Сущность деятельности взрослого человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность деятельности взрослого человека



Деятельность – специфическая, характерная только для человека, форма отношения к окружающему миру. Она представляет собой целесообразное изменение этого мира в интересах людей и является условием существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Поэтому для успешности деятельности, прежде всего, необходима постановка целей, адекватных реальным интересам человека.Слово «адекватность» происходит от латинского adaequatus – приравненный, то есть соразмерный, соответствующий, эквивалентный. Означает это слово соответствие представляемой человеком модели моделируемому объекту или процессу.И неважно, в какой сфере жизни. Адекватность поведения в семье так же важна, как и адекватность в производственной деятельности или в образовании. Адекватность целей и деятельности взрослого человека – первая и важнейшая мера его сущности и социальной значимости в глазах окружающих.

Реальные интересы человека, так или иначе, связаны с его представлениями о смысле жизни. Если проанализировать научные, религиозные и мифологические представления, связанные с местом человека в мире, с его взаимоотношениями с этим миром, то проблему смысла жизни можно свести к простому высказыванию: «Смысл жизни заключается в том, чтобы жить вечно»(4). Вечность индивида достигается возможностью увидеть мир глазами предков и предоставить такую же возможность своим потомкам. Предки донесли до нас мир живым и целостным. Наша задача – обеспечить его передачу потомкам, оставаясь в этом мире и в самих потомках. «Нам надо остаться в жизни, продолжая себя в пространстве и времени, чтобы посмотреть на мир следующих тысячелетий. Мы вплетаемся в ткань мира, чтобы вечно жить в нем и вместе с ним»(4). Способы, которыми человек может уйти в вечность, хорошо известны: посадить дерево, построить дом, вырастить ребенка. Разумеется, этот перечень метафоричен и соответствует общесоциальному уровню деятельности, но в нем есть и прямой смысл жизни индивида – отдельного конкретного человека. И этот смысл тоже заключается в деятельности, в позитивных изменениях мира, которые мы оставляем после себя. Удовлетворяя сугубо личностные потребности человека, такие цели «вплетают» его в общую ткань жизни, оставляют в вечности. Наличие у человека целей, сопоставимых со смыслом жизни – второй из важнейших критериев социальной оценки его сущности.

(4) Фролов А. А. Умом Россию понимать, или примирение россиянина с сетевым маркетингом [Текст] / А. А. Фролов.

 

Чтобы все это сделать, посадить, построить, вырастить – необходимо иметь осознанные цели, адекватные миру и законам, которыми мы его описываем, а также уметь совершать действия, направленные на достижение этих целей. То есть у человека должны быть сформированы соответствующие компетенции и компетентности. Специалист – это человек, прошедший подготовку к определенному конкретному виду деятельности и характеризующийся определенной компетенцией. Эта компетенция может быть реализована человеком, а может и не быть реализована им. Понятие «компетенция» можно рассматривать как синоним понятия «потенциал» (от латинского potentia – сила). Под потенциалом личности понимается совокупность ее возможностей в отношении решения какой-либо задачи или класса задач. Реализацию человеком собственного потенциала, то есть своей компетенции, принято называть самореализацией.

Самореализоваться стремятся все люди, но у большинства это, увы, не получается. В чем же дело? Основных причин – две. И тянутся они из детства. Первая из них состоит в том, что при желании самореализоваться у человека нет необходимых для этого инструментов, прежде всего – инструментов интеллектуальной деятельности. То есть, в конечном счете, необходимых компетенций. Это очень хорошо просматривается у детей, для подавляющего большинства которых характерно противоречие между стремлением к самореализации и отсутствием компетенций – недостаточностью обученности. Вторая причина обусловлена неумением работать, использовать передаваемые в процессе обучения компетенции. Это означает отсутствие стремления к самосовершенствованию, развитию своей социальной и индивидуальной компетентности, максимально возможному использованию своего потенциала на благо общества и самого себя. Процесс формирования и развития компетентности психологи называют самоактуализацией. На сущность этого процесса указывает происхождение слова. Первая его часть – «само» – отражает совокупность личностных свойств человека, видение им своей сущности, своего потенциала. Вторая часть происходит от латинского «actus» – поступок, деятельность. Это указывает на деятельность, имеющую ощутимый и измеримый результат, на практическое осуществление задуманного. Следовательно, мало быть специалистом, обладающим определенными компетенциями. Надо уметь пользоваться этими компетенциями, совершая как можно меньше принципиальных ошибок, причем объективно, в реальности, а не только в своем представлении. Умеющий это специалист называется профессионалом – человеком, которому не стыдно официально и публично заявить о предмете своих знаний и умений, своих деятельностных интересов. Именно этот смысл вкладывался в латинское слово profiteor. Третий критерий социальной оценки сущности взрослого человека – его профессионализм, компетентность в избранной области трудовой деятельности. Труд при этом понимается как осознанная, целенаправленная, общественно-полезная деятельность. И вновь необходимо подчеркнуть, что эта избранная деятельность может быть любой – научной, производственной, образовательной, семейной. Везде и всюду «без труда не вынуть рыбку из пруда». А безусловно, гарантированно успешен только профессиональный труд.

Итак, мы выявили три основных грани, три стороны социальной сущности взрослого человека, по которым оцениваем его, «примеряя» для контакта, партнерства, одобрения и подражания. Да и сам человек осознанно или подсознательно все время живет в пространстве этих граней во всех своих жизненных проявлениях. Наши семейные, рабочие и прочие неурядицы происходят из поведенческих ошибок, обусловленных неадекватностью восприятия ситуаций. С другой стороны, успех и успешность наступают в случаях адекватности этого восприятия и соответствующей адекватности поведения. За частоколом мелких «целей» (купить колбасу к ужину или автомобиль, окончить зачем-то вуз, купить детскую коляску дороже, чем у соседки) люди склонны не видеть генеральную жизненную линию, прочерченную целью, сопоставимой со смыслом жизни. Наконец, мы часто рассуждаем «об образовании» как самоцели, не понимая необходимости формирования для достижения успешности компетенций (умений) и компетентностей (профессионализма). Никто не платит денег работнику за профессию. Деньги платят за профессионализм.

Непонимание сущности этих трех граней человеческого бытия приводит к неудачам во всех сферах жизни. Но ведь человек-то считает, что он учился! (он просто не понимает, не осознает, что НЕ научился ). Человек считает, что он работал! Не понимая того, что он не произвел должного продукта в должных количестве и качестве: просто работал и ожидал за это вознаграждения. Но продукта нет или он непригоден для использования, и вознаграждение отсутствует или не устраивает «работника». И он чувствует себя обманутым. У человека возникает фрустрация (от латинского frustration – обман, тщетное ожидание) – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Обычно этого вполне достаточно, чтобы отравить жизнь и себе и окружающим, особенно – близким людям.

Как же люди ухитряются так исказить важнейшие грани своего бытия? Где и какие ошибки они совершают для того, чтобы стать не всегда адекватными в оценках и поведении, не имеющими целей, сопоставимых по значимости со смыслом жизни, не сформировавшими и не развившими у себя компетентностей, позволяющих достойно жить и с удовольствием работать? Где корни этих ошибок? Как и когда их устранять или исправлять?

 

Цели человека и смысл жизни

В первой главе, в связи с рассмотрением успешности, было приведено определение В. И. Даля для цели. Здесь имеет смысл его повторить: «Цель – мета, предмет, в который кто метит, наводит, старается попасть; конечное желание, стремление, намеренье, чего кто силится достигнуть». Обратим внимание на ключевое слово – «конечное». Именно это прилагательное позволяет четко различить цель и «не цель». Если человек в качестве целей называет мелкие, сиюминутные, рубежи, то он затрудняется ответить на вопрос: «Зачем?» в отношении достижения этих рубежей. Именно умение отвечать на этот вопрос и, последовательно задавая его себе, приходить к реальной, масштабной цели, сопоставимой со смыслом жизни, выводит человека на дорогу к успешности. А действительно успешным как мы выяснили, может быть только хороший человек, цели которого не входят в непримиримое противоречие с интересами общества.

Здесь необходимо отметить, что в Вечности нет имен. Какое-то время даже самых знаменитых при жизни людей помнят, затем результаты их деятельности отделяются от имени, и имя постепенно стирается в общественной памяти. Разумеется, специалисты, в частности, историки, сохраняют и имена людей, сделавших что-либо значимое для общества. Однако общество в целом этих имен не помнит. Так, например, мало кто знает, кем был Александр Михайлович Прохоров. А ведь след деятельности этого человека присутствует практически в каждом доме в виде лазера того или иного назначения. Но эта социальная безвестность не принижает ценности личности. Причем – любой личности, академика или домохозяйки. Ведь не имеет значения, сам ты создал нечто новое и значимое для общества, или хорошо воспитывал своих детей. Они, в свою очередь, поддержали совершенно неизвестного тебе человека, что позволило ему сделать это значимое. Поэтому «работа на памятник», на оставление «следа в истории» бессмысленна. ТАМ, в Вечности, уже совершенно безразлично, хвалу или хулу поют нам коллеги по общественной жизни. Важно, чтобы мы сами, при жизни, осознавали себя необходимой структурной единицей общества, неразрывно связанной с ним предками, потомками и вплетенной в непрерывную деятельность, не нами начатую и не на нас кончающуюся. Только при таком ощущении себя в мире человек может осознать свою генеральную жизненную линию. А эта линия направляется и поддерживается целью, сопоставимой со смыслом жизни.

Итак, даже не для выбора цели, а для представления ее необходимого личностного масштаба требуется осознание. А это – интеллектуальная операция. Интеллект является и целью, и, главное, средством формирования образа человека. То есть это формирование должно происходить в процессе образовательной деятельности. Общественное мнение предполагает, что важнейшей (по крайней мере, внешней) чертой социального бытия человека является его профессиональная деятельность. Успех в этом виде деятельности обусловлен, наряду с другими факторами, специальной подготовкой, снабжающей работника необходимыми компетенциями. Такие компетенции формируются в процессе профессионального образования – начального, среднего или высшего.

Профессиональное образование, во-первых, в любом случае требует определенной интеллектуальной деятельности. При этом молчаливо предполагается, что основные инструменты такой деятельности уже сформированы субъектом к моменту вступления на путь профессионального образования. В отсутствие инструментов интеллектуальной деятельности возникновение и развитие профессиональных компетенций просто невозможно. Человек, обучающийся в системе профессионального образования, в отсутствие интеллектуального инструментария не может ни воспринимать, ни транслировать и применять полученные знания, умения и навыки. Во-вторых, профессиональное образование занимает немалый промежуток времени. Времени взрослого или взрослеющего человека, у которого кроме этого есть еще немало интересов и дел, необходимых для самореализации и самоактуализации его личности. Профессионализм же, как мы выяснили, является неотъемлемой частью сущности взрослого человека и, соответственно, смысла его жизни. Поэтому достижение профессионализма в любой области деятельности человека, несомненно, является одной из целей. Отсюда с очевидностью следует, что профессиональное образование, лежащее в основе профессионализма, составляет важную часть дороги к этой цели. Соответственно и отношение к профессионально-образовательной деятельности должно быть осознанным и ответственным.

В то же время, по крайней мере, в нашей стране, подавляющим большинством претендентов на получение профессионального образования (особенно – высшего) сущность его в реальности рассматривается как ненужное приложение к документу об образовании. Это большинство наивно полагает, что диплом сам по себе гарантирует получение определенных жизненных благ без каких-либо трудозатрат. И оно, большинство, поступает в вузы, выбирая специальности либо наугад, либо по каким-то странным критериям. Чего стоит только ставший уже традицией выбор большинством специальностей, находящихся в рейтинге социального спроса далеко за сотыми местами. Даже властные структуры нашей страны обеспокоились чудовищным объемом производства юристов, экономистов и менеджеров гостиничного бизнеса и туризма. Впоследствии выпускники этих вузов торгуют на разного рода рынках и работают в сфере услуг. Если вообще работают. О какой профессиональной компетентности здесь можно говорить? Так что не все в порядке у людей с постановкой целей, сопоставимых со смыслом жизни.

Да и за пределами работы масштабные личностные цели, связанные, в частности, с семьей, детьми, развитием общества и его возможностей, не отражаются в сознании большинства людей. Хотелось сказать: «Отражаются в кривом зеркале индивидуального сознания человека». Нет, просто не отражаются, и все. Тогда что же там, в голове этого большинства? Набор шаблонов, порожденных коллективным бессознательным(5). А этот набор всегда консервативен и потому заведомо отстает от темпа развития общества, не отвечая его сегодняшним запросам. Для соответствия таким запросам надо думать в каждом конкретном случае – то есть осознанно сопоставлять информацию с целью принятия обоснованного решения, думать. А вот думать-то и нечем.

(5) Юнг, К. Г. Человек и его символы [Текст] / К. Г. Юнг. – СПб.: БСК, 1996. – 454 с.

 

Практика показала, что в наши дни высшее профессиональное образование не формирует механизмов и инструментов интеллектуальной деятельности. Поэтому большинство современных студентов не может реально учиться. И не учится. В одном из публичных выступлений федеральный министр образования и науки оценил количество реально обучающихся студентов вузов в 15% от общего числа студентов. Эта оценка явно завышена. Сами студенты, рассматривая свое отношение к учебе и отношение к ней своих однокашников, называют «не более 10%». Так что со специалистами и, тем более, профессионалами, у нас достаточно напряженная ситуация. Вот и падают ракеты, слишком часто ошибаются медики, непонятно чему учат педагоги. В такой обстановке даже работа в сфере специальности, полученной в процессе образования, становится занудливой механической обязанностью. Профессиональное образование и работа, с одной стороны, и постановка целей, с другой стороны, оказываются в отрыве друг от друга и идут по жизни конкретного человека, не пересекаясь друг с другом. Цели при этом подменяются мечтами. А мечтой называется модель реальности, сконструированная человеком так, что максимально успешный результат в его представлении достигается при минимуме (отсутствии) реальных усилий.

Итак, для большинства молодых людей, пришедших в профессиональное образование, процесс этого образования не обеспечивает формирования инструментария интеллектуальной деятельности. В то же время именно этот инструментарий и только он может обеспечить адекватность восприятия человеком явлений окружающего мира и своего внутреннего мира. Без этого инструментария невозможны постановка и достижение целей, адекватных условиям существования конкретного человека и по значимости сопоставимых со смыслом его жизни. Для понимания этого положения необходимо рассмотреть сущность и технологию процесса целеполагания и понять, на какие инструментальные возможности мышления этот процесс должен опираться. При этом рассмотрении также станет ясной роль работы и профессионализма (который предполагается в результате профессионального образования) в постижении и достижении целей.

 

Целеполагание

Удивительно, как много в наше время тренингов по целеполаганию. И практически все они, как минимум, не соответствуют поставленной задаче. Потому что не содействуют постановке целей, сопоставимых со смыслом жизни. Первый, и главный, недостаток этих тренингов – как правило, «мелкоцелье» и/или просто отсутствие реальных целей. Декларация в качестве цели покупки компьютера или автомобиля никак не вяжется с масштабом Вечности. Поэтому человек с легкостью отодвигает достижение таких «целей», подсознательно заменяя их еще более мелкими, еще более дробными «целями». Как-то одна дама – начинающая предпринимательница – похвасталась, что в результате прохождения такого тренинга поставила аж пятьдесят три цели! Это ведь с ума сойти можно! По-видимому, сюда входит даже покупка колбасы к ужину. Человек запутывается в этом «мелкоцелье» и не может определить приоритетных направлений деятельности, в которые надо вложить все усилия или, по крайней мере, существенную их часть. Второй недостаток тренингов целеполагания – сведение целей к зарабатыванию денег в качестве самоцели. В таком случае, с одной стороны, человек в любой момент имеет возможность остановиться, удовлетворившись достигнутым уровнем этого зарабатывания. А жизненной цели как не было, так и нет. С другой стороны, некоторые участники таких тренингов принимают «условия игры», и продолжение зарабатывания денег остается для них самоцелью. Ну, здесь вообще нельзя говорить о целях, поскольку природа не предусмотрела в теле человека ни одного отверстия, предназначенного для засовывания туда именно денег.

Третий существенный недостаток большинства тренингов целеполагания – опора на мечту, которая может быть реализована в процессе достижения цели. В предыдущем разделе было отмечено такое качество мечты, как возможность реализации ее только в представлении человека без затрат реальных усилий. Людям, читавшим русскую литературную классику, знакомы такие персонажи, как Манилов и Обломов. Что-что, а мечтать они умели. Но даже пальцем пошевелить для реализации этих мечтаний не могли. Потому что не были этому обучены. А уж затем на этой почве у них развилась знаменитая русская лень. И жизнь прошла бесцельно. Они ничего не создали такого, что продолжило бы их в Вечности. Поэтому знаменитое тренинговое «мечтайте, и все сбудется!» как минимум бесполезно, а вообще-то вредно и даже опасно. У преобладающего большинства последовавших этому призыву мечта отождествляется с целью, при этом сама цель подменяется этапами достижения неосознаваемой или не вполне осознаваемой цели.

В то же время связь между мечтой и целью существует: мечта должна являться пусковым фактором для постановки и последующего достижения цели. Но не более того.

Профессиональная карьера и управление ею невозможны без четкого целеполагания – сущностного и масштабного, на уровне реальных жизненных ценностей. Процедура такого целеполагания описана достаточно детально(6). Понимание цели (по В. И. Далю) как конечного желания, намерения указывает на ее связь с потребностями личности и представляющими их желаниями. В психологии потребностью называется состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах (в том числе – процессах), необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. А желанием называется одна из форм психического переживания потребностей.

__________________________________________________________

(6) Управление профессиональной карьерой [Текст]: коллективная монография / под ред. Е. Б. Перелыгиной, д. психол. н., проф., акад. МААН, АБОиП. – М.: Изд-во «Альтекс», 2007. – 260 с. (С. 177–184).

 

Много путаницы в отношении к процедуре целеполагания связано с неразличением субстанциональных и функциональных потребностей. Первые обусловлены инстинктами –генетически закрепленными формами поведения и психического отражения, общими для всех представителей данного вида. Удовлетворение этих потребностей не формирует представлений об успехе и успешности и потому не требует процедуры целеполагания. Достаточно, например: просто съесть что-нибудь съедобное; прочитать какую-нибудь книжку; спрятаться в пещеру и т. д., не делая из этого проблем. Вторые – функциональные – потребности побуждают к деятельности, связанной с социальными аспектами поведения человека. Важнейший социальный аспект поведения человека – это его социальная роль.

Если люди участвуют в какой-либо совместной деятельности, имеющей общую для них цель, они объединяются в группы. Каждый член группы занимает в ней определенное положение. Это положение заставляет человека вести себя в соответствии со сложившимися социальными нормами. Такое поведение принято называть социальной ролью. Роль отражает представление человека о сущности своей личности и её поведенческих проявлениях в различных ситуациях. Это представление человек не только принимает сам, но и предлагает принять его другим людям, участвующим в ситуациях. Ролевое самоосознание является способом перевода своих осознанных сущностных, субстанциональных, потребностей в потребности функциональные. В процессе целеполагания недостаточно выделения и осознания важнейших ролей, присущих личности: необходимо их расположение в системе приоритетов, то есть в последовательности по убывающей важности для личности. Можно сказать, что личность характеризуется ограниченным, в принципе осознаваемым набором жизненно важных ролей, расположенных в жестком для данной личности в данный период времени приоритетном порядке.

В результате процедуру целеполагания можно представить в виде, соответствующем схеме рис. 2.

 

 

Л И Ч Н О С Т Ь

 

       
   

 


С и с т е м а п р и о р и т е т о в р о л е й

 

   
 
 
 
Система приоритетов целей

 

 


Рис. 2. Схематическое изображение структуры целеполагания(6)

 

Как только цель поставлена, остается спланировать и реализовать программу действий, направленных на достижение поставленной цели. Если существуют план и программа достижения цели, то это достижение обусловлено уже исключительно личностными качествами и возможностями человека, который не может не осознавать этого. Тогда по мере достижения цели складывается ситуация успеха. Систематическое воспроизведение успеха в результате осознанного целеполагания неизбежно приводит к формированию такого свойства личности как успешность. Восхождение личности к успешности в связи с целеполаганием достаточно детально рассмотрено в работе (6).

Так чего же нам так нехватает для реализации столь простого и эффективного подхода к целеполаганию?

1. Прежде всего, людей, в системах как общего, так и профессионального образования, не обучают четкости осознания своих жизненных реалий и запросов на уровне определений понятий. И если в случае общего образования это «всего-навсего» нарушение образовательного стандарта, то в профессиональном образовании – производство и даже перепроизводство «специалистов», не понимающих, чем они занимаются и не желающих заниматься тем, для чего их готовили. В итоге речь идет о массовой неадекватности восприятия трудовой деятельности и профессиональной подготовки к ней. Что уж тут говорить о профессионализме! А ведь выбор профессии и реализация себя в ней – существенная часть человеческой жизни и её смысла.

2. Практика образовательной и правоохранительной деятельности показывает, что большинство людей затрудняется в планировании деятельности, особенно – долговременном. Это происходит в связи с непониманием конкретным человеком причинно-следственных связей между жизненно значимыми для него явлениями. Отсюда – проблемы в установлении взаимосвязи между своими реальными потребностями, целями, которых надо достичь для удовлетворения этих потребностей и способами достижения. На уровне коллективного бессознательного в общем и профессиональном образовании для обучения установлению причинно-следственных связей рассматривается большое количество законов, являющихся модельным представлением таких связей. Однако обучающимися (да и преподавателями) законы рассматриваются как некие правила непонятного происхождения, подлежащие заучиванию. Это в принципе блокирует понимание в данном направлении образования.

3. Как только человек поставил перед собой цель в рассмотренном выше смысле, он этим самым задал (то есть дал достаточно) необходимую информацию о том, как будет развиваться его деятельность по достижению цели. Это означает, что он сформулировал задачу. А задачи никогда не решаются путем озарения – это вредные сказки несостоятельных педагогов и несостоявшихся в успешности людей. Решение задачи – это определенная работа, делающая достижение поставленной цели неотвратимым как для описания падения материальной точки, так и для выращивания умного и здорового ребенка. Именно для этого в образовательных программах предусмотрено решение разного рода задач. Однако непонимание законов, на основании которых решаются эти задачи, делает такое решение бессмысленной игрой в угадывание и списывание. Вот и достижение цели выливается в ожидание принца на корабле с алыми парусами или надежду на иное благоприятное стечение обстоятельств: «повезет – не повезет».

Таким образом, становится понятно, что профессиональное образование само по себе не дает инструментария понимания того, что происходит вокруг человека и в его внутреннем мире. Мы уже выяснили, что любые компетенции немыслимы без соответствующего инструментария: обученность предполагает инструментальное исполнение. А без компетенций невозможна и компетентность, являющаяся основой профессионализма.

Можно с уверенностью предположить, что если компетентность в какой-либо сфере деятельности и, следовательно, профессионализм, присущи конкретному человеку с его особенностями, способностями и возможностями, то профессионализм во владении инструментами понимания должен быть доступен любому человеку. В отсутствие психических патологий, разумеется. Это дорога эволюционного развития человека, и мы идем по ней, хотя и находимся в самом начале пути.

Успех и успешность

Итак, «успех» – от «успеть»: своевременно вскочить на подножку уходящего поезда. Иногда это получается, иногда – нет. Но всегда это – экстрим. Вероятность успеха повышается при наличии необходимых для данной деятельности компетенций, то есть соответствующей обученности. Хорошая подготовка позволяет успешно запрыгивать на подножки – правда, с риском и все же разово. «Успеховый» человек чаще всего рассчитывает на везение, удачу. У него затруднен трезвый расчет ситуаций.

Для того, чтобы успех достигался систематически, необходимо столь же систематически пользоваться приобретенными компетенциями. А это уже путь к компетентностям. И смысл профессиональной деятельности человека состоит не в том, чтобы постоянно совершать подвиги в поисках и ожидании удачи, а в том, чтобы квалифицированным трудом на основе сформированной компетентности заслуженно приобрести билет в купе современного поезда и ехать к выбранной станции назначения – с комфортом и удовольствием. Никуда не прыгая. Это – успешность. «Успешный» человек, в отличие от «успехового», все рационально осмысляет и принимает решения на основе осознанного сопоставления информации. То есть думает.

Метафоры, конечно, хороши, но главное здесь – в том, что успешность вырастает из успехов, как компетентность вырастает из компетенций. Эта связь подтверждена общественной практикой. Если компетенция является уделом специалиста, то компетентность – неотъемлемая черта профессионала, который в рамках этой самой компетенции принципиальных ошибок не совершает. Поэтому рассмотрим роль профессионализма человека в достижении им успешности.

Ранее мы уже отметили: на социальном уровне успешность взрослого человека связывается, в основном, с его профессиональной деятельностью. Это выражается в общественном признании профессионала – в частности, через повышенную, по сравнению со специалистами, оплату его труда. Правда, здесь есть проблемы. Так, в условиях конкуренции профессионализм (особенно в сфере обслуживания, медицине и других подобных сферах) декларируется фирмами и отдельными специалистами еще до проверки спросом и, соответственно, практикой. Это серьезно компрометирует деятельность реальных профессионалов. Как следствие, со временем та же конкуренция приводит к росту уровня оплаты их труда. Однако длительное время распознавания обществом профессионализма работы без её достойной оплаты плохо влияет на привлечение в данную профессиональную деятельность нужных специалистов. В результате возникают существенные расхождения между реальными нуждами и запросами общества с одной стороны и искусственным «раздуванием» представлений о престижности той или иной специальности без должного обеспечения качества образования. Выше уже приводился пример с перепроизводством экономистов и юристов, качество образования которых не приводит к формированию у них необходимых компетенций и компетентностей.

В то же время в этих областях деятельности всем хорошо известны имена профессионалов и размеры их заслуженных высоких гонораров. В чем дело, почему социально признанная успешность людей, принадлежащих к одной и той же профессии, столь различна? Ответ предельно прост. Деньги платят не за профессию, а за профессионализм. А профессионализм требует сформированности компетентностей. Компетенции обусловлены осознанным усердным, кропотливым, непрерывным обучением. Возможно, при этом на протяжении некоторого времени человеку придется выбирать между качеством своей учебной деятельности и реализацией других желаний или намерений. Главная проблема здесь состоит в том, что молодые люди, приходящие в профессиональное образование, просто не умеют учиться. Не научили их этому в школе. Запоминание, заучивание без понимания, позволяют соблюсти непонятного происхождения оценочные формальности в школе. Но думать – осознанно сопоставлять информацию с целью выработки суждения и умозаключения – современная школа в принципе не учит. Не умеющие думать студенты переносят в профессиональное образование «школярское» отношение к обучению, в результате чего обученность (реальное приобретение компетенций) для большинства из них не состоится. Это явление существовало всегда, во все времена и во всех обществах. Однако количество недумающих и, следовательно, непригодных для развития профессионализма, катастрофически растет. Если в «отвалы» уходит около 90% (и это признается обществом) обучающихся в системе профессионального образования, то повод для беспокойства о нашем будущем, несомненно, есть. Количество неуспешных людей становится опасным – рано или поздно они придут в состояние конфликта с заслуженно успешными людьми.

Но компетенции определяют лишь возможность успеха в трудовой деятельности. Перерастание их в компетентности предполагает постоянное и непрерывное приложение компетенций в практике этой деятельности. То есть, формируя компетенции, необходимо осознанно систематически ими пользоваться. Процедура осознания, осмысления, понимания (в данном случае это – синонимы) является чисто интеллектуальной операцией. А здесь без умения думать уже просто невозможно что-либо сделать. Здесь самое время вспомнить об интеллекте как совокупности психических механизмов, обеспечивающих адекватность восприятия мира и адаптационных реакций личности(1). Но раз механизмы, пусть даже с причудливо личностными особенностями, значит, их можно формировать и транслировать (передавать). Профессиональное образование предполагает, что в него приходят люди с уже сформированными такими механизмами. И ошибается в своих предположениях. Поэтому из примерно 10% обучающихся в системе профессионального образования, сформировавших хоть какие-то профессиональные компетенции, лишь крайне незначительное число дорастает до формирования компетентностей. И только люди из этого числа по-настоящему успешны. Они понимают свою работу, а потому любят её и с удовольствием ею занимаются. Они систематически достигают успехов в этой работе, и заинтересованное общество признает эти успехи и оплачивает их. В результате профессионалы, как правило, становятся успешными и в быту. В их понимании, разумеется, а это – главное для личности.

Из всего сказанного здесь, в этом разделе книги, следует очень простой вывод. Успех, даже случайный, вероятен для любого специалиста, сформировавшего хоть какую-то профессиональную компетенцию. Правда, за случайный успех, как правило, приходится дорого платить. Например, за успех в нарушении закона. По-настоящему успешным, то есть систематически достигающим успеха, может быть только профессионал, развивший из полученных компетенций необходимые компетентности. И неважно, в какой области деятельности. Профессиональные рабочий, врач, научный работник, домохозяйка (перечень охватывает все виды деятельности человека) одинаково ценны для себя, близких людей и всего общества. Статус, которым человек должен гордиться, это статус профессионала в какой-либо области деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.049 с.)