ТОП 10:

Нормы, ценности, идеалы. Природа этического



Черты практического разума. Понятие цели в классиче­ской философии. Целеполагание в человеческой деятель­ности. Конфликт целей, проблема приоритетов. Познава­тельно-теоретическое отношение к миру: стремление к истине, объективному постижению сущего. Знания и цен­ности как «полярные» философские понятия. Ценностное сознание и отношение людей к действительности с пози­ции должного – ценностей, норм, идеалов. Ценности как ядро культуры. Относительное и абсолютное в ценностях. Их изменение как импульс социодинамики. Ценности конкретной эпохи и общечеловеческие, универсальные ценности. Проблема возникновения и развития нравственности, ее функции, структура. Природа морали: добро­детели и нормы как основные формы ее проявления. «Мо­ральный закон в нас» (И. Кант) – ядро ценностного со­знания, главный ориентир в выборе цели, оценке поступков и самой жизни человека. Тенденция возраста­ния роли морального фактора в общественной жизни. Со­гласование целей, знаний и их применений с нравствен­ными ценностями – главное призвание философии. Эти­ка как учение о высших нравственных целях и принципах выбора между разными целями (И. Кант). Понятия этики: добро и зло, долг, совесть, честь, смысл жизни, счастье и др. Добро и красота, этическое и эстетическое, их соотно­шение. Основные этические учения в истории философ­ской мысли. Великие моралисты: Конфуций, Будда, Мои­сей, Христос и др. Проблема прав и обязанностей человека. Основные идеи философии права, ее конкретно-историче­ские лики, непреходящий смысл и актуальные проблемы.

Религия. Тема Бога в философии. Проблема духовности

Вера в существование и главенствующую роль сверхъ­естественных сил в жизни людей. Представления о добре и зле. Идея Бога. Общественно-историческая природа и со­циальные функции религии. Мировые религии. О. Конт о теологической стадии мышления. Картина религиозного сознания в работах М. Вебера. Религия как сокровенная основа культуры. Тема Бога в истории философии. Обоснование идеи Бога А. Августином и Ф. Аквинским. Теоцентризм. Проблема веры и разума. Богословский рационализм и иррационализм. «Религия в пределах только разума» (И. Кант). Доказательства бытия Бога. Критика онтологического доказательства бытия Бога. Нравствен­ное обоснование религии. Эмоционально-психологиче­ские основания христианства (Фейербах). С. Кьеркегор: экзистенциальное обоснование религиозной веры. Нравст­венная концепция христианства. 10 заповедей Моисея – первый моральный кодекс цивилизации. Образ Христа – персонификация нравственного идеала личности. Нрав­ственный смысл Нагорной проповеди и апокалипсиса (Откровение святого Иоанна Богослова). Антиномии сво­боды и предопределения, бескорыстной любви и воздая­ния в христианской морали. Критика богословской этики. Религиозная философия в XX столетии. Неотомизм. Пер­сонализм. Русская религиозная философия. Религии в современном мире. Религиозная ситуация в России наших дней. Противоречия и критицизм в современной религи­озной философии. Свобода совести, религии и убеж­дений.

 

Мир эстетики. Искусство

Понятие эстетическое, его связь с чувством прекрас­ного и духовным опытом художественного освоения мира человеком. Историческое развитие представлений о кра­соте, диалектика общего и особенного. Художественная деятельность, искусство. «Полярность» понятий: прекрас­ное и безобразное, трагическое и комическое и др. Проб­лемы трактовки прекрасного (Сократ, Платон и др.). Гар­мония природы и общества, эстетического и нравственно­го (канон Конфуция); соответствие норме, вкусу, образцу (классицизм XVII в., Н. Буало); гармония содержания, порядка и выражения (А. Баумгартен). Эстетика как «фило­софия прекрасного», ее соотношение с «философией ис­кусства» и искусствоведением. Философская эстетика в учении И. Канта. Гете о влиянии эстетики Канта на духовное становление эпохи. Философско-эстетические взгляды Шиллера. Красота как условие гармонии, полноты человеческого существа. Искусство как возвышение над натуральностью обыденного, побуждение к игре. Фоль­клор и профессиональное искусство. Жанры, направле­ния, стили художественного творчества. Нормы, тради­ции и индивидуальное творческое начало в искусстве. Ху­дожественная правда и условность. Художественный образ: содержание и воплощение. Функции искусства. Накопле­ние опыта жизни народа, его передача от поколения к по­колению. Роль искусства в приобщении личности к эмо­циональному, нравственному опыту других людей, духов­ным ценностям народов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.014 с.)