Тема 1. Общая схема научного исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Общая схема научного исследования



Тема 1. Общая схема научного исследования

Обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач. Определение объекта и предмета исследования. Выбор метода исследования. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов. Формулирование выводов и оценка результатов.

Справочный материал

1. Обоснование актуальности выбранной темы. Проблема возникает, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое ещё не приняло развитой формы. Проблема в науке – противоречивая ситуация, когда открыты новые факты, не укладывающиеся в рамки прежних теорий. Правильно сформулировать новую проблему – это уметь отделить главное от второстепенного, то, что уже известно, от того, что ещё неизвестно. Для обоснования актуальности проблемной ситуации необходимо в пределах одной страницы показать её суть. Работа может развивать положения, выдвинутые той или иной научной школой, разрабатывать частные вопросы. Актуальность оценивается с точки зрения того, какой научный вклад вносится в разработку общей концепции.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования. На этом этапе формулируются цели предпринимаемого исследования и указываются конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с намеченными целями. Это делается в форме перечисления: изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п. Формулировать задачи следует чётко, так как описание их решения составляет содержание глав. Соответственно, заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

3. Определение объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в пределах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяют часть – предмет. На него направлено основное внимание. Именно предмет определяет тему диссертации.

4. Выбор метода проведения исследования. Методы исследования служат инструментом добывания фактического материала.

5. Описание процесса исследования. Это основная часть научного сочинения, в которой освещаются методика и техника исследования.

6. Обсуждение результатов исследования. При обсуждении результатов исследования даётся предварительная оценка теоретической и практической ценности научного сочинения.

7. Формулирование выводов, оценка полученных результатов. Это заключительный этап исследования, когда определяется, содержит ли научное сочинение нечто новое и существенное и что именно; что именно составляет научные и практические результаты осуществлённого научного исследования.

 

Задание для домашней самостоятельной работы

 

Лексико-грамматическая работа с опорными словами темы: прочитать, перевести и закончить предложения.

1. Цель работы (что? что сделать?) – …

2. Целью работы является (что? что сделать?) …

3. Целью нашего исследования стало (что? что сделать?) …

4. С учетом поставленной цели нами была разработана (что?) …

5. Поставленная цель предполагает реализацию следующих задач: рассмотреть (что?) …, отметить (что?) …, определить (что?) …, выявить (что?) …, исследовать (что?) …, проанализировать (что?) …, понять (что?) …, раскрыть (что?) …

6. Были поставлены следующие задачи: уточнить (что?) …, выявить (что?) …, экспериментально проверить (что?) …

7. Для достижения цели потребовалось: проследить (что?) …, изучить (что?) …

8. В работе предпринята попытка (что сделать?) …

9. Основываясь (на чем?) …, мы пришли к выводу, что …

10. В ходе анализа мы увидели (что?) …. / выявили (что?) …

11. Анализ (чего?) … показал (что?) …

12. Экспериментально установлено, что…

13. В результате проведенного анализа мы пришли к выводу, что…

14. Основным результатом исследований является (что?) …

 

 

Тема 2. Подготовка к написанию

Общее планирование хода научного исследования. Библиографический поиск литературных источников. Изучение литературы и отбор фактического материала. Подготовка черновой рукописи

Справочный материал

1. Выбор темы. В основе научного исследования может лежать гипотеза. Выбрав тему, необходимо определить цель, конкретные задачи и аспект её разработки. Для этого определяются сущность идеи, новизна и актуальность темы, теоретическая новизна и практическая ценность. Целесообразно ставить узкую задачу, чтобы разработать её наиболее полно.

2. Составление рабочих планов. Предварительный рабочий план – это перечень нескольких рубрик, связанных внутренней логикой исследования. Рубрики плана изначально представлены в виде заголовков разной иерархии. Такой план в ходе исследования уточняется и расширяется. Поэтому отдельные рубрики лучше писать на отдельных листах, чтобы потом было проще их дополнять и переставлять. На более поздних стадиях составляют план-проспект, т.е. реферативное изложение вопросов, по которым будет систематизироваться материал. Такой план-проспект – практически черновое оглавление с раскрытием содержания глав и параграфов.

3. Библиографический поиск литературных источников. Поиск источников состоит в работе с картотекой библиотечных фондов. Уже на этом этапе необходимо, подбирая нужные источники, делать их ПОЛНОЕ библиографическое описание в соответствии с действующим ГОСТом.

4. Изучение литературы и отбор фактического материала. Начинать изучение литературы следует с отбора общих, известных работ и только потом искать новые работы или работы, посвящённые узким вопросам. Целесообразно сразу же делать выписки на карточках с точным указанием источника. Изучение источника представляет собой, во-первых, общее ознакомление с произведением в целом по оглавлению, затем беглый просмотр содержания, чтение по порядку, выборочное чтение какой-либо части, выписку нужных материалов, критическую оценку записанного и только после этого запись фрагмента источника как части научного сочинения.

5. Подготовка черновой рукописи. Сначала нужно определить наиболее логичное расположение материала и скомпоновать основную часть, распределив её положения в виде отдельных абзацев на отдельных листах. Затем можно переходить к заключению, которое резюмирует основную часть. Только после этого следует писать введение, которое точно указывает на то, что содержится в тексте. Композиционно научное сочинение состоит из следующих элементов: титульный лист, оглавление, введение, главы основной части, заключение, библиографический список, приложения, вспомогательные указатели. Писать следует на одной стороне бумажного листа, оставляя поля для дополнений и замечаний.

 

Задание для групповой аудиторной работы

С обсуждением результатов

Составить рабочий план диссертации на заданную тему.

 

Задание для аудиторной самостоятельной работы

Составить рабочий план своей диссертации.

Задание для домашней самостоятельной работы

Аналитическая работа с магистерскими диссертациями в библиотеке кафедры (соотнести название работы с названиями глав и параграфов, соотнести цели и задачи с названиями глав и параграфов.)

 

И правила их описания

Справочный материал

Критерии отбора материала

Для научного исследования необходимо привлекать не только проверенные временем "классические источники", но и современные. Не рекомендуется использовать те научные труды, которые не были опубликованы, поскольку у широкой массы читателей нет к ним доступа. К таким источникам относятся, например, неопубликованные рукописи. Тексты диссертаций, хранящиеся в единственном экземпляре в библиотеке вуза, где проходила защита, имеют гриф "на правах рукописи" и также малодоступны для чтения, поэтому ссылку следует делать на опубликованный автореферат.

Размещённых в Интернете

Размещённые в Интернете материалы, которые до этого уже были опубликованы на традиционных носителях (книга, видеозапись, CD, DVD), описываются так же, как и опубликованные, с указанием в качестве места и времени издания того сайта, где были найдены. Это связано с встречающимся различием между опубликованными и размещёнными в Интернете версиями одного и того же текста.

Тексты, размещённые ТОЛЬКО в Интернете и не опубликованные на традиционных носителях, также требуют точного описания, однако применение УРЗ для таких источников не предусмотрено. В описании следует отразить следующее:

1. Текстовые материалы. Название документа. Имя автора (псевдоним), имена соавторов (если есть). Дата публикации (если возможно определить). Название сайта. URL страницы сайта, содержащей произведение.

2. Иллюстративный материал. Название изображения. Имя автора (псевдоним), имена соавторов (если есть). Дата публикации (если возможно определить). Название сайта. URL страницы сайта, содержащей изображение.

3. Кино- или видеофрагмент. Название фрагмента. Имя режиссёра. Киностудия (видеостудия). Дата выхода в свет. Название сайта. URL страницы сайта, содержащей видеоролик.

4. Отрывок музыкального произведения. Название фонограммы. Имя автора музыки. Имя автора текста (если есть). Название альбома, в который входит фонограмма. Звукозаписывающая компания. Дата выхода в свет. Название сайта. URL страницы сайта, содержащей фонограмму.

Задание для групповой аудиторной работы

С обсуждением результатов

Составить описание книг разных типов и разных годов издания (до 1987 года и после), газетных и журнальных статей, используя образец, данный в теме.

 

Задание для домашней самостоятельной работы

Сделать на карточках библиографическое описание основных источников по теме диссертации.

 

Справочный материал

Виды ссылок

Вся изученная, использованная и / или цитируемая вами литература, а также ваши замечания по поводу этой литературы или второстепенная информация, размещение которой в тексте будет его перегружать, может быть организована и связана с текстом различным образом. Библиографические ссылки и примечания по месту расположения относительно текста произведения могут быть внутритекстовые (приводятся непосредственно в строке после текста, к которому они относятся, или входят в сам текст); подстрочные (помещаются внизу страницы под строками текста); затекстовые (приводятся после текста книги, статьи, главы); комбинированные (внутритекстовые, подстрочные или затекстовые ссылки, включающие только часть элементов библиографического описания, так как недостающие элементы приведены непосредственно в тексте). Соответственно месту расположения библиографические ссылки и примечания или являются элементом текста, или оформляются в постраничные сноски, или группируются в прикнижные (пристатейные) списки.

Все виды списков могут быть как в конце работы, так и в конце каждой крупной её части, например, главы. В одной работе одновременно может быть несколько разных списков и постраничные сноски, если того требуют содержание и форма вашего издания. Однако не следует злоупотреблять разнообразием, поскольку это может сделать вашу работу трудной для восприятия

В общевузовской практике для курсовых и выпускных квалификационных работ (бакалаврских и дипломных сочинений, магистерских диссертаций) принято ссылки на цитируемые или использованные источники давать в виде списка в конце работы («Библиографический список» – список всей использованной литературы, «Библиографические ссылки» – список цитируемой литературы, «Использованные источники», «Использованные словари» и т.п.). В монографиях и статьях более целесообразны «Примечания» или сочетание «Библиографических ссылок» (источники) и постраничных сносок (отступления от основной темы, дополнения, разъяснения и т.п.).

В постраничных сносках (не злоупотребляя этим!) располагают второстепенную информацию, которую нельзя ввести в текст, но которая в связи с информацией, излагаемой в основном тексте, непременно должна быть упомянута.

При выборе способа связи ссылок с текстом следует придерживаться рекомендаций кафедры, поскольку при вариативности требований ГОСТа могут существовать определённые кафедральные традиции оформления тех или иных видов студенческих научных сочинений.

С 01.01.2009 впервые вводится ГОСТ Р 7.0.5.–2008, предназначенный для авторов, редакторов, издателей. Этот ГОСТ устанавливает «общие требования и правила составления библиографической ссылки: основные виды, структуру, состав, расположение в документах. Стандарт распространяется на библиографические ссылки, используемые в опубликованных и неопубликованных документах на любых носителях» (ГОСТ Р 7.0.5.–2008, раздел 1 «Область применения»).

 

Постраничные сноски

В постраничных сносках могут приводиться ссылки на цитируемые источники, а также второстепенная информация, примечания к основному тексту. Цель постраничных сносок – «разгрузить» текст от дополнительной информации. Они могут быть со сквозной (по всему тексту) или несквозной (в пределах каждой страницы) нумерацией.

Постраничные сноски располагаются в нижней части страницы и связываются с текстом посредством цифр или значков (звёздочек, например). При этом значок или цифра в тексте располагаются выше уровня строки до знака препинания. В сноске значок или цифра также располагаются выше уровня строки, без точки.

 

Библиографический список

В таком списке может быть а) литература, которую вы только использовали; б) литература, на которую вы ссылаетесь; в) и та и другая литература. На указанные в таком списке книги можно дать в тексте ссылки, но не обязательно на весь список. Библиографический список связывается с текстом посредством цифровой нумерации, если он пронумерован (пример 1), или через указание на источник, если список непронумерован (пример 2). В обоих случаях номер страницы, к которой вы отсылаете читателя, указывается в квадратных скобках. В позиции списка даётся количественная характеристика источника: – 25 с.; – С.16–30.

ПРИМЕР 1

Библиографический список

1. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. – 1996. – №2. – С.16–22.

2. Караулов Ю.Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. – М., 1986. – С.21–32.

3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987. – 261 с.

4. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца ХХ века. – М., 1995. – С. 144–238.

5. Понимание и рефлексия: Материалы Третьей Тверской герменевтической конференции. – Тверь, 1993. – 311 с.

6. Hirsch E.D. Jr.Cultural literacy. What every American needs know. – N.Y, 1988. – 215 р.

7. Hirsch E.D. New Cultural literacy. – N.Y, 1990. – 141 р.

ПРИМЕР 2

Библиографический список

Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. – 1996. – №2. – С. 16–22.

Караулов Ю.Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. – М., 1986. – С. 21–32.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987. – 261 с.

Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца ХХ века. – М., 1995. – С. 144–238.

Понимание и рефлексия: Материалы Третьей Тверской герменевтической конференции. – Тверь, 1993. – 311 с.

Hirsch E.D. Jr.Cultural literacy. What every American needs know. – N.Y, 1988. – 215 р.

Hirsch E.D. New Cultural literacy. – N.Y, 1990 –141 р.

Библиографические ссылки

 

В таком списке вся указанная литература должна быть "привязана" к тексту. Библиографические ссылки связываются с текстом посредством цифровой нумерации, если список пронумерован, или через указание на источник, если список непронумерован. В обоих случаях номер страницы, к которой вы отсылаете читателя, указывается в квадратных скобках. В позиции списка даётся количественная характеристика источника: – 25 с.; – С. 16–30.

ПРИМЕР 1

Библиографические ссылки

1. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. – 1996. – №2. – С. 16–22.

2. Караулов Ю.Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. – М., 1986. – С. 21–32.

3. Понимание и рефлексия: Материалы Третьей Тверской герменевтической конференции. – Тверь, 1993.– 311 с.

4. Hirsch E.D. Jr.Cultural literacy. What every American needs know. – N.Y, 1988.– 215 p.

 

ПРИМЕР 2

Библиографические ссылки

Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. – 1996. – №2. – С.16–22.

Караулов Ю.Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. – М., 1986. – С.21–32.

Понимание и рефлексия: Материалы Третьей Тверской герменевтической конференции. – Тверь, 1993. – 311 с.

Hirsch E.D. Jr.Cultural literacy. What every American needs know. – N.Y, 1988. – 215 р.

 

3.2. Примечания.

Этот список содержит ваши отступления от основного изложения (замечания, рассуждения, разъяснения и т.д., которые вы не хотите помещать в тексте или в постраничных сносках). Но чаще список "Примечания" является комбинированным списком и наряду с отступлениями включает и перечень книг, на которые вы ссылаетесь в тексте. Такой список составляется и нумеруется строго в порядке следования ссылок и замечаний в тексте, обязательно связывая каждый пункт списка с текстом посредством цифровой нумерации. При этом в тексте в квадратных скобках указывается ТОЛЬКО номер позиции в списке. Номер страницы при необходимости указывается ТОЛЬКО в позиции списка: – С. 25.; – С.15–18. Количественная характеристика источника в списке не указывается.

 

ПРИМЕР

Примечания

1. Понимание и рефлексия: Материалы Третьей Тверской герменевтической конференции. – Тверь, 1993. – С.6–18.

2. Хотя эти слова сказаны М.В.Ломоносовым не вчера, тем не менее, они очень точно отражают суть описываемого явления.

3. Караулов Ю.Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. – М., 1986. – с. 45.

4. Hirsch E.D. Jr.Cultural literacy. What every American needs know. – N.Y., 1988.

5. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. – 1996. – №2. – С. 21.

 

 

Оформление других списков

Существуют и другие виды списков, например, «Список рекомендуемой литературы», «Список использованной литературы», «Список источников» и т.д. Эти списки обычно составляются в алфавитном порядке авторов или названий и не нумеруются, так как не связываются с текстом. Недопустимо называть список «Литература» или «Библиография». Подобное название не даёт никакого представления, о какой литературе идёт речь: использованной, цитируемой, рекомендуемой и т.д.

 

Задание для индивидуальной аудиторной работы

Справочный материал

Научный стиль представляет собой один из основных стилей в классификации функциональных стилей. Его общие стилевые особенности: объективное отношение к предмету высказывния; правильность, точность, чистота и уместность; отвлеченно-обобщенность и подчеркнутая логичность изложения, поскольку цель научного текста – наиболее точное, логичное, однозначное выражение мысли, которая должна быть строго аргументирована. В связи с этим изложение научного текста развёртывается в определённой, задаваемой автором текста, логической последовательности: от частного к общему (индуктивная последовательность) или от общего к частному (дедуктивная последовательность

Для классификации научного стиля прежде всего следует «развести» устный и письменный его варианты, поскольку письменный текст, в отличие от устного, не может использовать такие экстралингвистические средства устного, как пауза, особенная интонация, жесты, мимика и тому подобные. Кроме того, письменный текст в немалой степени связан издательско-полиграфическими требованиями и традициями книжного оформления.

Традиционно выделяют подстили письменного научного стиля собственно-научный (академический); научно-информативный (или научно-деловой), с его научно-рекламным, научно-реферативным и собственно-научно-информативным видами; научно-популярный, информационно-деловой и научно-учебный подстили (О.Д. Митрофанова, М.Н. Кожина).

ПИСЬМЕННАЯ ФОРМА

1. Виды (жанры) текстов.

Письменные тексты могут быть как первичными, самостоятельными, так и вторичными, созданными на основе уже существующего текста. Статья, монография, курсовая работа, бакалаврская работа, дипломная работа, магистерская диссертация, кандидатская диссертация, докторская диссертация – первичные тексты, поскольку являются результатом собственного научного исследования. Реферат, аннотация, рецензия, отзыв, как правило, всегда вторичны, так как имеют в основе уже существующий текст. Некоторые тексты могут быть как первичными, так и вторичными. Так, план, тезисы и конспект могут быть самостоятельными текстами, если они – основа будущего научного сочинения: план диссертационного исследования, тезисы доклада, конспект создаваемой статьи. В то же время, они могут возникнуть на основе имеющегося чужого или вашего собственного текста.

2. Первичные тексты.

Такие текстыимеютсвою определённую устойчивую структуру и стереотипы, что даёт основание относить такие тексты к собственно-научному подстилю.

Статья. Это законченное произведение, имеющее собственную тему и одного или нескольких авторов.

Монография. Это законченное произведение, посвящённое определённой теме, имеющее одного или нескольких (коллективная монография) авторов. В отличие от статьи монография имеет значительно больший объём и иерархически организованную структуру (композицию): разделы, части, главы, параграфы. Монография часто является обобщением результатов научного исследования и публикуется в связи с предстоящей защитой докторской диссертации.

Курсовая работа. Курсовая работа выполняется в период обучения в вузе и является первой попыткой самостоятельного исследования.

Бакалаврская работа, Дипломная работа и Магистерская диссертация являются выпускными квалификационными работами в вузе и должны отвечать требованиям, предъявляемым к этим работам.

Кандидатская диссертация – это квалификационная работа на соискание учёной степени кандидата наук.

Докторская диссертация – это квалификационная работа на соискание учёной степени доктора наук.

Вторичные тексты.

Все виды вторичных текстов имеют свою определённую устойчивую структуру и стереотипы, что позволяет квалифицировать такие тексты как относящиеся к научно-деловому подстилю. Каждый из этих текстов имеет свои особенности.

План. Представляет собой простой или сложный, иерархически организованный, перечень вопросов.

Тезисы. Расширяют план, не только кратко формулируя основные положения текста, но и раскрывая их сущность.

Конспект. Конспект, в дополнение к тезисам, содержит также доказательства основных сформулированных положений, иллюстративный материал и т.д. Суть конспектирования – в сокращённой записи текста при сохранении его основного смысла. При написании конспекта используются разнообразные текстовые выделения и сокращения (как обще-принятые, так и авторские). В связи с этим конспект предназначен для индивидуального пользования.

Реферат. Реферат в широком смысле предназначен для широкого информирования об издании новой литературы в определённой области знаний. Печатается в специальном реферативном журнале. В узком смысле реферат представляет собой обзор одного или нескольких объединённых одной темой первичных текстов. В этом случае необходимо сопоставить различные точки зрения на объект исследования

Автореферат. Особый вид реферата, написанный на основе собственного текста. Публикация автореферата определённого объёма является необходимым условием для допуска к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата и доктора наук.

Аннотация. Как и реферат, предназначена для широкого информирования об издании новой литературы в определённой области знаний, но не публикуется, а размещается на карточках библиотечного каталога и в изданиях справочного характера. Текст аннотации имеет определённую устойчивую структуру. В первой части указывается, о чём аннотируемое издание, во второй – кому оно адресовано. Необходимо указание точных выходных данных: автор (если указан), название, место издания, издательство, год издания, количество страниц, тираж, цена.

Рецензия. Предназначена для широкого информирования и содержит критический разбор и оценку произведения: научного, художественного, музыкального и т.д. В рецензии три структурные части. Во вступлении указывается на место данного произведения среди аналогичных, отмечается его актуальность, новизна, даётся информация о структуре произведения. В основной части подробно рассматриваются все структурные части произведения, называются сначала достоинства, затем недостатки.В выводах автор рецензии даёт собственную мотивированную оценку и рекомендации по доработке и исправлению ошибок. Обычно рецензия носит официальный характер, поэтому содержит общепринятые для этого жанра речевые клише.

Отзыв. Предназначен для широкого информирования, однако, в отличие от рецензии не содержит детального анализа произведения. Это, в первую очередь, общая оценка, мнение, впечатление. Отзыв может быть как официальным, и тогда он сближается с рецензией, так и неофициальным.

УСТНАЯ ФОРМА

К текстам устной формы научного стиля относятся лекция, доклад и сообщение. Они, как правило, имеют письменную основу, если не в виде полноценного текста, то в виде плана или тезисов. Полное совпадение устной и письменной формы возможно только в том случае, если предварительно написанный доклад читается вслух. Однако такое чтение плохо воспринимается слушающими, поэтому для устного выступления письменную форму научного стиля необходимо адаптировать, включая в неё некоторые средства разговорного стиля.

В литературе специально не выделяются, но широко распространены в практике научного общения различные виды выступлений, связанных с обсуждением научных квалификационных работ – дипломной и бакалаврской работ, магистерской и других диссертаций. Сюда относятся выступление соискателя с изложением основного содержания работы, выступления рецензентов, оппонентов, руководителя, заключительное слово соискателя. Этот вид выступлений отличается наличием не только характерных клише, но и устойчивых этикетных оборотов и представляет собой устный научный академический дискурс.

 

 

Задание для домашней самостоятельной работы

Напишите текст, выбрав любой жанр из перечисленных в пункте «3. Вторичные тексты». Измените этот текст для его устного представления на занятии (напишите так, как вы будете говорить). Письменно укажите, что в первом тексте вы меняете. Устно объясните, почему вы это делаете.

 

Задание для групповой аудиторной работы

1. Анализ словарных статей словаря иностранных слов.

2. Анализ словарных статей словарей лингвистических, литературоведческих и др. терминов.

3. Лексическая работа с аббревиатурами и графическими сокращениями а) используемыми в изученных источниках; б) используемыми в библиографическом описании изученных источников.

Задание для домашней самостоятельной работы

 

1. Выписать из словаря и перевести на родной язык значение таких повторяющихся в терминах элементов, как анти-, про -, поли -, авто - и т.д., а также связанных со специальностью студента: демо-, лингво -, графо- и т.д.

Упражнение 3. Прочитайте предложения. Предположите, что является в них ремой, и подчеркните её. Какими грамматическими средствами выражена рема в предложении? Обведите информативный центр в каждом предложении.

Имея разный предмет и различные задачи его изучения, литературоведение и лингвистика постоянно взаимодействуют между собой и помогают друг другу. Художественная литература служит важным материалом для лингвистических исследований и выводов о структуре и особенностях языков. Литература также может дать многое лингвистике для понимания этих особенностей. В то же время при изучении литературы необходима помощь лингвистики.

 

Справочный материал

 

Композиция научного текста связана с его жанровой принадлежностью. Так, статья обычно не имеет формально выраженного деления на части, но она, как правило, отражает движение мысли от данного, известного, к новому, неизвестному. Композиция монографии предполагает иерархическое соподчинение отдельных частей: разделы, части, главы, параграфы. Курсовые работы состоят из нескольких структурных частей или глав. Для бакалаврских, дипломных и магистерских сочинений рекомендуется следующая структура: введение, две или три главы, подразделяющиеся на параграфы, заключение. Аналогична структура и диссертационных сочинений. Она может дополняться различными списками и приложениями.

С позиций структуры текст состоит из предложений, объединённых со смысловой точки зрения в сложные синтаксические целые(ССЦ), то есть структура научного текста – это система синтаксических единиц различных уровней, от словосочетания до целого текста. Для графического деления текста используется абзац – написание первого предложения из группы нескольких предложений с отступом от левой границы текста. Между абзацем и ССЦ нет точного соответствия. Абзац может совпадать с ССЦ, один абзац может включать несколько ССЦ, одно ССЦ может распадаться на несколько абзацев. Обычно это определяется коммуникативно-прагматическими намерениями автора текста.

Предложения в ССЦ (абзацах) и ССЦ (абзацы) в тексте чаще связаны или друг с другом или с темой (названием) текста, но могут быть и несвязанными. Связность текста обеспечивается различными средствами:

1. Лексико-грамматическими (лексические повторы – прямые, с парадигматическим вариантом, синонимические, метафорические; личные и указательные местоимения): Наверное, все люди любят получать подарки. В России часто можно услышать, что лучший подарок – это книга. Действительно, получить в подарок хорошую книгу всегда приятно. Она не только доставит радость при её чтении, но и будет напоминать о том, кто её подарил.

2. Функционально-синтаксическими (вводные слова, конструкции связи, союзы): Как известно, профессия учителя стала в Китае в последнее десятилетие одной из самых уважаемых. В чём причина этого? Во-первых, общество всё больше нуждается в высокообразованных специалистах. Во-вторых, необходимо не только давать подрастающему поколению современные знания, но и воспитывать его в соответствии с целями и задачами общества. Таким образом, государство обратило серьёзнейшее внимание на подготовку высококвалифицированных педагогов и создало для них оптимальные условия.

Задание для индивидуально-групповой аудиторной работы

 

1. Прочитать текст, определить границы ССЦ, разбить текст на абзацы.

1. Под экономикой понимают не только совокупность отраслей и предприятий, но и науку – экономическую теорию. 2. Изучение науки предполагает определение ее предмета. 3. Остановимся на этом и выясним, что же является предметом экономики. 4. Рассмотрим, что лежит в основе жизнедеятельности любого общества. 5. Во-первых, это стремление людей удовлетворить потребности физиологического характера: А) потребность в еде; Б) потребность в одежде; В) потребность в жилище. 6. Во-вторых, людям необходимо удовлетворять свои духовные потребности. 7. В-третьих, это круг социальных, общественных потребностей в любви, уважении, безопасности, самосовершенствовании. 8. Таким образом, мы видим, что круг потребностей людей весьма разнообразен. 9. Обратимся к средствам, которые удовлетворяют потребности людей. 10. Они называются благами. 11. Одни из них, как, например, вода, воздух, имеющие неограниченный характер, называют свободными благами. 12. Другие, ограниченного характера – экономическими благами. 13. Экономические блага создаются в процессе производства, а для этого необходимы следующие экономические ресурсы: 1.Труд. 2. Предпринимательская способность. 3. Капитал. 4. Природные ресурсы. 14. Что же является главной особенностью экономических ресурсов? 15. Это их ограниченный характер. 16. Поэтому перед обществом возникает проблема, как наилучшим образом распорядиться ограниченными ресурсами. 17. Таким образом, ограниченность благ ставит перед обществом проблему выбора вариантов экономического развития. 18. Итак, как видим, можно утверждать, что экономическая наука изучает выбор направлений и способов эффективного использования ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей общества в целом и отдельных индивидов.

 

2. Найдите в тексте задания № 1 средства организации текста. В нижеприведённом списке подберите для них синонимы. Проверьте их значение по словарю. Если возможно, замените средства, использованные в тексте, средствами, выбранными вами.

Порядок перечисления.

Во-первых, во-вторых, в-третьих, затем, да­лее, наконец; рассмотрим, обратимся, перейдём к рассмотрению; цифрами, буквами.

7. Обобщение, вы­вод, итог преды­дущей информации.

Таким образом, итак, короче, короче говоря, вообще, словом, вообще говоря, следо­вательно, из этого следует.

8. Ссылка на пре­дыдущую и по­следующую ин­формацию.

Как было сказано (показано, упомянуто, отмечено), как говорилось (указывалось, отмечалось), как видно; рассматриваемый, анализируемый, изучаемый, исследуемый, приведенный, указанный, упомянутый, описанный, названный, данный, искомый, вышеупомянутый, вышеназванный; послед­нее; согласно этому (с этим), сообразно этому (с этим), соответственно этому, в соответствии с этим, подобно этому, в отличие от этого.

Соединение, присоединение.

Также, и, тоже, при этом, вместе с этим, вместе с тем, кроме того, помимо этого; одновременно с этим.

 

Задание для домашней самостоятельной работы.

Из



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.106 с.)