Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и задачи управления инновациями↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Самое трудное искусство – это искусство управлять. М. Вебер Предоставьте людям делать свои дела,
предоставьте делам идти своим ходом. Ж.К. Гурнэ
Управление инновационной деятельностью – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, занятыми этой дея-тельностью организационными структурами и их персоналом.
Как и для любой области менеджмента, для управления инновациями харак-терны: постановка цели и выбор стратегии; четыре стадии цикла: 1) планирова-ние; 2) определение условий и организация; 3) исполнение; 4) руководство.
Схематично стадии управления инновационной деятельностью представлены ниже на рис. 1.
На каждой стадии цикла решаются определенные задачи. На первой стадии – стадии планирования – составляется план реализации стратегии. На второй – оп-
ределяются условия и организация, т.е. идет определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед со-трудниками, организация работы. На стадии исполнения осуществляются иссле-дования и разработки, реализуется план. Стадия руководства предусматривает контроль и анализ, корректировку действий, накопление опыта. Здесь ведется оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.
Постановка цели и выбор стратегии
Планирование
Исполнение
Рис. 1. Схема управления инновациями
Инновационный процесс (ИП) имеет циклический характер. Деятельность в ИП, распадается на отдельные единицы, обособившиеся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично вопло-щается в новых продуктах или технологиях. В литературе традиционный (так на-зываемый линейный) ИП в общем виде записывают в виде цепочки, где марке-тинг продукта располагается вслед за его промышленным производством:
ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб, (1)
где ФИ и ПИ – фундаментальные (поисковые) и прикладные исследования; Р – разработка; Пр – проектирование8; С – строительство; ОС – освоение; ПП – про-мышленное производство; М – маркетинг; Сб – сбыт.
При анализе этой цепочки приходится абстрагироваться от факторов обратной связи между различными её элементами, учитывать длительность цикла ФИ – ОС (который может продолжаться свыше 10 лет9) и относительную самостоятель-ность каждой из фаз (ФИ – ПИ; Пр – С) и т.д.
8 Аббревиатура НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) включает комплекс работ на фазах прикладных исследований (ПИ), разработки (Р) и проекти-рования (Пр).
9 В горном деле длительность цикла больше, чем в металлургии, а у последней она больше, чем в машиностроении. Наиболее «сжатой» является длительность цикла в приборостроении, и, особенно, в сфере производства компьютерной техники (смена поколений – дело нескольких месяцев).
Местоположение маркетинга в цепочке (1) обусловлено ныне уже устаревши-ми представлениями о необходимости сначала произвести продукт, а затем зани-маться его продвижением на рынок10. Иначе говоря, традиционный подход к вне-дрению новой продукции всегда предусматривал «проталкивание» предложения при известном сопротивлении спроса.
В настоящее время, согласно Ф. Кодаме11, подход к ИП и внедрению новой продукции коренным образом изменился (рис. 2).
Формирование спроса
Тестирование
Обработка информации
Рис. 2. Новая схема инновационного процесса
К настоящему времени специалисты выделяют (в соответствии с изменяю-щимся характером инновационного процесса от простого к более сложному) ряд уровней научно-технического прогресса. Так, Рой Росвелл определяет соответст-венно пять его уровней (моделей)12. Их можно представить в хронологическом порядке следующим образом (табл. 5).
Рассматривая модели, можно заметить, что значение и доля рыночного «уча-стия» в них меняется. В последней модели маркетинг, например, присутствует на всех стадиях инновационного процесса: от фундаментальных исследований до послепродажного обслуживания.
10 Достаточно вспомнить комплекс маркетинга, символично воплощенный в формуле «5Р»
(Рroduct (продукт), Price (цена), Place (место), Promotion (продвижение), Public Relations (связи с общественностью)).
11 Kodama, Fumio. Emerging Patterns of Innovation Sources of Japan’s Technological Eadge. – Har-vard Business School, 1995. 12 Rothwell, R. The Changing Nature of the Innovation Process / R. Rothwell // Technovation. – 1993.
– V.13. – Iss.1 (Jan.1993).
13 В Техасском университете (г. Остин) должность декана, профессора, создателя частного Института инноваций, творчества и капитала занимает основатель фирмы Teledyne, ученый и крупный организатор американской науки русского происхождения Джордж Козмецкий. Он пришел к выводу о неэффективности существующей системы подготовки инженерных кадров и разработал систему, решив выпускать команды специалистов, полностью готовые как к созда-нию собственной фирмы, так и к работе в крупных корпорациях. Суть подготовки в следую-щем. Для практических занятий формируется группа, например, из инженеров-механиков, тех-нологов, программистов, экономистов и т.д. Группе демонстрируется японский промышленный робот и ставится задача в сжатые сроки создать и продать нечто подобное. Пока механики ра-ботают над конструкцией, экономисты ведут маркетинг, узнают, кому из местных предприни-мателей робот нужен и по какой цене. Если конструкция не ладится, группа увозится километ-ров за сто и живет в кемпинге полностью за свой счет. Материальный фактор, как правило, подстегивает творческое воображение и конструкция создается быстрее. В металле на произ-водственной базе университета, робот создается через 10–12 недель. Покупатели (реальные) на него есть. Так в Техасе готовят кадры.
К настоящему времени инновационный процесс стал непростым – нелиней-ным14, в нем исследования рынка, разработка новых продуктов и технологий, производство и сбыт оплетены системой прямых и обратных связей, при этом многие процессы ведутся параллельно (рис. 3).
Рис. 3. Нелинейная инновационная модель
Начальной стадией любого ИП является теоретическое исследование, связан-ное с понятием научной деятельности. Разумеется, и каждый отдельный элемент цикла (1) насыщен научной деятельностью, связанной с фундаментальным (поис-ковым) исследованием. Характерно, что количество новых сведений убывает от ФИ к ПП. При этом исследовательская деятельность все больше заменяется навы-ками, опытом и стандартными приемами.
Если говорить о конечном результате ФИ, то надо выделить исследователь-скую деятельность, направленную на получение и переработку оригинальных сведений и информации только в области теории вопроса. Теоретическое иссле-дование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач, но именно оно есть фундамент инновационного процесса.
Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в ПИ, но проис-ходит это не сразу. Только некоторые фундаментальные исследования воплоща-ются в ПИ – Р – ПР и т.д.
Примерно 90 % тем ФИ могут иметь отрицательный результат. Из оставшихся 10% тем с положительным результатом отнюдь не все применяются на практике.
14 Дынкин, А.А. Экономика знаний в России и мире / А.А. Дынкин. – http://www.fp6.csrs.ru/ news/data/dynkin.doc
Совершенно иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, пе-редача нового продукта, технологической схемы и т.д.
В результате разработок создаются конструкции новых машин (оборудования)
и процесс переходит в фазы проектирования (Пр), строительства (С), освоения (ОС) и промышленного производства (ПП). Фазы М и Сб напрямую связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.
Вопросы для самопроверки
1. В чем смысл управления инновационной деятельностью? Назовите её ос-новные стадии.
2. Расскажите о структуре инновационного процесса и назовите его ключевые компоненты. 3. Что представляет собой линейный инновационный процесс?
4. Назовите поколения моделей инновационного процесса и расскажите об их отличии друг от друга.
5. В чем смысл нелинейной инновационной модели? 6. Что такое фундаментальные (поисковые) и прикладные исследования?
7. Каковы причины низкой доли воплощения результатов фундаментальных исследований в жизнь?
8. Какова продолжительность инновационного цикла в разных отраслях на-родного хозяйства. От чего она зависит?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.18.238 (0.011 с.) |