Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность деятельности взрослого человека
Деятельность – специфическая, характерная только для человека, форма отношения к окружающему миру. Она представляет собой целесообразное изменение этого мира в интересах людей и является условием существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Поэтому для успешности деятельности, прежде всего, необходима постановка целей, адекватных реальным интересам человека.Слово «адекватность» происходит от латинского adaequatus – приравненный, то есть соразмерный, соответствующий, эквивалентный. Означает это слово соответствие представляемой человеком модели моделируемому объекту или процессу.И неважно, в какой сфере жизни. Адекватность поведения в семье так же важна, как и адекватность в производственной деятельности или в образовании. Адекватность целей и деятельности взрослого человека – первая и важнейшая мера его сущности и социальной значимости в глазах окружающих. Реальные интересы человека, так или иначе, связаны с его представлениями о смысле жизни. Если проанализировать научные, религиозные и мифологические представления, связанные с местом человека в мире, с его взаимоотношениями с этим миром, то проблему смысла жизни можно свести к простому высказыванию: «Смысл жизни заключается в том, чтобы жить вечно»(4). Вечность индивида достигается возможностью увидеть мир глазами предков и предоставить такую же возможность своим потомкам. Предки донесли до нас мир живым и целостным. Наша задача – обеспечить его передачу потомкам, оставаясь в этом мире и в самих потомках. «Нам надо остаться в жизни, продолжая себя в пространстве и времени, чтобы посмотреть на мир следующих тысячелетий. Мы вплетаемся в ткань мира, чтобы вечно жить в нем и вместе с ним»(4). Способы, которыми человек может уйти в вечность, хорошо известны: посадить дерево, построить дом, вырастить ребенка. Разумеется, этот перечень метафоричен и соответствует общесоциальному уровню деятельности, но в нем есть и прямой смысл жизни индивида – отдельного конкретного человека. И этот смысл тоже заключается в деятельности, в позитивных изменениях мира, которые мы оставляем после себя. Удовлетворяя сугубо личностные потребности человека, такие цели «вплетают» его в общую ткань жизни, оставляют в вечности. Наличие у человека целей, сопоставимых со смыслом жизни – второй из важнейших критериев социальной оценки его сущности.
(4) Фролов А. А. Умом Россию понимать, или примирение россиянина с сетевым маркетингом [Текст] / А. А. Фролов.
Чтобы все это сделать, посадить, построить, вырастить – необходимо иметь осознанные цели, адекватные миру и законам, которыми мы его описываем, а также уметь совершать действия, направленные на достижение этих целей. То есть у человека должны быть сформированы соответствующие компетенции и компетентности. Специалист – это человек, прошедший подготовку к определенному конкретному виду деятельности и характеризующийся определенной компетенцией. Эта компетенция может быть реализована человеком, а может и не быть реализована им. Понятие «компетенция» можно рассматривать как синоним понятия «потенциал» (от латинского potentia – сила). Под потенциалом личности понимается совокупность ее возможностей в отношении решения какой-либо задачи или класса задач. Реализацию человеком собственного потенциала, то есть своей компетенции, принято называть самореализацией. Самореализоваться стремятся все люди, но у большинства это, увы, не получается. В чем же дело? Основных причин – две. И тянутся они из детства. Первая из них состоит в том, что при желании самореализоваться у человека нет необходимых для этого инструментов, прежде всего – инструментов интеллектуальной деятельности. То есть, в конечном счете, необходимых компетенций. Это очень хорошо просматривается у детей, для подавляющего большинства которых характерно противоречие между стремлением к самореализации и отсутствием компетенций – недостаточностью обученности. Вторая причина обусловлена неумением работать, использовать передаваемые в процессе обучения компетенции. Это означает отсутствие стремления к самосовершенствованию, развитию своей социальной и индивидуальной компетентности, максимально возможному использованию своего потенциала на благо общества и самого себя. Процесс формирования и развития компетентности психологи называют самоактуализацией. На сущность этого процесса указывает происхождение слова. Первая его часть – «само» – отражает совокупность личностных свойств человека, видение им своей сущности, своего потенциала. Вторая часть происходит от латинского «actus» – поступок, деятельность. Это указывает на деятельность, имеющую ощутимый и измеримый результат, на практическое осуществление задуманного. Следовательно, мало быть специалистом, обладающим определенными компетенциями. Надо уметь пользоваться этими компетенциями, совершая как можно меньше принципиальных ошибок, причем объективно, в реальности, а не только в своем представлении. Умеющий это специалист называется профессионалом – человеком, которому не стыдно официально и публично заявить о предмете своих знаний и умений, своих деятельностных интересов. Именно этот смысл вкладывался в латинское слово profiteor. Третий критерий социальной оценки сущности взрослого человека – его профессионализм, компетентность в избранной области трудовой деятельности. Труд при этом понимается как осознанная, целенаправленная, общественно-полезная деятельность. И вновь необходимо подчеркнуть, что эта избранная деятельность может быть любой – научной, производственной, образовательной, семейной. Везде и всюду «без труда не вынуть рыбку из пруда». А безусловно, гарантированно успешен только профессиональный труд.
Итак, мы выявили три основных грани, три стороны социальной сущности взрослого человека, по которым оцениваем его, «примеряя» для контакта, партнерства, одобрения и подражания. Да и сам человек осознанно или подсознательно все время живет в пространстве этих граней во всех своих жизненных проявлениях. Наши семейные, рабочие и прочие неурядицы происходят из поведенческих ошибок, обусловленных неадекватностью восприятия ситуаций. С другой стороны, успех и успешность наступают в случаях адекватности этого восприятия и соответствующей адекватности поведения. За частоколом мелких «целей» (купить колбасу к ужину или автомобиль, окончить зачем-то вуз, купить детскую коляску дороже, чем у соседки) люди склонны не видеть генеральную жизненную линию, прочерченную целью, сопоставимой со смыслом жизни. Наконец, мы часто рассуждаем «об образовании» как самоцели, не понимая необходимости формирования для достижения успешности компетенций (умений) и компетентностей (профессионализма). Никто не платит денег работнику за профессию. Деньги платят за профессионализм. Непонимание сущности этих трех граней человеческого бытия приводит к неудачам во всех сферах жизни. Но ведь человек-то считает, что он учился! (он просто не понимает, не осознает, что НЕ научился ). Человек считает, что он работал! Не понимая того, что он не произвел должного продукта в должных количестве и качестве: просто работал и ожидал за это вознаграждения. Но продукта нет или он непригоден для использования, и вознаграждение отсутствует или не устраивает «работника». И он чувствует себя обманутым. У человека возникает фрустрация (от латинского frustration – обман, тщетное ожидание) – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Обычно этого вполне достаточно, чтобы отравить жизнь и себе и окружающим, особенно – близким людям.
Как же люди ухитряются так исказить важнейшие грани своего бытия? Где и какие ошибки они совершают для того, чтобы стать не всегда адекватными в оценках и поведении, не имеющими целей, сопоставимых по значимости со смыслом жизни, не сформировавшими и не развившими у себя компетентностей, позволяющих достойно жить и с удовольствием работать? Где корни этих ошибок? Как и когда их устранять или исправлять?
Цели человека и смысл жизни В первой главе, в связи с рассмотрением успешности, было приведено определение В. И. Даля для цели. Здесь имеет смысл его повторить: «Цель – мета, предмет, в который кто метит, наводит, старается попасть; конечное желание, стремление, намеренье, чего кто силится достигнуть». Обратим внимание на ключевое слово – «конечное». Именно это прилагательное позволяет четко различить цель и «не цель». Если человек в качестве целей называет мелкие, сиюминутные, рубежи, то он затрудняется ответить на вопрос: «Зачем?» в отношении достижения этих рубежей. Именно умение отвечать на этот вопрос и, последовательно задавая его себе, приходить к реальной, масштабной цели, сопоставимой со смыслом жизни, выводит человека на дорогу к успешности. А действительно успешным как мы выяснили, может быть только хороший человек, цели которого не входят в непримиримое противоречие с интересами общества. Здесь необходимо отметить, что в Вечности нет имен. Какое-то время даже самых знаменитых при жизни людей помнят, затем результаты их деятельности отделяются от имени, и имя постепенно стирается в общественной памяти. Разумеется, специалисты, в частности, историки, сохраняют и имена людей, сделавших что-либо значимое для общества. Однако общество в целом этих имен не помнит. Так, например, мало кто знает, кем был Александр Михайлович Прохоров. А ведь след деятельности этого человека присутствует практически в каждом доме в виде лазера того или иного назначения. Но эта социальная безвестность не принижает ценности личности. Причем – любой личности, академика или домохозяйки. Ведь не имеет значения, сам ты создал нечто новое и значимое для общества, или хорошо воспитывал своих детей. Они, в свою очередь, поддержали совершенно неизвестного тебе человека, что позволило ему сделать это значимое. Поэтому «работа на памятник», на оставление «следа в истории» бессмысленна. ТАМ, в Вечности, уже совершенно безразлично, хвалу или хулу поют нам коллеги по общественной жизни. Важно, чтобы мы сами, при жизни, осознавали себя необходимой структурной единицей общества, неразрывно связанной с ним предками, потомками и вплетенной в непрерывную деятельность, не нами начатую и не на нас кончающуюся. Только при таком ощущении себя в мире человек может осознать свою генеральную жизненную линию. А эта линия направляется и поддерживается целью, сопоставимой со смыслом жизни.
Итак, даже не для выбора цели, а для представления ее необходимого личностного масштаба требуется осознание. А это – интеллектуальная операция. Интеллект является и целью, и, главное, средством формирования образа человека. То есть это формирование должно происходить в процессе образовательной деятельности. Общественное мнение предполагает, что важнейшей (по крайней мере, внешней) чертой социального бытия человека является его профессиональная деятельность. Успех в этом виде деятельности обусловлен, наряду с другими факторами, специальной подготовкой, снабжающей работника необходимыми компетенциями. Такие компетенции формируются в процессе профессионального образования – начального, среднего или высшего. Профессиональное образование, во-первых, в любом случае требует определенной интеллектуальной деятельности. При этом молчаливо предполагается, что основные инструменты такой деятельности уже сформированы субъектом к моменту вступления на путь профессионального образования. В отсутствие инструментов интеллектуальной деятельности возникновение и развитие профессиональных компетенций просто невозможно. Человек, обучающийся в системе профессионального образования, в отсутствие интеллектуального инструментария не может ни воспринимать, ни транслировать и применять полученные знания, умения и навыки. Во-вторых, профессиональное образование занимает немалый промежуток времени. Времени взрослого или взрослеющего человека, у которого кроме этого есть еще немало интересов и дел, необходимых для самореализации и самоактуализации его личности. Профессионализм же, как мы выяснили, является неотъемлемой частью сущности взрослого человека и, соответственно, смысла его жизни. Поэтому достижение профессионализма в любой области деятельности человека, несомненно, является одной из целей. Отсюда с очевидностью следует, что профессиональное образование, лежащее в основе профессионализма, составляет важную часть дороги к этой цели. Соответственно и отношение к профессионально-образовательной деятельности должно быть осознанным и ответственным. В то же время, по крайней мере, в нашей стране, подавляющим большинством претендентов на получение профессионального образования (особенно – высшего) сущность его в реальности рассматривается как ненужное приложение к документу об образовании. Это большинство наивно полагает, что диплом сам по себе гарантирует получение определенных жизненных благ без каких-либо трудозатрат. И оно, большинство, поступает в вузы, выбирая специальности либо наугад, либо по каким-то странным критериям. Чего стоит только ставший уже традицией выбор большинством специальностей, находящихся в рейтинге социального спроса далеко за сотыми местами. Даже властные структуры нашей страны обеспокоились чудовищным объемом производства юристов, экономистов и менеджеров гостиничного бизнеса и туризма. Впоследствии выпускники этих вузов торгуют на разного рода рынках и работают в сфере услуг. Если вообще работают. О какой профессиональной компетентности здесь можно говорить? Так что не все в порядке у людей с постановкой целей, сопоставимых со смыслом жизни.
Да и за пределами работы масштабные личностные цели, связанные, в частности, с семьей, детьми, развитием общества и его возможностей, не отражаются в сознании большинства людей. Хотелось сказать: «Отражаются в кривом зеркале индивидуального сознания человека». Нет, просто не отражаются, и все. Тогда что же там, в голове этого большинства? Набор шаблонов, порожденных коллективным бессознательным(5). А этот набор всегда консервативен и потому заведомо отстает от темпа развития общества, не отвечая его сегодняшним запросам. Для соответствия таким запросам надо думать в каждом конкретном случае – то есть осознанно сопоставлять информацию с целью принятия обоснованного решения, думать. А вот думать-то и нечем. (5) Юнг, К. Г. Человек и его символы [Текст] / К. Г. Юнг. – СПб.: БСК, 1996. – 454 с.
Практика показала, что в наши дни высшее профессиональное образование не формирует механизмов и инструментов интеллектуальной деятельности. Поэтому большинство современных студентов не может реально учиться. И не учится. В одном из публичных выступлений федеральный министр образования и науки оценил количество реально обучающихся студентов вузов в 15% от общего числа студентов. Эта оценка явно завышена. Сами студенты, рассматривая свое отношение к учебе и отношение к ней своих однокашников, называют «не более 10%». Так что со специалистами и, тем более, профессионалами, у нас достаточно напряженная ситуация. Вот и падают ракеты, слишком часто ошибаются медики, непонятно чему учат педагоги. В такой обстановке даже работа в сфере специальности, полученной в процессе образования, становится занудливой механической обязанностью. Профессиональное образование и работа, с одной стороны, и постановка целей, с другой стороны, оказываются в отрыве друг от друга и идут по жизни конкретного человека, не пересекаясь друг с другом. Цели при этом подменяются мечтами. А мечтой называется модель реальности, сконструированная человеком так, что максимально успешный результат в его представлении достигается при минимуме (отсутствии) реальных усилий. Итак, для большинства молодых людей, пришедших в профессиональное образование, процесс этого образования не обеспечивает формирования инструментария интеллектуальной деятельности. В то же время именно этот инструментарий и только он может обеспечить адекватность восприятия человеком явлений окружающего мира и своего внутреннего мира. Без этого инструментария невозможны постановка и достижение целей, адекватных условиям существования конкретного человека и по значимости сопоставимых со смыслом его жизни. Для понимания этого положения необходимо рассмотреть сущность и технологию процесса целеполагания и понять, на какие инструментальные возможности мышления этот процесс должен опираться. При этом рассмотрении также станет ясной роль работы и профессионализма (который предполагается в результате профессионального образования) в постижении и достижении целей.
Целеполагание Удивительно, как много в наше время тренингов по целеполаганию. И практически все они, как минимум, не соответствуют поставленной задаче. Потому что не содействуют постановке целей, сопоставимых со смыслом жизни. Первый, и главный, недостаток этих тренингов – как правило, «мелкоцелье» и/или просто отсутствие реальных целей. Декларация в качестве цели покупки компьютера или автомобиля никак не вяжется с масштабом Вечности. Поэтому человек с легкостью отодвигает достижение таких «целей», подсознательно заменяя их еще более мелкими, еще более дробными «целями». Как-то одна дама – начинающая предпринимательница – похвасталась, что в результате прохождения такого тренинга поставила аж пятьдесят три цели! Это ведь с ума сойти можно! По-видимому, сюда входит даже покупка колбасы к ужину. Человек запутывается в этом «мелкоцелье» и не может определить приоритетных направлений деятельности, в которые надо вложить все усилия или, по крайней мере, существенную их часть. Второй недостаток тренингов целеполагания – сведение целей к зарабатыванию денег в качестве самоцели. В таком случае, с одной стороны, человек в любой момент имеет возможность остановиться, удовлетворившись достигнутым уровнем этого зарабатывания. А жизненной цели как не было, так и нет. С другой стороны, некоторые участники таких тренингов принимают «условия игры», и продолжение зарабатывания денег остается для них самоцелью. Ну, здесь вообще нельзя говорить о целях, поскольку природа не предусмотрела в теле человека ни одного отверстия, предназначенного для засовывания туда именно денег. Третий существенный недостаток большинства тренингов целеполагания – опора на мечту, которая может быть реализована в процессе достижения цели. В предыдущем разделе было отмечено такое качество мечты, как возможность реализации ее только в представлении человека без затрат реальных усилий. Людям, читавшим русскую литературную классику, знакомы такие персонажи, как Манилов и Обломов. Что-что, а мечтать они умели. Но даже пальцем пошевелить для реализации этих мечтаний не могли. Потому что не были этому обучены. А уж затем на этой почве у них развилась знаменитая русская лень. И жизнь прошла бесцельно. Они ничего не создали такого, что продолжило бы их в Вечности. Поэтому знаменитое тренинговое «мечтайте, и все сбудется!» как минимум бесполезно, а вообще-то вредно и даже опасно. У преобладающего большинства последовавших этому призыву мечта отождествляется с целью, при этом сама цель подменяется этапами достижения неосознаваемой или не вполне осознаваемой цели. В то же время связь между мечтой и целью существует: мечта должна являться пусковым фактором для постановки и последующего достижения цели. Но не более того. Профессиональная карьера и управление ею невозможны без четкого целеполагания – сущностного и масштабного, на уровне реальных жизненных ценностей. Процедура такого целеполагания описана достаточно детально(6). Понимание цели (по В. И. Далю) как конечного желания, намерения указывает на ее связь с потребностями личности и представляющими их желаниями. В психологии потребностью называется состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах (в том числе – процессах), необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. А желанием называется одна из форм психического переживания потребностей. __________________________________________________________ (6) Управление профессиональной карьерой [Текст]: коллективная монография / под ред. Е. Б. Перелыгиной, д. психол. н., проф., акад. МААН, АБОиП. – М.: Изд-во «Альтекс», 2007. – 260 с. (С. 177–184).
Много путаницы в отношении к процедуре целеполагания связано с неразличением субстанциональных и функциональных потребностей. Первые обусловлены инстинктами –генетически закрепленными формами поведения и психического отражения, общими для всех представителей данного вида. Удовлетворение этих потребностей не формирует представлений об успехе и успешности и потому не требует процедуры целеполагания. Достаточно, например: просто съесть что-нибудь съедобное; прочитать какую-нибудь книжку; спрятаться в пещеру и т. д., не делая из этого проблем. Вторые – функциональные – потребности побуждают к деятельности, связанной с социальными аспектами поведения человека. Важнейший социальный аспект поведения человека – это его социальная роль. Если люди участвуют в какой-либо совместной деятельности, имеющей общую для них цель, они объединяются в группы. Каждый член группы занимает в ней определенное положение. Это положение заставляет человека вести себя в соответствии со сложившимися социальными нормами. Такое поведение принято называть социальной ролью. Роль отражает представление человека о сущности своей личности и её поведенческих проявлениях в различных ситуациях. Это представление человек не только принимает сам, но и предлагает принять его другим людям, участвующим в ситуациях. Ролевое самоосознание является способом перевода своих осознанных сущностных, субстанциональных, потребностей в потребности функциональные. В процессе целеполагания недостаточно выделения и осознания важнейших ролей, присущих личности: необходимо их расположение в системе приоритетов, то есть в последовательности по убывающей важности для личности. Можно сказать, что личность характеризуется ограниченным, в принципе осознаваемым набором жизненно важных ролей, расположенных в жестком для данной личности в данный период времени приоритетном порядке. В результате процедуру целеполагания можно представить в виде, соответствующем схеме рис. 2.
Рис. 2. Схематическое изображение структуры целеполагания(6)
Как только цель поставлена, остается спланировать и реализовать программу действий, направленных на достижение поставленной цели. Если существуют план и программа достижения цели, то это достижение обусловлено уже исключительно личностными качествами и возможностями человека, который не может не осознавать этого. Тогда по мере достижения цели складывается ситуация успеха. Систематическое воспроизведение успеха в результате осознанного целеполагания неизбежно приводит к формированию такого свойства личности как успешность. Восхождение личности к успешности в связи с целеполаганием достаточно детально рассмотрено в работе (6). Так чего же нам так нехватает для реализации столь простого и эффективного подхода к целеполаганию? 1. Прежде всего, людей, в системах как общего, так и профессионального образования, не обучают четкости осознания своих жизненных реалий и запросов на уровне определений понятий. И если в случае общего образования это «всего-навсего» нарушение образовательного стандарта, то в профессиональном образовании – производство и даже перепроизводство «специалистов», не понимающих, чем они занимаются и не желающих заниматься тем, для чего их готовили. В итоге речь идет о массовой неадекватности восприятия трудовой деятельности и профессиональной подготовки к ней. Что уж тут говорить о профессионализме! А ведь выбор профессии и реализация себя в ней – существенная часть человеческой жизни и её смысла. 2. Практика образовательной и правоохранительной деятельности показывает, что большинство людей затрудняется в планировании деятельности, особенно – долговременном. Это происходит в связи с непониманием конкретным человеком причинно-следственных связей между жизненно значимыми для него явлениями. Отсюда – проблемы в установлении взаимосвязи между своими реальными потребностями, целями, которых надо достичь для удовлетворения этих потребностей и способами достижения. На уровне коллективного бессознательного в общем и профессиональном образовании для обучения установлению причинно-следственных связей рассматривается большое количество законов, являющихся модельным представлением таких связей. Однако обучающимися (да и преподавателями) законы рассматриваются как некие правила непонятного происхождения, подлежащие заучиванию. Это в принципе блокирует понимание в данном направлении образования. 3. Как только человек поставил перед собой цель в рассмотренном выше смысле, он этим самым задал (то есть дал достаточно) необходимую информацию о том, как будет развиваться его деятельность по достижению цели. Это означает, что он сформулировал задачу. А задачи никогда не решаются путем озарения – это вредные сказки несостоятельных педагогов и несостоявшихся в успешности людей. Решение задачи – это определенная работа, делающая достижение поставленной цели неотвратимым как для описания падения материальной точки, так и для выращивания умного и здорового ребенка. Именно для этого в образовательных программах предусмотрено решение разного рода задач. Однако непонимание законов, на основании которых решаются эти задачи, делает такое решение бессмысленной игрой в угадывание и списывание. Вот и достижение цели выливается в ожидание принца на корабле с алыми парусами или надежду на иное благоприятное стечение обстоятельств: «повезет – не повезет». Таким образом, становится понятно, что профессиональное образование само по себе не дает инструментария понимания того, что происходит вокруг человека и в его внутреннем мире. Мы уже выяснили, что любые компетенции немыслимы без соответствующего инструментария: обученность предполагает инструментальное исполнение. А без компетенций невозможна и компетентность, являющаяся основой профессионализма. Можно с уверенностью предположить, что если компетентность в какой-либо сфере деятельности и, следовательно, профессионализм, присущи конкретному человеку с его особенностями, способностями и возможностями, то профессионализм во владении инструментами понимания должен быть доступен любому человеку. В отсутствие психических патологий, разумеется. Это дорога эволюционного развития человека, и мы идем по ней, хотя и находимся в самом начале пути. Успех и успешность Итак, «успех» – от «успеть»: своевременно вскочить на подножку уходящего поезда. Иногда это получается, иногда – нет. Но всегда это – экстрим. Вероятность успеха повышается при наличии необходимых для данной деятельности компетенций, то есть соответствующей обученности. Хорошая подготовка позволяет успешно запрыгивать на подножки – правда, с риском и все же разово. «Успеховый» человек чаще всего рассчитывает на везение, удачу. У него затруднен трезвый расчет ситуаций. Для того, чтобы успех достигался систематически, необходимо столь же систематически пользоваться приобретенными компетенциями. А это уже путь к компетентностям. И смысл профессиональной деятельности человека состоит не в том, чтобы постоянно совершать подвиги в поисках и ожидании удачи, а в том, чтобы квалифицированным трудом на основе сформированной компетентности заслуженно приобрести билет в купе современного поезда и ехать к выбранной станции назначения – с комфортом и удовольствием. Никуда не прыгая. Это – успешность. «Успешный» человек, в отличие от «успехового», все рационально осмысляет и принимает решения на основе осознанного сопоставления информации. То есть думает. Метафоры, конечно, хороши, но главное здесь – в том, что успешность вырастает из успехов, как компетентность вырастает из компетенций. Эта связь подтверждена общественной практикой. Если компетенция является уделом специалиста, то компетентность – неотъемлемая черта профессионала, который в рамках этой самой компетенции принципиальных ошибок не совершает. Поэтому рассмотрим роль профессионализма человека в достижении им успешности. Ранее мы уже отметили: на социальном уровне успешность взрослого человека связывается, в основном, с его профессиональной деятельностью. Это выражается в общественном признании профессионала – в частности, через повышенную, по сравнению со специалистами, оплату его труда. Правда, здесь есть проблемы. Так, в условиях конкуренции профессионализм (особенно в сфере обслуживания, медицине и других подобных сферах) декларируется фирмами и отдельными специалистами еще до проверки спросом и, соответственно, практикой. Это серьезно компрометирует деятельность реальных профессионалов. Как следствие, со временем та же конкуренция приводит к росту уровня оплаты их труда. Однако длительное время распознавания обществом профессионализма работы без её достойной оплаты плохо влияет на привлечение в данную профессиональную деятельность нужных специалистов. В результате возникают существенные расхождения между реальными нуждами и запросами общества с одной стороны и искусственным «раздуванием» представлений о престижности той или иной специальности без должного обеспечения качества образования. Выше уже приводился пример с перепроизводством экономистов и юристов, качество образования которых не приводит к формированию у них необходимых компетенций и компетентностей. В то же время в этих областях деятельности всем хорошо известны имена профессионалов и размеры их заслуженных высоких гонораров. В чем дело, почему социально признанная успешность людей, принадлежащих к одной и той же профессии, столь различна? Ответ предельно прост. Деньги платят не за профессию, а за профессионализм. А профессионализм требует сформированности компетентностей. Компетенции обусловлены осознанным усердным, кропотливым, непрерывным обучением. Возможно, при этом на протяжении некоторого времени человеку придется выбирать между качеством своей учебной деятельности и реализацией других желаний или намерений. Главная проблема здесь состоит в том, что молодые люди, приходящие в профессиональное образование, просто не умеют учиться. Не научили их этому в школе. Запоминание, заучивание без понимания, позволяют соблюсти непонятного происхождения оценочные формальности в школе. Но думать – осознанно сопоставлять информацию с целью выработки суждения и умозаключения – современная школа в принципе не учит. Не умеющие думать студенты переносят в профессиональное образование «школярское» отношение к обучению, в результате чего обученность (реальное приобретение компетенций) для большинства из них не состоится. Это явление существовало всегда, во все времена и во всех обществах. Однако количество недумающих и, следовательно, непригодных для развития профессионализма, катастрофически растет. Если в «отвалы» уходит около 90% (и это признается обществом) обучающихся в системе профессионального образования, то повод для беспокойства о нашем будущем, несомненно, есть. Количество неуспешных людей становится опасным – рано или поздно они придут в состояние конфликта с заслуженно успешными людьми. Но компетенции определяют лишь возможность успеха в трудовой деятельности. Перерастание их в компетентности предполагает постоянное и непрерывное приложение компетенций в практике этой деятельности. То есть, формируя компетенции, необходимо осознанно систематически ими пользоваться. Процедура осознания, осмысления, понимания (в данном случае это – синонимы) является чисто интеллектуальной операцией. А здесь без умения думать уже просто невозможно что-либо сделать. Здесь самое время вспомнить об интеллекте как совокупности психических механизмов, обеспечивающих адекватность восприятия мира и адаптационных реакций личности(1). Но раз механизмы, пусть даже с причудливо личностными особенностями, значит, их можно формировать и транслировать (передавать). Профессиональное образование предполагает, что в него приходят люди с уже сформированными такими механизмами. И ошибается в своих предположениях. Поэтому из примерно 10% обучающихся в системе профессионального образования, сформировавших хоть какие-то профессиональные компетенции, лишь крайне незначительное число дорастает до формирования компетентностей. И только люди из этого числа по-настоящему успешны. Они понимают свою работу, а потому любят её и с удовольствием ею занимаются. Они систематически достигают успехов в этой работе, и заинтересованное общество признает эти успехи и оплачивает их. В результате профессионалы, как правило, становятся успешными и в быту. В их понимании, разумеется, а это – главное для личности. Из всего сказанного здесь, в этом разделе книги, следует очень простой вывод. Успех, даже случайный, вероятен для любого специалиста, сформировавшего хоть какую-то профессиональную компетенцию. Правда, за случайный успех, как правило, приходится дорого платить. Например, за успех в нарушении закона. По-настоящему успешным, то есть систематически достигающим успеха, может быть только профессионал, развивший из полученных компетенций необходимые компетентности. И неважно, в какой области деятельности. Профессиональные рабочий, врач, научный работник, домохозяйка (перечень охватывает все виды деятельности человека) одинаково ценны для себя, близких людей и всего общества. Статус, которым человек должен гордиться, это статус профессионала в какой-либо области деятельности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.049 с.) |