Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекционно-педагогическая деятельность↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Коррекционно-педагогическая деятельность Учителя начальных классов 44.03.01 Педагогическое образование; профиль: Начальное образование
Очная / заочная формы обучения
Составитель: Косаренкова М.М., к.п.н., доцент
г. Череповец
Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины (каб. 715). Школьная дезадаптация как педагогическая проблема 1. Понятие «адаптация», «дезадаптация» (социально-психологическая, школьная), «адаптивность». 2. Предпосылки и факторы школьной дезадаптации. 3. Ситуации и состояния риска школьной дезадаптации. 4. Критерии, показатели и уровни школьной дезадаптации. 5. Развитие адаптационных нарушений в младшем школьном возрасте а) на педагогическом уровне, б) на психологическом уровне, в) на физиологическом уровне. Задания
1. Найдите определения понятий «адаптация», «дезадаптация», «социально-психологическая дезадаптация», «школьная дезадаптация», «адаптивность», «депривация», «психическая депривация» в различных словарях, выпишите их. 2. Проанализируйте предпосылки дезадаптации, факторы школьной дезадаптации. 3. Выделите критерии и показатели школьной дезадаптации. 4. Заполните таблицу.
Развитие адаптационных нарушений у детей
5. Назовите сходство и отличия ребенка группы академического риска и ребенка с ЗПР конституционного происхождения. 6. В периодической печати за последние пять лет найдите данные об уровне адаптации к школе учащихся начальных классов, выпишите все выходные данные статьи (автора, название статьи и журнала, номер журнала, страницы). Практическое занятие 2 Педагогическая диагностика в коррекционно-развивающем образовании
Задания
Программа диагностики школьной дезадаптации
Практическое занятие 3 Задачи, содержание и методы коррекционно-развивающей деятельности Учителя начальных классов
Задания
Практическое занятие 4 Педагогическая работа по формированию учебной деятельности детей И коррекции ее недостатков
Практическое занятие 5 Младших школьников
Задания
Типы нарушения поведения у младших школьников
Практическое занятие 7 Примерная тематика докладов 1. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, имеющих отклонения в здоровье. 2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, имеющих отклонения в здоровье. 3. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников, имеющих отклонения в здоровье. 4. Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников, имеющих отклонения в здоровье. 5. Коррекция агрессивного поведения младших школьников. 6. Коррекция инфантильного поведения младших школьников. 7. Коррекция конформного поведения младших школьников. 8. Коррекция симптоматического поведения младших школьников. 9. Коррекция гиперактивного поведения младших школьников. 10. Коррекция демонстративного поведения младших школьников. 11. Коррекция протестного поведения младших школьников. 12. Профилактика девиантного поведения младших школьников. 13. Сказкотерапия в коррекционно-педагогической деятельности учителя начальных классов. 14. Музыкотерапия в коррекционно-педагогической деятельности учителя начальных классов. 15. Имаготерапия как средство коррекционно-развивающего обучения младших школьников. 16. Рисуночная терапия как средство коррекционно-развивающего обучения младших школьников. 17. Игра как средство коррекции поведения младших школьников. 18. Опыт В.П. Кащенко по работе с «трудными» детьми.
Примеры контрольных вопросов для текущего контроля 1. Назовите сходство и отличия ребенка группы академического риска и ребенка с ЗПР конституционного происхождения. 2. Сопоставьте принципы КРО по Гонееву А.Д. с принципами компенсирующего обучения по Кумариной Г.Ф. 3. Сформулируйте правила организации индивидуальных и групповых занятий с младшими школьниками в системе КРО. 4. Дайте характеристику ребенка со школьной дезадаптацией или задержкой психического развития (вид дезадаптации или ЗПР на выбор преподавателя или студента); составьте программу диагностики, профилактики и коррекции отклонений в развитии и поведении данного ребенка. Примерные тестовые задания для проведения текущего контроля
1. Показатели какого критерия дезадаптации даны ниже: - нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации; - недостаточная организованность и ответственность ребенка, неумение общаться, адекватно вести себя; - низкая познавательная активность; - ограниченный кругозор; - низкий уровень развития речи 2. Определите вид помощи. Прочитайте задание. Цель задания - выявить детей с сильными нарушениями познавательной деятельности. Организация работы: приготовить картинку с нелепыми ситуациями. Инструкция. Ученику предлагается внимательно рассмотреть картинку - «нелепицу». Через 30 сек. педагог спрашивает: «Рассмотрел?» если ответ отрицательный или неопределенный, дайте еще время. Если ответ утвердительный, предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения оказывается помощь. Помощь: чтобы вызвать активность ребенка, задаются вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?». 3. Определите, что перечислено. Завершите ряд: - единство коррекционных, профилактических и развивающих задач; - «нормативность» развития; - деятельностный принцип коррекции. 4. Определите группу методов. Завершить ряд: - методы разрушения отрицательного типа характера; - методы перестройки мотивационной сферы и самосознания; - методы перестройки жизненного опыта 5. Определение какого понятия дается ниже: Сложный и многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых функций организма.
Модуль 5. Дополнительная литература 1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось – 89, 1998. 2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева и др. – М.: Академия, 2001. 3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников/Под ред. А.Л. Гройсмана. - М., 1997. 4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. - М.,1994. 5. Боровик О. Коррекционно-развивающие возможности детского рисования // Обруч. – 1999, № 1. 6. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 7. Галигузова Л. Застенчивый ребенок // Дошк. воспитание. - 2000. - № 4. 8. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М., 1989 9. Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов / Н.Г. Лусканова, И.А. Коробейников, Г.Ф. Кумарина и др.-Москва: Редакционно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России", 1993. 10. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции в Новгороде. - М., 1995. 11. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 1999. 12. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. Ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: МарТ, 2005. 13. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М., 1999. 14. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 15. Методические рекомендации о проведении индивидуальных и групповых коррекционных занятиях для учащихся специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1991. - №1 16. Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Нач. школа (приложение к газете «Первое сентября»). – 1997. - №29. 17. Младковская Е.А. Рабочая тетрадь – средство коррекции недостатков развития младших школьников // Нач. школа: плюс – минус. – 2000. - №4 – с. 68. 18. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. – М.: Владос, 2004. 19. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов: Инструктивное письмо Мин-ва общего и профессионального образования РФ № 48 от 4.09.1997 // Вестник образования. – 1998. - № 4. – С. 68-80. 20. Сандуленко Э. Гиперактивный ребенок в школе и дома// Воспитание школьников. – 1999. - №4. 21. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития / Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. – М.: Педагогика, 1986. 22. Прокопьева Р.Р. Формирование общешкольных умений у первоклассников – семилеток// Нач. школа. – 1986. - № 6. 23. Протас Е.С. Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. - М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997. 24. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998. 25. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. Кн.1. – М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С. Выготского, 1997. 26. Пузанов Б.П. и др. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2002. – 160 с. 27. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Нар. школа, 1995. - 138 с. 28. Славина Л.С. Трудные дети. М. – Воронеж, 1998. 29. Сорокина О.А. Коррекция недостатков учебной деятельности школьников // Нач. школа. – 2003. - № 8. 30. Темнова Л.В., Гайдар К.М., Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е. М., 2005. 31. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Учебное пособие для вузов Изд. 4-е. СПб., Питер, 2006. 32. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся.- М.: Знание, 1989. 33. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 1988. 34. Шебаева Л.В. Программы реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. - М.: Роспедагенство, 1996. 35. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: ВЛАДОС, 1999. 36. Шевченко С.Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Нач. школа. – 1997. -№ 10. – С. 71-84 37. Шевченко С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении // Дефектология.- 1995. - №1. 38. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. - М., 1997. Нормативные документы
11. Нормативно-правовое обеспечение системы специального образования в Вологодской области / Сост. А.П. Коновалова, Т.М. Карпова, С.В. Копытова. – Вологда: ВИРО, 2004.
Периодические издания 1. Вестник образования 2. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы 3. Воспитание школьников 4. Дефектология. 5. Начальная школа: плюс – минус 6. Начальная школа Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) 1. Коррекционно-педагогическая деятельность учителя: Методические рекомендации к практическим занятиям / Сост. М.М. Иванова, В.А. Ильичева и др. – Череповец: ЧГУ, 2011.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля) 1. Обучающиеся и сотрудники имеют доступ к: ЭБС «Библиотех» http: // www.bibliotech.ru ЭБС «Университетская библиотека оналайн» http: // www.biblioclub.ru 2. Сайты: Учительская газета http: // www.ug.ru Российская газета http: // www.rg.ru РИА Новости http: // www.rian.ru Все образование http: // www.alledu.ru Первое сентября http: // www.1september.ru Российский общеобразовательный портал http: // school.parking.ru Российское образование http: // www.portal.edu.ru Электронная библиотека статей по образованию http: // www.cl.ru/education/lib Школа 2100: http // www.openworld.ru\school и http // www.school 2100.ru Школьное образование: htpp://www.school.edu.ru Проект «Дистанционная поддержка учителей начальной школы» htpp: www.iro.yar.ru Сайт Министерства образования и науки РФ htpp: www.ed.gov.ru Российская государственная библиотека htpp: www.rsl.ru Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского htpp: www.gnpbu.ru Педагогическая библиотека htpp: www.pedlib.ru Педагогический энциклопедический словарь htpp: www.dictionary.fio.ru Журнал «Образование и общество» htpp: www.education.recom.ru Полнотекстовые версии журнала «Начальная школа» htpp: www.openworld.ru Сайт Психолого-медико-педагогической комиссии http://www.ccpmss.edu35.ru/pmpk
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) ОС семейства Microsoft Windows Libre Office 7Zip Adobe Reader 9.3 FAR file manager Opera
Коррекционно-педагогическая деятельность Учителя начальных классов 44.03.01 Педагогическое образование; профиль: Начальное образование
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.01 с.) |