Оценка морфологического состояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка морфологического состояния



ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

РУКОВОДСТВО

К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ

 

 

 

Красноярск


Щепина Н.А., Третьяков А.С., Подоляк Н.М., Щепин А.Н.

Физическая культура. Руководство к самостоятельным работам по учебному курсу. Дополненное и переработанное. – Красноярск: / АНО ВО СИБУП, 2016. - 61 с.

 

 

Данное руководство написано в соответствии с учебной программой по курсу «Физическая культура». В нем рассматриваются простые и доступные методы исследования морфо-функционального, психофизиологического состояния человека, оценка сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Содержатся материалы для исследования и оценки индивидуального образа жизни, работоспособности, режима питания.

Руководство признано помочь студентам и слушателям овладеть простейшими методиками самодиагностики индивидуального здоровья и образа жизни. Может представлять интерес для специалистов в области физической культуры, здорового образа жизни и валеологии.

 

 

© АНО ВО СИБУП, 2016

© ………., 2016

 


Введение

В настоящее время изменился стиль и ритм жизни человека, повысилась значимость напряженной умственной деятельности и интеллектуального труда во всех сферах производства, возросла роль личности, к которой предъявляются более жесткие требования в условиях конкурентности. В силу этого изменяются психофизиологические функции организма, адаптационно-регуляторные процессы, уровень физического состояния. Возрастает роль деятельности центральной нервной системы, обеспечивающей мыслительные, моторные и высшие психические функции.

В условиях изменившейся экономической, политической и социальной ситуации остаются общественные ценности, значение которых не подвергается сомнению: одна из таких ценностей - физическая культура. Значение физической культуры в процессе формирования личности огромно – в этом отношении не устарела пословица - «В здоровом теле – здоровый дух». Однако появились такие барьеры распространения физической культуры, как недостаток финансирования, компьютеризация, малоподвижный образ жизни, слабая освещённость в СМИ. Всё это препятствует реализации образовательных стратегий молодёжи в плане физического совершенства и здорового образа жизни.

Данное руководство включает методические подходы, которые наиболее значимо определяют стратегию и тактику доступной диагностики, сохранения и приумножения индивидуального здоровья человека и реализации его психофизиологического потенциала, приобщения к здоровому образу жизни.

Выполнение самостоятельных работ требует не только определенного уровня знаний о различных системах и функциях организма человека, но является целью привить умения в определении и первичной оценке собственного здоровья.

В руководство вошли отечественные исследования в области физиологии, медицины, педагогики, психологии, физической культуры и других наук.

 

 

РАЗДЕЛ 1

Самостоятельная работа № 1

Оценка морфологического состояния

При исследовании морфологического состояния человека наряду с данными, полученными инструментальными методами, учитывают и описательные показатели.

Цель. Путем наружного осмотра ознакомиться и овладеть доступными методами определения антропометрических показателей организма человека.

Ключевые слова: здоровье, осанка, сколиоз, плоскостопие.

Оценка состояния осанки.

Осанка - привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении, отражающая особенности конфигурации тела. Осанка характеризуется положением туловища, положением головы, выраженностью изгибов позвоночника, положением линии остистых отростков, симметричностью лопаток. В формировании правильной осанки основную роль играют физкультура, питание, бытовые условия, а также климатические и национальные. Правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и создает условия для оптимального функционирования внутренних органов: легких, сердца, органов брюшной полости и др. (рис.1).

Рис. 1. Виды осанки: а - правильная; б - сутуловатая: в - лордотическая;

г - кифотическая; д - выпрямленная (плоская).

 

Недостаточная либо чрезмерная выраженность любого из физиологических изгибов позвоночника, возникающая под действием различных факторов, приводит к формированию неправильной осанки: сутуловатая, лордотическая, кифотическая, выпрямленная (рис. 1) .

Правильная осанка характеризуется свободным, без мышечного напряжения, удерживанием головы и туловища в прямом положении. Голова при этом немного приподнята, грудь выдается вперед, живот подтянут, ноги прямые, плечи слегка отведены кзади и находятся на одном уровне. Голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления, соответствующие возрасту и полу, в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз). Хорошая осанка создает оптимальные условия для деятельности внутренних органов, способствует повышению работоспособности и, конечно, имеет большое эстетическое значение.

Для выпрямленной осанки (плоская спина) характерна очень ровная спина, вызванная сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника и даже их отсутствием; угол наклона таза уменьшен; грудная клетка уплощена. Причина уплощения позвоночника состоит в недостаточном наклоне таза. Уменьшение изгибов позвоночника снижает его амортизационную способность. Люди с плоской спиной предрасположены к сколиозу.

При сутуловатой осанке (круглая спина) увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный, голова наклонена вперед, плечи опущены и сведены кпереди, угол наклона таза уменьшен, живот выпячен, углы лопаток: отстают («крыловидные»), ягодицы кажутся уплощенными. Тотальный кифоз позвоночника начинается от пятого позвонка и включает шейные позвонки. Развитию круглой спины способствует продолжительное сидение в согнутом положении, стояние с опущенной грудной клеткой, а также слабость мышц спины.

Лордотическая осанка характеризуется откинутым кзади туловищем, приподнятой головой, выпяченным и отвисшим животом. Наблюдается выраженный поясничный лордоз и сглаженный шейный.

При кифотической осанке (кругло-вогнутая спина) плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен, грудная клетка уплощена, угол наклона таза увеличен. В позвоночнике отмечается увеличение глубины шейного и поясничного лордозов и грудного кифоза. Выпячиванию живота способствует ослабление мышц брюшного пресса.

Выпрямленная, сутуловатая, лордотическая и кифотическая осанки приводят к нарушению симметрии правой и левой сторон туловища. В последствии, при неправильном образе жизни, гиподинамии может развиться одна из форм сколиоза.

Асимметрия лопаток характеризуется расположением нижних углов лопаток на разных уровнях. Асимметрия лопаток является начальной стадией развития сколиоза

Сколиоз — это искривление позвоночного столба во фронтальной плоскости (боковое искривление). Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Причиной первого являются дефекты развития позвоночника (асимметрия развития тел позвонков и др.). Приобретенными считаются 95% сколиозов вследствие перенесенного рахита, из-за разной длины ног, в результате неправильной привычной позы за столом во время занятий, что приводит к растяжению мышц на одной стороне туловища и укорочению — на другой и фиксации их в этом положении.

Используя описательные характеристики, исследуйте осанку. Сделайте вывод. Если ваша осанка имеет незначительные отклонения от правильной формы постарайтесь подобрать и выполнять физические упражнения, укрепляющие мышечный корсет туловища. Придерживайтесь здорового образа жизни.

 

Оценка состояния стопы.

Стопа выполняет опорную и рессорную функции, опираясь на площадь опоры пяточной и головками плюсневых костей. При осмотре стопы опорной поверхности обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси аххилова сухожилия и пятки при нагрузке. При ослаблении мышц и сухожилий своды стопы опускаются, и развивается плоскостопие. Различают нормальную, уплощенную и плоскую стопы.

Для диагностики состояния отделов стоп необходимо снять отпечатки подошвенной части - плантограмму. Для чего берется водный раствор какого-нибудь красителя (который в последствии хорошо смывается) и смазывается им поверхность подошвы обоих стоп обследуемого.

Рис 2.Плантограмма

В
Затем испытуемому предлагается обеими ногами плотно встать на чистый лист бумаги размером на менее 30 х 40 см. Вес тела должен быть равномерно распределен на обе стопы, следы стоп при этом четко отпечатываются на бумаге. Полученную плантограмму можно оценить по методу И.М. Чижина (рис. 2).

Для этого надо провести касательную линию к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы и линию через основание 2-го пальца и середину пяточной кости. Через середину второй линии проводим перпендикуляр до пересечения с касательной и с наружным краем отпечатка стопы.

Затем вычисляют процентное соотношение длины той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток ДЕ, ко всей его длине (ДЕ + ЕЖ):

Полученный результат оцените следующим образом:

от 0 до 36% - высокосводчатая стопа,

от 36,1 до 43% -повышенный свод

от 43,1 до 50% - нормальный свод,

от 50,1 до 60 % - уплощенный свод,

от 60,1 до 70% - плоскостопие.

Сделайте вывод. Если оценка свода стоп уплощенная или проявляется плоскостопие, то рекомендуем вам использовать для профилактики и коррекции специальные упражнения для мелких мышц стопы, соблюдать гигиенические требования при покупки и использовании обуви.

Оценка физического развития

 

Цель. С помощью предложенных методик определить уровень физического развития, подобрать программы для гармоничной коррекции своего здоровья.

Ключевые слова: рост человека, масса тела, расчётная масса тела, окружности частей тела.

Уровень физического развития определяют совокупностью методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков. Различают основные и дополнительные показатели. К первым относят рост, массу тела, окружность грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе, и максимальном выдохе), силу кистей и становую силу (силу мышц спины). К дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, окружности частей тела, длину рук.

 

Рост стоя и сидя.

В антропологии рост является одним из общих антропометрических признаков. Входит в список показателей физического развития человека.

На рост человека, в числе прочего, влияют экологические факторы, наследственность от родителей, наследственные болезни, возраст, пол, принадлежность к той или иной расе и нации. Так, к примеру, средний рост китайцев-горожан — 165 см (у мужчин) и 155 см (у женщин), а средний рост голландцев — 184 см и 170 см соответственно.

  Рис. 4. Измерение роста в положении стоя и сидя Длина тела может существенно изменяться под влиянием физических нагрузок, является основополагающим показателем физического развития. Так, в баскетболе, волейболе, прыжках в высоту и т.п. рост тела в длину ускоряется, в то время как при занятиях тяжелой атлетикой, спортивной гимнастикой, акробатикой – замедляется. Длина тела измеряется ростомером в сантиметрах (рис. 4). При измерении роста стоя исследуемый становится спиной к вертикальной стойке, касаясь её пятками, ягодицами и межлопаточной областью.

Планшетку опускают до соприкосновения с головой.

При измерении роста сидя исследуемый садится на скамейку, касаясь вертикальной стойки ягодицами и межлопаточной областью. Измерьте свой рост и сравните с общемировыми стандартами в таб. 1.

 

Общепринятые стандарты длины тела человека (рост)

Таблица 1

Длина тела Мужчина Женщина
Карликовая ниже 129.9 см ниже 120.9 см
Очень малая 130—149.9 см 121—139.9 см
Малая 150—159.9 см 140—148.9 см
Ниже средней 160—163.9 см 149—152.9 см
Средняя 164—166.9 см 153—155.9 см
Выше средней 167—169.9 см 156—158.9 см
Большая 170—179.9 см 159—167.9 см
Очень большая 180—199.9 см 168—186.9
Гигантская от 200 см и выше от 187 см и выше

 

Средний рост мужчины на планете 165 см, а женщины - 154 см

Средний рост мужчины в России 176 см, а женщины – 165 см

Масса тела.

Масса тела суммарно выражает уровень развития костно-мышечного аппарата, подкожно-жирового слоя и внутренних органов Масса тела измеряется в килограммах (кг) с точностью до 50 гр. Обследуемый становиться на середину платформы весов и спокойно измеряет свой вес.

С помощью индексов и формул можно определить допустимую (расчётную) массу тела. Для более точного анализа рекомендуется использовать как можно больше формул. Вычислить среднее значение.

2.1 Индекс Брока-Бругша:

рост – 100, при росте 155-165 см;

рост – 105, при росте 166-175 см;

рост – 110, при росте 176 см и более

Для того, чтобы получить итоговый расчёт, следует вычесть 8 % от предварительного результата.

 

2.2. Формула Бернгарда:

2.3. Формула Лоренца:

2.4. Формула Купера:

Для мужчин

 

Для женщин

 

В последние годы появились оценочные индексы и формулы, позволяющие не только вычислить определенный параметр, но и сравнить с нормативными величинами.

2. Формула Кетле:

Оцените полученный результат:

Больше 540 – ожирение,

451-540 – чрезмерный вес

416-450 – излишний вес

401-415 - хорошая

400 – наилучшая для мужчин

390 - наилучшая для женщин

360-389 – средняя

320-359 – плохая

300-319 – очень плохая

200-299 – истощение

 

Путем сложения полученных результатов, находим среднее арифметическое число. Это и будет допустимая (расчётная) масса тела. Теперь сравниваем полученные вычисления.

 

ü Если ваш вес в пределах + 10% от допустимого (), то вам легко сохранять гомеостаз (равновесие внутренней среды организма);

ü если ваш вес превышает адекватный на 10-15%, то вы имеете избыточный вес;

ü если ваш вес превышает адекватный:

ü на 15-24%, то у вас ожирение I степень;

ü 25-49% - ожирение II степени;

ü 50-99% - ожирение III степени;

ü 100% и более – ожирение IVстепени;

ü если ваш вес на 10 % и более ниже адекватного, то у вас пониженный вес.

Превышение или недостаток веса представляют опасность для здоровья человека. Вам необходимо изменить диетическую и поведенческую программу, а также подобрать для себя комплекс специальных физических упражнений, способствующих стабилизации веса.

 

Артериальное давление (АД).

Другим параметром сердечно-сосудистой системы является артериальное давление. Жидкость текущая по сосуду, оказывает на его стенку давление, измеряемое в миллиметрах ртутного столба. Существует градиент давления, направленный от артерий к артериолам и капиллярам и от периферических вен к центральным. Кровяное давление уменьшается в следующем направлении: аорта – артериолы – капилляры – венулы – крупные вены – полые вены.

В практической деятельности проводится измерение АД при помощи надувания манжеты (непрямой метод). Для измерения АД пользуются сфигмоманометром Рива-Роччи и фонендоскопом. Ознакомьтесь с устройством прибора, применяемого для измерения кровяного давления.

Обнажите левую руку испытуемого. Оберните манжету плотно вокруг середины плеча испытуемого так, чтобы ее нижний край находился на 2,5-3 см выше локтевого сгиба. Манометр не должен находиться в поле зрения испытуемого. Положение стрелки пружинного манометра должно соответствовать нулю. В области локтевого сгиба на лучевой артерии установите фонендоскоп.

Нагнетайте воздух в манжету до тех пор, пока манометр покажет 160-180 мм рт. ст. (до полного исчезновения пульса). Медленно выпускайте воздух из манжеты. Снижая давление в манжете, внимательно прослушивайте фонендоскопом пульс и при появлении первого звука зафиксируйте показание манометра. Это будет величина максимального (систолического) давления, т. е. в этот момент только во время систолы кровь проталкивается через сдавленный участок сосуда. Продолжайте прослушивать пульсовые толчки. Они постепенно затухают, и в момент полного исчезновения звука снова зафиксируйте показание манометра. Эта величина соответствует минимальному (диастолическому) давлению. В это время давление в манжете равно диастолическому и кровь бесшумно начинает протекать под манжетой не только во время систолы, но и во время диастолы.

Величина кровяного давления зависит главным образом от систолического объема крови и диаметра сосудов. В свою очередь систолический объем крови зависит от силы сокращений сердца: чем сильнее сокращение, тем больше объем выбрасываемой крови. Поэтому давление а артериях будет тем выше, чем сильнее сокращение сердца.

Сравните экспериментальные измерения с нормативными в таблице 8 и сделайте вывод.

 

Критерии оценки систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления в состоянии покоя

Таблица 8

САД ДАД Оценка
106-130 55-80 Физиологическая норма
100-105 - Склонность к понижению
90-99 45-54 Понижено (консультация)
75-89 20-44 Очень низкое (обследование и лечение)
131-135 81-89 Несколько повышено (зона риска)
136-150 90-95 Значительно повышено (консультация)
150 и более 96-110 Высокое (обследование и лечение)

 

С возрастом у мужчин САД и ДАД растут равномерно, у женщин: от 20 до 40 лет давление увеличивается незначительно, но меньше, чем у мужчин; после 40 лет с наступлением менопаузы АД быстро возрастает и становится выше, чем у мужчин. У страдающих ожирением АД выше, чем у людей с нормальным массой тела. При курении систолическое давление может возрасти на 10-20 мм.рт.ст. При физической нагрузке АД, сердечный выброс и ЧСС повышаются, как и при ходьбе в умеренном темпе.

 

Проба 1.

1.Сосчитать пульс сидя, в спокойном состоянии за 10 сек (ЧСС 1).

2.В течение 90 сек сделать 20 наклонов вниз с опусканием рук.

3.Повторно сосчитать пульс за 10 сек сразу после выполнения наклонов (ЧСС 2)

4.Сосчитать пульс за 10 сек через 1 мин после выполнения наклонов (ЧСС З).

5.Рассчитать показатель реакции (ПКР) сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку:

ПКР = (ЧСС 1+ЧСС 2+ЧСС З-33): 10 =

6.По таблице 9 оценить полученные результаты и сделайте вывод:

 

Оценка реакции сердечно-сосудистой системы

Таблица 9

ПКР Оценка
0-0,3 Сердце в прекрасном состоянии
0,31-0,6 Сердце в хорошем состоянии
0,61-0,9 Сердце в среднем состоянии
0,91-1,2 Сердце в удовлетворительном состоянии
Более 1,2 Следует срочно обратиться к врачу

 

Проба 2. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы:

1.Сидя в спокойном состоянии измерить пульс за 10 сек (ЧСС 1).

2.Максимально быстро и правильно вслух отнимать по целому нечетному числу из целого нечетного числа (например, 3 или 777) в течение 30 сек.

3.Сразу же повторно сосчитать пульс за 10 с (ЧСС 2).

4.Рассчитать и оценить показатель реакции (ПКР) сердечно-сосудистой системы на психоэмоциональный стресс:

ПКР-ЧСС 2:ЧСС 1 =

если ПКР = 1 - стрессоустойчивость сердечно-сосудистой системы хорошая;

если ПКР > 1,3 свидетельствует о низкой стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

Проанализировать полученные результаты и сделать вывод.

 

 

Тест Купера.

К. Купер (1976 г.) предложил характеризовать физическую (аэробную) работоспособность с помощью 12-минутного теста. Выполнить его очень легко. Надо преодолеть возможно большее расстояние за 12 мин ходьбы, бега, плавания или любого другого аэробного упражнения. Применять 12-минутный тест Купер рекомендует после предварительной подготовки — двухнедельных занятий. Перед тестом надо провести небольшую разминку. При любых неприятных ощущениях (чрезмерная одышка, боли в области сердца и др.) тестирование следует прекратить.

По результатам этого теста можно определить степень своей физической подготовленности табл. 12).

 

Оценка физической работоспособности в зависимости от расстояния

преодоленного за 12 мин (в км.) по Куперу

Таблица 12

Оценка физической работоспособности Возраст, годы
Младше 30 лет 30-39 лет 40-49 лет 50 лет и более
м ж м ж м ж м ж
Очень плохая Менее 1,6 Менее 1,5 Менее 1,5 Менее 1,4 Менее 1,4 Менее 1,2 Менее 1,3 Менее 1,0
Плохая 1,6-2,0 1,5-1,8 1,5-1,8 1,4-1,7 1,4-1,7 1,2-1,5 1,3-1,6 1,0-1,3
Удовлетворительная 2,01-2,4 1,81-2,1 1,81-2,2 1,71-2,0 1,71-2,1 1,51-1,8 1,61-2,0 1,31-1,7
Хорошая 2,41-2,8 2,11-2,6 2,21-2,6 2,01-2,5 2,11-2,5 1,81-2,3 2,01-2,4 1,71-2,2
Отличная Более 2,8 Более 2,6 Более 2.6 Более 2,5 Более 2,5 Более 2,3 Более 2,4 Более 2,2

 

12-минутный тест К. Купера во всем мире признан как авторитетный и удобный для индивидуальной оценки степени физической подготовленности. Но его сложно применить на учебных занятиях при большом количестве студентов. В то же время в старших классах, техникумах и вузах вся молодежь в России проходит испытания на выносливость в беге на 2 км (девушки) и 3 км (юноши). Время пробега этих дистанций близко к 12-ти минутам. Поэтому представляет интерес использование результатов тестов на выносливость для оценки степени физической подготовленности занимающихся по тесту К. Купера. Чтобы получить такую оценку, нужно пересчитать время пробега дистанций 3 и 2 км в расстояние по 12-минутному тесту К. Купера. Для этого длину дистанции (3 или 2 км) в метрах делим на время ее пробега в секундах, получаем скорость бега. Затем умножаем ее на 720 секунд (12 мин), получаем расстояние, которое студент пробежал бы при сохранении своей скорости за 12 минут.

Однако таблицы, рассчитанные таким образом, будут неточными для студентов, результаты которых сильно отличаются от 12 минут. Результаты быстро бегущих студентов (менее 12 минут) будут завышены, потому что эти студенты не смогли бы выдержать эту же скорость в течение всех 12 минут. А результаты слабо подготовленных студентов (более 12 минут) будут занижены, так как они смогли бы бежать несколько быстрее в течение более короткого времени (12 минут).

Для внесения поправок на изменение скорости нами были использованы разрядные нормативы по бегу на 1500 и 3000 м 2-го юношеского разряда для женщин Единой Всероссийской спортивной классификации на 2001–2005 гг. Эти нормативы проверены десятилетиями соревновательной практики, а скорости наиболее близки к скоростям юношей в беге на 3 км и девушек в беге на 2 км. Согласно нормативам, поправки у юношей за 1 сек. равны 0,4 м, у девушек — 0,3 м. Хотя выбранный способ подсчета дает небольшую погрешность, но ей можно пренебречь, так как большая часть диапазонов между оценками в таблице К. Купера равна 250–300 м.

Результаты проделанных расчетов представлены в табл.13 и 14.

Пересчет времени пробега мужчинами 3 км в расстояние

по 12-минутному тесту Купера

Таблица 13

Результат в беге на 3 км, мин, сек Расчетное расстояние за 12 минут, м Поправка на замедление (ускорение), м Итоговое расстояние за 12 минут, м
10.00   –48  
10.06   –46  
10.12   –43  
10.18   –40  
10.24   –38  
10.30   –36  
10.36   –34  
10.42   –31  
10.48   –29  
10.54   –26  
11.00   –24  
11.06   –22  
11.12   –19  
11.18   –17  
11.24   –14  
11.30   –12  
11.36   –10  
11.42   –7  
11.48   –5  
11.54   –2  
12.00      
12.06   +2  
12.12   +5  
12.18   +7  
12.24   +10  
12.30   +12  
12.36   +14  
12.42   +17  
12.48   +19  
12.54   +22  
13.00   +24  
13.06   +26  
13.12   +29  
13.18   +31  
13.24   +34  
13.30   +36  
13.36   +38  
13.42   +40  
13.48   +43  
13.54   +46  
14.00   +48  
14.06   +50  
14.12   +53  
14.18   +55  
14.24   +58  
14.30   +60  
14.36   +62  
14.42   +65  
14.48   +67  
14.54   +70  
15.00   +72  
15.06   +74  
15.12   +77  
15.18   +79  
15.24   +82  
15.30   +84  
15.36   +86  
15.42   +89  
15.48   +91  
15.54   +94  
16.00   +96  
16.06   +98  
16.12   +101  
16.18   +103  
16.24   +106  
16.30   +108  
16.36   +110  
16.42   +113  
16.48   +115  
16.54   +118  
17.00   +120  
17.06   +122  
17.12   +125  
17.18   +127  
17.24   +130  
17.30   +132  
17.36   +134  
17.42   +137  
17.48   +139  
17.54   +142  
18.00   +144  
18.06   +146  
18.12   +149  
18.18   +151  
18.24   +154  
18.30   +156  
18.36   +158  
18.42   +161  
18.48   +163  
18.54   +166  
19.00   +168  

 

Пересчета времени пробега женщинами 2 км в расстояние

по 12-минутному тесту Купера

Таблица 14

Результат в беге на 2 км, мин, сек Расчетное расстояние за 12 минут, м Поправка на замедление (ускорение), м Итоговое расстояние за 12 минут, м
9.00   –54  
9.06   –52  
9.12   –50  
9.18   –49  
9.24   –47  
9.30   –45  
9.36   –43  
9.42   –41  
9.48   –40  
9.54   –38  
10.00   –36  
10.06   –34  
10.12   –32  
10.18   –31  
10.24   –29  
10.30   –27  
10.36   –25  
10.42   –23  
10.48   –22  
10.54   –20  
11.00   –18  
11.06   –16  
11.12   –14  
11.18   –13  
11.24   –11  
11.30   –9  
11.36   –7  
11.42   –5  
11.48   –4  
11.54   –2  
12.00      
12.06   +2  
12.12   +4  
12.18   +5  
12.24   +7  
12.30   +9  
12.36   +11  
12.42   +13  
12.48   +14  
12.54   +16  
13.00   +18  
13.06   +20  
13.12   +22  
13.18   +23  
13.24   +25  
13.30   +27  
13.36   +29  
13.42   +31  
13.48   +32  
13.54   +34  
14.00   +36  
14.06   +38  
14.12   +40  
14.18   +41  
14.24   +43  
14.30   +45  
14.36   +47  
14.42   +49  
14.48   +50  
14.54   +52  
15.00   +54  
15.06   +56  
15.12   +58  
15.18   +59  
15.24   +61  
15.30   +63  
15.36   +65  
15.42   +67  
15.48   +68  
15.54   +70  
16.00   +72  

 

Оценка дыхательной системы

Дыхание - совокупность процессов, при которых происходит потребление организмом кислорода и выделение углекислого газа. Дыхание включает в себя следующие процессы: 1) внешнее дыхание - обмен газов между внешней средой и альвеолами легких, 2) транспорт газов кровью, 3) клеточное дыхание - потребление кислорода клетками и выделение ими углекислого газа. Определяют три типа дыхания: грудной, брюшной (диафрагмальный) и смешанный. При грудном типе дыхания на вдохе заметно поднимаются ключицы, и происходит движение ребер. При брюшном типе дыхания увеличение объема легких происходит в основном за счет движения диафрагмы - на вдохе она опускается вниз, несколько смещая органы брюшной полости.

Оценка частоты дыхания.

В спокойном состоянии (испытуемый сидит или стоит), положив руку на грудную клетку, сосчитать количество вдохов и выдохов за одну минуту. Полученный результат сравнить по таблице 16 с нормативными.

 

Оценка частоты дыхания в покое

Таблица 16

Частота дыхания Возраст
18-20 подростки
13-17 взрослые
8-12 спортсмены

 

Проба Штанге.

1.В спокойном состоянии, сидя, измерить частоту сердечных сокращений (ЧСС 1) за 10 сек.

2.После глубокого вдоха задержать дыхание при этом рот должен быть закрыт и нос зажат пальцами. Измерить время максимальной задержки (МЗД).

3.Сразу же после возобновления дыхания повторно измерить ЧСС за 10сек (ЧСС 2).

4.Занести результаты в таблицу:

ЧСС1 МЗД ЧСС2
     

 

5. Оценить свой кардио-респираторный резерв по таблице 17

 

Оценка дыхательной системы по пробе Штанге

Таблица 17

Кардио-респираторный резерв МЗД, сек
Мужчины Женщины
Отлично 60-75 45-50
Удовлетворительно 40-59 35-44
Неудовлетворительно менее 40 менее 35

 

6.Рассчитать показатель реакции (ПКР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания:

ПКР = ЧСС 2:ЧСС 1

ПКР > 1,2 говорит о снижении кардио-респираторного резерва.

С улучшением физической подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки нарастает.

 

Проба Генче

1.В спокойном состоянии, сидя, измерить частоту сердечных сокращений (ЧСС 1) за 10 сек.

2.После неглубокого вдоха сделать глубокий выдох и задержать дыхание. Измерить время максимальной задержки (МЗД).

3.Сразу же после возобновления дыхания повторно измерить ЧСС за 10сек (ЧСС 2).

4.Занести результаты в таблицу

ЧСС1 МЗД ЧСС2
     

5.По таблице 18 оценить дыхательный резерв

 

Оценка дыхательной системы по пробе Генче

Таблица 18

Кардио-респираторный резерв МЗД, сек
Мужчины Женщины
Отлично 40-50 25-35
Удовлетворительно 30-39 20-24
Неудовлетворительно менее 30 менее 20

 

6.Оценить показатель реакции (ПКР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания:

ПКР = ЧСС 2:ЧСС 1

ПКР > 1,2 говорит о снижении кардио-респираторного резерва.

 

Спортсмены способны задержать дыхание на 60-90 секунд. При хроническом утомлении время задержки дыхания резко уменьшается.

Значение проб Штанге и Генче увеличивается, если вести наблюдения постоянно, в динамике. Время задержки дыхания указывает на степень оксигенации организма - кислородную достаточность или задолженность в организме. Она о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.132 с.)