ТОП 10:

Раздел VІІ. Будущее человечества



Занятие 19. Глобальные проблемы современности Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего
  1. Человечество перед лицом глобальных проблем современности (демографическая, сырьевая, энергетическая, экологическая и др.).
  2. Информационное общество, его идеалы, тенденции развития. Духовная ситуация времени.
  3. Глобализация и ее последствия.
  4. Основные концепции будущего человечества. Стратегии выживания.

Вопросы для повторения

  1. Есть ли связь между различными глобальными проблемами и в чем она проявляется?
  2. Что такое экологические проблемы, когда к ним возник устойчивый научный интерес, какие науки их изучают?
  3. Какого рода социальные конфликты можно считать войнами?
  4. Как соотносятся между собой понятия: биосфера, ноосфе­ра, техносфера?
  5. В чем суть процессов глобализации?
  6. Какие сценарии будущего вам кажутся

 

Темы рефератов

1.Глобализм и антиглобализм.

2.Философия «Римского клуба».

3.Евгеника: «за» и «против».

4.Исторические аспекты терроризма и способы борьбы с ним
в современном мире.

5.Идеология терроризма (критический анализ).

6.Философские аспекты «генной инженерии».

7.Война как явление XXI в.

8.Социальные конфликты.

9.Философские аспекты суицидологии.

10.Глобализация и «глокализация».

Литература

Основная

1. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. ―М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Философия : учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина .— М. : Трикста; Академический Проект, 2007

3. Алексеев, П.В. Философия : учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин .— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М. : Проспект, 2008

 

Дополнительная

1. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма ― ответы на глобализацию. ―М, 2001.

2. Бард А. и Зодерквист Я. Netoкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма.- СПб., 2004.

3. Ласло Э. Макросдвиг. К устойчивости мира курсом перемен. – М., 2004.

4. Уэбстер Ф. Теории информационного общества – М., 2004.

5. Луман Н. Общество как социальная система. – М., 2004.

6. Бауман З. Информационное общество. – М ., 2002.

7. Глобализация и перспективы современной цивилизации. – М., 2005.

8. Когай Е.А. Человек и природа: ценностные регулятивы экологического сознания. – М., 2001.

9. Катастрофы и общество. — М., 2000.

Самостоятельная работа

№ п.п. Раздел или тема, выносимые на самостоятельное изучение Виды и содержание самостоятельной работы Литература и др. источники Формируемые компетенции Образовательные результаты Формы контроля, оценочные средства
1. Что такое философия? Характеризовать мифогенную и гносеогенную доктрины формирования философии. Объяснить особенность философии как формы мировоззрения, как самосознания культуры. Назвать функции философии.   Литература: осн. – 1(с. 5-26); 2; 3 (с. 13-75) доп. –1,4,5,6,7,14,17, 18,19 Интернет-ресурс: 1,2,4,5,6,7 ОК-1; ОК-2, ОК-4; ПК-9; ПК-13   З-1; З-2; З-3; З-4; З-7; У-1; У-2; У-4; У-6; У-10; В-1; В-2; В-3; В-7; В-8   текущий контроль: конспект, сравнительный анализ; собеседование
2. Философия К.Маркса. Идеология марксизма. Выявить основные идеи марксовой философии истории, его философской антропологии, концепции сознания и теории идеологии. Раскрыть связь философии маркса, идеологии марксизма и исторических реалий ХХ столетия, российской истории. Литература: осн. – 1; 2; 3 (c. 197-212) 4,5,6,7,11,14,17, 19 Интернет-ресурс: 1,2, 4,5,6 ОК-2, ОК-4; ПК-9;   З-1; З-2; З-3; З-4; З-7; У-1; У-2; У-4; У-6; У-10; В-1; В-2; В-3; В-7; В-8   текущий контроль: конспект
3. Философия прагматизма   Рассмотреть синтез европейских идей британского эмпиризма и утилитаризма, классического рационализма Просвещения в американском прагматизме. Анализировать идеи Ч.Пирса, У.Джемса, Д.Дьюи. Раскрыть сущность прагматического подхода к проблемам логики, методологии науки, педагогики, политики. Литература: осн. – 1 (с. 227-245); 2; 3 4,5,6,7,11,14,17, 19 Интернет-ресурс: 1,2, 4,5,6,7 ОК-2, ОК-4; ПК-9;   З-1; З-2; З-3; З-4; З-7; У-1; У-2; У-4; У-6; У-10; В-1; В-2; В-3; В-7; В-8 текущий контроль: сравнительный анализ: конспект
4. Философия, ее проблемы, функции, роль в обществе Ознакомиться с дискуссиями о важнейших философских учени­ях прошлого. (споры о метафизике,поиски новой модели рациональности и др.) Показать, чем обусловлен новый интерес к философии морали и права, проблемам власти, оппозиции, борьбы против тоталита­ризма и др. Литература: осн. – 1; 2; 3 доп. –1,4,5,6,7,14,17, 18,19 Интернет-ресурс: 1,2,4,5,6,7 ОК-1; ОК-2, ОК-4; ПК-9; ПК-13   З-1; З-2; З-3; З-4; З-7; У-1; У-2; У-4; У-6; У-10; В-1; В-2; В-3; В-7; В-8   текущий контроль: презентация  
5. Природа. Философское осмысление природы Рассмотреть разнообразие, единство, целостность материального мира природы. Дать определение природы живой и неживой. Уметь анализировать проблемы гармонизации системы природа-общество-человек.   Литература: осн. – 1; 2 (с.551-563); 3. доп. –1,3, 5,13,16,17,19 Интернет-ресурс: 1,2, 3,5,6,7 ОК-2; ОК-4; ПК-9;   З-5; З-12; У-1 У-3; У-5; У-10; В-1; В-5; В-7; В-8   текущий контроль: структурно-логическая схема
  Промежуточная аттестация – экзамен

Вопросы для самоконтроля по самостоятельно изученным темам

Тема: Что такое философия?

1. Специфика метода философии.

2. Роль философии в практике и познании.

3. Запад и Восток: два типа рациональности.

4. История философии в структуре философского знания, ее предмет, метод.

5. Принципы классификации истории философии.

6. Структура философского знания.

7. Философские категории как объяснительные принципы.

8. Философия как самосознание эпохи.

Тема: Ранняя философская мысль Индии, Китая, Греции

1. Философская мысль в Индии VI-V вв. до н.э. Учение Будды.

2. Древнекитайская философия: основные школы.

3. Учение о «благородном муже» Конфуция.

4. Ранняя греческая философия. Космологизм, поиск «первооснов».

Тема: Философия прагматизма.

1. Синтез европейских идей британского эмпиризма и утилитаризма, классического рационализма Просвещения в американском прагматизме.

2. Идеи Ч.Пирса, У.Джемса, Д.Дьюи.

3. Прагматический подход к проблемам логики, методологии науки, педагогики, политики.

Тема Аналитическая философия ХХ века. Б.Рассел, Дж. Мур, Л.Витгенштейн.

1. Готлоб Фреге – предшественник аналитической философии.

2. Философские идеи Б.Рассела.

3. Л.Витгенштейн о значении знака.

Тема: Философия, ее проблемы, функции, роль в обществе

1. Чему учит история философии?

2. Природа философ­ских проблем.

3. Функции философии; ее соотношение с обыденным сознанием, наукой, религией, политикой, искусством и др.

4. Задачи философского осмысления «предельных» оснований ку­льтуры.

5. Своеобразие творчества великих философов и дух эпохи.

6. Конкретно-историческое и вечное в философ­ском мироуяснении.

7. Связь философского опыта разных эпох.

Тема: Природа. Философское осмысление природы

1. Как различаются представления о природе в философской мысли, религии, науке, обыденном сознании?

2. Каков предмет философии природы?

3. Можно ли сказать, что преобразование природы – основной способ человеческого существования в мире?

4. Является ли жизнь ценностью?

5. Случайность и закономерность, гармония и хаос в природе.

6. Материальный мир природы: разнообразие, единство, целостность.

7. Природная среда обитания – «дом» человека.

8. Каковы пути гармонизации системы природа– общество– человек?

Тема: Знаки, символы, язык. Идолы языка

1. Проблема детермина­ции знаковой деятельности.

2. Семиотика – общая теория знаков и знаковых систем.

3. Роль языка в формировании человека,

4. Предметно-именная и деятельно-функциональная концепции языка.

5. Письменность. Знак и образ.


Примерный перечень вопросов к коллоквиуму

Тема: История философии: мыслители и школы

1. Происхождение, специфика античной философии.

2. Первые философские школы

3. Философия Сократа. Сократовские школы.

4. Платон. Учение об идеях. Теория государства. Сущность че­ловека.

5. Аристотель. Метафизика. Классификация наук. Логика. Со­циальная философия. Этика.

6. Основные школы эллинизма. Кинизм. Эпикуреизм. Стоицизм. Скептицизм. Неоплатонизм.

7. Патристика. Св. Августин. Каппадокийский кружок. Философская мысль в Византии.

8. Схоластическая философия. Трилемма: номинализм — концептуализм — реализм. Доказательства бытия Божия.

9. Гуманизм как идейная платформа возрожденческой мысли

10. Натурфилософия Возрождения. Дж.Бруно. Н. Кузанский.

11. Социально-политические учения. Н. Макиавелли. Т. Мор.Т. Кампанелла.

12. Реформация и контрреформация. Э. Роттердамский. Ж. Каль­вин. М. Лютер. Значение протестантизма.

13. Учение о субстанции (дуализм Декарта, монизм Спинозы, плюра­лизм Лейбница).

14. Методология научного поиска: рационализм, эмпиризм, интуитивизм.

15. Разум и свобода. Теории естественного права, либеральные идеи в филосо­фии Нового времени.

16. Общие характеристики философии европейского Просвещения. Условия возникновения. Социальное значение. Роль разума в познании и пре­образовании мира. Общественный прогресс.

17. Идеи естественного права Вольтера. «Естественная полити­ка» Дидро. Монтескье о формах правления, разделении властей, законах, политической свободе. Руссо о неравенстве, свободе, граж­данской культуре. Оценка религии.

18. И. Кант. «Докритический» и «критический» периоды твор­чества. Этика. Социально-политические взгляды.

19. Г.В.Ф. Гегель. Панлогизм. Метод и система. Феноменология духа, философия истории, философия права.

20. Л. Фейербах. Антропологический материализм.

21. И. Г. Фихте. Наукоучение. Учение о морали, праве, государ­стве.

22. Ф. В. Й. Шеллинг. Трансцендентальный идеализм. Филосо­фия тождества. Философия свободы.

Примерный перечень вопросов к экзамену







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.248.103 (0.008 с.)