Занятие 18. Сущность и природа сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 18. Сущность и природа сознания



1. Сознани е как интегральный способ выражения отношения человека к миру, другому человеку, самому себе. Основные модели анализа сознания в истории философии и философии ХХ века. Сознание и самосознание.

2. Бессознательноекак психический феномен. Энергетика и структура бессознательного по Фрейду. Эволюция представлений о бессознательном в неофрейдизме.

3. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблема искусственного интеллекта.

4. Эмоционально-психический мир сознания, структура и функции эмоциональных состояний.

 

Вопросы для обсуждения

1. В чем суть эволюционного подхода к проблеме происхождения сознания?

2. В чем отличие сознания человека от зачатков разумной дея­тельности у высших животных?

3. Какова роль самосознания в становлении и развитии личности?

4. Что вы понимаете под творческой природой сознания?

5. В чем смысл понимания сознания как триединства разума, чувства, воли?

6. «Как страшен может быть Разум, если он не служит челове­ку» (Софокл). Прокомментируйте высказывание.

7. Окажет ли влияние на ход истории человечества понимание ее смысла, направленности развития решение проблемы воз­никновения сознания?

Темы рефератов

1. Проблема единства языка и мышления в современной философии.

2. Структура и функции сознания.

3. Информационные ресурсы сознания.

4. Сознание и бессознательное. (Фрейд, Юнг, Райх, Хорни, Салливан).

5. Интуиция.

6. Мыслящий мозг и компьютер. (Проблема моделирования творческих процессов).

7. Игровое сознание и его функции.

8. Феномен «толпы» в свете понятийного анализа сознания.

Литература

Основная

1. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. ―М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Философия: учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.— М.: Трикста; Академический Проект, 2007

3. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин.— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М.: Проспект, 2008

Дополнительная

1. Гиш Дуэйн. Ученые креационисты отвечают своим крити­кам. - СПб., 1995.

2. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. – СПб., 2001.

3. Косарев А. Философия мира. — М., 2000.

4. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и некласси­ческая. – М., 2001.

5. М., 1995.

6. Селицкая И А. Теория познания: мышление и речь перво­бытного человека. –СПб., 1998.

7. Фатхуллин М.Ф. Человек творческий; почему? // Основы концепции биографической детерминации творческой активнос­ти человека. — М., 2001.

8. Хейзинга И. Homo ludens (человек играющий). — М., 2001.

9. Элективные курсы по философии, — М., 2001.

10. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. — М., 1964.

  1. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека. – Р. н/ Д.., 1994.
  2. Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1983.

13. Зигмунд Фрейд и психоанализ в контексте австрийской и русской культур (материалы российско-австрийской конференции) // Вопросы философии. – 2000. № 10.

  1. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. – М., 1990.
  2. Петров М.К. Язык, знак, культура. – М., 1991.
  3. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.
  4. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989.
  5. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.
  6. Фрейд З. Будущность одной иллюзии. – М.-Л., 1930.
  7. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1986.
  8. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.
  9. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.
  10. Юнг К.Г. Психологические типы. – М., 1992.
  11. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М., 1994.
  12. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. – М., 1997.

Язык и интеллект. – М., 1993.

Занятие 18. Познание, творчество, практика

1. Познание как культурно-исторический процесс. Субъект и объект познания. Многообразие видов и форм познания. Уровни познания.

2. Учение об истине. Истина и заблуждение. Критерии истины, ее конкретность. Диалектика относительного и абсолютного знания.

3. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция. Диалектика эмпирического и теоретического знания.

4. Знание и техническая деятельность. Понятие техники. Специфика технических знаний. Основные проблемы философии техники.

 

Вопросы для обсуждения

1.В чем сущность «истины»?

2.Опираясь на знание природы истины, объясните, почему многие опровергали афоризм Аристотеля: «Говорить, что есть, иговорить, что нет, о том, что есть, — значит утверждать ложь»?

3.Какие концепции истины вы знаете. Какой концепции ис­тины придерживался А. Пуанкаре, утверждая: «Основные положе­ния геометрии Евклида суть не что иное, как соглашения; было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны они или лож­ны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»?

4.Как вы понимаете объективную истину?

5.Если учесть, что научное знание активно развивается, мож­но ли утверждать, что существует абсолютная истина?

6.Какую роль в процессе познания играет абсолютная исти­на?

7.Согласны ли вы с утверждением, что истина есть процесс?

8.В чем причины относительности наших знаний?

9.Можно ли утверждать, что в поиске истины ученый-теоретик и здравомыслящий обыватель не отличаются друг от друга? Если да, то что их объединяет?

10.В чем суть высказывания: «Истина всегда конкретна»?

11.Что может служить критерием истины?

12.Какова роль практики в познании?

13.Согласны ли вы с утверждением, что «нет ничего опасней для новой истины, чем старые заблуждения»?

14.Применимы ли понятий истины к анализу духовных цен­ностей и формам культурного творчества?

15.Согласны ли вы с высказыванием Ж.-Ж. Руссо: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один»?

16.Каковы сущностные характеристики НТР?

17.В чем суть особенностей науки как когнитивной деятельности?

18. Что такое критерии научности знания? Каковы критерии научности знания?

19. Каковы основные этапы развития научного знания?

20. Каковы основные принципы развития содержательных и мировоззренческих оснований научного знания?

21. Что следует называть основными факторами развития на­уки?

22. Как соотносятся наука и ценности в социальном развитии?

 


Темы рефератов

1. Проблема истины в истории философии.

2. Изменение представления об истине в философии.

3. Философские корни агностицизма.

4. Спор эмпириков и рационалистов по проблеме истины.

5. Может ли практика служить универсальным критерием ис­
тины в познании?

6. Проблема истины в математике.

7. Проблема истины в истории.

8. Объективна ли истина?

9. В чем причины относительности наших знаний?

10. Трудности установления истины.

11. Пути «добывания» истины.

12.Природа науки.

13. Философия техники: основные проблемы.

14. Методология и методы научного познания.

15. Научная рациональность.

16. Рост научного знания.

17.Наука и общество: принципы взаимодействия.

18. Гуманитарное измерение научно-технического прогресса.

19. Этика науки.

 

Литература

Основная

1. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. ―М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Философия: учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.— М.: Трикста; Академический Проект, 2007

3. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин.— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М.: Проспект, 2008

Дополнительная

1. Ивин А.А. Современная философия науки. М., 2005.

2. Иларионов С.В. Теория познания и философия науки. М., 2007.

  1. Кун Т. Структура научных революций. М., 2003.
  2. Лекторский В.А. Судьбы рациональности в современной культуре. М., 2004.
  3. Мамчур Е.А. Образы науки в современной культуре. М., 2008.
  4. Моисеев Н.Н. Представление о классическом рационализме. Кризис рационализма и новые идеи. М., 1993.
  5. Наука глазами гуманитария / отв. ред. В.А. Лекторский. М., 2005.

8. Наука и научность в исторической перспективе. СПб., 2007.

  1. Степин В.С. История и философия науки. М., 2011.
  2. Степин В.С. Философия науки: проблемы исследования и преподавания. Беседа с В.А. Лекторским // Вопросы философии. 2006. № 10.
  3. Философия познания. К юбилею Л.А. Микешиной. М., 2010.
  4. Мамфорд Л. Миф машины: Техника и развитие человече­ства. — М., 2001.
  5. Митчем К. что такое философия техники? — М„ 1995..

14. Пуанкаре А. О науке.– М., 1990.

15. Чешков МЛ. Глобальное видение и новая наука, М., 1998.

16. Наука в зеркале философии ХХ в. – М., 1992.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.009 с.)