ТОП 10:

Философия К. Маркса. Идеология марксизма



Формирование философских позиций Маркса. Крити­ка общественного уклада Германии. Изучение политической экономии. Влияние философского гуманизма Фейербаха. Обращение к идеям коммунизма, их анализ в| «Экономическо-философских рукописях 1844 г.». Кон­цепция «отчужденного труда». Критика «казарменного коммунизма». Идеал справедливого общества и гармоничного человека. Гегельянские основоположения философии Маркса. Концепция «практической философии». Проблема отчужденных форм сознания и фетишизма. Критика гегельянства. Концепция диалектики как метода познания сложной развивающейся системы («Капитал»). «Популярный» образ диалектики в работах Ф. Энгельса и Г. В. Плеханова, его вульгаризация в «марксизме-ленинизме». Марксова философия истории. Принципы материалисти­ческого понимания истории. Идея общественно-истори­ческой практики. Концепция сознания и теория идеоло­гии. Учение о классовой борьбе и революциях. История человечества как закономерный процесс. Идея прогресса. Субъект истории. Историзм в понимании философских проблем. «Всеобщность» и европоцентризм философии истории.

Философская антропология Маркса. Человек – актив­ное практическое, предметное существо. Социальная природа человека. Индивиды и социальные группы. Конфликтность общественной практики. Отчуждение челове­ка в социальной истории. Грани и исторические формы свободы. Идеал «общечеловеческой эмансипации» и ком­мунистический проект его осуществления. Догматизация и вульгаризация идей социальной философии Маркса. Разъяснение сути позиций в письмах Ф.Энгельса (1880–1890). Становление идеологии марксизма. Привер­женцы и критики идей Маркса в философии XX столетия. Социология знания, франкфуртская школа и др. Филосо­фия Маркса, идеология марксизма и исторические реалии XX столетия. «Марксизм-ленинизм». Критика марксизма в. работах П. Б. Струве, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П.И. Новгородцева и др. Западный марксизм XX в.: А.Грамши, Д. Лукач, А. Альтюссер. Проблема исторической «вины» мыслителя и корректного освобождения от идеологии, и практики «марксизма».

 

Философия иррационального. А. Шопенгауэр,

С. Кьеркегор, Ф. Ницше

Антигегелевская «волна» первой пол. XIX в. Предпо­сылки философии А. Шопенгауэра. Влияние Канта и Пла­тона, индийской философии и культуры. «Мир как воля и представление». «Воля к жизни» и ее объективации.Этика Шопенгауэра. Критика нравственного императива Канта. Мысли о роли страдания и сострадания. Поиск путей пре­одоления зла в мире. Влияния Шопенгауэра в европей­ской философии второй половины XIX и XX вв. Его идеи в России.

Основные понятия и принципы философии Сёрена Кьеркегора. Антигегельянство. Критика рационализма. Религиозный характер философии. Учение о трех формах человеческого бытия: этической, эстетической, религиоз­ной. Интерес к индивидуальному существованию челове­ка – его экзистенции. Экзистенциальная диалектика Кьеркегора. Понятия отчаяния, страха и «болезни к смер­ти». Кьеркегор и экзистенциальные философы XX века.

Ф. Ницше. Ницшеанская картина мира как антипод «классического» миропонимания. Понятие «трагической эпохи». Интерпретация греческой философии и культуры. Критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей». Феномен «европейского ниги­лизма», его трактовка у Ницше. Особенности «антихрис­тианства» Ницше. Образ Заратустры как проповедника и мыслителя. Главные идеи концепции «сверхчеловека». Социально-политическая концепция Ницше. Фальсифи­кация его наследия. Философия Ницше в России. Совре­менные интерпретации его философии.

Позитивизм

Позитивизм XIX—XX вв. Эмпирическая философия науки. Возрождение традиции британского эмпиризма, французского энциклопедизма и мотивов Просвещения. Первая волна позитивизма: О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спен­сер. Родоначальник позитивизма О. Конт. Концепция трех стадий развития интеллекта. Критика отвлеченного умст­вования и защита позитивного знания. Наблюдение, опи­сание, индуктивное обобщение – важнейшие методы по­зитивного познания. Противопоставление описания объ­яснению. Релятивизм. Радикальный эмпиризм Д. С. Милля. Разработка теории познания на основе идей Юма. Опыт­ное, индуктивное толкование всего познания, включая математику и логику. Позитивистские идеи в учении Г. Спенсера.

Вторая волна — эмпириокритицизм или махизм (Р. Аве­нариус, Э. Мах и др.), их связь с кризисом механико-мате­риалистического обоснования физики. «Механика» Маха и критика классической механики. Методологический принцип «чистого» описания. Теория «принципиальной координации» Р. Авенариуса и критика метафизического материализма.

Третья волна: логический позитивизм «Венского круж­ка». «Логический эмпиризм» в США. М. Шлик и Р. Карнап. Программа радикального эмпиризма на основе применения аппарата символической логики. Логический эмпиризм. Концепция чистого опыта и редукции теоретических положений к опытной основе. Принцип верификации научных утверждений. Проблема разграничения науки и метафизики. Неудачи в реализации программы. Пересмотр позиций. Влияние позитивизма в России XIX–XX вв. Позитивное мышление и позитивизм как фи­лософская установка. Философская ограниченность сциентизма.

Философия прагматизма

Возникновение прагматизма (70-е годы XIX в., США). Американский «синтез» европейских идей британского, эмпиризма и утилитаризма, классического рационализма, Просвещения. Критика абсолютного идеализма неогегельянства. Программа «реконструкции философии» с целью сделать ее практически значимой. Ч. С. Пирс — основоположник прагматизма. Его программные статьи. Тол­кование истины как полезного мнения, направляющего действие. Логика, семиотика, теория познания и метафи­зика Пирса, их влияние на другие философские концеп­ции.

Радикальный эмпиризм Уильяма Джемса. Понимание опыта как «потока сознания» или «потока жизни». «Плю­ралистическая вселенная». Понимание истины как полез­ности идеи. Прагматизм как метод «улаживания философ­ских споров». Прагматическое оправдание религиозной веры.

«Инструментализм» Д. Дьюи. Опыт как серия уникаль­ных «проблематичных ситуаций». Условный характер обобщений, невозможность теорий. Принцип свободного экспериментирования, постепенного совершенствования опыта. Мысль об уникальности добра и невозможности общих норм нравственности. Дьюи о соответствии инст­рументального метода исследования демократическому устройству и духу американского общества. Педагогиче­ские принципы «обучения на деле». Распространение и влияние прагматизма в США и др. странах. Прагматический подход к проблемам семиотики, логики, методоло­гии пауки, педагогики, политики. Прагматизм и фило­софская мысль наших дней. Проблема корректной оценки философии прагматизма.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.132.132 (0.004 с.)