Квалификация (степень) «Бакалавр» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квалификация (степень) «Бакалавр»



Кафедра философии

Рабочая программа дисциплины Философия

Направление подготовки 050700 Специальное (дефектологическое)

образование

Профили подготовки: Олигофренопедагогика, Логопедия,

Специальная психология

Квалификация (степень) «Бакалавр»

Дефектологический факультет

Очная форма обучения

Курск - 2012-2013

ПРОГРАММА КУРСА

Раздел I. История философии:

Мыслители и школы

Что такое философия?

Понятие мировоззрения. Миф, религия, жизненная мудрость. Рождение философской мысли, ее предмет, те­мы. Мир и человек. Бытие и сознание. Практическое, по­знавательное, ценностное отношение человека к миру. Своеобразие философского познания. Познание и нрав­ственность. Философия как знание, мудрость и стиль жиз­ни. Роль философии в целостном самоопределении чело­века. Философия и ее история. Многообразие философ­ских взглядов. Основные исторические типы философии.

 

Ранняя философская мысль Индии, Китая, Греции

Культурно-исторические предпосылки возникнове­ния философии. Цивилизационный «взрыв» середины I тысячелетия до н. э. Кризис родовой морали и мифологи­ческого миропонимания. Путь от мифа к рационально-те­оретическому миропониманию. Предфилософские фор­мы мироуяснения в Месопотамии и Древнем Египте. Че­ловек в культуре Древнего Востока. Учения Будды, Конфуция, Лао-Цзы. Философская мысль в Индии и Ки­тае VI—V вв. до н. э.

Античная культура Средиземноморья. Расцвет Древ­ней Греции VI—V вв. до н. э. Гесиод, Гомер. «Семь мудре­цов» Эллады. Ранняя греческая философия. Космологизм, поиск «первооснов». Две тенденции: идеализм и ма­териализм. Милетские натурфилософы и пифагорейство. Гераклит, Эмпедокл и др. Древние мыслители Востока и Греции о всеобщих началах и принципах мира. Рождение термина философия, его смысл.

Античная философия

Классический период в развитии греческой филосо­фии (V—IV вв. до н. э.). Демократические полисы и антич­ное просвещение. Релятивизм, субъективизм и скепти­цизм в учении софистов. Формирование атомистики. Анаксагор. Материалистическое учение Демокрита, его влияние на развитие философии и науки. Учение Сократа — рождение философии нового типа. Перемещение инте­реса от природы к человеку, от бытия к ценностям, от тео­рии к методу. Диалектика как искусство творческого диа­лога. Философия Платона. Объективный идеализм: соот­ношение вещей и идей, тела и души. Диалектика мышления как путь к знанию, добродетели, благу (Со крат, Платон). Учение Платона об идеальном государст­ве, законах, справедливости. Платон и античная матема­тика. Платонизм в дальнейшем развитии философии. Аристотель, его труды и учение. Логика, метафизика, концепция категорий. Учение о материи и форме, о при­чинности и других универсальных принципах бытия. Понятие целевой причины. Идея перводвигателя. Учение Аристотеля в истории философии и науки. Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Эпику­рейство и этическое учение стоиков. Школа скептиков. Философия, ее предназначение в понимании греческих и римских философов. Идеал мудрости, ценность меры, гармонии. Античность и философия последующих эпох.

Философия Возрождения

Европа XIV–XV вв. Черты эпохи. Формирование раннебуржуазного общества. Интерес к античности. Италь­янский гуманизм (XIV—XV вв.). Лоренцо Валла. «О наслаж­дении как истинном благе». Обращение к нравственному идеалу Эпикура. Флорентийский платонизм. Марсилио Фечино. Концепция «ученой религии и благочестивой философии». Пантеизм. Пико делла Мирандола. Его речь «О достоинстве человека». Антропоцентризм. Принцип мак­симальной свободы человека – ключевая идея гуманисти­ческой философии. Философское творчество Николая Ку-занского. Трактат «Об ученом незнании». Влияние неопла­тонизма. Возрождение античной диалектики. Рождение современного естествознания. Николай Коперник. Гелио­центризм, его философское осмысление. Критика религи­озной картины мира, возрождение мотивов античности. Натурфилософия. Джордано Бруно, его взгляды и судьба. Мысли о бесконечности мира и бесчисленном множестве миров. Влияние идей Бруно на развитие философии Но­вого времени. Свободомыслие и скептицизм Возрожде­ния. Борьба против схоластики, догматизма мышления. «Опыты» Мишеля Монтеня. «Христианский гуманизм» Эразма Роттердамского. Социальная философия эпохи. Труд Никола Макиавелли «Государь». Разграничение поли­тики и морали. Проблема власти и насилия, цели и средств ее осуществления. «Макиавеллизм». Т. Мор, Т. Кампанелла. Утопические идеи идеального государства. Движения за реформу церкви в XIV—XV вв. Протестантизм. Мар­тин Лютер, его выступление против римской церкви. Ре­формация и августианская традиция. Приспособление ре­лигии к новой эпохе. Усиление веротерпимости.

 

С. Кьеркегор, Ф. Ницше

Антигегелевская «волна» первой пол. XIX в. Предпо­сылки философии А. Шопенгауэра. Влияние Канта и Пла­тона, индийской философии и культуры. «Мир как воля и представление». «Воля к жизни» и ее объективации.Этика Шопенгауэра. Критика нравственного императива Канта. Мысли о роли страдания и сострадания. Поиск путей пре­одоления зла в мире. Влияния Шопенгауэра в европей­ской философии второй половины XIX и XX вв. Его идеи в России.

Основные понятия и принципы философии Сёрена Кьеркегора. Антигегельянство. Критика рационализма. Религиозный характер философии. Учение о трех формах человеческого бытия: этической, эстетической, религиоз­ной. Интерес к индивидуальному существованию челове­ка – его экзистенции. Экзистенциальная диалектика Кьеркегора. Понятия отчаяния, страха и «болезни к смер­ти». Кьеркегор и экзистенциальные философы XX века.

Ф. Ницше. Ницшеанская картина мира как антипод «классического» миропонимания. Понятие «трагической эпохи». Интерпретация греческой философии и культуры. Критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей». Феномен «европейского ниги­лизма», его трактовка у Ницше. Особенности «антихрис­тианства» Ницше. Образ Заратустры как проповедника и мыслителя. Главные идеи концепции «сверхчеловека». Социально-политическая концепция Ницше. Фальсифи­кация его наследия. Философия Ницше в России. Совре­менные интерпретации его философии.

Позитивизм

Позитивизм XIX—XX вв. Эмпирическая философия науки. Возрождение традиции британского эмпиризма, французского энциклопедизма и мотивов Просвещения. Первая волна позитивизма: О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спен­сер. Родоначальник позитивизма О. Конт. Концепция трех стадий развития интеллекта. Критика отвлеченного умст­вования и защита позитивного знания. Наблюдение, опи­сание, индуктивное обобщение – важнейшие методы по­зитивного познания. Противопоставление описания объ­яснению. Релятивизм. Радикальный эмпиризм Д. С. Милля. Разработка теории познания на основе идей Юма. Опыт­ное, индуктивное толкование всего познания, включая математику и логику. Позитивистские идеи в учении Г. Спенсера.

Вторая волна — эмпириокритицизм или махизм (Р. Аве­нариус, Э. Мах и др.), их связь с кризисом механико-мате­риалистического обоснования физики. «Механика» Маха и критика классической механики. Методологический принцип «чистого» описания. Теория «принципиальной координации» Р. Авенариуса и критика метафизического материализма.

Третья волна: логический позитивизм «Венского круж­ка». «Логический эмпиризм» в США. М. Шлик и Р. Карнап. Программа радикального эмпиризма на основе применения аппарата символической логики. Логический эмпиризм. Концепция чистого опыта и редукции теоретических положений к опытной основе. Принцип верификации научных утверждений. Проблема разграничения науки и метафизики. Неудачи в реализации программы. Пересмотр позиций. Влияние позитивизма в России XIX–XX вв. Позитивное мышление и позитивизм как фи­лософская установка. Философская ограниченность сциентизма.

Философия прагматизма

Возникновение прагматизма (70-е годы XIX в., США). Американский «синтез» европейских идей британского, эмпиризма и утилитаризма, классического рационализма, Просвещения. Критика абсолютного идеализма неогегельянства. Программа «реконструкции философии» с целью сделать ее практически значимой. Ч. С. Пирс — основоположник прагматизма. Его программные статьи. Тол­кование истины как полезного мнения, направляющего действие. Логика, семиотика, теория познания и метафи­зика Пирса, их влияние на другие философские концеп­ции.

Радикальный эмпиризм Уильяма Джемса. Понимание опыта как «потока сознания» или «потока жизни». «Плю­ралистическая вселенная». Понимание истины как полез­ности идеи. Прагматизм как метод «улаживания философ­ских споров». Прагматическое оправдание религиозной веры.

«Инструментализм» Д. Дьюи. Опыт как серия уникаль­ных «проблематичных ситуаций». Условный характер обобщений, невозможность теорий. Принцип свободного экспериментирования, постепенного совершенствования опыта. Мысль об уникальности добра и невозможности общих норм нравственности. Дьюи о соответствии инст­рументального метода исследования демократическому устройству и духу американского общества. Педагогиче­ские принципы «обучения на деле». Распространение и влияние прагматизма в США и др. странах. Прагматический подход к проблемам семиотики, логики, методоло­гии пауки, педагогики, политики. Прагматизм и фило­софская мысль наших дней. Проблема корректной оценки философии прагматизма.

Познание. Наука. Техника

Познание как культурно-исторический процесс. Един­ство познания и практики. Практическое и познавательное отношение человека к миру. Философское и специально-научное изучение методов и границ познания (логика, психо­логия, история науки). Смысл понятий: субъект и объект. Созерцательный (Локк) и активно-деятельный (Кант) под­ходы к познанию. Соотношение индивидуального и безлич­ного в познании. Объективная реальность и объективное знание. Диалектика объективного и субъективного. Знание и мнение. Доверие и сомнение. Дилемма догматизм – скептицизм. Учение об истине. Истина и заблуждение. Критерии истины, ее конкретность. Хайдеггер об укоре­ненности истины в бытийности субъекта. Многообразие видов и форм знания, его компоненты, аспекты и уровни. Философия чувственного познания. Диалектика относите­льного и абсолютного знания. Опыт как суммарное выра­жение утилитарного, теоретического, художественного и др. форм освоения мира. Естественнонаучное, техническое, социально-экономическое знание. Своеобразие гу­манитарного знания. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция. Классические и современные концепции философии науки и техники. Критерии научности. Диалектика эмпирического и теоретического знаний. Гипотетико-дедуктивный характер теоретической мысли. Исторические типы научной рациональности. Роль формализации в научном познании. Язык» науки. Важнейшие концепции научного познания и техники в философии науки XIX–XX вв. Критика сциентизма в европейской культуре. Познавательные функции нау­ки и философии, их родство и различия. Проблемы обо­снования науки в философии XX века.

Знание и техническая деятельность. Понятие техники. Техника как искусственные, целесообразно создаваемые материальные средства деятельности и как воплощенное (опредмеченное) знание; ее роль в жизни людей и преоб­разовании природы. Естественнонаучные знания о веще­стве, энергии и информации, создание на их основе все более наукоемких технологий и сложных технических си­стем. Специфика технических знаний. Основные пробле­мы философии техники. Культ научно-технического про­гресса в XX веке и его противники. Технократические и антитехнократические утопии. Индустриальное, постин­дустриальное и информационное общество. Опасные по­следствия неконтролируемой технизации мира. Философ­ские основания целей, средств и пределов научно-техни­ческого прогресса. Инженерная этика. Духовные ценности как регулятивы развития познания, науки и тех­ники.

Мир эстетики. Искусство

Понятие эстетическое, его связь с чувством прекрас­ного и духовным опытом художественного освоения мира человеком. Историческое развитие представлений о кра­соте, диалектика общего и особенного. Художественная деятельность, искусство. «Полярность» понятий: прекрас­ное и безобразное, трагическое и комическое и др. Проб­лемы трактовки прекрасного (Сократ, Платон и др.). Гар­мония природы и общества, эстетического и нравственно­го (канон Конфуция); соответствие норме, вкусу, образцу (классицизм XVII в., Н. Буало); гармония содержания, порядка и выражения (А. Баумгартен). Эстетика как «фило­софия прекрасного», ее соотношение с «философией ис­кусства» и искусствоведением. Философская эстетика в учении И. Канта. Гете о влиянии эстетики Канта на духовное становление эпохи. Философско-эстетические взгляды Шиллера. Красота как условие гармонии, полноты человеческого существа. Искусство как возвышение над натуральностью обыденного, побуждение к игре. Фоль­клор и профессиональное искусство. Жанры, направле­ния, стили художественного творчества. Нормы, тради­ции и индивидуальное творческое начало в искусстве. Ху­дожественная правда и условность. Художественный образ: содержание и воплощение. Функции искусства. Накопле­ние опыта жизни народа, его передача от поколения к по­колению. Роль искусства в приобщении личности к эмо­циональному, нравственному опыту других людей, духов­ным ценностям народов.

 

Практические занятия

 

№ п.п. Тема и содержание занятия Литература и др. источники Образовательные технологии, в т.ч. инновационные Методы и формы обучения, в т.ч. активные и интерактивные Формируемые компетенции Образовательные результаты Формы контроля, оценочные средства
1. Ранняя философская мысль Индии, Китая, Греции Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Путь от мифа к рационально-теоретическому пониманию. Человек в культуре Древнего Востока.Учение Будды, Конфуция, Лао-Цзы. Ранняя греческая филосфия. Космологизм.Милетские натурфилософы и пифагорейство. Гераклит. Рождение термина философия и его смысл. Литература: осн. – 1 (с. 65-106); 2; 3 доп. –1,4,5,6,7,14,17, 18,19 Интернет-ресурс: 4,5,6,7   объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения, развивающего обучения научная дискуссия     текущий контроль: конспект, сравнительный анализ; собеседование
2. Античная философия Первые философские школы. Философия Сократа. Платон. Учение об идеях. Теория государства. Аристотель. Метафизика. Классификация наук. Логика. Этика. Основные школы эллинизма. Литература: осн. – 1 (с. 65-106); 2; 3 доп. –1,4,5,6,7,14,17, 18,19 Интернет-ресурс: 4,5,6,7   развивающего обучения; профессионально-ориентированного обучения диспут     Текущий контроль: опрос, информационное сообщение; конспект
3. Философская мысль средневековья и Возрождения Теоцентризм средневековой философии. Проблемы добра и зла, человеческого грехопадения и спасения. Радикальное изменение системы ценностей. Антропоцентризм философии Возрождения. Пантеизм. Натурфилософия Возрождения. Идеи социальной философии. Литература: осн. – 1 (с. 107-152); 2; 3 доп. –1,4,5,6,7,14,17, 18,19,21 Интернет-ресурс: 1,2,4,5,6,7   объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения, развивающего обучения научная дискуссия     текущий контроль: структурно-логическая схема, сравнительный анализ
4. Философия Нового времени (ХVII в.) и Просвещения Учение о субстанции Методология научного поиска: рационализм, эмпиризм, интуитивизм. Теории естественного права. Общие характеристики философии европейского Просвещения. Роль разума в познании и пре­образовании мира. Общественный прогресс. Литература: осн. – 1 (с. 153-174); 2 (с. 108-133); 3 доп. –4,5,6,7,14,17, 18,19,21 Интернет-ресурс: 1,2,4,5,6,7   проблемного обучения; развития критического мышления диспут     текущий контроль: опрос, информационное сообщение; конспект  
4. Классическая немецкая философия «Критический» период твор­чества И.Канта. Г.В.Ф. Гегель: панлогизм, метод и система. Феноменология духа, философия истории, философия права. Учение о морали, праве, государ­стве И.Г.Фихте. Трансцендентальный идеализм Ф.В.Й.Шеллинга   Литература: осн. – 1 (с. 175-196); 2; 3 доп. –4,5,6,7,14,16,17, 18,19,21 Интернет-ресурс: 2,4,5,6,7   развития критического мышления; концентрированного обучения круглый стол     текущий контроль: структурно-логическая схема, сравнительный анализ
5. Философия иррационального. А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше. «Мир как воля и представление» А.Шопенгауэра. Основные понятия и принципы философии С.Кьеркегора. Ницшеанская картина мира как антипод «классического» миропонимания. Литература: осн. – 2 (с. 157-167); 3 (с. 297-324) доп. –4,5,6,7,14,17, 18,19,21 Интернет-ресурс: 4,5,6,7   поиска и накопления информации; коллективной мыслительной деятельности научная дискуссия     текущий контроль: презентация
6. Позитивизм Позитивное мышление и позитивизм как философская установка. Три волны позитивизма. Идеи Л.Витгенштейна.Венский кружок. Влияние позитивизма в России ХIХ-ХХ вв.   Литература: осн. – 1 (с. 246-310); 2; 3 доп. –5,6,7,14,17, 18,19 Интернет-ресурс: 1,2,4,5   теоретического моделирования; развивающего обучения кейс-метод     текущий контроль: аналитический обзор литературы
  Аналитическая философия ХХ века. Б.Рассел, Дж. Мур, Л.Витгенштейн. Роль Г.Фреге как предшественника аналитической философии. Переосмысление предмета и метода философии в аналитической философии. Литература: осн. – 2; 3 (с. 680-708); доп. –5,6,7,14,17, 18,19 Интернет-ресурс: 1,2,4,5,6   теоретического моделирования; развивающего обучения кейс-метод     текущий контроль: структурно-логическая схема
7. Феноменология Э.Гуссерля. Герменевтика. Структурализм. Э.Гуссерль о «естественной» и «феноме­нологической» установке познания. Психологическая и трансцендентальная редукция. Интенциональность как главное свойство сознания. Философская герменевтика Г. Г. Гадамера. Диалог, контекст, герменевтический круг. П. Рикер: Человек и историческая связь времен. Теоретиче­ские источники и проблемное поле структуральных иссле­дований. Литература: осн. – 1 (с. 311-356); 2; 3 (с. 708-726, 760-773) доп. –5,6,7,14,17, 18,19 Интернет-ресурс: 1,2,3,4,5,6   теоретического моделирования; развивающего обучения кейс-метод     текущий контроль: аналитический обзор литературы
8. Экзистенциализм. М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Критика рационализма. Основные работы М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ж.-П.Сартра. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, преодолении отчуждения и обретении смысла бытия. Проблема выбора и ответственности, понимание свободы человека.   Литература: осн. –2; 3 (с. 726-749) доп. –5,6,7,14,17, 18,19 Интернет-ресурс: 1,2,4,5,6,7   профессионально-ориентированного обучения; адаптационного обучения презентация     текущий контроль: презентация, сравнительный анализ
9. Русские философы ХIХ-ХХ вв. Опыт Запада и тема судеб России в славянофильстве, западничестве, евразийстве. Русская философия всеединства. Религиозно-философская антропология и историософия В.Соловьева. Русский религиозно-философский ренессанс начала ХХ века, условия формирования и идейные источники. Вклад русской мысли в мировую философскую культуру. Литература: осн. – 1 (187-224); 2; 3 доп. –9,12,15,20,22 Интернет-ресурс: 1,2,3,4,5   развивающего обучения; теоретического моделирования научная дискуссия     текущий контроль: сравнительный анализ; конспект  
  текущий контроль – коллоквиум «История философии: мыслители и школы»
10. Бытие. Виды бытия. Материя и дух. Онтология как учение о бытии. Единство мира и его много­образие. Виды бытия. Пространство, время, движение, структурность, отражение — универсальные формы бытия. Современная научно-философская картина мира.   Литература: осн. – 1 (357-397); 2; 3 доп. –1,3, 5,13,16,17,19 Интернет-ресурс: 1,2,,5,6,7 объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; теоретического моделирования скрин-шот         текущий контроль: конспект, сравнительный анализ
11. Универсальные связи бытия. Диалектическое миропонимание. Структурные связи бытия. Связи детерминации. Качественные и количественные характеристики вещей. Цикличность и поступательность изменений. Прогресс и регресс, их диалектическое соотношение. Противоречие как философская проблема. Линейность и нелинейность. Порядок и хаос. Диалектика и синергетика. Литература: осн. – 1 (с. 398-443); 2; 3 доп. –1,3, 5,13,16,17,19 Интернет-ресурс: 1,2,,5,6,7 объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; теоретического моделирования скрин-шот         текущий контроль: конспект, сравнительный анализ
12. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное. Основные модели анализа сознания в истории философии и философии ХХ века. Сознание и самосознание. Бессознательноекак психический феномен. Энергетика и структура бессознательного по Фрейду. Эволюция представлений о бессознательном в неофрейдизме. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблема искусственного интеллекта. Эмоционально-психический мир сознания Литература: осн. – 1 (с.27-62); 2 (с.337-377); 3 доп. – 4; 6; 10; 14; 42; 46; 56; 59; 69; 80 Интернет-ресурс: http://filosof.historic.ru/books/c0001_1/shtml) профессионально-ориентированного обучения; развития критического мышления ролевая игра     текущий контроль: проект, аналитический обзор литературы
13. Общество. Культура. Философия истории. Общество как сложная система. Функциональные подсистемы общества. Понятие истории. Проблема начала истории. Направленность исторического процесса. Философское понятие культуры. Компоненты культуры, ее динамика, исторический характер, символы. Человек в мире культуры. Литература: осн. – 1 (с. 495-531); 2 (с. 475-512); 3 доп. – 1,3,5,10, 13,16,17,19 Интернет-ресурс: 1, 2, 4,5,6,7 развивающего обучения; профессионально-ориентированного обучения круглый стол     текущий контроль: доклад
  Знаки, символы, язык. Идолы языка. Роль знака, в получении, хранении, преоб­разовании и передаче информации. Роль языка в формировании человека, его комму­никативная, мыслеобразующая, регулятивная и др. функ­ции. Языковые ловушки в философии Л. Витгенштейна. Литература: осн. – 1(с. 444-493); 2; 3 доп. –1,3, 5,13,16,17,19 Интернет-ресурс: 1,2, 3,5,6 развивающего обучения; профессионально-ориентированного обучения круглый стол     текущий контроль: аналитический обзор литературы; конспект
14. Познание. Наука. Техника. Субъект и объект познания. Многообразие видов и форм познания. Уровни познания. Учение об истине. Критерии истины. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция. Знание и техническая деятельность. Основные проблемы философии техники. Литература: осн. – 1(444-492, 624-681); 2; 3 доп. –1,3, 5,13,16,17,19 Интернет-ресурс: 1, 2,3,4 профессионально-ориентированного обучения; теоретического моделирования презентация     текущий контроль: опрос, презентация
15. Нормы, ценности, идеалы. Природа этического. Ценности как ядро культуры. Классификация ценностей. Понятие идеала. Проблема возникновения и развития нравственности, ее функция, структура. Основные понятия этики. Современная этика. Литература: осн. – 1 (с. 548-601); 2; 3 доп. –1,2,3, 5,10,13,17 Интернет-ресурс: 1,2,3,4,5,6 личностно-ориентированного обучения; развивающего обучения диспут     текущий контроль: аналитический обзор литературы, конспект
16. Религия. Тема Бога в философии. Проблема духовности. Тема Бога в истории философии. Проблема веры и разума. Богословский рационализм и иррационализм. Доказательства бытия Бога. Религиозная философия в ХХ столетии. Литература: осн. – 1; 2; 3 (с.616-640) доп. –1,2,3, 5,10,13,17 Интернет-ресурс: 1,2,3,4,5,6 личностно-ориентированного обучения; развивающего обучения диспут     текущий контроль: аналитический обзор литературы, конспект
17. Мир эстетики. Искусство. Понятие «эстетическое», его связь с чувством прекрасного и духовным опытом художественного освоения мира человеком. Национальное и общечеловеческое в искусстве. Эстетика постмодернизма. Литература: осн. – 1 (с. 574-601); 2; 3 доп. –1,2,3, 5,10,13,17 Интернет-ресурс: 1,2,3,4,5,6 личностно-ориентированного обучения; информационного обучения презентация       текущий контроль: творческая работа; конспект
18. Человек. Личность. Свобода и ответственность. Человек как предмет философии. Концепции антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Тело и душа. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы. Личность и общество. Конфликты. Роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении. Новая постановка проблемы человека в философии ХХ века.   Литература: осн. – 1 (с. 229-237); 2; 3 доп. –1,2,3,5,10, 13,16 Интернет-ресурс: 1,2,3,4,5,6 профессионально-ориентированного обучения; развития критического мышления ролевая игра     текущий контроль: проект, аналитический обзор литературы; реферат
19. Глобальные кризисы и проблемы. Судьбы цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем современности. Анализ проблем человека в свете новых научных открытий. Проблема насилия и ненасилия в современной политике. Миссия философа в современном мире. Литература: осн. – 1; 2; 3 (с. 796-814) доп. –1,2,3,5,10, 13,16 Интернет-ресурс: 1,2,3,4,5,6 объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемного изложения; ситуативно-ролевого обучения кейс-метод     текущий контроль: аналитическая справка
  Промежуточная аттестация – экзамен

Планы семинаров в другом варианте-(вариант Б-более развернутый)

Раздел ІІІ. Философия бытия

Вопросы для обсуждения

1.Допустимо ли отождествление бытия с физической природой?

2. Допустимо ли отождествление понятий «материя» и «мате­риальное»?

3.Покажите отличие концепций монизма, дуализма, плюра­лизма по проблеме субстанции.

4.В каких пределах противоположность материи и сознания является абсолютной?

5.Раскройте ограниченность механицизма и натурализма в трактовке взаимосвязи форм движения материи.

Литература

Основная

1. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. ―М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Философия: учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.— М.: Трикста; Академический Проект, 2007

3. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин.— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М.: Проспект, 2008

 

Дополнительная

1. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки,
эволюция, перспективы. — М., 1982.

2. Губин В.Д. Онтология: проблемы бытия в современной ев­
ропейской философии.—M.1998.

3. Лобанов СД. Бытие и реальность. М, 1999.

4. Лукач Д.К. Онтологии общественного бытия. — М., 1991.

5. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М., 1991.

6. Философия в системе культуры. Ч. II. Современная научно-
философская картина мира. — М.: МГТУ, 2001.

  1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. – М., 1985.

Вопросы для обсуждения

1. Как соотносятся понятия «движение», развитие», «прогресс»?

2. Что такое «единство противоположностей»?

3. Каковы универсальные связи бытия?

4. Приведите примеры систем. К какому типу они относятся?

5. В чем смысл принципа причинности?

6. Приведите пример логических противоречий.

Литература

Основная

1. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. - (Высшее образование). (Гриф) -ИНФРА-М, 2010.

2. Философия: учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.— М.: Трикста; Академический Проект, 2007

3. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин.— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М.: Проспект, 2008

 

Дополнительная

  1. Ахлибинский Б.В., Асеев В.А., Шорохов И.М. Принцип детерминизма в системных исследованиях. – Л., 1984.
  2. Диалектика материального мира. – Л., 1985.
  3. Диалектическая культура мышления: История и современность / под ред. А.А.Корольковой, Н.Н.Ивановой. – СПб., 1992.
  4. Исаев И.Т. Диалектика и проблема развития. – М., 1979.
  5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

6. Рейхенбах Г. Направление времени. — М., 1966.

Вопросы для обсуждения

  1. Каковы отличительные особенности религиозной картины мира?
  2. Каковы идея бытия в буддизме?
  3. Каковы особенности учения о Боге в христианств?
  4. В чем особенности понимания человека в различных религиях?
  5. Каковы пространственно-временные характеристики мира в различных религиях?
  6. Что такое субстанция?
  7. Как решается в философии проблема атрибутивности мира?
  8. Какие вы знаете концепции пространства и времени в философии?
  9. В чем главное отличие научной картины мира?
  10. Каковы особенности механистической картины мира?
  11. Как изменился стиль онтологических принципов физики при переходе к квантово-релятивистской картине мира?
  12. Что такое антропный принцип?
  13. Каковы основные идеи космизма?

Литература

Основная

1. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. ―М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Философия: учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.— М.: Трикста; Академический Проект, 2007

3. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин.— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М.: Проспект, 2008

 

Дополнительная

1. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки,
эволюция, перспективы. — М., 1982.

2. Губин В.Д. Онтология: проблемы бытия в современной ев­
ропейской философии.—M.1998.

3. Лобанов СД. Бытие и реальность. М, 1999.

4. Лукач Д.К. Онтологии общественного бытия. — М., 1991.

5. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М., 1991.

6. Философия в системе культуры. Ч. II. Современная научно-
философская картина мира. — М.: МГТУ, 2001.

  1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. – М., 1985.
  2. Ахлибинский Б.В., Асеев В.А., Шорохов И.М. Принцип детерминизма в системных исследованиях. – Л., 1984.
  3. Диалектика материального мира. – Л., 1985.
  4. Диалектическая культура мышления: История и современность / под ред. А.А.Корольковой, Н.Н.Ивановой. – СПб., 1992.
  5. Исаев И.Т. Диалектика и проблема развития. – М., 1979.
  6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

13. Рейхенбах Г. Направление времени. — М., 1966.

 

Вопросы для повторения

1. Как различаются представления о природе в философской мысли, религии, науке, обыденном сознании?

2. Каков предмет философии природы?

3. Можно ли сказать, что преобразование природы – основной способ человеческого существования в мире?

4. Каковы естественные предпосылки антропогенеза?

5. Является ли жизнь ценностью?

6. Связь эволюции Земли с космической эволюцией.

7. Случайность и закономерность, гармония и хаос в природе.

8. Уровни организации биосферы.

9. Экологические факторы общественной жизни.

10. Материальный мир природы: разнообразие, единство, целостность.

11. Природная среда обитания – «дом» человека.

12. Каковы пути гармонизации системы природа– общество– человек?

Литература

Основная

1. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. ―М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Философия: учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.— М.: Трикста; Академический Проект, 2007

3. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин.— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М.: Проспект, 2008

Дополнительная

  1. Доброхотов А.Н. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1992.
  2. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. – М., 1994.
  3. Культура, человек и картина мира. М.. 1987.
  4. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.
  5. Панченко А.И. Философия, физика, микромир. – М., 1988.
  6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.
  7. Райхенбах Г. Философия пространства и времени. – М., 1986.
  8. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995.
  9. Хёсле В. Философия и экология. – М., 1994.
  10. Введение в биоэтику. – М., 1998.

Вопросы для обсуждения

1. Возможна ли единая наука об обществе? Чем обусловлено существование различных трактовок социальности?

2. Что включает понятие «общество» (социальное бытие), ка­ковы особенности философского осмысления данного феномена?

3. В чем специфика метрики и топологии социального пространства и времени?

4. Чем объяснить многопричинность исторических событий? Какова связь историзма и циклизма?

5. Какова роль морали, права, власти в развитии общества?

6. В чем причины социальной стратификации? Возможно ли существование нестратифицированных обществ?

7. Какими факторами определяется социальная структура и социальная динамика?

8. Каковы основные аспекты исследования социальных действий?

9. В чем негативный характер утопических идеалов?

10.Как различаются в общественной практике социальные апологии и технологии?

11.Реформы, инновации, революции: в чем единство и разли­чие? Какова судьба реформ в России?

12.Что означает поворот к человеку, происшедший в социаль­ной философии в XX в.?

 

Темы рефератов

1. Социальное бытие как предмет философского познания.

2. Структурно-функциональная теория общества.

3. Социализация личности.

4. Модернизм и постмодернизм о социальной реальности.

5. Ценности и идеалы.

6. Сущность и структура ценностного сознания.

7. Политический идеал и проблема дегуманизации общества.

Литература



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.144 с.)