Вклад П.Ф. Лесгафта, Е.А. Аркина, В.В. Гориневского в разработку теории подвижных игр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад П.Ф. Лесгафта, Е.А. Аркина, В.В. Гориневского в разработку теории подвижных игр



 

 

Выдающийся русский педагог Петр Францевич Лесгафт (рисунок 1) разработал оригинальную систему физического воспитания в России. Большое место в ней отводится подвижной игре. Игра определяется П.Ф. Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребенка и воспитываются его нравственные качества. Каждая игра, указывает П.Ф. Лесгафт, должна иметь определенную цель, а форма игры – отвечать этой цели. Необходимо, чтобы действия в игре соответствовали умениям ребенка управлять собой и вызывали «возвышающее чувство удовольствия», эти действия предварительно усваиваются в систематических упражнениях.

 

 

Рисунок 1. Лесгафт Пётр Францевич (1837–1909) – русский биолог, анатом, педагог,
врач, создатель научной системы физического воспитания

 

Постепенно игры следует усложнять по содержанию и правилам. П.Ф. Лесгафт рекомендует вводить варианты игр – новые условия, упражнения, действия. Этим можно достичь повторения знакомых действий, но с более повышенными требованиями, а также систематического влияния игр на ребенка при сохранении интереса к ним. Распределение ролей и действий П.Ф. Лесгафт сосредоточивает в руках играющих (т.е. игра осуществляется путем самоуправления). Важно, чтобы к правилам игры дети относились как к закону, которому все сознательно и охотно подчиняются.

Так же П.Ф. Лесгафт считает подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой» (т.е. преодолевать отрицательные чувства). В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию». П.Ф. Лесгафт указывает, что систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинируют его тело, т.е. приучает действовать с различным напряжением. Игры учат ребенка действовать с большой ловкостью, целесообразностью и быстротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество, Все эти положения П.Ф. Лесгафта создали основу для дальнейшего развития теории и практики подвижных игр.

П.Ф. Лесгафт делит подвижные игры на две группы:

1. Простые или одиночные. В этих играх каждый ребенок действует в соответствии с правилами игры и отвечает только за свои действия.

2. Игры сложные (команды, партии). В них каждый играющий стремится к достижению общей для всех игровой задачи и действует в соответствии с общими для всех интересами.

Эти две различные по степени сложности группы игр предназначались для детей школьного возраста.

Основные положения о подвижных играх, разработанные П.Ф. Лесгафтом, были развиты
В.В. Гориневским и Е.А. Аркиным (рисунки 2, 3).

В.В. Гориневский считал подвижные игры основным видом двигательной деятельности и средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

 

 

Рисунок 2. Гориневский Валентин Владиславович (22.9(4.10).1857, Архангельск, – 13.2.1937, Москва) – гигиенист, педиатр, один из первых отечественных учёных в области
врачебного контроля за физическим развитием и воспитанием детей

 

 

Рисунок 3. Аркин Ефим Аронович (1873–1948) – российский педагог,
действительный член АПН России (1947)

В.В. Гориневский подчеркивал важность выбора сюжета игр для детей и связь их с требованиями современной общественной жизни. В процессе подвижных игр у детей воспитываются морально-волевые качества, поэтому игра является одним из средств формирования личности ребенка. Придавая серьезное значение эмоциям, возникающим у детей в игре, как оздоровительному компоненту, В.В. Гориневский считал радость и веселье одним из обязательных условий игровой деятельности, без которых игра теряет для детей свой смысл.
В.В. Гориневский предъявлял серьезные требования к методике проведения подвижных игр, требуя от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. Он ставил вопрос о целесообразности введения в игры элементов доступного детям соревнования, исключающего, однако, азарт, возбуждение, недоброжелательность друг к другу.

При наличии необходимого руководства со стороны воспитателя соревнование, как отмечал В.В. Гориневский, вносит эмоциональность в игру и «может быть использовано в целях воспитания у детей положительных моральных качеств». Е.А. Аркин считал подвижную игру мощным и незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Подвижные игры, по убеждению Е.А. Аркина, вносят радость в жизнь ребенка и способствуют укреплению организма главным образом путем развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий. Но чтобы игра с самых ранних лет стала благотворной силой, нужно сознательное, опытное и любовное руководство ею.

Добровольное следование правилам игры, равное подчинение всех одним нормам имеет большое воспитательное значение как первая школа личной честности и социальной дисциплины. Воспитатель по мере возможности предоставляет детям старшего возраста самостоятельность в проведении игры, распределении ролей, соблюдении правил. Однако, если дети неправильно разрешают эти задачи, необходимо активное, тактичное участие педагога и его искренняя заинтересованность в том, чтобы игра проходила правильно и интересно.

Тщательный выбор игры воспитателем с учетом ее всестороннего влияния на ребенка, умение спокойно и вместе с тем с подъемом вести объяснение, распределять роли, когда нужно, принимать участие в игре, подводить итоги – это большое искусство, овладеть которым должен стремиться каждый воспитатель, подчеркивает Е.А. Аркин.

В.В. Гориневский и Е.А. Аркин как врачи-гигиенисты прежде всего обращали внимание на особенности детей дошкольного возраста. Это отражается в их рекомендациях о необходимости учета эмоций, возрастного своеобразия в развитии детей и постепенности при подведении их к таким сложным требованиям, как самостоятельная организация игр.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 4223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.005 с.)