Екту как комплекту документов, определяющих систему научно-обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и во времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Екту как комплекту документов, определяющих систему научно-обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и во времени.



 

Руководство разработкой и реализацией инновационного проекта осу-

 

ществляют руководитель проекта (проектный менеджер) и научно-технический совет (НТС), в состав которого входят ведущие специалисты по тематическим

 


направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, степень их реализации, полноту и комплексность мероприятий, необ-ходимых для достижения проектных целей. НТС организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

 

Этап разработки инновационного проекта завершается подготовкой проектной документации. Её единый состав пока не установлен и в конкретных случаях опре-деляется исходным технико-экономическим заданием. Однако инновационный про-ект любого уровня непременно включает ряд разделов:

1) актуальность и содержание проблемы;

 

2) резюме руководителя проекта;

 

3) дерево целей проекта, построенное на основе маркетинговых исследований и структуризации проблемы;

 

4) систему мероприятий по реализации дерева целей проекта;

 

5) комплексное обоснование проекта;

6) комплексное обеспечение реализации проекта;

7) характеристику НТС;

8) экспертное заключение проекта;

9) механизм реализации проекта и систему мотивации.

 

Механизм реализации проекта включает структуру инновационной организа-ции, положения о её подразделениях и должностные инструкции, оперативно-календарные планы и сетевые модели, оперограммы управления проектом, планы комплексного обеспечения, контроля, координации и регулирования выполнения заданий, задач и целей проекта.

 

Одним из вопросов инновационного проектирования является определение по-рядка завершения проекта, включающего сдачу проекта. Последнее означает уста-новление соответствия решений (принятых заказчиком при разработке концепции проекта) его результатам, полученным при реализации.

 

Требования к сдаче и приемке работ устанавливаются договором. При этом, ес-ли результатом реализации проекта является готовый объект, то необходимо про-вести приемочные (эксплуатационные) испытания. Они включают: а) проведение сравнения технико-экономических параметров разработки с запланированными; б) определение причин выявления расхождений; в) разработку мероприятий по уст-ранению расхождений и организацию работ по устранению недоделок.

 

Если в результате испытаний получается продукция, отвечающая требованиям проекта, то приемка готовых объектов оформляется протоколом комиссии. Резуль-таты испытаний есть основание передачи заказчику ответственности от организа-ций-исполнителей в период сдачи-приемки готовой продукции.

 

Экспертиза инновационных проектов представляет процедуру комплекснойпроверки и контроля их важнейших параметров: качества системы нормативно-методических, проектно-конструкторских и других документов, входящих в со-став проекта и систему инновационного менеджмента; профессионализма руко-водителя проекта и его команды; научно-технического потенциала и конкурен-тоспособности инновационной организации; достоверности выполненных расче-

 

 


тов, степени риска и эффективности проекта; качества механизма разработки и реализации проекта, возможности достижения поставленных целей.

 

По кругу выполняемых задач Р.А. Фатхутдинов сравнивает экспертизу инно-вационных проектов с сертификацией39. Он полагает, что по инновационным проектам, направленным на решение крупных экологических, информационных и гуманитарных проблем, имеющим международное или национальное значе-ние, надо проводить не экспертизу, а сертификацию, и лишь после получения сертификата обеспечивать инновационный проект полным финансированием.

 

Объем и глубина проверяемых при экспертизе вопросов определяется гене-ральным заказчиком в зависимости от вида и особенностей инновационного проекта. В соответствии с Рекомендациями ОЭСР экспертиза инновационных проектов проводится на базе принципов:

 

1) наличия независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, её проводящих;

 

2) при расчете добавленной стоимости деятельность в области исследова-ний и нововведений рассматривается как производственная;

 

3) проведения предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагае-мую эффективность и время для контроля;

 

4) методы контроля увязаны с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

 

При экспертизе проектов, безусловно, учитывается потенциальное воздейст-вие результатов исследований или разработок на социально-экономическую и эко-логическую среду. Экспертиза содержит как количественную, так и качествен-ную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказан-ные каждым членом экспертной группы. Эксперты имеют право затребовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта.

 

Методика проведения экспертизы инновационных проектов ос новывается на методах и приемах анализа, прогнозирования и разработки управленческо-го решения. Наиболее распространенными методами экспертизы являются: а) методы сравнения показателей; б) экспертный; в) индексный; г) балансовый; д) графический.

 

Эти методы отнюдь не являются альтернативными. Они дополнительны, поэтому для одного компонента (раздела, проблемы) может применяться один метод, для другого – другой. Для надежного применения любого метода не-обходимо изучение научных подходов и методов управления инновациями.

 

Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (авторского коллектива). При анализе научного со-держания проекта учитываются:

1) четкость изложения замысла проекта (четкое, нечеткое);

 

39 Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. – С. 410.

 


2) четкость определения цели и методов (четко, нечетко);

 

3) качественные характеристики проекта (проект имеет: фундаментальный ха-рактер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);

 

4) научный задел (например, имеются: существенный научный и методологи-ческий задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует);

 

5) новизна постановки проблемы (например, автором впервые сформулирова-на и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригиналь-ные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема из-вестна науке и у автора нет оригинальных подходовы к решению проблемы).

 

Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа на-учного содержания проекта (автор/участники в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнения работы).

 

Таким образом, эксперт должен не только дать описание проекта, но и оценить: а) его актуальность для данной отрасли знаний; б) относится ли проект к приори-тетным направлениям исследований; в) новизну поставленной проблемы; г) пер-спективы развития проекта; д) качественный состав участников, обосновав по при-веденной выше системе оценку проекта.

 

Обычно предусматривается три уровня экспертизы. Первый уровень – предва-рительное рассмотрение проекта и решение следующих задач: отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня; составление мотивированных заключений по отклоненным проектам; определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.

 

Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе. Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне.

 

На третьем уровне дается мотивированное заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимается решение о финансиро-вании).

Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле

 

R = г1 + г2 + г3, (2)

 

где R – общий рейтинг проекта (он может принимать значения от 2 до 13); г1 – ко-эффициент, учитывающий научную ценность проекта; г2 – коэффициент, учиты-вающий реальность выполнения проекта в срок; г3 – коэффициент коррекции сум-

марной оценки г1 и г2.

 

Коэффициент г1 оценивает вероятность того, что выполнение проекта может: привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное про-движение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области. Например, при г1 = 2 – достаточная полезность проекта, а 5 – это заявка на выдающийся результат.

 

Коэффициент г2 учитывает: научный уровень руководителя и потенциал воз-главляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информацион-ное, лабораторное материальное обеспечение проекта; корректность распределения

 


задачи по этапам, результатам и срокам работы. Эксперт оформляет анкету, в кото-рой обосновываются соответствующие оценки.

 

Российская программа экономических исследований ориентирована на под-держку исследований, направленных на решение проблем российской экономики переходного периода. Финансирование проектов осуществляется в форме индиви-дуальных грантов российским экономистам в целях: 1) поддержки и распростране-ния новых научных методов и идей; 2) поощрения прикладных исследований, свя-занных с решением проблем экономики переходного периода; 3) развития исследо-вательского потенциала путем создания условий для научной работы молодых спе-циалистов; 4) содействия укреплению связей внутри научного экономического со-общества на территории России; 5) создания условий для включения российских исследователей в мировое экономическое сообщество.

 

Конкурсы экономических исследований в России проводятся Консорциумом экономических исследований и образования, созданным ещё в 1995 г. Фондом «Ев-разия», Фондом Форда, Институтом «Открытое общество» Фонда Сороса, Благотво-рительными трастами «Пью» и Всемирным банком.

 

Цель Консорциума – объединение усилий организаций-учредителей по разви-тию исследовательского потенциала в сфере экономики путем создания инфра-структуры для проведения НИОКР, а также содействие реформе экономического образования на территории СНГ (табл. 13)40.

 

Таблица 13 Информация о Консорциуме экономических исследований и образования

 

Участники Характеристика
Фонд «Евразия» Американская некоммерческая организация, предоставляющая гранты на
  поддержку инновационных и других проектов в области экономической
  и демократической реформы в СНГ
Фонд Форда Частная благотворительная организация, основанная Генри Фордом и его
  сыном Эдселом, содействующая процессам демократизации и экономи-
  ческих преобразований в Восточной Европе
Всемирный банк Международная организация, предоставляющая займы, гранты и кредиты
  на поддержку экономических реформ и процесса стабилизации по все-
  му миру
Институт «Откры- Работает на правах благотворительного фонда, поддерживает проекты в
тое общество» различных областях и является инициатором многих проектов
Фонда Сороса  
Благотворительные Американская благотворительная организация, предоставляющая финан-
трасты «Пью» совую поддержку в форме грантов

 

40 Цели упомянутых фондов весьма неоднозначны. Так, акад. Д.С. Львов (см.: Львов, Д.С. Эко-номическая наука и ее влияние на ход экономических реформ / Д.С. Львов // Промышленность России. – 1999. – № 11. – С. 17) отмечает: «…международными фондами брошены огромные деньги на пропаганду американских экономических теорий через издание книг, организацию зарубежных стажировок, международных семинаров, конференций. В результате идет крупно-масштабное опошление и примитивизация экономической мысли в нашей стране…».

 


 

Вопросы для самопроверки

 

1. Перечислите основные задачи НИОКР.

 

2. Поясните, из каких этапов состоит НИОКР? Чем отличаются поисковые исследования от прикладных?

 

3. Что такое инновационный проект? Какие разделы он включает?

 

4. Каков механизм реализации инновационного проекта?

5. Какие элементы включает экспертиза инновационного проекта?

6. На базе каких принципов проводится экспертиза проектов?

 

7. Каковы формальные и неформальные цели Консорциума экономиче-ских исследований и образования?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.022 с.)