Методика руководства подвижными играми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика руководства подвижными играми



 

Воспитательное значение подвижных игр обеспечивается целенаправленным руководством педагога, которое, в свою очередь, определяется пониманием их значения, свободным владением игровым репертуаром, использованием разнообразной методики, вызывающей у детей эмоциональный подъем.

Подбор и планирование подвижных игр осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».

При этом необходим многосторонний учет условий работы в данной возрастной группе детей: общий уровень физического и умственного развития детей, уровень развития их двигательных умений; состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные типологические особенности; время года, особенности режима дня, место проведения игры, а также пожелания детей.

Целесообразная организация детей в игре

Большое значение имеет целесообразная организация детей в игре. В зависимости от содержания игры, очередности выполнения игровых заданий она может быть проведена или со всеми детьми одновременно, или с небольшой группой, в то время как остальная часть детей занята другой деятельностью.

В репертуаре игр имеются такие, в которых одновременно активно участвуют все дети группы («Воробушки и автомобиль», «Чье звено скорей построится», «Ловишки», «Хитрая лиса» и т.п.). Но вместе с тем есть полезные и интересные игры, построенные на очередности действий («Горелки», «Найди себе домик», «Кто скорей вытянет ленту», «Перемени мешочек» и т.п.). Эти игры способствуют воспитанию воли, приучают сдерживать себя. Но при неправильной организации таких игр детям приходится долго ждать своей очереди для выполнения игровых заданий. Ожидание, однообразие статического положения может вызвать снижение интереса, утомление нервной системы, особенно у детей младшего возраста. В таких случаях маленькие дети отходят, выбывают из игры, а более старшие начинают отвлекаться по caмому незначительному поводу, вызывая недовольство воспитателя, не учитывающего причины этого явления.

Данные исследований показывают, что когда игра с поочередным выполнением игровых заданий проводится со всей группой детей, активность их быстро убывает, дети перестают выполнять необходимые по ходу игры движения. Когда участвует небольшая группа и игра продолжается недолго, дети бывают активны и внимательны до конца.

Такое различие в поведении детей становится понятным, если учесть особенности корковых процессов, лежащих в основе статической и динамической деятельности. Известно, что при статических напряжениях в коре головного мозга в области двигательного анализатора возникает очаг возбуждения, поддерживаемый, с одной стороны, волевыми импульсами и, с другой стороны, возбуждениями, поступающими от работающих мышц. От динамической работы статические усилия отличаются тем, что очаг возбуждения, вызываемый последним, является стойким и ведет к быстрому функциональному истощению соответствующих клеток с последующим развитием в них охранительного торможения. Если нагрузка велика, возбуждение иррадирует по коре головного мозга.

Кроме того, через некоторое время после начала статических усилий в коре головного мозга возникают явления отрицательной индукции, проявляющиеся торможением целого ряда функций.

Таким образом, важно не только правильно выбрать игру, но и провести ее так, чтобы она дала наибольший эффект.

Практически всегда имеется возможность варьировать способы организации игр.
В зависимости от их структуры и характера движений воспитатель должен заранее предусмотрен» наиболее целесообразную организацию игр и всей деятельности детей в целом.

Ознакомление детей с новой игрой, объяснение ее содержания и правил требуют от воспитателя тщательной подготовки. Содержание некоторых игр необходимо бывает раскрыть в предварительной беседе (не обязательно в день проведения игры), например, «Обезьянки и охотники», «Волк во рву», «Космонавты», «Путешественники» и т.д. В результате бесед, рассматривания картин выясняются знания детей, уточняются их представления, создается отношение к игровым образам. Если содержание игры близко детям (прогулка, действия с игрушками и т.д.), то беседа не нужна.

Объяснение игры может проходить в зависимости от ее вида. Так, объяснение несюжетной игры должно быть кратким, точным и интонационно-выразительным. Воспитатель рассказывает последовательность игровых действий, расположение детей по ходу игры и выделяет правила. Затем он может задать несколько вопросов, чтобы проверить, как дети поняли то, что он им рассказывал: игра только тогда проходит весело и слаженно, когда детям понятны их действия и правила, которые они должны выполнять. В младших группах воспитатель может объяснять действие детей и правила непосредственно в процессе проведения игры.

Сюжетная игра требует других приемов. Задача воспитателя заключается в том, чтобы создать у детей наглядную картину игровой ситуации, ярче выделить игровые образы, воздействовать на воображение и эмоции детей, активизировать творческую инициативу. Для этого он может использовать игрушку, рассказ, которые особенно оправданны в младшей группе. Например, перед проведением игры «Бабушка Арина и ее цыплятки» воспитатель, предложив детям сесть на стоящие полукругом стулья, располагается напротив и начинает рассказывать: «У бабушки Арины было много цыплят. Все они были пушистые, маленькие, желтые – вот такие (показывает пушистого цыпленка-игрушку). Бабушка очень любила своих цыпляток и выпускала их каждое утро погулять на зеленую травку» и т.д.

В такой рассказ воспитатель включает весь ход действий детей, связанных с сюжетом игры. Затем она говорит: «Вы все будете цыплятки, а я бабушка Арина. Сейчас я повяжу платок, мы будем с вами играть» (весь рассказ не должен превышать 1,5–2 минут).

При повторении знакомых детям игр можно ограничиться напоминанием правил (например: «Когда водящий скажет: «Стоп, двигаться нельзя»). В старших группах целесообразно предложить детям самим вспомнить содержание игры и ее правила: один ребенок кратко рассказывает содержание и ход игровых действий, другой перечисляет правила. Такой прием содействует развитию сознательности и самостоятельности выполняемых действий и постепенно подводит к умению играть без непосредственного руководства педагога.

Распределение ролей

Распределение ролей в играх происходит по-разному. Иногда воспитатель сам назначает водящего, руководствуясь определенными воспитательными задачами (поощрить новенького ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым, или отклонить просьбу самоуверенного ребенка и поручить эту роль робкому, застенчивому).

В другом случае воспитатель пользуется считалками или предлагает самим детям выбрать водящего и объяснить, почему они именно данному ребенку поручают эту роль.

В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель и делает это эмоционально, живо, образно. Постепенно индивидуальная роль может поручаться ребенку, при условии ограниченного пространства и направления его движения (например, в игре «Птички и автомобиль», «автомобиль» двигается по определенной стороне комнаты, не приближаясь к месту, где находятся «воробушки»).

В процессе подвижной игры воспитатель регулирует ее ход. Он следит за движениями и действиями детей, выполнением ими правил, за дозировкой нагрузки. О нарушении правил отдельными детьми (если они не нарушают весь ход игры) он говорит перед повторным проведением игры.

Заканчивается подвижная игра общей ходьбой, постепенно снижающей физиологическую нагрузку, возникшее у детей возбуждение и приводящей пульс в норму. Вместо ходьбы может быть проведена аналогичная по значению малоподвижная игра («Найди и промолчи», «Принеси, что тебе понравится» и т.д.).

Однако не следует подводить итоги игрового процесса сразу после его окончания: непосредственная близость динамического состояния организма в ходе игры, сопровождающегося усилением сердечно-сосудистой деятельности, и статического состояния его во время оценки, даваемой воспитателем (в положении стоя или сидя), неблагоприятна для работы сердца и всего организма ребенка.

Оценка игры

При оценке игры воспитатель отмечает ее положительные стороны, называет детей, удачно выполнивших свои роли, проявивших смелость, выдержку, товарищескую взаимопомощь, и, наоборот, порицает нарушения правил и связанные с этим действия детей.

В старших группах воспитатель постепенно подводит детей к самостоятельной организации подвижных игр, следя за ее ходом и особенно за выполнением правил.

В целях развития самостоятельности, организаторских умений и воспитания нравственных чувств бывает полезно поручить старшим провести игру в одной из младших групп. Вначале их обязанности распределяет воспитатель, одному (или двум) поручая организацию малышей, другому – объяснение игры, ее правил, а третьему – выполнение индивидуальной роли («Зайки и медведь», «Воробушки и автомобиль» и др.), затем дети делают это самостоятельно. Игра проводится под наблюдением воспитателя младшей группы.

Таким образом, воспитательные возможности подвижных игр многогранны, но для их реализации необходимы заинтересованность воспитателя, его творческое отношение и педагогическое мастерство.

Народные подвижные игры

 

Значение и место народных игр в физическом воспитании

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

Советский политический деятель, почетный член АН СССР с 1931 года Надежда Константиновна Крупская (1869–1939) рекомендовала использовать в работе с дошкольниками народные игры. Правильно организованные и систематически проводимые, они формируют характер, волю, воспитывают патриотические и интернациональные чувства. Она подчеркивала: «В игре развиваются силы ребёнка, крепче делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива».

Основной формой работы по физической культуре с дошкольниками считает игру и
Е.А. Аркин. На первом месте выступают так называемые народные подвижные игры. Именно народным подвижным играм старших дошкольников отвели ведущую роль в совершенствовании системы физического воспитания, рациональной его организации, т.к. эти игры проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе.

В живой, увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества, совершенствуется ориентировка в пространстве.

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как «Горелки», «Русская лапта», «Городки», а также игры с мячом.

Организация и проведение народных игр

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Народная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости.

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

В любой народной игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль бывает обычно много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки. Водящего можно также выбрать жеребьёвкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии.

Начало игры: игроки выбирают путём считалки сначала 2 детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться встают в пару, подняв вверх соединённые руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят в воротца. Последнего воротца задерживают, так игроки опускают руки и тихо спрашивают: «Конь вороной остался под горой, выбираешь какого коня – сивого или златогривого?»

Играющий встаёт позади того, кого выбрали. Таким способом все дети делятся на две команды, и начинается игра.

Основным условием успешного внедрения народной игры в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное время обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

В ходе игры воспитатель привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации.

Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Так несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Воспитатель даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать 1–2 уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил ловкость, смелость, выдержку.

Сюжетную народную игру можно объяснить по-разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется, и перейти к распределению ролей.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить играть детей активно и самостоятельно.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.021 с.)