Понимание, интеллект, адекватность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимание, интеллект, адекватность



Понимание – процесс или результат. Интеллект – свойство личности, обеспечивающее ход этого процесса или качество этого результата. В. Н. Дружинин(9) определял интеллект как общую способность к познанию и решению проблем; эта способность, по его мнению, определяет успешность любой деятельности и лежит в основе других способностей. Так что профессиональная компетентность взрослого человека проявляется в том, как он решает возникающие проблемы, и насколько сформированы у него эти самые «общие и другие способности». А это, в свою очередь, определяется сформированностью понимания в сфере рассматриваемых способностей. То есть понимает человек, что он делает в профессиональном образовании и профессиональной деятельности – способности в области этой деятельности есть и развиваются. Не понимает – будут утеряны даже те, которые вначале, по мнению самого человека и окружающих, проявлялись. Как обеспечить понимание?

(9) Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.

 

Исследуя проявления способностей, психологи пришли к выводу о существовании разных типов и видов интеллекта. В качестве одного из примеров можно привести классификацию, предложенную Говардом Гарднером(10).

1. Логико-математический интеллект отражает способность человека мыслить рационально.

2. Визуально-пространственный интеллект связан с восприятием мира визуально, восприимчивостью к цвету, форме, линиям, расположению объектов в пространстве.

3. Вербальный, или лингвистический, интеллект выражается во владении устной и письменной речью, умении связно выражать свои мысли.

4. Телесно-кинестетический интеллект проявляется в умении владеть своим телом.

5. Музыкальный интеллект - это способность воспринимать, оценивать и создавать музыку.

6. Эмоциональный, или межличностный, интеллект связан с искусством общения.

7. Экзистенциальный, или духовный интеллект связан с умением задаваться вопросами бытия, жизни и смерти.

(10) Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта [Текст] / Г. Гарднер. – М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. – 512 с.

 

Эта классификация расширяется, а также существуют и другие классификации, увеличивающие число представлений об интеллекте. Здесь важно обратить внимание вот на что. Если все эти проявления связаны с пониманием их сущности и происхождения, то речь идет о той или иной грани некой общей «понимучести», «интеллекта в общем виде», о котором говорила М. А. Холодная. Тогда возможны исследование и использование в образовании психических механизмов, обеспечивающих адекватность восприятия мира и адаптационных реакций личности. Но дело в том, что структуры этих механизмов для перечисленных проявлений интеллекта пока что не выявлены, и их прямая организованная трансляция в процессе образования невозможна. Образовательные технологии в таких случаях построены по принципам аналогий, подражания, повторения, воспроизведения и т. д. То есть неоднозначны и не могут привести к гарантированной успешности даже при заинтересованности и мотивации обучающегося.

Исключение составляет научно-познавательная модель интеллекта. Оказывается, все выдающиеся научные достижения человечества рождались в соответствии с одной и той же структурой мыслительной деятельности. На уровне коллективного бессознательного это легло в основу требования научности современного светского непрерывного образования. Научно-познавательный интеллект – это свойство личности адекватно отражать реальность и обеспечивать осознанные действия, адекватные этой реальности и способам ее изменения. Понятно, что сформированности именно такого интеллекта мы хотим у взрослых людей, профессиональная деятельность которых определяет судьбы мира. Понимание в этом случае представляет собой систему компетентностей, базирующуюся на научно-познавательной компетентности. Это означает, что научно-познавательная компетентность должна проявляться в компетентностях, связанных с предметами преподавания. Такое возможно только в том случае, если у обучающегося сложилась система инструментального обеспечения интеллектуальной деятельности в образовании. В инструментальную обеспеченность научно-познавательной деятельности входит сформированность компетенций в областях понятийной наполненности языка, установления причинно-следственных связей и решения задач. Как тут не вспомнить М. А. Холодную(1): «умен не тот, кто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний»

Из всего здесь сказанного следует, что реальное профессиональное образование, которое может вести к профессионализму, возможно только при сформированности у обучающихся цепочки «инструментальные компетентности – общая научно-познавательная компетентность – интеллект – понимание». И никак иначе достичь понимания не удастся. А ведь не хочется попасть, например, в руки хирурга, не понимающего, что он делает. Да, отдельные понимающие есть всегда (они сформировали для себя эту цепочку), и мир живет благодаря им. А как же остальные? Они ведь тоже имеют право на адекватность, поставленные благодаря ей цели и профессионализм, обеспечивающий достижение этих целей!

Обычно молчаливо предполагается, что обучающиеся сами сформируют нужные инструменты интеллектуальной деятельности в процессе профессионального образования. Оказывается, что этот путь для них неведом и слишком трудоемок. Поэтому в большинстве своем они приобретают достаточно разрозненные умения и навыки, сущности и происхождения которых не понимают. С этим уходя в деятельность и там совершают обусловленные непониманием ошибки. Какой уж здесь профессионализм!

Профессиональное образование как ступень непрерывного образования направлено на общее и профессиональное развитие специалистов, способных творчески решать задачи и проблемы в областях своей компетенции. Высшее профессиональное образование должно быть базовым образованием специалистов, помогающим выпускникам вуза не останавливаться ни в своем профессиональном развитии, ни в общем образовании. Поэтому у взрослых людей, начиная с их прихода в профессиональное образование, должны быть сформированы психические механизмы, составляющие и обеспечивающие интеллект. Способы и технология такого формирования существуют(11). Но где, на какой ступени образования этим заниматься?

(11) Фролов, А. А. Модель формирования научно-познавательной компетентности обучающихся [Текст]/ А. А. Фролов, Ю. Н. Фролова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 9. – С. 51-64.

 

В наши дни студенты первых курсов вузов на самом деле не могут формировать профессиональные компетенции. Они просто не понимают, что такое учиться – тем более, в системе профессионального образования, в сущности и формально сильно отличающейся от системы общего образования. И нет у них никаких механизмов понимания. Практика показала, что технология интеллектуального образования(3) позволяет обучить таких студентов основам научного продуктивного мышления за 36 часов специально выстроенного курса(12). После этого они совершенно иначе начинают относиться к предметам профессионального образования. Но здесь надо обратить внимание на ряд принципиальных особенностей такого воздействия и его результатов.

(12) Фролов, А.А., Черняев, И.А. Культура умственного труда [Текст]: учебное пособие / А. А. Фролов, И. А. Черняев. – Екатеринбург: УГМУ, 2014 – 140 с.

Во-первых, время на такое формирование интеллекта в его научно-познавательной модели выделяется за счет курсов профессиональных дисциплин.

Во-вторых, студенты, приобретшие инструментальные познавательные компетенции, вряд ли вернутся, вооруженные ими, к упущенным возможностям общего образования. Поэтому их профессиональное образование, в определенном смысле, все же будет «домом, построенным на песке».

В-третьих. Интеллект, строящийся на любом формальном уровне системы образования, для человека, пришедшего в эту систему, является искусственным, поскольку «до того» его интеллектуальное состояние было размытым, неопределенным и неупорядоченным. Поэтому он не мог эффективно обнаруживать и развивать свои способности, а также успешно решать возникающие перед ним задачи. То есть у него уже был существенный (чаще всего – чужой) опыт «интуитивного» (чаще всего – ошибочного) решения задач. Но этот опыт был! Тогда построенный в процеесе образования искусственный интеллект в критических ситуациях на фоне личностного и общественного опыта оказывается ненужной надстройкой на фоне привычных шаблонных решений, не связанных с пониманием. И он обрушивается. С грохотом, увлекая за собой и другие нужные и полезные компетенции и способности. Это хорошо описано в научно-фантастической повести Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». Научный анализ явления проведен в книге «Технология интеллектуального образования» (3).

Устойчивость приобретенного интеллекта определяется тем, насколько успели «устояться» в сознании и подсознании человека инструменты интеллектуальной деятельности, инструментальные компетенции. То есть, насколько развился автоматизм их использования, подобный автоматизму, развивающемуся при вождении автомобиля. Если этот автоматизм укоренился, и уровень его высок, потери при обрушивании будут невелики, и восстановление пройдет быстро и достаточно безболезненно. В противном случае возможны серьезные проблемы. Отсюда можно сделать следующий вывод. Чем раньше образовательно сформирован искусственный интеллект (научно-познавательный, разумеется), тем с меньшим объемом предыдущего опыта он конкурирует, тем лучше успевает закрепиться автоматизм его использования до встречи с проблемной ситуацией, в которой опыт такого использования и опыт шаблонных подходов могут оказаться в противоречии.

Итак, для адекватности восприятия личностью мира и адекватности реакций на это восприятие, для целеполагания и для развития профессионализма как средства самореализации и достижения целей, необходимо формирование интеллекта. И нет другого пути. Так уж сложилось в процессе эволюции. Сформировать интеллект специальными усилиями можно и у студента в процессе профессионального образования, и у взрослого человека, занятого профессиональной деятельностью. Но лучше сделать это еще раньше, чтобы свести к минимуму образовательные потери на предыдущих уровнях системы образования и чтобы совершить как можно меньше ломающих успешность и саму жизнь ошибок, от которых защищает антивирусная система профессионализма мышления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.007 с.)