Дидактический материал для речевой работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактический материал для речевой работы



СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................... 2

Автор объясняет............................................................... 2

Автор советует............................................................... 4

Артикуляционная (речевая) гимнастика............................. 6

Сказка о Веселом Язычке......................................... 8

Статические упражнения для языка.............................. 9

Динамические упражнения для языка..................... 9

Упражнения для губ...................................................... 10

Комплекс упражнений для формирования правиль­
ного произношения звуков [к], [к']............................ 11

Положение органов речи при произношении

звуков [к], [к'].............................................................. 14

Условные обозначения.................................................. 14

ГИМНАСТИКА

На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка пол­ноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), не­обходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те арти­куляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы выраба­тываемые у детей двигательные навыки закреплялись, ста­новились более прочными. Ее можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3—5 минут, эмоционально, в игровой форме. Не следует пред­лагать детям более 2—3 упражнений; при отборе матери­ала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть педа­гога и свое лицо.

Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, доста­точным объемом движения, темпом выполнения, устойчи­востью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:


— рассказ о предстоящем упражнении с использованием
игровых приемов («Сказка о Веселом Язычке»);

— показ упражнения;

— выполнение упражнения детьми перед зеркалом;

— проверка правильности выполнения, указание на ошиб­
ку;

— выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.

На подготовительном этапе используются два вида об-щеразвивающих упражнений: статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направ­лены на удержание артикуляционной позы в течение 6—10 секунд. Динамические упражнения требуют ритми­ческого повторения по 6—8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Для того чтобы вызвать интерес у детей к речевой гимнастике, советуем проводить ее в занимательной ска­зочной форме. В сказке о Веселом Язычке обязательно должен быть элемент новизны. Учите детей сочинять сказки про Язычок. Полезно поменяться ролями: ребенок расска­зывает сказку, а взрослый выполняет упражнения. Ребе­нок подмечает недостатки и называет ошибки.


Сказка о Весёлом Язычке

Жил-был Весёлый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.




В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки Конфеты и плюшки.


Догадались? Этот домик — рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, от­крыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел по­греться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «ло­паткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и за­крыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по кры­ше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котик лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Закончите слово.

КА — КО — КУ —

Добавьте слог.


Послушайте начало слова. Какой слог надо добавить, чтобы получилось новое слово?


Произнесите четко слова.

МИСКА МАСКА МАРКА РАМКА ЛАПКА ЛЕПКА НОРКА КОРКА РЕПКА КЕПКА

Найдите пары похожих по звучанию слов. Чем они от­личаются?

Проверьте себя: миска — маска,

лапкалепка.

Слог потерялся.

Найдите подходящий слог и закончите слово.

Кто больше?

Проведите игру-соревнование, кто больше вспомнит слов, оканчивающихся на -ка.

Кто больше назовет слов, начинающихся с ка-?

Запомните и повторите.

Повторите слоги в том же порядке, соблюдая ударение.

КА—КУ—КЭ КУ—КО—КЭ КЫ—КУ—КЭ КА—КО—КУ КУ—КЫ—КА КО—КУ—КЫ


Добавьте звук.

Назовите последний звук в слове. Взрослый начинает слово, дети заканчивают его и произносят целое слово.

Назовите слова со звуками [а], [о], [у].

Обозначьте на схеме гласный звук красным цветом.

Какой звук следует за гласным в словах бык, лак, сок? Вспомните короткие слова, оканчивающиеся звуком [к].

Превращение слов.

Произнесите вместо первого звука в слове звук [к]. Какие новые слова получились?

ЦАПЛЯ РОТ ПОРА ПОЛЕНО

МАСКА ЛОМ ПОНИ ВОРОНА

НОРКА ПОЛ РОСА СОЛОНКА


Добавьте в начало слов звук [к] и получите новые слова, начинающиеся с [к].

Взрослый называет слово, а дети образуют новое слово.

Угадайте слово.

Взрослый называет слово, дети добавляют слог -ка- и произносят новое слово.

Чай, лай, слой, стой, нож, шут, гвозди, баран, гадал, вешал.

Проверьте себя: чайка, лайка, слойка, стойка, ножка, шутка, гвоздика, баранка, гадалка, вешалка.


Проверьте себя: Коля, Катя, Клава, Ника, Вика, Лика, Костя.

Дайте имена детям. В именах должен быть звук [к].


Упражняйтесь в произношении звука [к].

ПЕТУШОК

 

Петушился, петушился Забияка-петушок. Забияке где-то в драке Оторвали гребешок. Ходит он без гребешка, Не похож на петушка.

(Е. Авдиенко)

Раскрасьте рисунок.

Четко произносите.

Ёлка, ёлка, ёлочка, Колкая иголочка.

Назовите общий слог в словах ёлка, зайка, чайка, сойка, стайка, тройка. (Слог -ка-)

Хлопните столько раз, сколько слогов в этих словах. (Два хлопка)

Послушайте начало рассказа.

КУЗНЕЧИК-МУЗЫКАНТ

На опушке леса, в густой травке, среди клевера, коло­кольчиков и ромашек, жил кузнечик-музыкант. Он целыми днями играл на скрипочке, а разные букашки пели и танце­вали под его музыку.

Придумайте конец рассказа про Кузнечика.


СОРОКА И МЫШЬ

— Мышка-трусишка, ты треска боишься?

— Ни крошечки не боюсь!

— А громкого топота?

— Ни капельки не боюсь!

— А страшного рева?

— Нисколечко не боюсь!

— А чего же ты тогда боишься?

— Да тихого шороха...

Н. Сладкое

Ответьте на вопросы.

О чем спрашивает Сорока Мышь? Как отвечает Мышь? Почему она боится тихого шороха?

Распределите роли Сороки и Мыши и передайте их раз­говор.


Послушайте рассказ.

КОЛОБОК

У леса на опушке стоит избушка. А живет в избушке Колобок — румяный бок. Колобок — мастер сказки расска­зывать. Катится Колобок по дорожке, кого ни встретит, сказку расскажет. Любят сказки Колобка и Мышка-норуш­ка, и Лягушка-квакушка, и Петушок — золотой гребешок.

Ответьте на вопросы.

Где стоит избушка?

Кто живет в этой избушке?

Что умеет Колобок?

Кому нравятся сказки Колобка?

Расскажите о Колобке.



 


щС^Ш Говори, не торопись и смотри не ошибись!

Послушайте и повторите сначала медленно, затем быст­рее.

В Луку Клим луком кинул.

Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

У ёлки иголки колки. Сух сук нёс барсук. Около кола бьют в колокола. Краб крабу сделал грабли. Коси, коса, пока роса.

Карл у Клары украл кораллы, Клара украла у Карла кларнет.

Скок, сорока, Скок, сорока, Слепа с ока, Крива с бока.


ЗАКРЕПЛЯЕМ ПРОИЗНОШЕНИЕ МЯГКОГО ЗВУКА [К']

УЧИМ ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ

Произнесите несколько раз слоги парами, сравните произношение [к] и [к'].

КА — КЯ КО — КЁ

КУ — КЮ КЫ — КИ

При произношении слогов -ки-, -ке- углы губ несколько оттягиваются, губы прижимаются к зубам, а язычок, как катушка, чуть выкатывается вперед, и кончик его упира­ется в нижние зубки. Вот так получается мягкое произ­ношение [к'].

Помните, что мягкий звук мы будем обозначать зеленым цветом. А каким цветом мы показывали твердый согласный звук? (Синим)

Для гласных звуков мы выбираем красный цвет.

Произнесите столько раз слог -ки-, сколько фишек (палочек, пуговиц) на столе.


Слушайте внимательно.

Произнесите в указанном ритме слог -кя-.


Произнесите слоговой ряд в нужном темпе, соблю­дая ударение.

Правильно произнесите [к'] в словах.

Кисель, кефир, кекс, кизил, крем, кино, киоск, кирпич, кеды, кепи, кепка, китель, кета, кегли, кедр, кенар, килька, китаец, киска, кисть, киргиз, кинжал, пакет, букет, макет, паркет, накидка, кипа, кит, кибитка, кегли, кисточка, ра­кета, Никита, Кеша, краски, спички, Кира, Аким, Евдоким, Кирилл, Ким, Кирсан.

Произнесите имена Никита, Кира. Определите, сколько гласных звуков в этих словах. Помните правило: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Сколько слогов в слове Ни-ки-та? А в слове Ки-ра?


Закончите предложение.

Составить предложения вам помогут картинки.

Подберите подходящее слово с [к'].



 


Игра с мячом.


Взрослый дает описание предмета и бросает мяч. Ребенок ловит мяч и называет предмет.

• Небольшой мешок, в который кладут продукты, вещи
для покупателя. (Пакет)

• Театр, где показывают фильмы. (Кинотеатр)

• Блюдо, которое варят из ягод, фруктов. (Кисель)

• Нижняя часть руки с пальцами. (Кисть)

• Крупное морское животное. (Кит)

• Спортивная обувь. (Кеды)

• Летний мужской головной убор. (Кепка)


Посмотрите и назовите, что делают с мячом. В от­ветах постарайтесь использовать слова с мягким зву­ком [к'].


 
 


Взрослый производит действия с мячом, а дети их назы­вают.

 

Мячик кинули далеко. Мячик закинули в сетку. Мячик недокинули до сетки. Мячик подкинули к потолку.

 

СОРОКИ

В черных платьицах сороки. В белых фартучках сороки... Уж какие там уроки, Если девочки — сороки!

Б. Белова


Почему школьниц иногда называют сороками?


мышки

Пляшут мышки-шалунишки, Кто на чашке, кто на крышке. Тише, тише, тише, мышки, Не мешайте спать братишке.

А Стародубова

Ответьте на вопросы.

Кто расплясался, расшумелся?

На чем плясали мышки?

Кого они могли разбудить, кому мешали спать?

В ЖАРКИЙ ДЕНЬ

Пьет из чашечки жучок Колокольчиковый сок. Пьют веселые букашки Сок пахучий из ромашки. А нарядный мотылек Земляничный любит сок. Сока хватит всем в лесу! Угощает шмель осу: — Вот вам два стаканчика, Сок из одуванчика.

А. Масленникова

Ответьте на вопросы.

Какой сок пьет жучок? А букашки?

 

Какой сок любит мотылек? Каким соком угощает шмель осу? Предложите детям не только ответить на вопросы, но и задать их.


Произнесите двустишия. Сочините свои двустишия.

ВЕСЕЛЫЕ РИФМЫ



Катит медвежонок Меду бочонок.

Собрались мы на лужке, Заиграли на рожке.

Три веселых кошки Взяли в лапки ложки.

Я играю на гармошке Для своей любимой кошки.

 


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Вы научились правильно произносить звуки [к], [к*], слы­шать их, выделять из слов, находить место звука в слове, подбирать слова на заданные звуки и преобразовывать их. Вы познакомились со слоговой и звуковой схемами слов. Значит, вы готовы узнать новую букву.

Для обозначения звуков [к] и [к'] есть буква. Запомнить ее нетрудно. Посмотрите на картинку и отгадайте загадку.

Кто отправился в полет, В клюве веточку несет?

Г.Виеру


Рассмотрите картинки, назовите их. В этих словах есть К. Найдите место буквы в слове и впишите ее.



 


Найдите букву К среди других букв и обведите ее в кружок.


Помогите встретиться двум буквам К.

Запомнили букву? Молодцы! Давайте попрощаемся, но не насовсем. Весёлый Язычок приглашает вас на новую встречу в следующей тетрадке. Встретимся?


ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО!



 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................... 2

Автор объясняет............................................................... 2

Автор советует............................................................... 4

Артикуляционная (речевая) гимнастика............................. 6

Сказка о Веселом Язычке......................................... 8

Статические упражнения для языка.............................. 9

Динамические упражнения для языка..................... 9

Упражнения для губ...................................................... 10

Комплекс упражнений для формирования правиль­
ного произношения звуков [к], [к']............................ 11

Положение органов речи при произношении

звуков [к], [к'].............................................................. 14

Условные обозначения.................................................. 14

Дидактический материал для речевой работы

с детьми............................................................................... 15

Закрепляем произношение твердого согласного

звука [к], учим звуковому анализу......................... 19

Закрепляем произношение мягкого согласного

звука [к'], учим звуковому анализу......................... 46

Вместо заключения............................................................... 77

Говорите правильно!......................................................... 80


ВВЕДЕНИЕ

АВТОР ОБЪЯСНЯЕТ

Перед вами пособие, которое можно использовать для ра­боты по преодолению недостатков звукопроизношения у до­школьников и младших школьников, для общего развития речи, формирования звуковой культуры, правильной дикции у детей, а также для подготовки ребенка к обучению грамо­те. В норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4—5 годам. Однако не все дошколь­ники могут самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся.

Нарушение заднеязычных звуков [к], [г], [х] и парных мягких [к'], [г'], [х'] встречается значительно реже. Они составляют у детей 5—9 лет 1% от дефектов произношения других групп звуков и характерны для сложных речевых нарушений, например при значительном снижении слуха, алалии, ринолалии, дизартрии. В норме дети овладевают правильным произношением заднеязычных звуков в возра­сте от 2 до 3 лет.

Встречаются такие виды дефектов произношения [к], [г], [х] и мягких фонем: вместо [к] слышится гортанный щелчок, при произношении [г] к шуму при щелчке добавляется голос, при произношении [х] слышится гортанный шум. Второй вид нарушения — это случай замены заднеязычных звуков [к], [г], [х] переднеязычными [т], [д]. Дети говорят: «Молтовта, тапуста, толова. Ам-ам! То там? Му-у-у! Молата тому?» (Мор­ковка, капуста, корова. Ам-ам! Кто там? Му-у-у! Молока кому?)


Третий вид нарушения характеризуется заменой [к] на фрикативный [х], [г] — на южнорусский [г], [х] — иногда на [с]: «хапуста», «слеп» (капуста, хлеб).

Искаженное звукопроизношение приносит ребенку не­мало огорчений в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Сверстники замечают дефекты речи, посмеива­ются, взрослые часто делают замечания, и в школьных тетрадях появляется масса необычных ошибок. Ребенок стесняется участвовать в праздниках, рассказывать сти­хотворения, общаться с детьми и взрослыми, получает неудовлетворительные оценки по русскому языку. Ему нужна помощь взрослого. В одних случаях требуется специальная логопедическая работа, в других — достаточ­но после консультации логопеда занятий ребенка с воспи­тателем, учителем или родителями. Это зависит от степе­ни выраженности дефекта произношения, причин, а также от индивидуальных особенностей ребенка. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий для работы по формированию правильного звукопроизношения: прежде всего необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям, а для этого использовать игру, рисование, ху­дожественное слово и другие виды деятельности, повыша­ющие познавательную активность ребенка, позволяющие избежать быстрого утомления.

Используя наше пособие, вы сможете применить разнооб­разные приемы: называние картинок, исключение неподхо­дящей картинки, отгадывание и загадывание загадок, дого-варивание слов, проговаривание потешек, чистоговорок и скороговорок, разучивание стихотворений, считалок, состав­ление звуковых схем слов, развивающие игры со словами, обводка и раскрашивание рисунков с комментированием, элементы логоритмики, исключение неподходящего по зву­ковому составу слова, обобщение понятий одним словом и многие другие.


В рабочую тетрадь включены артикуляционные упражне­ния для отработки основных движений органов речи, под­готовки речевого аппарата к правильному произношению звуков. В тетради не описаны специальные приемы вызыва­ния или постановки звуков, так как их должны использо­вать логопеды.

Воспитатели и родители могут достичь успеха в резуль­тате систематической и кропотливой работы по развитию у детей фонематического слуха, выработке правильного арти­куляционного уклада (см. Положение органов речи при произношении звуков), вызыванию правильного произноше­ния звука по подражанию.

АВТОР СОВЕТУЕТ

Занятия с ребенком рекомендуется проводить системати­чески, не менее 3 раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2—3-разовыми кратковременными упражнениями. Сроки преодоления недостатков звукопроизношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, уча­стия родителей в этой работе. Родителям, имеющим дефек­ты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

В работе с тетрадью по развитию речи необходимо соблю­дать последовательность: не предлагайте на первом этапе для выполнения трудных заданий, постепенно переходите от простого задания к сложному. Тщательно закрепляйте изученный материал. Основная ваша задача — включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересо­вать его. Только при положительном отношении вы сможете выработать умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собствен­ным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков, учить различать звуки на слух


и в произношении, сформировать речедвигательные навыки, а также развить внимание, память, мышление и тем самым способствовать формированию у ребенка готовности к осво­ению письма и чтения.

К сожалению, нет возможности включить в тетрадь весь необходимый дидактический материал, поэтому педагогам, родителям и детям придется потрудиться самостоятельно. Советуем не ограничиваться наглядным материалом в тетра­ди и вместе с детьми подбирать подходящие к заданию картинки. Там, где требуется повторение слов, вспомните аналогичные слова, организуйте соревнование, кто больше назовет слов на заданный звук. Чтобы научить ребенка звуковому анализу слов, следует иметь собственные четкие представления об этой работе.

Развитие речевого слуха проводится в форме игры и зани­мательных упражнений, дидактический материал предлага­ется с постепенным усложнением. От анализа неречевых зву­ков (звуков города, природы, дома, магазина) дети переходят к размещению слов, близких по звучанию: чашка — кашка, мак — бак, а затем к дифференциации слогов и отдельных звуков. Дети учатся различать фонемы родного языка, начи­ная с гласных звуков, овладевают первыми лингвистически­ми понятиями: звук, слог, гласный звук, согласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук. Задания по звукослоговому анализу и синтезу развивают не только язы­ковое чутье у ребенка, но и его умственные способности.

Образец звукового анализа слова

р — [р] — согласный, твердый звук,

а — [а] — гласный звук,

к — [к] — согласный, твердый звук.


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ (РЕЧЕВАЯ)

ГИМНАСТИКА

На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка пол­ноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), не­обходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те арти­куляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы выраба­тываемые у детей двигательные навыки закреплялись, ста­новились более прочными. Ее можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3—5 минут, эмоционально, в игровой форме. Не следует пред­лагать детям более 2—3 упражнений; при отборе матери­ала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть педа­гога и свое лицо.

Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, доста­точным объемом движения, темпом выполнения, устойчи­востью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:


— рассказ о предстоящем упражнении с использованием
игровых приемов («Сказка о Веселом Язычке»);

— показ упражнения;

— выполнение упражнения детьми перед зеркалом;

— проверка правильности выполнения, указание на ошиб­
ку;

— выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.

На подготовительном этапе используются два вида об-щеразвивающих упражнений: статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направ­лены на удержание артикуляционной позы в течение 6—10 секунд. Динамические упражнения требуют ритми­ческого повторения по 6—8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Для того чтобы вызвать интерес у детей к речевой гимнастике, советуем проводить ее в занимательной ска­зочной форме. В сказке о Веселом Язычке обязательно должен быть элемент новизны. Учите детей сочинять сказки про Язычок. Полезно поменяться ролями: ребенок расска­зывает сказку, а взрослый выполняет упражнения. Ребе­нок подмечает недостатки и называет ошибки.


Сказка о Весёлом Язычке

Жил-был Весёлый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.




В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки Конфеты и плюшки.


Догадались? Этот домик — рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, от­крыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел по­греться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «ло­паткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и за­крыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по кры­ше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котик лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.12 с.)