Сущность и задачи управления инновациями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и задачи управления инновациями



 

Самое трудное искусство – это искусство управлять. М. Вебер Предоставьте людям делать свои дела,

 

предоставьте делам идти своим ходом. Ж.К. Гурнэ

 

Управление инновационной деятельностью – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, занятыми этой дея-тельностью организационными структурами и их персоналом.

 

Как и для любой области менеджмента, для управления инновациями харак-терны: постановка цели и выбор стратегии; четыре стадии цикла: 1) планирова-ние; 2) определение условий и организация; 3) исполнение; 4) руководство.

 

Схематично стадии управления инновационной деятельностью представлены ниже на рис. 1.

 

На каждой стадии цикла решаются определенные задачи. На первой стадии – стадии планирования – составляется план реализации стратегии. На второй – оп-

 


ределяются условия и организация, т.е. идет определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед со-трудниками, организация работы. На стадии исполнения осуществляются иссле-дования и разработки, реализуется план. Стадия руководства предусматривает контроль и анализ, корректировку действий, накопление опыта. Здесь ведется оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.

 

Постановка цели и выбор стратегии

 

Планирование

 

Руководство      
  Определение условий и организация  
       
       

Исполнение

 

 

Рис. 1. Схема управления инновациями

 

Инновационный процесс (ИП) имеет циклический характер. Деятельность в ИП, распадается на отдельные единицы, обособившиеся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично вопло-щается в новых продуктах или технологиях. В литературе традиционный (так на-зываемый линейный) ИП в общем виде записывают в виде цепочки, где марке-тинг продукта располагается вслед за его промышленным производством:

 

ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб, (1)

 

где ФИ и ПИ – фундаментальные (поисковые) и прикладные исследования; Р – разработка; Пр – проектирование8; С – строительство; ОС – освоение; ПП – про-мышленное производство; М – маркетинг; Сб – сбыт.

 

При анализе этой цепочки приходится абстрагироваться от факторов обратной связи между различными её элементами, учитывать длительность цикла ФИ – ОС (который может продолжаться свыше 10 лет9) и относительную самостоятель-ность каждой из фаз (ФИ – ПИ; Пр – С) и т.д.

 

8 Аббревиатура НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) включает комплекс работ на фазах прикладных исследований (ПИ), разработки (Р) и проекти-рования (Пр).

9 В горном деле длительность цикла больше, чем в металлургии, а у последней она больше, чем в машиностроении. Наиболее «сжатой» является длительность цикла в приборостроении, и, особенно, в сфере производства компьютерной техники (смена поколений – дело нескольких месяцев).

 


Местоположение маркетинга в цепочке (1) обусловлено ныне уже устаревши-ми представлениями о необходимости сначала произвести продукт, а затем зани-маться его продвижением на рынок10. Иначе говоря, традиционный подход к вне-дрению новой продукции всегда предусматривал «проталкивание» предложения при известном сопротивлении спроса.

 

В настоящее время, согласно Ф. Кодаме11, подход к ИП и внедрению новой продукции коренным образом изменился (рис. 2).

 

Формирование спроса

 

Тестирование

 

Идея Формирование Разработка концепции Производство Рынок  
  спроса продукции    
         
           
  Оценка   Оценка    
         

 

Обработка информации

 

Рис. 2. Новая схема инновационного процесса

 

К настоящему времени специалисты выделяют (в соответствии с изменяю-щимся характером инновационного процесса от простого к более сложному) ряд уровней научно-технического прогресса. Так, Рой Росвелл определяет соответст-венно пять его уровней (моделей)12. Их можно представить в хронологическом порядке следующим образом (табл. 5).

 

Рассматривая модели, можно заметить, что значение и доля рыночного «уча-стия» в них меняется. В последней модели маркетинг, например, присутствует на всех стадиях инновационного процесса: от фундаментальных исследований до послепродажного обслуживания.

 

 

10 Достаточно вспомнить комплекс маркетинга, символично воплощенный в формуле «5Р»

 

(Рroduct (продукт), Price (цена), Place (место), Promotion (продвижение), Public Relations (связи с общественностью)).

 

11 Kodama, Fumio. Emerging Patterns of Innovation Sources of Japan’s Technological Eadge. – Har-vard Business School, 1995.

12 Rothwell, R. The Changing Nature of the Innovation Process / R. Rothwell // Technovation. – 1993.

– V.13. – Iss.1 (Jan.1993).

 


      Таблица 5
    Поколения моделей инновационного процесса
         
Название Годы Характеристика  
I Линейная, 1955 – Модель, подталкиваемая технологиями (technology push-  
  подталкиваемая середина model). Простой линейно-последовательный процесс с  
  технологиями 60-х упором на роль НИОКР и отношением к рынку лишь как  
      к потребителю технологической активности производст-  
      ва. Реакция на сигналы рынка слабая  
II Линейная с Конец Та же модель, что и I, но с упором на важность рынка  
  упором на ры- 60-х – (need pull model), на потребности которого реагирует  
  нок начало НИОКР. Инновационный процесс этого поколения под-  
    70-х талкивается необходимостью – матерью всех изобрете-  
      ний  
III Сопря-женная 70-е – В значительной степени это комбинация моделей I и II с  
    середина акцентом на связи технологических возможностей с по-  
    80-х требностями рынка (coupling model)  
IV Японская Середина Акцент внимания на параллельной деятельности интег-  
  (передового 80-х – рированных групп и внешних горизонтальных и верти-  
  опыта) настоящее кальных связях. Параллельная работа над идеей групп  
    время специалистов в нескольких направлениях. Подход уско-  
      ряет решение задач, что важно для быстрого выхода на  
      рынок. Ускоренному решению задач по модели способ-  
      ствует форма подготовки кадров, основанная на выпуске  
      не отдельных инженеров, а укомплектованной команды  
      специалистов, готовых как к созданию новой фирмы, так  
      и к работе в крупных корпорациях13  
V Страте- Настоящее Стратегическая интеграция и установление связей  
  гических сетей время – (strategic networking model). К параллельному процессу  
    будущее добавляются новые функции. Это процесс ведения  
      НИОКР с использованием новейших информационных  
      систем, Интернета и т.п. Новаторы обмениваются элек-  
      тронными данными с партнерами, поставщиками и в зна-  
      чительной мере – с потребителями  

 

 

13 В Техасском университете (г. Остин) должность декана, профессора, создателя частного Института инноваций, творчества и капитала занимает основатель фирмы Teledyne, ученый и крупный организатор американской науки русского происхождения Джордж Козмецкий. Он пришел к выводу о неэффективности существующей системы подготовки инженерных кадров и разработал систему, решив выпускать команды специалистов, полностью готовые как к созда-нию собственной фирмы, так и к работе в крупных корпорациях. Суть подготовки в следую-щем. Для практических занятий формируется группа, например, из инженеров-механиков, тех-нологов, программистов, экономистов и т.д. Группе демонстрируется японский промышленный робот и ставится задача в сжатые сроки создать и продать нечто подобное. Пока механики ра-ботают над конструкцией, экономисты ведут маркетинг, узнают, кому из местных предприни-мателей робот нужен и по какой цене. Если конструкция не ладится, группа увозится километ-ров за сто и живет в кемпинге полностью за свой счет. Материальный фактор, как правило, подстегивает творческое воображение и конструкция создается быстрее. В металле на произ-водственной базе университета, робот создается через 10–12 недель. Покупатели (реальные) на него есть. Так в Техасе готовят кадры.

 


 

К настоящему времени инновационный процесс стал непростым – нелиней-ным14, в нем исследования рынка, разработка новых продуктов и технологий, производство и сбыт оплетены системой прямых и обратных связей, при этом многие процессы ведутся параллельно (рис. 3).

 

      Научные исследования      
      И И2 И3    
               
        Научная информация      
      А1 А А3    
Технологическая    
         
возможность          
         

 

        Маркетинг
Идея Концепция Разработка, Производство и его сбыт
    проектирование обновление сервис

 

 

Потенциальный            
рынок   Р1 Р2 Р3    
        Исследования рынка      
             
               
      П П2      
      Общественные потребности, спрос      
               

 

Рис. 3. Нелинейная инновационная модель

 

Начальной стадией любого ИП является теоретическое исследование, связан-ное с понятием научной деятельности. Разумеется, и каждый отдельный элемент цикла (1) насыщен научной деятельностью, связанной с фундаментальным (поис-ковым) исследованием. Характерно, что количество новых сведений убывает от ФИ к ПП. При этом исследовательская деятельность все больше заменяется навы-ками, опытом и стандартными приемами.

 

Если говорить о конечном результате ФИ, то надо выделить исследователь-скую деятельность, направленную на получение и переработку оригинальных сведений и информации только в области теории вопроса. Теоретическое иссле-дование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач, но именно оно есть фундамент инновационного процесса.

 

Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в ПИ, но проис-ходит это не сразу. Только некоторые фундаментальные исследования воплоща-ются в ПИ – Р – ПР и т.д.

 

Примерно 90 % тем ФИ могут иметь отрицательный результат. Из оставшихся 10% тем с положительным результатом отнюдь не все применяются на практике.

 

14 Дынкин, А.А. Экономика знаний в России и мире / А.А. Дынкин. – http://www.fp6.csrs.ru/ news/data/dynkin.doc

 


Совершенно иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, пе-редача нового продукта, технологической схемы и т.д.

 

В результате разработок создаются конструкции новых машин (оборудования)

 

и процесс переходит в фазы проектирования (Пр), строительства (С), освоения (ОС) и промышленного производства (ПП). Фазы М и Сб напрямую связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. В чем смысл управления инновационной деятельностью? Назовите её ос-новные стадии.

 

2. Расскажите о структуре инновационного процесса и назовите его ключевые компоненты.

3. Что представляет собой линейный инновационный процесс?

 

4. Назовите поколения моделей инновационного процесса и расскажите об их отличии друг от друга.

 

5. В чем смысл нелинейной инновационной модели?

6. Что такое фундаментальные (поисковые) и прикладные исследования?

 

7. Каковы причины низкой доли воплощения результатов фундаментальных исследований в жизнь?

 

8. Какова продолжительность инновационного цикла в разных отраслях на-родного хозяйства. От чего она зависит?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.2.233 (0.037 с.)