Подвижная игра – основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подвижная игра – основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка



ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН...................................................................................................................... 1

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................................................. 3

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ.................................................................................................................. 4

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР......................................................................................................................... 5

1 ПОДВИЖНАЯ ИГРА – ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО И МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА............................................................................................................................... 5

1.1 Подвижная игра – средство и метод физического воспитания дошкольников.................................................................... 5

1.2 Характеристика подвижных игр для разных возрастных групп............................................................................................. 6

1.3 История развития игр........................................................................................................................................................................... 7

1.4 Вклад П.Ф. Лесгафта, Е.А. Аркина, В.В. Гориневского в разработку теории подвижных игр....................................... 9

1.5 Значение подвижных игр для гармоничного развития ребёнка............................................................................................ 11

1.6 Классификация и характеристика игр.......................................................................................................................................... 13

1.7 Методика руководства подвижными играми............................................................................................................................. 15

1.8 Народные подвижные игры............................................................................................................................................................. 18

1.9 Русские народные подвижные игры.............................................................................................................................................. 19

2 СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (ЭЛЕМЕНТЫ СПОРТИВНЫХ ИГР) ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА................................................................................................................................................ 22

2.1 Влияние спортивных игр на развитие двигательных функций и совершенствование систем организма................. 22

2.2 Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями........................................... 23

2.3 Техника физических упражнений.................................................................................................................................................. 25

2.4 Методика обучения ходьбе на лыжах. Катание на санках, на велосипеде, качелях, коньках, плавание............... 27

2.4.1 Передвижение на лыжах....................................................................................................... 27

2.4.2 Катание детей на санках........................................................................................................ 36

2.4.3 Катание детей на велосипеде................................................................................................ 38

2.4.4 Катание на качалках, качелях, каруселях............................................................................ 39

2.4.5 Катание детей на коньках...................................................................................................... 40

2.4.6 Плавание................................................................................................................................. 41

2.5Спортивные игры для дошкольников............................................................................................................................................ 45

2.5.1 Бадминтон............................................................................................................................... 46

2.5.2 Баскетбол................................................................................................................................. 47

2.5.3 Хоккей..................................................................................................................................... 50

2.5.4 Игра в городки........................................................................................................................ 52

2.5.5 Футбол..................................................................................................................................... 53

2.6 Планирование и организация спортивных игр.......................................................................................................................... 56

2.7 Безопасность занятий физической культурой в дошкольном образовательном учреждении..................................... 60

2.8 Оборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениями............................................................................... 61

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ..................................................................... 63

ГЛОССАРИЙ............................................................................................................................................ 64

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Подвижная игра – основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка

Подвижная игра – средство и метод физического воспитания дошкольников. Характеристика подвижных игр для разных возрастных групп. История развития игр. Вклад П.Ф. Лесгафта,
Е.А. Аркина, В.В. Гориневского в разработку теории подвижных игр. Значение подвижных игр для гармоничного развития ребёнка. Классификация и характеристика игр. Методика руководства подвижными играми. Народные подвижные игры.

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

1. Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

2. Готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5).

3. Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).

4. Способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12).

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА – ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО И МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА

История развития игр

Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития человека.

Физические упражнения в первобытном обществе были самым тесным образом связаны с трудовыми процессами, культовыми обрядами, с воспитанием и военным делом.

Физическая культура начала складываться на определенном уровне экономического и общественного развития в эпоху верхнего палеолита, т.е. около 50 тысяч лет назад.

Более совершенные орудия труда, а также возникновение родовых объединений дали людям возможность не ограничивать свою деятельность изготовлением предметов, служащих удовлетворению самых примитивных жизненных потребностей. Решающее значение имело понимание людьми того обстоятельства, что охотник должен уметь быстро бегать, осторожно подкрадываться к пугливой дичи, быть сильным в борьбе с крупным зверем, а при встрече с быстрым животным должен ловко и без промаха поразить цель. Поэтому охотнику необходимо было постоянно тренироваться, развивать силу, ловкость, меткость.

При изготовлении снарядов для метания приходилось совершать пробные броски. Такого рода упражнения стали неотъемлемой частью подготовки подрастающего поколения к выполнению тех задач, которые ставила перед ним жизнь в орде, роду, племени. В первобытном обществе дети и взрослые принимали участие в подвижных играх с мячом и палками. Победа в состязании приносила племени славу, а победителей награждали призами.

Возникновение подвижных игр, как и игр вообще, уходит в далекое прошлое. Каждый народ создавал свои национальные игры. «У всех народов существует более или менее значительный запас игр, характеризующих до некоторой степени быт народа» (В.В. Гориневский).

Начиная с ранних лет, ребенок воспитывался на ярких красочных народных игрушках, играх – забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша.

В подвижных играх широко использовалось словесное «пространство»: говорилки, дразнилки, заклички, издевки, потешки, прибаутки, страшилки, голосянки, поддевки, небылички, загадки, скороговорки, перевертыши, считалки.

Прибаутки – это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи.

Потешки – это небольшие стихотворения, которые предназначены для одновременного развлечения и обучения детей.

Перевертыши – слова или предложения, которые читаются одинаково справа налево и слева направо.

Скороговорки – это своеобразный речевой материал, который специально предназначен для отработки четкой дикции человека.

В русских селах, в городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник.

В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Проводились подвижные игры, как правило, на улице, на свежем воздухе, благодаря чему становились важным средством оздоровления детей.

Бытовавшие подвижные игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована. Элементарные правила взаимоотношений играющих, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т.п.

Устанавливались и правила выбора водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок и т.п.), а также придумывались наказания проигравшему (часто довольно трудные и с современной точки зрения недоступные).

Наряду с играми творческими, возникающими в самостоятельной двигательной деятельности детей («Салки», «Прятки», «Казаки – разбойники» и др.), выделялись так называемые организованные, педагогически наиболее целесообразные подвижные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами. Такие игры удобны для проведения их с группами детей на занятиях или в свободное время под руководством воспитателя.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский считал русские народные игры могущественным средством воспитания, рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собранию их для детей.

В игре дети знакомятся с новыми словами и соответствующими предметами жизни, узнают взаимоотношения этих предметов и отношение к ним человека. Содержание подвижных игр отображает русскую жизнь, характер и быт русского народа.

Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Народные подвижные игры

 

Значение и место народных игр в физическом воспитании

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

Советский политический деятель, почетный член АН СССР с 1931 года Надежда Константиновна Крупская (1869–1939) рекомендовала использовать в работе с дошкольниками народные игры. Правильно организованные и систематически проводимые, они формируют характер, волю, воспитывают патриотические и интернациональные чувства. Она подчеркивала: «В игре развиваются силы ребёнка, крепче делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива».

Основной формой работы по физической культуре с дошкольниками считает игру и
Е.А. Аркин. На первом месте выступают так называемые народные подвижные игры. Именно народным подвижным играм старших дошкольников отвели ведущую роль в совершенствовании системы физического воспитания, рациональной его организации, т.к. эти игры проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе.

В живой, увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества, совершенствуется ориентировка в пространстве.

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как «Горелки», «Русская лапта», «Городки», а также игры с мячом.

Организация и проведение народных игр

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Народная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости.

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

В любой народной игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль бывает обычно много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки. Водящего можно также выбрать жеребьёвкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии.

Начало игры: игроки выбирают путём считалки сначала 2 детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться встают в пару, подняв вверх соединённые руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят в воротца. Последнего воротца задерживают, так игроки опускают руки и тихо спрашивают: «Конь вороной остался под горой, выбираешь какого коня – сивого или златогривого?»

Играющий встаёт позади того, кого выбрали. Таким способом все дети делятся на две команды, и начинается игра.

Основным условием успешного внедрения народной игры в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное время обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

В ходе игры воспитатель привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации.

Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Так несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Воспитатель даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать 1–2 уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил ловкость, смелость, выдержку.

Сюжетную народную игру можно объяснить по-разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется, и перейти к распределению ролей.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить играть детей активно и самостоятельно.

 

 

Передвижение на лыжах

 

В дошкольном образовательном учреждении детей начинают обучать передвижению на лыжах (рисунок 8), начиная со второй младшей группы, а также ребенок может этому научиться в более раннем возрасте с помощью родителей. Лыжи – приспособление для перемещения человека по снегу, представляющие собой две длинные деревянные или пластиковые планки с заострёнными и загнутыми носками.

 

 

Рисунок 8. Ходьба на лыжах

 

Педагог рассказывает на родительских собраниях о подборе лыж, палок, о креплении лыж, о требованиях к одежде и обуви, о хранении лыж и уходе за ними. Родителям даются краткие сведения о технике и способах передвижения на лыжах, раскрывается методика обучения передвижению.

Обучение ребенка передвижению на лыжах в дошкольном образовательном учреждении организуется в утреннее время – после занятий, и вечером – после полдника, на прогулках. Занятия проводятся в различных вариантах: индивидуально, подгруппами или со всей группой. Предварительно педагог планирует занятия, систему подготовки к ним. Он уточняет содержание, дозировку выполнения упражнений, определяет приемы обучения.

Затем воспитатель проводит беседу с детьми, во время которой в доступной форме рассказывает о значении занятий, об одежде, обуви для них, правилах хранения лыжного инвентаря и уходе за ним. Ребенка учат переносить лыжи: на плече, под рукой, в руке; надевать и снимать лыжи.

Обучение передвижению на лыжах проводится в следующей последовательности: сначала обучают ступающему и скользящему шагу без палок, после этого поворотам на месте (вокруг задников и носков) и в движении («переступанием», «плугом», «полуплугом»), торможению, подъемам на горку (обычным шагом, «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой») и спускам с нее («лесенкой», в низкой, средней и высокой стойке), попеременному двухшажному и одновременному бесшажному ходу с палками.

Сначала дети передвигаются на лыжах без палок. Это способствует выработке координации движений рук и ног, выработке равновесия. Несвоевременное использование палок затрудняет передвижение, побуждает ребенка «висеть» на них, что может привести к травмам.

Обучение передвижению на лыжах происходит поэтапно с использованием показа образца движения и объяснения последовательности двигательного действия. Прекрасное обучающее воздействия оказывает рассмотрение рисунков, дающих представление о правильной ходьбе на лыжах. Навыки передвижения на лыжах закрепляются в подвижных играх «Догонялки», «Шире шаг», «Встречная эстафета», «Не задень» и др.

Занятия по обучению катанию на лыжах проводятся с постепенным увеличением времени его проведения от 15 до 40 мин. После того как все дети группы научатся хорошо ходить на лыжах, можно устраивать для них прогулки за пределами участка дошкольного учреждения – в парке, в лесу, на стадионе. Длительность прогулок – от 30 до 60 мин. Дети старшего дошкольного возраста способны участвовать и в туристических прогулках. К участию в них важно подключать родителей, которые могут также закреплять полученные детьми навыки в выходные дни.

Обучение ходьбе на лыжах детей 3–4 лет (младшая группа)

Дети 3–4 лет, овладевая новым видом движения – ходьбой на лыжах, используют двигательный опыт обычной ходьбы. При этом ребенок сохраняет прямое положение туловища, нога незначительно сгибается в колене. Ему трудно удержать равновесие и сохранить направление. Отмечается неравномерность длины шагов, неустойчивость темпа, часто при передвижении нарушается ритмичность и координация.

Многие особенности передвижения детей 3–4 лет на лыжах обусловлены необычным ощущением отягощения ног лыжами. В результате ребенок беспорядочно балансирует руками, корпусом, делает лишние движения, теряет равновесие, лыжи расходятся или скрещиваются, и он падает. «И что это я все падаю?», «Лыжи не слушаются», «Лыжи меня почему-то за ноги держат», – так реагируют дети на свои неудачи.

Стремясь удержаться на узкой площади опоры, ребенок широко расставляет руки и ноги, медленно переставляет напряженные ноги.

Задачи обучения:

• заинтересовать ребенка предстоящими лыжными занятиями;

• познакомить с лыжным инвентарем, научить надевать и снимать лыжи, стоять на параллельно лежащих лыжах;

• помочь детям освоить новое для них чувство отягощения ног лыжами;

• способствовать овладению динамическим равновесием при ходьбе на лыжах;

• обучать передвижению на лыжах ступающим и скользящим шагом;

• учить детей поворотом переступанием.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста применяются разнообразные формы обучения ходьбе на лыжах: занятия индивидуальные и с подгруппой детей, непродолжительные прогулки.

Большое внимание в этом возрасте следует уделить подготовительным занятиям еще до выхода на снег.

Стремясь вызвать интерес к ходьбе на лыжах, можно рассказать детям в доступной форме о том, как приятно скользить на лыжах, скатываться с гор; показать фотографии и иллюстрации; познакомить с куклой-лыжником. Все это способствует уточнению основных понятий: лыжи, лыжник, крепления, и пробуждает интерес к ходьбе на лыжах.

Дети должны знать стойку для лыж, как брать из стойки лыжи, как их переносить к месту занятий (держа на плече, чтобы концы лыж смотрели назад), как пользоваться лыжными креплениями.

Лыжные крепления для детей 3–4 лет очень просты (носковой ремень). Это необходимо для того, чтобы при падении ребенок мог легко сбросить лыжи и самостоятельно подняться.

Обучение ходьбе на лыжах детей младшей группы проходит на участке детского сада.

Основная задача при обучении – освоение нового комплекса ощущений, связанных с отягощением ног лыжами («чувство лыж»). С этой целью можно предложить детям сначала походить на небольших, хорошо отшлифованных дощечках (40–50 см длиной и 5–6 см толщиной с ременным креплением). Ходьба на таких дощечках помогает овладеть динамическим равновесием.

На первом занятии на снегу с целью освоения «чувства лыж» воспитатель может провести с детьми ряд упражнений, постоять на лыжах, несколько раз присесть, поднять поочередно каждую ногу с лыжей, походить по снегу, прихлопывая лыжами, чередуя движения ног с хлопками рук. Это упражнение проводится в форме игры. «Ручки, ручки – хлоп, хлоп; ножки, ножки – топ, топ», – говорит воспитатель, и дети повторяют за ним, делая то или иное движение.

Необходимо, чтобы на первых же занятиях дети сделали несколько шагов на лыжах. Эти шаги, безусловно, будут робкими, как бы нащупывающими. Малышам, впервые вставшим на лыжи, более всего доступен ступающий шаг. При этом скольжения еще нет. Носки лыж несколько приподнимаются, и лыжи ставятся на снег с легким прихлопыванием.

Воспитатель идет вместе с детьми и говорит: «Длинный, длинный шаг; короткий, короткий шаг».

Для развития устойчивого равновесия на лыжах у детей трех лет воспитатель проводит игры.

«Лошадки». Дети бегут, часто прихлопывая лыжами по снегу. По сигналу воспитателя: «Тпру!» – все останавливаются и натягивают воображаемые вожжи.

«Большие и маленькие». Дети ходят по снегу. На слова воспитателя: «Вот какие стали большие!» – все выпрямляются, стоя на лыжах, и вытягивают руки вверх. На слова: «А вот такие мы маленькие были», – дети останавливаются и приседают.

Ходьба на лыжах с предметом (игрушкой) в руках также упражняет в развитии чувства равновесия.

Детям этого возраста трудно ходить по одной лыжне друг за другом, так как двигательный навык несовершенен, различен и темп их передвижения. Поэтому при ходьбе ступающим шагом дети идут параллельно друг с другом по 3–4 человека. При расстановке детей на параллельных лыжнях можно провести знакомые детям игры – «Идите ко мне», «Догоните меня» и др.

Следующей задачей обучения детей является овладение скользящим шагом. Чтобы ребенок почувствовал, как можно скользить на лыжах, воспитатель прикрепляет к поясу ребенка два ремня, за которые он держится. Другие концы ремня воспитатель держит сам и как бы катит ребенка за собой (буксировка).

На следующем этапе воспитатель показывает скользящий шаг, медленно проходя перед детьми, и говорит: «Посмотрите, как долго я не отрываю лыж от снега, я скольжу, а не иду. Чтобы правильно скользить, нужно колени немножко согнуть, вот так (показывает)». Затем предлагает детям повторить это движение в медленном темпе. «На одной ноге долго скользим, а потом скользим на другой», – поясняет воспитатель и идет на лыжах рядом с детьми.

Можно предложить ребенку скользить до определенного ориентира (флажок на расстоянии
8–10 м). Это задание хорошо провести в игровой форме. Ребенок доходит до флажка, берет его, размахивает им и ставит на место.

Дальнейшее усложнение состоит в ходьбе между двумя рядами разноцветных флажков (на ширине 1 м). Это повышает эмоциональное настроение ребенка, вызывает интерес к выполнению движения. Навык скольжения отрабатывается на всех последующих занятиях с детьми.

При ходьбе на лыжах на участке детского сада возникает необходимость обойти скамейку, дерево, кустарник, т.е. сделать поворот. Детям 3–4 лет доступны несложные повороты – это попеременное переставление лыж мелкими шажками в направлении поворота.

Обучение ходьбе на лыжах детей 4–5 лет (средняя группа)

В средней группе продолжается формирование двигательных навыков ходьбы на лыжах, во время передвижения ребенок еще широко расставляет руки и ноги. При этом он долго не может найти правильного положения туловища, чаще всего стоит прямо, сохраняя привычное равновесие. Недостаточный сгиб ноги в коленях не дает необходимой силы для отталкивания. Скольжение в этом возрасте едва намечается; это даже не скольжение, а своего рода подтаскивание ноги с лыжей до уровня опорной ноги. У детей 4–5 лет еще нет прямой зависимости между темпом и длиной скользящего шага, частота шагов довольно высокая. С возрастом и с формированием навыка увеличивается длина шага и скорость передвижения.

Анализ техники передвижения на лыжах детей 4–5 лет позволил определить наиболее часто встречающиеся особенности. Это короткие шаги; неравномерность последовательных шагов; положение тела ребенка характеризуется малым наклоном вперед; в скольжении выражена двухопорность; передача тяжести тела с одной ноги на другую происходит с трудом.

Дети 4–5 лет могут не только ходить по снежной целине и равнине, но и успешно овладевают спусками с невысоких склонов. При спусках они значительно быстрее овладевают правильной техникой передвижения на лыжах; динамическим и статическим равновесием. Это объясняется тем, что при спусках ребенок затрачивает меньше усилий, лыжи сами скользят вперед.

Задачи обучения:

• закреплять умение надевать и снимать лыжи, стоять на параллельно лежащих лыжах;

• освоить чувство отягощения ног лыжами;

• развивать динамическое равновесие;

• закреплять умение ходить на лыжах ступающим и скользящим шагом, делать повороты на месте переступанием;

• учить спуску с пологих склонов в низкой стойке и подъему на склон «лесенкой».

В подготовительный период воспитатель проводит с детьми беседу «Как мы ходили на лыжах в младшей группе», вспоминает основные понятия («лыжи», «лыжники», «крепления»), уточняют правила ухода за лыжным инвентарем и т.д. Для игр детям можно дать куклу-лыжника.

Первые занятия на снегу проводятся с целью восстановления навыка передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом, поворотов.

Вначале воспитатель показывает эти движения, сопровождая показ пояснением, обращает внимание детей на то, что при скольжении нога сгибается в колене и выдвигается вперед, затем происходит одновременное выпрямление ноги, находящейся сзади, и за счет этого отталкивание. Туловище при скольжении слегка наклоняется вперед. Тяжесть тела переносится на выдвигаемую ногу. Необходимо следить за тем, чтобы правая рука выносилась вперед вместе с левой ногой, а левая рука вместе с правой ногой.

Большое внимание на втором году обучения уделяется поворотам на лыжах переступанием вправо и влево вокруг пяток лыж. На свежевыпавшем снегу хорошо показать детям, как можно «нарисовать» лыжами веер (переступанием носками лыж, оставляя задний конец лыж в неподвижном состоянии.

Дети учатся поворотам, обходя различные предметы на участке детского сада («грибок», беседку, навес и т.д.).

Обучение спускам и подъемам на лыжах можно начинать после того, как дети овладеют динамическим равновесием, чувством отягощения ног лыжами и усвоят навыки ступающего и скользящего шага.

Вначале проводится спуск с очень пологого склона, с длиной ската 3–4 м. Ребенок должен низко присесть и спуститься по проложенной лыжне. От занятия к занятию немного увеличивается длина и крутизна склона, и к концу сезона можно разрешить детям четырех лет спуск с невысокого склона при длине ската 7–8 м. Для них доступен подъем типа «лесенка». При подъеме «лесенкой» ребенок встает боком к склону и передвигается вверх приставными шагами. Основная трудность заключается в умении параллельно ставить лыжи.

Для освоения подъема «лесенкой» вначале дети делают боковые переступания на свежевыпавшем снегу по прямой. Необходимо следить, чтобы они ставили лыжи параллельно. Оставшийся на снегу след они называют дорожкой.

Подъем переступанием проводится вправо и влево, чтобы нагрузка на обе стопы была равномерной.

Для закрепления приобретенных навыков в конце сезона хорошо провести лыжную прогулку в сквер, поле, парк.

Обучение ходьбе на лыжах детей 5–6 лет (старшая группа)

Под влиянием обучения у детей значительно улучшается качество ходьбы на лыжах. Они правильно держат корпус, немного наклоняясь вперед, появляется большая согласованность рук и ног, отталкивание производится носком ноги.

При многократном повторении упражнений формируется и закрепляется двигательный навык; увеличивается скорость передвижения, длина шага, дети овладевают относительно равномерным скользящим шагом. Но все же резко выражено многошажие, которое следует перевести в определенный способ передвижения.

У детей этого возраста отмечается некоторое снижение интереса к лыжным занятиям. Видимо, это связано с тем, что ребенку приходится преодолевать целый ряд трудностей, когда двигательный навык еще не автоматизировался, а новизна деятельности уже исчезла. Новая задача совершенствования навыка движений требует больших волевых усилий, а к этому ребенок еще не готов, возникает своеобразное внутреннее противоречие. Именно в этот период для поддержания интереса к лыжам необходимо разнообразить методические приемы (проведение занятий в разных условиях, более широкое применение игровых приемов и т.д.).

Интересен и тот факт, что под контролем воспитателя 80 % детей соблюдают технику передвижения, а во время свободного катания уже только 45 % детей точно выполняют правила ходьбы на лыжах. Остальные дети идут, напряженно сгибая ноги, не переносят вес тела с одной ноги на другую. Дети хотя и знают, как нужно правильно идти, но все же ошибаются, т.е. навык еще не закрепился, не автоматизировался.

Задачи обучения:

• развивать «чувство лыж», «чувство снега»;

• развивать равновесие;

• способствовать овладению чувством ритмичной ходьбы на лыжах;

• учить спускам с гор в средней стойке и подъему ступающим шагом;

• закреплять навык подъема «лесенкой»;

• продолжить обучение скользящему шагу, добиваясь правильной посадки лыжника с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую, удлиняя шаг, согласовывать работу рук и ног при ходьбе на лыжах без палок;

• закреплять навык поворотов переступанием на месте и в движении;

• познакомить детей с торможением лыжами «упором».

Подготовка к лыжным занятиям начинается задолго до выхода детей на снег.
В физкультурные занятия включаются упражнения: ходьба на носках, на наружных краях стоп, приседания, ходьба по уменьшенной площади опоры, пролезание в обруч и т.д. Перед выходом на снег, так же как и в предыдущей группе, хорошо провести с детьми беседу «Как мы ходили на лыжах в прошлом году». Воспитатель напоминает детям правила пользования лыжным инвентарем, уточняет гигиенические требования (при ходьбе на лыжах дышать через нос, после занятий нельзя пить холодную воду и т.д.). Первые 2–3 занятия проводятся с целью восстановления навыка ходьбы на лыжах.

Каждое занятие необходимо начинать с принятия правильного исходного положения лыжника. Правильная поза помогает сосредоточить внимание ребенка на предстоящем двигательном действии.

Чтобы проверить готовность детей старшей группы к занятию, хорошо использовать построение в шеренгу и обратить внимание на одежду детей, соответствие лыж и палок росту детей. Построение проводится быстро и помогает организовать детей.

В шеренге ребенок ставит скрепленные лыжи у носка правой ноги ходовой поверхностью от себя. Правой рукой придерживает лыжи за грузовую площадку.

Для развития «чувства лыж», как одной из основных задач обучения, хорошо использовать в этой группе упражнения на лыжах: ходьба ступающим шагом по неглубокой целине, ходьба боковыми шагами («лесенка», «разгладим снег»), повороты («веер», «солнышко»); ритмичная ходьба вдвоем, взявшись за руки, под хлопки или счет воспитателя.

Сохранение равновесия в ходьбе на лыжах – также очень важная задача обучения пятилетних детей. Для этого детям предлагают пройти скользящим шагом по учебной лыжне с закругленными углами (дистанция увеличивается до 100 м), пройти по лыжне держа руки за спиной, неся в вытянутых руках комочки снега; ритмично поднимать и опускать гимнастическую палку; ходьба между флажками, с условием не сбить их; ходьба «змейкой» вслед за воспитателем; ходьба между шестью – восемью лыжными палками, стоящими по прямой линии на расстоянии 2–3 м друг от друга. Эта ходьба упражняет детей в динамическом равновесии, способствует развитию пространственных ориентировок (ребенок должен соотнести длину лыж с расстоянием до препятствия, пройти, не задев стоящих палок).

Ходьба по учебной лыжне для детей 5–6 лет обязательна на каждом занятии. На этой лыжне отрабатываются основные элементы техники передвижения. Воспитатель, находясь в середине круга, по мере необходимости (если дети допускают ошибки) может показать детям отдельные элементы ходьбы на лыжах.

Каждое движение имеет свой, присущий только ему ритмический рисунок. Овладение чувством ритма позволяет выполнять движение с большей четкостью и легкостью. Кроме того, ритм придает эмоциональную окраску движениям, обусловливает чередование физического напряжения и отдыха. Ритмичные движения легче автоматизируются.

Для развития ритмичной ходьбы на лыжах можно применять бубен. Это поможет детям согласовывать свои движения с четкими ударами в бубен. Большое место в работе с детьми старшей группы занимает обучение спускам и подъемам на пологие склоны, при длине спуска
10–12 м. Перед спуском со склона воспитатель обращает внимание детей на стойку лыжника, предлагает ребенку слегка согнуть ноги в коленях, голени наклонить вперед.

На первых занятиях при обучении детей спускам допускается широкое ведение лыж с целью удержания динамического равновесия. Для большего контроля за детьми проводится спуск прямо, только по одной заранее проложенной лыжне, с середины зимы разрешается спуск по параллельным лыжням сразу нескольким детям. К концу года проводится спуск наискось и по снежной целине.

Правильность стойки лыжника проверяется на ровной поверхности, а затем ребенок принимает это же положение на краю склона. В этот момент особенно важно напомнить, что при спуске одна нога на полступни выдвигается вперед, руки сгибаются в локтях. Воспитатель вначале сам показывает, как надо спуститься, обращает внимание детей на уверенный спуск их товарищей.

Для предупреждения распрямления ног при спуске детям рекомендуются пружинистые покачивания на ногах.

Для развития динамического равновесия при спуске хорошо применять упражнения – пружинить ногами, ритмично поднимать носок, не отрывая пятки. С этой же целью можно использовать игровые моменты. Например, группа детей делится на две подгруппы. Одна подгруппа спускается, а другая находится внизу склона. Детям, стоящим на верху склона, во время спуска предлагается принять какую-нибудь фигуру (позу): «зайчик» – прижать пальчики (ушки) к голове, «матрешки» – скрестить руки на груди или одну руку прижать к щеке, дозорные – смотреть вперед в «бинокли» (кулачки) и т.д. Дети, стоящие внизу, долж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.094 с.)