Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Квалификация (степень) «Бакалавр»Стр 1 из 12Следующая ⇒
Кафедра философии Рабочая программа дисциплины Философия Направление подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование Профили подготовки: Олигофренопедагогика, Логопедия, Специальная психология Квалификация (степень) «Бакалавр» Дефектологический факультет Очная форма обучения Курск - 2012-2013 ПРОГРАММА КУРСА Раздел I. История философии: Мыслители и школы Что такое философия? Понятие мировоззрения. Миф, религия, жизненная мудрость. Рождение философской мысли, ее предмет, темы. Мир и человек. Бытие и сознание. Практическое, познавательное, ценностное отношение человека к миру. Своеобразие философского познания. Познание и нравственность. Философия как знание, мудрость и стиль жизни. Роль философии в целостном самоопределении человека. Философия и ее история. Многообразие философских взглядов. Основные исторические типы философии.
Ранняя философская мысль Индии, Китая, Греции Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Цивилизационный «взрыв» середины I тысячелетия до н. э. Кризис родовой морали и мифологического миропонимания. Путь от мифа к рационально-теоретическому миропониманию. Предфилософские формы мироуяснения в Месопотамии и Древнем Египте. Человек в культуре Древнего Востока. Учения Будды, Конфуция, Лао-Цзы. Философская мысль в Индии и Китае VI—V вв. до н. э. Античная культура Средиземноморья. Расцвет Древней Греции VI—V вв. до н. э. Гесиод, Гомер. «Семь мудрецов» Эллады. Ранняя греческая философия. Космологизм, поиск «первооснов». Две тенденции: идеализм и материализм. Милетские натурфилософы и пифагорейство. Гераклит, Эмпедокл и др. Древние мыслители Востока и Греции о всеобщих началах и принципах мира. Рождение термина философия, его смысл. Античная философия Классический период в развитии греческой философии (V—IV вв. до н. э.). Демократические полисы и античное просвещение. Релятивизм, субъективизм и скептицизм в учении софистов. Формирование атомистики. Анаксагор. Материалистическое учение Демокрита, его влияние на развитие философии и науки. Учение Сократа — рождение философии нового типа. Перемещение интереса от природы к человеку, от бытия к ценностям, от теории к методу. Диалектика как искусство творческого диалога. Философия Платона. Объективный идеализм: соотношение вещей и идей, тела и души. Диалектика мышления как путь к знанию, добродетели, благу (Со крат, Платон). Учение Платона об идеальном государстве, законах, справедливости. Платон и античная математика. Платонизм в дальнейшем развитии философии. Аристотель, его труды и учение. Логика, метафизика, концепция категорий. Учение о материи и форме, о причинности и других универсальных принципах бытия. Понятие целевой причины. Идея перводвигателя. Учение Аристотеля в истории философии и науки. Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Эпикурейство и этическое учение стоиков. Школа скептиков. Философия, ее предназначение в понимании греческих и римских философов. Идеал мудрости, ценность меры, гармонии. Античность и философия последующих эпох.
Философия Возрождения Европа XIV–XV вв. Черты эпохи. Формирование раннебуржуазного общества. Интерес к античности. Итальянский гуманизм (XIV—XV вв.). Лоренцо Валла. «О наслаждении как истинном благе». Обращение к нравственному идеалу Эпикура. Флорентийский платонизм. Марсилио Фечино. Концепция «ученой религии и благочестивой философии». Пантеизм. Пико делла Мирандола. Его речь «О достоинстве человека». Антропоцентризм. Принцип максимальной свободы человека – ключевая идея гуманистической философии. Философское творчество Николая Ку-занского. Трактат «Об ученом незнании». Влияние неоплатонизма. Возрождение античной диалектики. Рождение современного естествознания. Николай Коперник. Гелиоцентризм, его философское осмысление. Критика религиозной картины мира, возрождение мотивов античности. Натурфилософия. Джордано Бруно, его взгляды и судьба. Мысли о бесконечности мира и бесчисленном множестве миров. Влияние идей Бруно на развитие философии Нового времени. Свободомыслие и скептицизм Возрождения. Борьба против схоластики, догматизма мышления. «Опыты» Мишеля Монтеня. «Христианский гуманизм» Эразма Роттердамского. Социальная философия эпохи. Труд Никола Макиавелли «Государь». Разграничение политики и морали. Проблема власти и насилия, цели и средств ее осуществления. «Макиавеллизм». Т. Мор, Т. Кампанелла. Утопические идеи идеального государства. Движения за реформу церкви в XIV—XV вв. Протестантизм. Мартин Лютер, его выступление против римской церкви. Реформация и августианская традиция. Приспособление религии к новой эпохе. Усиление веротерпимости.
С. Кьеркегор, Ф. Ницше Антигегелевская «волна» первой пол. XIX в. Предпосылки философии А. Шопенгауэра. Влияние Канта и Платона, индийской философии и культуры. «Мир как воля и представление». «Воля к жизни» и ее объективации.Этика Шопенгауэра. Критика нравственного императива Канта. Мысли о роли страдания и сострадания. Поиск путей преодоления зла в мире. Влияния Шопенгауэра в европейской философии второй половины XIX и XX вв. Его идеи в России. Основные понятия и принципы философии Сёрена Кьеркегора. Антигегельянство. Критика рационализма. Религиозный характер философии. Учение о трех формах человеческого бытия: этической, эстетической, религиозной. Интерес к индивидуальному существованию человека – его экзистенции. Экзистенциальная диалектика Кьеркегора. Понятия отчаяния, страха и «болезни к смерти». Кьеркегор и экзистенциальные философы XX века. Ф. Ницше. Ницшеанская картина мира как антипод «классического» миропонимания. Понятие «трагической эпохи». Интерпретация греческой философии и культуры. Критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей». Феномен «европейского нигилизма», его трактовка у Ницше. Особенности «антихристианства» Ницше. Образ Заратустры как проповедника и мыслителя. Главные идеи концепции «сверхчеловека». Социально-политическая концепция Ницше. Фальсификация его наследия. Философия Ницше в России. Современные интерпретации его философии. Позитивизм Позитивизм XIX—XX вв. Эмпирическая философия науки. Возрождение традиции британского эмпиризма, французского энциклопедизма и мотивов Просвещения. Первая волна позитивизма: О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер. Родоначальник позитивизма О. Конт. Концепция трех стадий развития интеллекта. Критика отвлеченного умствования и защита позитивного знания. Наблюдение, описание, индуктивное обобщение – важнейшие методы позитивного познания. Противопоставление описания объяснению. Релятивизм. Радикальный эмпиризм Д. С. Милля. Разработка теории познания на основе идей Юма. Опытное, индуктивное толкование всего познания, включая математику и логику. Позитивистские идеи в учении Г. Спенсера. Вторая волна — эмпириокритицизм или махизм (Р. Авенариус, Э. Мах и др.), их связь с кризисом механико-материалистического обоснования физики. «Механика» Маха и критика классической механики. Методологический принцип «чистого» описания. Теория «принципиальной координации» Р. Авенариуса и критика метафизического материализма. Третья волна: логический позитивизм «Венского кружка». «Логический эмпиризм» в США. М. Шлик и Р. Карнап. Программа радикального эмпиризма на основе применения аппарата символической логики. Логический эмпиризм. Концепция чистого опыта и редукции теоретических положений к опытной основе. Принцип верификации научных утверждений. Проблема разграничения науки и метафизики. Неудачи в реализации программы. Пересмотр позиций. Влияние позитивизма в России XIX–XX вв. Позитивное мышление и позитивизм как философская установка. Философская ограниченность сциентизма.
Философия прагматизма Возникновение прагматизма (70-е годы XIX в., США). Американский «синтез» европейских идей британского, эмпиризма и утилитаризма, классического рационализма, Просвещения. Критика абсолютного идеализма неогегельянства. Программа «реконструкции философии» с целью сделать ее практически значимой. Ч. С. Пирс — основоположник прагматизма. Его программные статьи. Толкование истины как полезного мнения, направляющего действие. Логика, семиотика, теория познания и метафизика Пирса, их влияние на другие философские концепции. Радикальный эмпиризм Уильяма Джемса. Понимание опыта как «потока сознания» или «потока жизни». «Плюралистическая вселенная». Понимание истины как полезности идеи. Прагматизм как метод «улаживания философских споров». Прагматическое оправдание религиозной веры. «Инструментализм» Д. Дьюи. Опыт как серия уникальных «проблематичных ситуаций». Условный характер обобщений, невозможность теорий. Принцип свободного экспериментирования, постепенного совершенствования опыта. Мысль об уникальности добра и невозможности общих норм нравственности. Дьюи о соответствии инструментального метода исследования демократическому устройству и духу американского общества. Педагогические принципы «обучения на деле». Распространение и влияние прагматизма в США и др. странах. Прагматический подход к проблемам семиотики, логики, методологии пауки, педагогики, политики. Прагматизм и философская мысль наших дней. Проблема корректной оценки философии прагматизма. Познание. Наука. Техника Познание как культурно-исторический процесс. Единство познания и практики. Практическое и познавательное отношение человека к миру. Философское и специально-научное изучение методов и границ познания (логика, психология, история науки). Смысл понятий: субъект и объект. Созерцательный (Локк) и активно-деятельный (Кант) подходы к познанию. Соотношение индивидуального и безличного в познании. Объективная реальность и объективное знание. Диалектика объективного и субъективного. Знание и мнение. Доверие и сомнение. Дилемма догматизм – скептицизм. Учение об истине. Истина и заблуждение. Критерии истины, ее конкретность. Хайдеггер об укорененности истины в бытийности субъекта. Многообразие видов и форм знания, его компоненты, аспекты и уровни. Философия чувственного познания. Диалектика относительного и абсолютного знания. Опыт как суммарное выражение утилитарного, теоретического, художественного и др. форм освоения мира. Естественнонаучное, техническое, социально-экономическое знание. Своеобразие гуманитарного знания. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция. Классические и современные концепции философии науки и техники. Критерии научности. Диалектика эмпирического и теоретического знаний. Гипотетико-дедуктивный характер теоретической мысли. Исторические типы научной рациональности. Роль формализации в научном познании. Язык» науки. Важнейшие концепции научного познания и техники в философии науки XIX–XX вв. Критика сциентизма в европейской культуре. Познавательные функции науки и философии, их родство и различия. Проблемы обоснования науки в философии XX века.
Знание и техническая деятельность. Понятие техники. Техника как искусственные, целесообразно создаваемые материальные средства деятельности и как воплощенное (опредмеченное) знание; ее роль в жизни людей и преобразовании природы. Естественнонаучные знания о веществе, энергии и информации, создание на их основе все более наукоемких технологий и сложных технических систем. Специфика технических знаний. Основные проблемы философии техники. Культ научно-технического прогресса в XX веке и его противники. Технократические и антитехнократические утопии. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество. Опасные последствия неконтролируемой технизации мира. Философские основания целей, средств и пределов научно-технического прогресса. Инженерная этика. Духовные ценности как регулятивы развития познания, науки и техники. Мир эстетики. Искусство Понятие эстетическое, его связь с чувством прекрасного и духовным опытом художественного освоения мира человеком. Историческое развитие представлений о красоте, диалектика общего и особенного. Художественная деятельность, искусство. «Полярность» понятий: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое и др. Проблемы трактовки прекрасного (Сократ, Платон и др.). Гармония природы и общества, эстетического и нравственного (канон Конфуция); соответствие норме, вкусу, образцу (классицизм XVII в., Н. Буало); гармония содержания, порядка и выражения (А. Баумгартен). Эстетика как «философия прекрасного», ее соотношение с «философией искусства» и искусствоведением. Философская эстетика в учении И. Канта. Гете о влиянии эстетики Канта на духовное становление эпохи. Философско-эстетические взгляды Шиллера. Красота как условие гармонии, полноты человеческого существа. Искусство как возвышение над натуральностью обыденного, побуждение к игре. Фольклор и профессиональное искусство. Жанры, направления, стили художественного творчества. Нормы, традиции и индивидуальное творческое начало в искусстве. Художественная правда и условность. Художественный образ: содержание и воплощение. Функции искусства. Накопление опыта жизни народа, его передача от поколения к поколению. Роль искусства в приобщении личности к эмоциональному, нравственному опыту других людей, духовным ценностям народов.
Практические занятия
Планы семинаров в другом варианте-(вариант Б-более развернутый) Раздел ІІІ. Философия бытия Вопросы для обсуждения 1.Допустимо ли отождествление бытия с физической природой? 2. Допустимо ли отождествление понятий «материя» и «материальное»? 3.Покажите отличие концепций монизма, дуализма, плюрализма по проблеме субстанции. 4.В каких пределах противоположность материи и сознания является абсолютной? 5.Раскройте ограниченность механицизма и натурализма в трактовке взаимосвязи форм движения материи. Литература Основная 1. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. ―М.: ИНФРА-М, 2010. 2. Философия: учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.— М.: Трикста; Академический Проект, 2007 3. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин.— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М.: Проспект, 2008
Дополнительная 1. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, 2. Губин В.Д. Онтология: проблемы бытия в современной ев 3. Лобанов СД. Бытие и реальность. М, 1999. 4. Лукач Д.К. Онтологии общественного бытия. — М., 1991. 5. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М., 1991. 6. Философия в системе культуры. Ч. II. Современная научно-
Вопросы для обсуждения 1. Как соотносятся понятия «движение», развитие», «прогресс»? 2. Что такое «единство противоположностей»? 3. Каковы универсальные связи бытия? 4. Приведите примеры систем. К какому типу они относятся? 5. В чем смысл принципа причинности? 6. Приведите пример логических противоречий. Литература Основная 1. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. - (Высшее образование). (Гриф) -ИНФРА-М, 2010. 2. Философия: учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.— М.: Трикста; Академический Проект, 2007 3. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин.— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М.: Проспект, 2008
Дополнительная
6. Рейхенбах Г. Направление времени. — М., 1966. Вопросы для обсуждения
Литература Основная 1. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. ―М.: ИНФРА-М, 2010. 2. Философия: учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.— М.: Трикста; Академический Проект, 2007 3. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин.— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М.: Проспект, 2008
Дополнительная 1. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, 2. Губин В.Д. Онтология: проблемы бытия в современной ев 3. Лобанов СД. Бытие и реальность. М, 1999. 4. Лукач Д.К. Онтологии общественного бытия. — М., 1991. 5. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М., 1991. 6. Философия в системе культуры. Ч. II. Современная научно-
13. Рейхенбах Г. Направление времени. — М., 1966.
Вопросы для повторения 1. Как различаются представления о природе в философской мысли, религии, науке, обыденном сознании? 2. Каков предмет философии природы? 3. Можно ли сказать, что преобразование природы – основной способ человеческого существования в мире? 4. Каковы естественные предпосылки антропогенеза? 5. Является ли жизнь ценностью? 6. Связь эволюции Земли с космической эволюцией. 7. Случайность и закономерность, гармония и хаос в природе. 8. Уровни организации биосферы. 9. Экологические факторы общественной жизни. 10. Материальный мир природы: разнообразие, единство, целостность. 11. Природная среда обитания – «дом» человека. 12. Каковы пути гармонизации системы природа– общество– человек? Литература Основная 1. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. ―М.: ИНФРА-М, 2010. 2. Философия: учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.— М.: Трикста; Академический Проект, 2007 3. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин.— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М.: Проспект, 2008 Дополнительная
Вопросы для обсуждения 1. Возможна ли единая наука об обществе? Чем обусловлено существование различных трактовок социальности? 2. Что включает понятие «общество» (социальное бытие), каковы особенности философского осмысления данного феномена? 3. В чем специфика метрики и топологии социального пространства и времени? 4. Чем объяснить многопричинность исторических событий? Какова связь историзма и циклизма? 5. Какова роль морали, права, власти в развитии общества? 6. В чем причины социальной стратификации? Возможно ли существование нестратифицированных обществ? 7. Какими факторами определяется социальная структура и социальная динамика? 8. Каковы основные аспекты исследования социальных действий? 9. В чем негативный характер утопических идеалов? 10.Как различаются в общественной практике социальные апологии и технологии? 11.Реформы, инновации, революции: в чем единство и различие? Какова судьба реформ в России? 12.Что означает поворот к человеку, происшедший в социальной философии в XX в.?
Темы рефератов 1. Социальное бытие как предмет философского познания. 2. Структурно-функциональная теория общества. 3. Социализация личности. 4. Модернизм и постмодернизм о социальной реальности. 5. Ценности и идеалы. 6. Сущность и структура ценностного сознания. 7. Политический идеал и проблема дегуманизации общества. Литература
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.144 с.) |