Особенности понимания современного русского текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности понимания современного русского текста



 

Современный получатель информации должен быть обучен рефлексии [1]. Таким образом, современная манера текстопорождения всё чаще и чаще предполагает у получателя информации наличие “совоображения, соединённого с рассуждением” (слова М.В. Ломоносова) [2]. Культурная память любого народа хранит множество текстов. «Эти тексты принято называть прецедентными» [3]. Словарь слов и идиом современного культурного человека по современным американским данным составляет 50000 единиц [4]. Современные психологи [5], рассуждая о метафоре в самом широком понимании (а логоэпистема и экфорема в этом смысле действительно могут считаться метафорой), воспроизводят следующий механизм понима­ния: Например: Мы верной дорогой идёте, товарищи!” (А.Стругацкий, Б.Стругацкий. Сказка о Тройке).

 

Примечания

1. Понимание и рефлексия: Материалы Третьей Тверской герменевтической конференции. – Тверь, 1993. – С.6–18.

2. Хотя эти слова сказаны М.В.Ломоносовым не вчера, тем не менее, они очень точно отражают суть описываемого явления.

3. Караулов Ю.Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. – М., 1986. – с. 45.

4. Hirsch E.D. Jr.Cultural literacy. What every American needs know. – N.Y., 1988.

5. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. – 1996. – №2. – С. 21.

 

 

Оформление других списков

Существуют и другие виды списков, например, «Список рекомендуемой литературы», «Список использованной литературы», «Список источников» и т.д. Эти списки обычно составляются в алфавитном порядке авторов или названий и не нумеруются, так как не связываются с текстом. Недопустимо называть список «Литература» или «Библиография». Подобное название не даёт никакого представления, о какой литературе идёт речь: использованной, цитируемой, рекомендуемой и т.д.

 

Задание для индивидуальной аудиторной работы

С консультацией у преподавателя

Используя карточки, составленные при изучении темы № 3, составить список «Библиографические ссылки» и связать его с условным текстом, используя вышеприведённый образец.

Задание для домашней самостоятельной работы.

Составить список «Примечания» и связать его с условным текстом, используя вышеприведённый образец.

Тема 5. Научный функциональный стиль

Научный функциональный стиль и его подстили.Письменная форма (первичные и вторичные тексты). Устная форма

Справочный материал

Научный стиль представляет собой один из основных стилей в классификации функциональных стилей. Его общие стилевые особенности: объективное отношение к предмету высказывния; правильность, точность, чистота и уместность; отвлеченно-обобщенность и подчеркнутая логичность изложения, поскольку цель научного текста – наиболее точное, логичное, однозначное выражение мысли, которая должна быть строго аргументирована. В связи с этим изложение научного текста развёртывается в определённой, задаваемой автором текста, логической последовательности: от частного к общему (индуктивная последовательность) или от общего к частному (дедуктивная последовательность

Для классификации научного стиля прежде всего следует «развести» устный и письменный его варианты, поскольку письменный текст, в отличие от устного, не может использовать такие экстралингвистические средства устного, как пауза, особенная интонация, жесты, мимика и тому подобные. Кроме того, письменный текст в немалой степени связан издательско-полиграфическими требованиями и традициями книжного оформления.

Традиционно выделяют подстили письменного научного стиля собственно-научный (академический); научно-информативный (или научно-деловой), с его научно-рекламным, научно-реферативным и собственно-научно-информативным видами; научно-популярный, информационно-деловой и научно-учебный подстили (О.Д. Митрофанова, М.Н. Кожина).

ПИСЬМЕННАЯ ФОРМА

1. Виды (жанры) текстов.

Письменные тексты могут быть как первичными, самостоятельными, так и вторичными, созданными на основе уже существующего текста. Статья, монография, курсовая работа, бакалаврская работа, дипломная работа, магистерская диссертация, кандидатская диссертация, докторская диссертация – первичные тексты, поскольку являются результатом собственного научного исследования. Реферат, аннотация, рецензия, отзыв, как правило, всегда вторичны, так как имеют в основе уже существующий текст. Некоторые тексты могут быть как первичными, так и вторичными. Так, план, тезисы и конспект могут быть самостоятельными текстами, если они – основа будущего научного сочинения: план диссертационного исследования, тезисы доклада, конспект создаваемой статьи. В то же время, они могут возникнуть на основе имеющегося чужого или вашего собственного текста.

2. Первичные тексты.

Такие текстыимеютсвою определённую устойчивую структуру и стереотипы, что даёт основание относить такие тексты к собственно-научному подстилю.

Статья. Это законченное произведение, имеющее собственную тему и одного или нескольких авторов.

Монография. Это законченное произведение, посвящённое определённой теме, имеющее одного или нескольких (коллективная монография) авторов. В отличие от статьи монография имеет значительно больший объём и иерархически организованную структуру (композицию): разделы, части, главы, параграфы. Монография часто является обобщением результатов научного исследования и публикуется в связи с предстоящей защитой докторской диссертации.

Курсовая работа. Курсовая работа выполняется в период обучения в вузе и является первой попыткой самостоятельного исследования.

Бакалаврская работа, Дипломная работа и Магистерская диссертация являются выпускными квалификационными работами в вузе и должны отвечать требованиям, предъявляемым к этим работам.

Кандидатская диссертация – это квалификационная работа на соискание учёной степени кандидата наук.

Докторская диссертация – это квалификационная работа на соискание учёной степени доктора наук.

Вторичные тексты.

Все виды вторичных текстов имеют свою определённую устойчивую структуру и стереотипы, что позволяет квалифицировать такие тексты как относящиеся к научно-деловому подстилю. Каждый из этих текстов имеет свои особенности.

План. Представляет собой простой или сложный, иерархически организованный, перечень вопросов.

Тезисы. Расширяют план, не только кратко формулируя основные положения текста, но и раскрывая их сущность.

Конспект. Конспект, в дополнение к тезисам, содержит также доказательства основных сформулированных положений, иллюстративный материал и т.д. Суть конспектирования – в сокращённой записи текста при сохранении его основного смысла. При написании конспекта используются разнообразные текстовые выделения и сокращения (как обще-принятые, так и авторские). В связи с этим конспект предназначен для индивидуального пользования.

Реферат. Реферат в широком смысле предназначен для широкого информирования об издании новой литературы в определённой области знаний. Печатается в специальном реферативном журнале. В узком смысле реферат представляет собой обзор одного или нескольких объединённых одной темой первичных текстов. В этом случае необходимо сопоставить различные точки зрения на объект исследования

Автореферат. Особый вид реферата, написанный на основе собственного текста. Публикация автореферата определённого объёма является необходимым условием для допуска к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата и доктора наук.

Аннотация. Как и реферат, предназначена для широкого информирования об издании новой литературы в определённой области знаний, но не публикуется, а размещается на карточках библиотечного каталога и в изданиях справочного характера. Текст аннотации имеет определённую устойчивую структуру. В первой части указывается, о чём аннотируемое издание, во второй – кому оно адресовано. Необходимо указание точных выходных данных: автор (если указан), название, место издания, издательство, год издания, количество страниц, тираж, цена.

Рецензия. Предназначена для широкого информирования и содержит критический разбор и оценку произведения: научного, художественного, музыкального и т.д. В рецензии три структурные части. Во вступлении указывается на место данного произведения среди аналогичных, отмечается его актуальность, новизна, даётся информация о структуре произведения. В основной части подробно рассматриваются все структурные части произведения, называются сначала достоинства, затем недостатки.В выводах автор рецензии даёт собственную мотивированную оценку и рекомендации по доработке и исправлению ошибок. Обычно рецензия носит официальный характер, поэтому содержит общепринятые для этого жанра речевые клише.

Отзыв. Предназначен для широкого информирования, однако, в отличие от рецензии не содержит детального анализа произведения. Это, в первую очередь, общая оценка, мнение, впечатление. Отзыв может быть как официальным, и тогда он сближается с рецензией, так и неофициальным.

УСТНАЯ ФОРМА

К текстам устной формы научного стиля относятся лекция, доклад и сообщение. Они, как правило, имеют письменную основу, если не в виде полноценного текста, то в виде плана или тезисов. Полное совпадение устной и письменной формы возможно только в том случае, если предварительно написанный доклад читается вслух. Однако такое чтение плохо воспринимается слушающими, поэтому для устного выступления письменную форму научного стиля необходимо адаптировать, включая в неё некоторые средства разговорного стиля.

В литературе специально не выделяются, но широко распространены в практике научного общения различные виды выступлений, связанных с обсуждением научных квалификационных работ – дипломной и бакалаврской работ, магистерской и других диссертаций. Сюда относятся выступление соискателя с изложением основного содержания работы, выступления рецензентов, оппонентов, руководителя, заключительное слово соискателя. Этот вид выступлений отличается наличием не только характерных клише, но и устойчивых этикетных оборотов и представляет собой устный научный академический дискурс.

 

 

Задание для домашней самостоятельной работы

Напишите текст, выбрав любой жанр из перечисленных в пункте «3. Вторичные тексты». Измените этот текст для его устного представления на занятии (напишите так, как вы будете говорить). Письменно укажите, что в первом тексте вы меняете. Устно объясните, почему вы это делаете.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.150 (0.009 с.)