Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности понимания современного русского текста
Современный получатель информации должен быть обучен рефлексии [1]. Таким образом, современная манера текстопорождения всё чаще и чаще предполагает у получателя информации наличие “совоображения, соединённого с рассуждением” (слова М.В. Ломоносова) [2]. Культурная память любого народа хранит множество текстов. «Эти тексты принято называть прецедентными» [3]. Словарь слов и идиом современного культурного человека по современным американским данным составляет 50000 единиц [4]. Современные психологи [5], рассуждая о метафоре в самом широком понимании (а логоэпистема и экфорема в этом смысле действительно могут считаться метафорой), воспроизводят следующий механизм понимания: Например: “ Мы верной дорогой идёте, товарищи!” (А.Стругацкий, Б.Стругацкий. Сказка о Тройке).
Примечания 1. Понимание и рефлексия: Материалы Третьей Тверской герменевтической конференции. – Тверь, 1993. – С.6–18. 2. Хотя эти слова сказаны М.В.Ломоносовым не вчера, тем не менее, они очень точно отражают суть описываемого явления. 3. Караулов Ю.Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. – М., 1986. – с. 45. 4. Hirsch E.D. Jr.Cultural literacy. What every American needs know. – N.Y., 1988. 5. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. – 1996. – №2. – С. 21.
Оформление других списков Существуют и другие виды списков, например, «Список рекомендуемой литературы», «Список использованной литературы», «Список источников» и т.д. Эти списки обычно составляются в алфавитном порядке авторов или названий и не нумеруются, так как не связываются с текстом. Недопустимо называть список «Литература» или «Библиография». Подобное название не даёт никакого представления, о какой литературе идёт речь: использованной, цитируемой, рекомендуемой и т.д.
Задание для индивидуальной аудиторной работы С консультацией у преподавателя Используя карточки, составленные при изучении темы № 3, составить список «Библиографические ссылки» и связать его с условным текстом, используя вышеприведённый образец. Задание для домашней самостоятельной работы.
Составить список «Примечания» и связать его с условным текстом, используя вышеприведённый образец. Тема 5. Научный функциональный стиль Научный функциональный стиль и его подстили.Письменная форма (первичные и вторичные тексты). Устная форма Справочный материал Научный стиль представляет собой один из основных стилей в классификации функциональных стилей. Его общие стилевые особенности: объективное отношение к предмету высказывния; правильность, точность, чистота и уместность; отвлеченно-обобщенность и подчеркнутая логичность изложения, поскольку цель научного текста – наиболее точное, логичное, однозначное выражение мысли, которая должна быть строго аргументирована. В связи с этим изложение научного текста развёртывается в определённой, задаваемой автором текста, логической последовательности: от частного к общему (индуктивная последовательность) или от общего к частному (дедуктивная последовательность Для классификации научного стиля прежде всего следует «развести» устный и письменный его варианты, поскольку письменный текст, в отличие от устного, не может использовать такие экстралингвистические средства устного, как пауза, особенная интонация, жесты, мимика и тому подобные. Кроме того, письменный текст в немалой степени связан издательско-полиграфическими требованиями и традициями книжного оформления. Традиционно выделяют подстили письменного научного стиля собственно-научный (академический); научно-информативный (или научно-деловой), с его научно-рекламным, научно-реферативным и собственно-научно-информативным видами; научно-популярный, информационно-деловой и научно-учебный подстили (О.Д. Митрофанова, М.Н. Кожина). ПИСЬМЕННАЯ ФОРМА 1. Виды (жанры) текстов. Письменные тексты могут быть как первичными, самостоятельными, так и вторичными, созданными на основе уже существующего текста. Статья, монография, курсовая работа, бакалаврская работа, дипломная работа, магистерская диссертация, кандидатская диссертация, докторская диссертация – первичные тексты, поскольку являются результатом собственного научного исследования. Реферат, аннотация, рецензия, отзыв, как правило, всегда вторичны, так как имеют в основе уже существующий текст. Некоторые тексты могут быть как первичными, так и вторичными. Так, план, тезисы и конспект могут быть самостоятельными текстами, если они – основа будущего научного сочинения: план диссертационного исследования, тезисы доклада, конспект создаваемой статьи. В то же время, они могут возникнуть на основе имеющегося чужого или вашего собственного текста.
2. Первичные тексты. Такие текстыимеютсвою определённую устойчивую структуру и стереотипы, что даёт основание относить такие тексты к собственно-научному подстилю. Статья. Это законченное произведение, имеющее собственную тему и одного или нескольких авторов. Монография. Это законченное произведение, посвящённое определённой теме, имеющее одного или нескольких (коллективная монография) авторов. В отличие от статьи монография имеет значительно больший объём и иерархически организованную структуру (композицию): разделы, части, главы, параграфы. Монография часто является обобщением результатов научного исследования и публикуется в связи с предстоящей защитой докторской диссертации. Курсовая работа. Курсовая работа выполняется в период обучения в вузе и является первой попыткой самостоятельного исследования. Бакалаврская работа, Дипломная работа и Магистерская диссертация являются выпускными квалификационными работами в вузе и должны отвечать требованиям, предъявляемым к этим работам. Кандидатская диссертация – это квалификационная работа на соискание учёной степени кандидата наук. Докторская диссертация – это квалификационная работа на соискание учёной степени доктора наук. Вторичные тексты. Все виды вторичных текстов имеют свою определённую устойчивую структуру и стереотипы, что позволяет квалифицировать такие тексты как относящиеся к научно-деловому подстилю. Каждый из этих текстов имеет свои особенности. План. Представляет собой простой или сложный, иерархически организованный, перечень вопросов. Тезисы. Расширяют план, не только кратко формулируя основные положения текста, но и раскрывая их сущность. Конспект. Конспект, в дополнение к тезисам, содержит также доказательства основных сформулированных положений, иллюстративный материал и т.д. Суть конспектирования – в сокращённой записи текста при сохранении его основного смысла. При написании конспекта используются разнообразные текстовые выделения и сокращения (как обще-принятые, так и авторские). В связи с этим конспект предназначен для индивидуального пользования. Реферат. Реферат в широком смысле предназначен для широкого информирования об издании новой литературы в определённой области знаний. Печатается в специальном реферативном журнале. В узком смысле реферат представляет собой обзор одного или нескольких объединённых одной темой первичных текстов. В этом случае необходимо сопоставить различные точки зрения на объект исследования Автореферат. Особый вид реферата, написанный на основе собственного текста. Публикация автореферата определённого объёма является необходимым условием для допуска к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата и доктора наук.
Аннотация. Как и реферат, предназначена для широкого информирования об издании новой литературы в определённой области знаний, но не публикуется, а размещается на карточках библиотечного каталога и в изданиях справочного характера. Текст аннотации имеет определённую устойчивую структуру. В первой части указывается, о чём аннотируемое издание, во второй – кому оно адресовано. Необходимо указание точных выходных данных: автор (если указан), название, место издания, издательство, год издания, количество страниц, тираж, цена. Рецензия. Предназначена для широкого информирования и содержит критический разбор и оценку произведения: научного, художественного, музыкального и т.д. В рецензии три структурные части. Во вступлении указывается на место данного произведения среди аналогичных, отмечается его актуальность, новизна, даётся информация о структуре произведения. В основной части подробно рассматриваются все структурные части произведения, называются сначала достоинства, затем недостатки.В выводах автор рецензии даёт собственную мотивированную оценку и рекомендации по доработке и исправлению ошибок. Обычно рецензия носит официальный характер, поэтому содержит общепринятые для этого жанра речевые клише. Отзыв. Предназначен для широкого информирования, однако, в отличие от рецензии не содержит детального анализа произведения. Это, в первую очередь, общая оценка, мнение, впечатление. Отзыв может быть как официальным, и тогда он сближается с рецензией, так и неофициальным. УСТНАЯ ФОРМА К текстам устной формы научного стиля относятся лекция, доклад и сообщение. Они, как правило, имеют письменную основу, если не в виде полноценного текста, то в виде плана или тезисов. Полное совпадение устной и письменной формы возможно только в том случае, если предварительно написанный доклад читается вслух. Однако такое чтение плохо воспринимается слушающими, поэтому для устного выступления письменную форму научного стиля необходимо адаптировать, включая в неё некоторые средства разговорного стиля. В литературе специально не выделяются, но широко распространены в практике научного общения различные виды выступлений, связанных с обсуждением научных квалификационных работ – дипломной и бакалаврской работ, магистерской и других диссертаций. Сюда относятся выступление соискателя с изложением основного содержания работы, выступления рецензентов, оппонентов, руководителя, заключительное слово соискателя. Этот вид выступлений отличается наличием не только характерных клише, но и устойчивых этикетных оборотов и представляет собой устный научный академический дискурс.
Задание для домашней самостоятельной работы Напишите текст, выбрав любой жанр из перечисленных в пункте «3. Вторичные тексты». Измените этот текст для его устного представления на занятии (напишите так, как вы будете говорить). Письменно укажите, что в первом тексте вы меняете. Устно объясните, почему вы это делаете.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.150 (0.009 с.) |