Формы организации обучения и воспитания младших школьников с отклонениями в развитии и поведении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы организации обучения и воспитания младших школьников с отклонениями в развитии и поведении



 

Задания

  1. Пронаблюдайте и проанализируйте урок в классе, занимающемся по адаптированным программам.
  2. Сформулируйте правила организации урока, индивидуальных и групповых занятий с младшими школьниками в системе КРО.
  3. Разработайте конспект урока или индивидуального (группового) занятия для детей, испытывающих трудности в обучении.

 

Примерный протокол наблюдения урока

Дата Школа №

Учитель

Этапы урока, время Деятельность учителя и учащихся по реализации Приме-чание
образовательных задач развивающих задач воспитательных задач
         

Предмет Класс

 

Примерная схема анализа урока

1. Личные качества учителя:

- знание предмета и общая эрудиция;

- уровень педагогического и методического мастерства;

- культура речи, ее эмоциональность;

- чувство такта и демократичность во взаимоотношениях с учащимися;

- внешний вид, мимика и жесты;

2. Особенности учебной деятельности учащихся:

- познавательная активность, творчество, самостоятельность;

- уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков;

- наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе урока;

- проявление дисциплинированности, организованности, заинтересованности в данном учебном предмете.

3. Содержание изучаемого материала:

- научность, доступность и посильность изучаемого учебного предмета;

- актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)

- новизна, проблемность и привлекательность учебной информации;

- оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.

4. Эффективность преподавания:

- рациональность использования времени урока, оптимального темпа, чередования и смены видов деятельности;

- целесообразность использования приемов, наглядности и ТСО;

- рациональность и эффективность методов и организационных форм работы;

- характер обратной связи с учащимися;

- контроль за работой учащихся и содержание требований к оценке их ЗУН;

- степень эстетического воздействия урока на учеников;

- соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке.

5. Цели и результаты проведенного урока:

- конкретность, четкость и лаконичность формулировки целей урока;

- реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели;

- обучающий эффект проведенного занятия (чему и в какой степени научились школьники)

- воспитательный эффект урока;

- воздействие урока на развитие учащихся.

Модуль 4. Средства контроля качества обучения

Примерная тематика докладов

1. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, имеющих отклонения в здоровье.

2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, имеющих отклонения в здоровье.

3. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников, имеющих отклонения в здоровье.

4. Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников, имеющих отклонения в здоровье.

5. Коррекция агрессивного поведения младших школьников.

6. Коррекция инфантильного поведения младших школьников.

7. Коррекция конформного поведения младших школьников.

8. Коррекция симптоматического поведения младших школьников.

9. Коррекция гиперактивного поведения младших школьников.

10. Коррекция демонстративного поведения младших школьников.

11. Коррекция протестного поведения младших школьников.

12. Профилактика девиантного поведения младших школьников.

13. Сказкотерапия в коррекционно-педагогической деятельности учителя начальных классов.

14. Музыкотерапия в коррекционно-педагогической деятельности учителя начальных классов.

15. Имаготерапия как средство коррекционно-развивающего обучения младших школьников.

16. Рисуночная терапия как средство коррекционно-развивающего обучения младших школьников.

17. Игра как средство коррекции поведения младших школьников.

18. Опыт В.П. Кащенко по работе с «трудными» детьми.

 

Примеры контрольных вопросов для текущего контроля

1. Назовите сходство и отличия ребенка группы академического риска и ребенка с ЗПР конституционного происхождения.

2. Сопоставьте принципы КРО по Гонееву А.Д. с принципами компенсирующего обучения по Кумариной Г.Ф.

3. Сформулируйте правила организации индивидуальных и групповых занятий с младшими школьниками в системе КРО.

4. Дайте характеристику ребенка со школьной дезадаптацией или задержкой психического развития (вид дезадаптации или ЗПР на выбор преподавателя или студента); составьте программу диагностики, профилактики и коррекции отклонений в развитии и поведении данного ребенка.

Примерные тестовые задания для проведения текущего контроля

 

1. Показатели какого критерия дезадаптации даны ниже:

- нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации;

- недостаточная организованность и ответственность ребенка, неумение общаться, адекватно вести себя;

- низкая познавательная активность;

- ограниченный кругозор;

- низкий уровень развития речи

2. Определите вид помощи.

Прочитайте задание.

Цель задания - выявить детей с сильными нарушениями познавательной деятельности.

Организация работы: приготовить картинку с нелепыми ситуациями.

Инструкция. Ученику предлагается внимательно рассмотреть картинку - «нелепицу». Через 30 сек. педагог спрашивает: «Рассмотрел?» если ответ отрицательный или неопределенный, дайте еще время. Если ответ утвердительный, предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения оказывается помощь.

Помощь: чтобы вызвать активность ребенка, задаются вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?».

3. Определите, что перечислено. Завершите ряд:

- единство коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- «нормативность» развития;

- деятельностный принцип коррекции.

4. Определите группу методов. Завершить ряд:

- методы разрушения отрицательного типа характера;

- методы перестройки мотивационной сферы и самосознания;

- методы перестройки жизненного опыта

5. Определение какого понятия дается ниже:

Сложный и многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых функций организма.

 

Вопросы к зачету
1. Предмет и задачи коррекционной педагогики.
2. Характеристика возрастных отклонений в развитии и поведении детей (виды отклонений, их причины).
3. Предпосылки и факторы школьной дезадаптации.
4. Педагогическая диагностика предпосылок школьной дезадаптации (методы и формы учета).
5. Развитие адаптационных нарушений в младшем школьном возрасте (педагогический, психологический и физиологический уровни).
6. Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушений (методы и формы учета).
7.Понятие «коррекционно-развивающее образование», задачи и принципы коррекционно-педагогической деятельности учителя начальных классов.
8.Виды помощи и функции оценки в коррекционно-развивающей работе учителя начальных классов.
9.Формы организации коррекционно-развивающего образования, сравнение с традиционной системой образования.
10.Общие требования к организации учебной деятельности младших школьников в системе коррекционно-развивающего образования, основные направления по ее формированию и коррекции.
11.Основные направления педагогической работы по коррекции дефицитных школьно-значимых функций.
12.Причины и типы нарушений поведения у младших школьников. Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей.
13.Профилактика и педагогическая коррекция девиантного поведения младших школьников.
14.Нормативно-правовая база коррекционно-педагогической деятельности учителя начальных классов.
Задание к зачету
Дайте характеристику учащегося со школьной дезадаптацией или с ЗПР. Разработайте конспект индивидуально-группового занятия с таким учащимся.

 

Модуль 5. Дополнительная литература

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось – 89, 1998.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева и др. – М.: Академия, 2001.

3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников/Под ред. А.Л. Гройсмана. - М., 1997.

4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. - М.,1994.

5. Боровик О. Коррекционно-развивающие возможности детского рисования // Обруч. – 1999, № 1.

6. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

7. Галигузова Л. Застенчивый ребенок // Дошк. воспитание. - 2000. - № 4.

8. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М., 1989

9. Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов / Н.Г. Лусканова, И.А. Коробейников, Г.Ф. Кумарина и др.-Москва: Редакционно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России", 1993.

10. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции в Новгороде. - М., 1995.

11. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 1999.

12. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. Ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: МарТ, 2005.

13. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М., 1999.

14. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

15. Методические рекомендации о проведении индивидуальных и групповых коррекционных занятиях для учащихся специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1991. - №1

16. Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Нач. школа (приложение к газете «Первое сентября»). – 1997. - №29.

17. Младковская Е.А. Рабочая тетрадь – средство коррекции недостатков развития младших школьников // Нач. школа: плюс – минус. – 2000. - №4 – с. 68.

18. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. – М.: Владос, 2004.

19. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов: Инструктивное письмо Мин-ва общего и профессионального образования РФ № 48 от 4.09.1997 // Вестник образования. – 1998. - № 4. – С. 68-80.

20. Сандуленко Э. Гиперактивный ребенок в школе и дома// Воспитание школьников. – 1999. - №4.

21. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития / Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. – М.: Педагогика, 1986.

22. Прокопьева Р.Р. Формирование общешкольных умений у первоклассников – семилеток// Нач. школа. – 1986. - № 6.

23. Протас Е.С. Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. - М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.

24. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998.

25. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. Кн.1. – М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С. Выготского, 1997.

26. Пузанов Б.П. и др. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2002. – 160 с.

27. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Нар. школа, 1995. - 138 с.

28. Славина Л.С. Трудные дети. М. – Воронеж, 1998.

29. Сорокина О.А. Коррекция недостатков учебной деятельности школьников // Нач. школа. – 2003. - № 8.

30. Темнова Л.В., Гайдар К.М., Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е. М., 2005.

31. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Учебное пособие для вузов Изд. 4-е. СПб., Питер, 2006.

32. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся.- М.: Знание, 1989.

33. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

34. Шебаева Л.В. Программы реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. - М.: Роспедагенство, 1996.

35. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: ВЛАДОС, 1999.

36. Шевченко С.Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Нач. школа. – 1997. -№ 10. – С. 71-84

37. Шевченко С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении // Дефектология.- 1995. - №1.

38. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. - М., 1997.

Нормативные документы

  1. Письмо Министерства просвещения РСФСР № 10-136-6 от 03.06.1988. «О специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития.
  2. Инструктивное письмо Министерства народно образования РСФСР от 30.06.1989 г. № 17-154-6 «О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития».
  3. Приказ Минобразования РФ от 08.09.1992 № 333 «Положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях».
  4. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в редакциях постановлений Правительства РФ № 288 от 12.03.1997 г., № 212 от 10.03.2000 г.
  5. Инструктивное письмо Министерства общего и проф. образования РФ от 04.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».
  6. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
  7. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Правительством РФ № 196 от 19 марта 2001 г.
  8. Приказ Минобразования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  9. Инструктивное письмо Минобразования РФ № 27/2881-6 от 30.05.2003 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития».
  10. Инструктивное письмо Департамента образования Вологодской области от 03.06.2004 № 08-13/1068 «О специальных (коррекционных) классах VII вида в общеобразовательных учреждениях».

11. Нормативно-правовое обеспечение системы специального образования в Вологодской области / Сост. А.П. Коновалова, Т.М. Карпова, С.В. Копытова. – Вологда: ВИРО, 2004.

 

Периодические издания

1. Вестник образования

2. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы

3. Воспитание школьников

4. Дефектология.

5. Начальная школа: плюс – минус

6. Начальная школа

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

1. Коррекционно-педагогическая деятельность учителя: Методические рекомендации к практическим занятиям / Сост. М.М. Иванова, В.А. Ильичева и др. – Череповец: ЧГУ, 2011.

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

1. Обучающиеся и сотрудники имеют доступ к:

ЭБС «Библиотех» http: // www.bibliotech.ru

ЭБС «Университетская библиотека оналайн» http: // www.biblioclub.ru

2. Сайты:

Учительская газета http: // www.ug.ru

Российская газета http: // www.rg.ru

РИА Новости http: // www.rian.ru

Все образование http: // www.alledu.ru

Первое сентября http: // www.1september.ru

Российский общеобразовательный портал http: // school.parking.ru

Российское образование http: // www.portal.edu.ru

Электронная библиотека статей по образованию http: // www.cl.ru/education/lib

Школа 2100: http // www.openworld.ru\school и http // www.school 2100.ru

Школьное образование: htpp://www.school.edu.ru

Проект «Дистанционная поддержка учителей начальной школы» htpp: www.iro.yar.ru

Сайт Министерства образования и науки РФ htpp: www.ed.gov.ru

Российская государственная библиотека htpp: www.rsl.ru

Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского htpp: www.gnpbu.ru

Педагогическая библиотека htpp: www.pedlib.ru

Педагогический энциклопедический словарь htpp: www.dictionary.fio.ru

Журнал «Образование и общество» htpp: www.education.recom.ru

Полнотекстовые версии журнала «Начальная школа» htpp: www.openworld.ru

Сайт Психолого-медико-педагогической комиссии http://www.ccpmss.edu35.ru/pmpk

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

ОС семейства Microsoft Windows

Libre Office

7Zip

Adobe Reader 9.3

FAR file manager

Opera

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.051 с.)