Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и задачи управления инновациямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Самое трудное искусство – это искусство управлять. М. Вебер Предоставьте людям делать свои дела,
предоставьте делам идти своим ходом. Ж.К. Гурнэ
Управление инновационной деятельностью – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, занятыми этой дея-тельностью организационными структурами и их персоналом.
Как и для любой области менеджмента, для управления инновациями харак-терны: постановка цели и выбор стратегии; четыре стадии цикла: 1) планирова-ние; 2) определение условий и организация; 3) исполнение; 4) руководство.
Схематично стадии управления инновационной деятельностью представлены ниже на рис. 1.
На каждой стадии цикла решаются определенные задачи. На первой стадии – стадии планирования – составляется план реализации стратегии. На второй – оп-
ределяются условия и организация, т.е. идет определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед со-трудниками, организация работы. На стадии исполнения осуществляются иссле-дования и разработки, реализуется план. Стадия руководства предусматривает контроль и анализ, корректировку действий, накопление опыта. Здесь ведется оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.
Постановка цели и выбор стратегии
Планирование
Исполнение
Рис. 1. Схема управления инновациями
Инновационный процесс (ИП) имеет циклический характер. Деятельность в ИП, распадается на отдельные единицы, обособившиеся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично вопло-щается в новых продуктах или технологиях. В литературе традиционный (так на-зываемый линейный) ИП в общем виде записывают в виде цепочки, где марке-тинг продукта располагается вслед за его промышленным производством:
ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб, (1)
где ФИ и ПИ – фундаментальные (поисковые) и прикладные исследования; Р – разработка; Пр – проектирование8; С – строительство; ОС – освоение; ПП – про-мышленное производство; М – маркетинг; Сб – сбыт.
При анализе этой цепочки приходится абстрагироваться от факторов обратной связи между различными её элементами, учитывать длительность цикла ФИ – ОС (который может продолжаться свыше 10 лет9) и относительную самостоятель-ность каждой из фаз (ФИ – ПИ; Пр – С) и т.д.
8 Аббревиатура НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) включает комплекс работ на фазах прикладных исследований (ПИ), разработки (Р) и проекти-рования (Пр).
9 В горном деле длительность цикла больше, чем в металлургии, а у последней она больше, чем в машиностроении. Наиболее «сжатой» является длительность цикла в приборостроении, и, особенно, в сфере производства компьютерной техники (смена поколений – дело нескольких месяцев).
Местоположение маркетинга в цепочке (1) обусловлено ныне уже устаревши-ми представлениями о необходимости сначала произвести продукт, а затем зани-маться его продвижением на рынок10. Иначе говоря, традиционный подход к вне-дрению новой продукции всегда предусматривал «проталкивание» предложения при известном сопротивлении спроса.
В настоящее время, согласно Ф. Кодаме11, подход к ИП и внедрению новой продукции коренным образом изменился (рис. 2).
Формирование спроса
Тестирование
Обработка информации
Рис. 2. Новая схема инновационного процесса
К настоящему времени специалисты выделяют (в соответствии с изменяю-щимся характером инновационного процесса от простого к более сложному) ряд уровней научно-технического прогресса. Так, Рой Росвелл определяет соответст-венно пять его уровней (моделей)12. Их можно представить в хронологическом порядке следующим образом (табл. 5).
Рассматривая модели, можно заметить, что значение и доля рыночного «уча-стия» в них меняется. В последней модели маркетинг, например, присутствует на всех стадиях инновационного процесса: от фундаментальных исследований до послепродажного обслуживания.
10 Достаточно вспомнить комплекс маркетинга, символично воплощенный в формуле «5Р»
(Рroduct (продукт), Price (цена), Place (место), Promotion (продвижение), Public Relations (связи с общественностью)).
11 Kodama, Fumio. Emerging Patterns of Innovation Sources of Japan’s Technological Eadge. – Har-vard Business School, 1995. 12 Rothwell, R. The Changing Nature of the Innovation Process / R. Rothwell // Technovation. – 1993.
– V.13. – Iss.1 (Jan.1993).
13 В Техасском университете (г. Остин) должность декана, профессора, создателя частного Института инноваций, творчества и капитала занимает основатель фирмы Teledyne, ученый и крупный организатор американской науки русского происхождения Джордж Козмецкий. Он пришел к выводу о неэффективности существующей системы подготовки инженерных кадров и разработал систему, решив выпускать команды специалистов, полностью готовые как к созда-нию собственной фирмы, так и к работе в крупных корпорациях. Суть подготовки в следую-щем. Для практических занятий формируется группа, например, из инженеров-механиков, тех-нологов, программистов, экономистов и т.д. Группе демонстрируется японский промышленный робот и ставится задача в сжатые сроки создать и продать нечто подобное. Пока механики ра-ботают над конструкцией, экономисты ведут маркетинг, узнают, кому из местных предприни-мателей робот нужен и по какой цене. Если конструкция не ладится, группа увозится километ-ров за сто и живет в кемпинге полностью за свой счет. Материальный фактор, как правило, подстегивает творческое воображение и конструкция создается быстрее. В металле на произ-водственной базе университета, робот создается через 10–12 недель. Покупатели (реальные) на него есть. Так в Техасе готовят кадры.
К настоящему времени инновационный процесс стал непростым – нелиней-ным14, в нем исследования рынка, разработка новых продуктов и технологий, производство и сбыт оплетены системой прямых и обратных связей, при этом многие процессы ведутся параллельно (рис. 3).
Рис. 3. Нелинейная инновационная модель
Начальной стадией любого ИП является теоретическое исследование, связан-ное с понятием научной деятельности. Разумеется, и каждый отдельный элемент цикла (1) насыщен научной деятельностью, связанной с фундаментальным (поис-ковым) исследованием. Характерно, что количество новых сведений убывает от ФИ к ПП. При этом исследовательская деятельность все больше заменяется навы-ками, опытом и стандартными приемами.
Если говорить о конечном результате ФИ, то надо выделить исследователь-скую деятельность, направленную на получение и переработку оригинальных сведений и информации только в области теории вопроса. Теоретическое иссле-дование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач, но именно оно есть фундамент инновационного процесса.
Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в ПИ, но проис-ходит это не сразу. Только некоторые фундаментальные исследования воплоща-ются в ПИ – Р – ПР и т.д.
Примерно 90 % тем ФИ могут иметь отрицательный результат. Из оставшихся 10% тем с положительным результатом отнюдь не все применяются на практике.
14 Дынкин, А.А. Экономика знаний в России и мире / А.А. Дынкин. – http://www.fp6.csrs.ru/ news/data/dynkin.doc
Совершенно иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, пе-редача нового продукта, технологической схемы и т.д.
В результате разработок создаются конструкции новых машин (оборудования)
и процесс переходит в фазы проектирования (Пр), строительства (С), освоения (ОС) и промышленного производства (ПП). Фазы М и Сб напрямую связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.
Вопросы для самопроверки
1. В чем смысл управления инновационной деятельностью? Назовите её ос-новные стадии.
2. Расскажите о структуре инновационного процесса и назовите его ключевые компоненты. 3. Что представляет собой линейный инновационный процесс?
4. Назовите поколения моделей инновационного процесса и расскажите об их отличии друг от друга.
5. В чем смысл нелинейной инновационной модели? 6. Что такое фундаментальные (поисковые) и прикладные исследования?
7. Каковы причины низкой доли воплощения результатов фундаментальных исследований в жизнь?
8. Какова продолжительность инновационного цикла в разных отраслях на-родного хозяйства. От чего она зависит?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.011 с.) |