с другом, то окружающая природа и её явления не фигурируют в этом общении. Как это ни печально, нынешнее поколение наших детей не имеет никаких представлений о животном и растительном мире, включая даже получение продуктов этого мира, необходимых для жизнеобеспечения.

Проблема заключается в том, что природа с её разнообразием более представительна для развития навыка выделения явлений, подлежащих дальнейшему осмыслению. А именно эта процедура – от выделения явления из мира до решения связанной с ним задачи (через выяснение необходимых причинно-следственных связей) есть не что иное, как интеллектуальная деятельность. Так что изоляция ребенка от природы, оправдываемая урбанизацией жизни и быта, и поддержание этой изоляции, хотя бы пассивностью познавательной позиции взрослых, пополняет число факторов, блокирующих интеллектуальное развитие ребенка.

4. Непонимание проблемы родителями. И все же главным фактором, препятствующим интеллектуальному развитию ребенка, оказывается принципиальное непонимание родителями проблемы формирования и развития интеллекта. Рассуждения о формах и типах интеллекта, при неопределенности и нечеткости их моделей, являются первопричиной непередаваемости в образовательной практике умений и навыков интеллектуальной деятельности. Поэтому родители считают, что детям важно «заниматься творчеством», не понимая при этом, что такое творчество, как оно на самом деле проявляется и причем здесь интеллект. Считают, что при «занятии творчеством» интеллект чудесным образом сформируется сам. Нет, не сформируется. По той простой причине, что непонятно, о формировании чего идет речь.

Начальная школа должна делать то, из чего потом делают интеллект. А все усилия родителей и педагогов в это время направлены именно на поддержание ординарности ребенка всеми наличными средствами. Лишь бы все были довольны.

5. Жизнь начерно. И вот, вследствие всего здесь упомянутого, именно на уровне начального образования возникает одно из самых жутковатых и в принципе уродующих личность и её жизнь явлений. Не желая и не будучи в состоянии вникать в сущность происходящего, родители и педагоги сосредотачивают внимание на том, чтобы «все было как нужно». В частности, без помарок и формальных ошибок. А ребенок не понимает, что и зачем он делает. Потому и делает «спустя рукава», с помарками и ошибками. Или вообще делает что-нибудь не то. И вот тогда педагоги и родители хватаются за черновик. Это явление просто гибельно для становления интеллектуальной деятельности. Дело в том, что ребенок, при непонимании деятельности, делает фактически что попало, не задумываясь (да и не умея задумываться). То есть фактически перебирает случайные варианты решения непонятных и неприятных, чужих ему, задач. А зачем думать, если потом, из набросанного как попало, под руководством взрослых можно будет что-нибудь выбрать и переписать «начисто», чтобы их, взрослых, это устроило. А зачем делать аккуратно, если потом все равно переписывать? Чтобы делать аккуратно, надо сразу думать. А зачем думать, если потом все равно переделывать? Так порождается «психология черновика», принципиально блокирующая интеллектуальный подход в процессе деятельности, в частности, образовательной.

А последствия «психологии черновика» действительно ужасны для личности и общества. Человек «начерно» учится, полагая, что когда-нибудь научится «начисто». Человек начерно дружит, рожает детей, живет семейной жизнью, защищает Родину. Сделанное уже нельзя переделать «начисто». Оно сделано. И оставило неизгладимый след в судьбе человека и его окружения – малого или большого.

Посмотришь на все это, и становится страшно: как хрупок внутренний мир ребенка в дошкольном периоде жизни и в начальной школе, какие воистину нечеловеческие усилия надо прилагать для формирования у него интеллектуального подхода к жизни, как давяще велика ответственность родителей и педагогов за судьбу ребенка именно в периоде детства.

4.6. Правильная реализация этапа начального образования

Давайте предположим, что нам удалось избежать в развитии детей интеллектуальных нарушений, происходящих в результате родительских воспитательных промахов, часть которых была рассмотрена в предыдущем разделе. В принципе это возможно.

При выполнении этого условия не вызывает сомнений необходимость подготовки дошкольника к процессу обучения в начальной школе. Прежде всего, такая подготовка должна обеспечить нетравмирующее, мягкое вхождение ребенка в новую для него организационную обстановку. Появление непривычных дисциплинарных и общих поведенческих требований и пожеланий является для все еще малыша серьезным стрессовым фактором. Но преодоление связанных с этим затруднений лучше всего происходит в образовательной деятельности, которой и занимается большинство современных российских школ на специальных подготовительных к школе курсах.

Наборы «предметов», а точнее – тем таких занятий, естественно, различаются от школы к школе. Эта деятельность и её результаты не стандартизированы, и каждая школа исходит из существующего в её рамках коллективного педагогического опыта, возможностей и местного уровня образовательных потребностей. Однако в пределах конкретной школы основная задача подготовки – обеспечить хотя бы приблизительную однородность образовательных состояний детей (их знаний, умений, навыков) и сообщить им нормы поведения, допускающие проведение образовательного процесса в групповом режиме. Говоря простым человеческим языком, детей в классе можно чему-либо реально научить только в том случае, если у них примерно одинаковый уровень умения учиться. В противном случае все педагогические усилия будут направлены не на выполнение образовательной задачи, а на разрешение ситуаций, возникающих в связи с различием такого уровня у разных детей. Кроме того, у детей должен быть примерно одинаковый уровень собственно знакомства с предстоящими образовательными предметами. Мы все не любим непонятных неожиданностей, и дети не составляют в этом исключения.

В предметном отношении спектр направлений подготовки достаточно широк. Обычно сюда входят: обучение счету и различению фигур, их цвета и размера; знакомство с буквами и алфавитом; начальные навыки чтения и письма; элементы изобразительного искусства, трудовой деятельности; ознакомление с иностранным языком и логикой рассуждений. Как видим, спектр-то широк, а вот насколько глубоко удается ознакомить детей с предстоящей образовательной деятельностью – это вопрос квалификации педагогов и, безусловно, деятельной поддержки родителей. Если родители не участвуют в процессе подготовки ребенка к обучению в школе, у него складывается первое впечатление об отрыве образования от жизненных реалий. Школа уже на этом этапе начинает представляться как нечто обязательное, но не имеющее отношения к повседневному быту и, главное, к интересам ребенка и их удовлетворению.

Но вот учебный процесс в первом классе начался. Здесь объединенными усилиями педагогов и родителей необходимо немедленно начать «сращивать» этот процесс с текущими проявлениями жизни:

- тебя, любимый ребенок, что-то (ну, хоть что-то) заинтересовало – прочитай об этом или давай прочитаем вместе;

- ты узнал или сделал что-либо новое для тебя – напиши об этом письмо любимой бабушке;

- пользуешься новым для тебя словом – напиши его правильно, лучше в специальной тетрадке с последовательно устраняемыми ошибками (иностранное слово – на соответствующем языке);

- увидел новое – обсуди это с взрослыми, говоря при этом пусть краткими, но полными предложениями, и при необходимости любыми средствами поясняя слова, которыми пользуешься.

Этот перечень можно продолжить, но основная его направленность понятна. Главное на этом этапе образовательной деятельности: смотреть в мир (окружающий и внутренний), выделять из него интересующие явления и понятно для людей и себя самого отражать эти явления при помощи умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Если этому удастся научиться, то основная задача начального образования будет выполнена. Ребенку будет легче понять в дальнейшем, что предметы основного образования – это способы выделения из мира, представления и исследования явлений, представляющих интерес для человека. Важно, чтобы интерес этот был, чтобы к основной школе он уже сложился.

Мы уже говорили выше об увлечениях. Отсутствие у ребенка устойчивых увлечений – сигнал тревоги. А вот разглядеть эти увлечения, поддержать и направить – задача родителей и педагогов. Разглядеть – в постоянном образовательном общении. П



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.057 с.)