Функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой.



Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы на современном этапе невозможна без широкого применения нагрузочных тестов. Частота сердечных сокращений и дыхания тесно связаны с тренированностью организма, развитием мышц и легких, а главное, с регулярностью физических и спортивных упражнений, обеспечивающих оксигенацию организма.

Проба 1.

1.Сосчитать пульс сидя, в спокойном состоянии за 10 сек (ЧСС 1).

2.В течение 90 сек сделать 20 наклонов вниз с опусканием рук.

3.Повторно сосчитать пульс за 10 сек сразу после выполнения наклонов (ЧСС 2)

4.Сосчитать пульс за 10 сек через 1 мин после выполнения наклонов (ЧСС З).

5.Рассчитать показатель реакции (ПКР) сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку:

ПКР = (ЧСС 1+ЧСС 2+ЧСС З-33): 10 =

6.По таблице 9 оценить полученные результаты и сделайте вывод:

 

Оценка реакции сердечно-сосудистой системы

Таблица 9

ПКР Оценка
0-0,3 Сердце в прекрасном состоянии
0,31-0,6 Сердце в хорошем состоянии
0,61-0,9 Сердце в среднем состоянии
0,91-1,2 Сердце в удовлетворительном состоянии
Более 1,2 Следует срочно обратиться к врачу

 

Проба 2. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы:

1.Сидя в спокойном состоянии измерить пульс за 10 сек (ЧСС 1).

2.Максимально быстро и правильно вслух отнимать по целому нечетному числу из целого нечетного числа (например, 3 или 777) в течение 30 сек.

3.Сразу же повторно сосчитать пульс за 10 с (ЧСС 2).

4.Рассчитать и оценить показатель реакции (ПКР) сердечно-сосудистой системы на психоэмоциональный стресс:

ПКР-ЧСС 2:ЧСС 1 =

если ПКР = 1 - стрессоустойчивость сердечно-сосудистой системы хорошая;

если ПКР > 1,3 свидетельствует о низкой стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

Проанализировать полученные результаты и сделать вывод.

 

 

Оценка физической работоспособности.

С помощью предложенных тестов количественно оцениваются восстановительные процессы, происходящие в организме. Вы можете выбрать один из тестов и выполнить его по методики.

Гарвардский степ-тест. (ИГСТ)

Проба заключается в продолжительности восхождения на ступеньку и значений ЧСС после работы.

Высота ступеньки и время восхождения зависят от пола и возраста испытуемого (см. таб. 10). Частота восхождений - 30 циклов в минуту. Каждый цикл состоит из 4 шагов. Одна нога ставится на ступеньку, другая всей стопой остается на полу. При восхождении нельзя опираться на колено.

 

Высота ступеньки и время восхождения

Таблица 10

Контингент Возраст Высота ступеньки, см Время восхождения, сек
Мальчики-подростки 12-17    
Девочки-подростки 12-17    
Юноши 18-21    
Девушки 18-21    
Мужчины взрослые    
Женщины взрослые    

1. У испытуемого подсчитывается ЧСС в покое в течение 30 секунд.

2. Выполняется ИГСТ в соответствии с полом и возрастом.

3. После завершения теста испытуемый садиться, и отдыхает в течение первых 60 секунд.

4. Подсчитывается ЧСС за время от 60 до 90 секунд восстановительного периода, т.е. за время первой половины 2-й минуты отдыха.

5. Индекс ИГСТ рассчитывается по формуле:

где t - время восхождения в секундах, f- частота сердечных сокращений (ЧСС) на 2-й минуте восстановления.

Критерии оценки результатов Гарвардского степ-теста приведены в таблице 11.

Самые большие показатели (до 170) отмечены у спортсменов экстракласса, тренирующихся на выносливость (лыжные гонки, академическая гребля, плавание, марафонский бег и др).

Таблица 11

Оценка ИГСТ
Отлично  
Хорошо 80-89,9
Средне 65-79,9
Слабо 55-64,9
Плохо  

Тест Купера.

К. Купер (1976 г.) предложил характеризовать физическую (аэробную) работоспособность с помощью 12-минутного теста. Выполнить его очень легко. Надо преодолеть возможно большее расстояние за 12 мин ходьбы, бега, плавания или любого другого аэробного упражнения. Применять 12-минутный тест Купер рекомендует после предварительной подготовки — двухнедельных занятий. Перед тестом надо провести небольшую разминку. При любых неприятных ощущениях (чрезмерная одышка, боли в области сердца и др.) тестирование следует прекратить.

По результатам этого теста можно определить степень своей физической подготовленности табл. 12).

 

Оценка физической работоспособности в зависимости от расстояния

преодоленного за 12 мин (в км.) по Куперу

Таблица 12

Оценка физической работоспособности Возраст, годы
Младше 30 лет 30-39 лет 40-49 лет 50 лет и более
м ж м ж м ж м ж
Очень плохая Менее 1,6 Менее 1,5 Менее 1,5 Менее 1,4 Менее 1,4 Менее 1,2 Менее 1,3 Менее 1,0
Плохая 1,6-2,0 1,5-1,8 1,5-1,8 1,4-1,7 1,4-1,7 1,2-1,5 1,3-1,6 1,0-1,3
Удовлетворительная 2,01-2,4 1,81-2,1 1,81-2,2 1,71-2,0 1,71-2,1 1,51-1,8 1,61-2,0 1,31-1,7
Хорошая 2,41-2,8 2,11-2,6 2,21-2,6 2,01-2,5 2,11-2,5 1,81-2,3 2,01-2,4 1,71-2,2
Отличная Более 2,8 Более 2,6 Более 2.6 Более 2,5 Более 2,5 Более 2,3 Более 2,4 Более 2,2

 

12-минутный тест К. Купера во всем мире признан как авторитетный и удобный для индивидуальной оценки степени физической подготовленности. Но его сложно применить на учебных занятиях при большом количестве студентов. В то же время в старших классах, техникумах и вузах вся молодежь в России проходит испытания на выносливость в беге на 2 км (девушки) и 3 км (юноши). Время пробега этих дистанций близко к 12-ти минутам. Поэтому представляет интерес использование результатов тестов на выносливость для оценки степени физической подготовленности занимающихся по тесту К. Купера. Чтобы получить такую оценку, нужно пересчитать время пробега дистанций 3 и 2 км в расстояние по 12-минутному тесту К. Купера. Для этого длину дистанции (3 или 2 км) в метрах делим на время ее пробега в секундах, получаем скорость бега. Затем умножаем ее на 720 секунд (12 мин), получаем расстояние, которое студент пробежал бы при сохранении своей скорости за 12 минут.

Однако таблицы, рассчитанные таким образом, будут неточными для студентов, результаты которых сильно отличаются от 12 минут. Результаты быстро бегущих студентов (менее 12 минут) будут завышены, потому что эти студенты не смогли бы выдержать эту же скорость в течение всех 12 минут. А результаты слабо подготовленных студентов (более 12 минут) будут занижены, так как они смогли бы бежать несколько быстрее в течение более короткого времени (12 минут).

Для внесения поправок на изменение скорости нами были использованы разрядные нормативы по бегу на 1500 и 3000 м 2-го юношеского разряда для женщин Единой Всероссийской спортивной классификации на 2001–2005 гг. Эти нормативы проверены десятилетиями соревновательной практики, а скорости наиболее близки к скоростям юношей в беге на 3 км и девушек в беге на 2 км. Согласно нормативам, поправки у юношей за 1 сек. равны 0,4 м, у девушек — 0,3 м. Хотя выбранный способ подсчета дает небольшую погрешность, но ей можно пренебречь, так как большая часть диапазонов между оценками в таблице К. Купера равна 250–300 м.

Результаты проделанных расчетов представлены в табл.13 и 14.

Пересчет времени пробега мужчинами 3 км в расстояние

по 12-минутному тесту Купера

Таблица 13

Результат в беге на 3 км, мин, сек Расчетное расстояние за 12 минут, м Поправка на замедление (ускорение), м Итоговое расстояние за 12 минут, м
10.00   –48  
10.06   –46  
10.12   –43  
10.18   –40  
10.24   –38  
10.30   –36  
10.36   –34  
10.42   –31  
10.48   –29  
10.54   –26  
11.00   –24  
11.06   –22  
11.12   –19  
11.18   –17  
11.24   –14  
11.30   –12  
11.36   –10  
11.42   –7  
11.48   –5  
11.54   –2  
12.00      
12.06   +2  
12.12   +5  
12.18   +7  
12.24   +10  
12.30   +12  
12.36   +14  
12.42   +17  
12.48   +19  
12.54   +22  
13.00   +24  
13.06   +26  
13.12   +29  
13.18   +31  
13.24   +34  
13.30   +36  
13.36   +38  
13.42   +40  
13.48   +43  
13.54   +46  
14.00   +48  
14.06   +50  
14.12   +53  
14.18   +55  
14.24   +58  
14.30   +60  
14.36   +62  
14.42   +65  
14.48   +67  
14.54   +70  
15.00   +72  
15.06   +74  
15.12   +77  
15.18   +79  
15.24   +82  
15.30   +84  
15.36   +86  
15.42   +89  
15.48   +91  
15.54   +94  
16.00   +96  
16.06   +98  
16.12   +101  
16.18   +103  
16.24   +106  
16.30   +108  
16.36   +110  
16.42   +113  
16.48   +115  
16.54   +118  
17.00   +120  
17.06   +122  
17.12   +125  
17.18   +127  
17.24   +130  
17.30   +132  
17.36   +134  
17.42   +137  
17.48   +139  
17.54   +142  
18.00   +144  
18.06   +146  
18.12   +149  
18.18   +151  
18.24   +154  
18.30   +156  
18.36   +158  
18.42   +161  
18.48   +163  
18.54   +166  
19.00   +168  

 

Пересчета времени пробега женщинами 2 км в расстояние

по 12-минутному тесту Купера

Таблица 14

Результат в беге на 2 км, мин, сек Расчетное расстояние за 12 минут, м Поправка на замедление (ускорение), м Итоговое расстояние за 12 минут, м
9.00   –54  
9.06   –52  
9.12   –50  
9.18   –49  
9.24   –47  
9.30   –45  
9.36   –43  
9.42   –41  
9.48   –40  
9.54   –38  
10.00   –36  
10.06   –34  
10.12   –32  
10.18   –31  
10.24   –29  
10.30   –27  
10.36   –25  
10.42   –23  
10.48   –22  
10.54   –20  
11.00   –18  
11.06   –16  
11.12   –14  
11.18   –13  
11.24   –11  
11.30   –9  
11.36   –7  
11.42   –5  
11.48   –4  
11.54   –2  
12.00      
12.06   +2  
12.12   +4  
12.18   +5  
12.24   +7  
12.30   +9  
12.36   +11  
12.42   +13  
12.48   +14  
12.54   +16  
13.00   +18  
13.06   +20  
13.12   +22  
13.18   +23  
13.24   +25  
13.30   +27  
13.36   +29  
13.42   +31  
13.48   +32  
13.54   +34  
14.00   +36  
14.06   +38  
14.12   +40  
14.18   +41  
14.24   +43  
14.30   +45  
14.36   +47  
14.42   +49  
14.48   +50  
14.54   +52  
15.00   +54  
15.06   +56  
15.12   +58  
15.18   +59  
15.24   +61  
15.30   +63  
15.36   +65  
15.42   +67  
15.48   +68  
15.54   +70  
16.00   +72  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.015 с.)