Систематизация речевого материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Систематизация речевого материала



По автоматизации

Свистящих, шипящих и сонорных звуков

Для занятий с ребенком с ринолалией необходим специально подобранный речевой материал по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков, так как у него нарушены все основные группы звуков.

Материал подобран таким образом, чтобы при автоматизации одной из групп не встречались слова с другими проблемными звуками. Если у ребенка проходит автоматизация звуков С, З, Ц, то в речевом материале нет ни шипящих, ни сонорных.

Предложенный материал соответствует требованию постепенного усложнения от изолированного произнесения к произнесению в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах разной слоговой структуры с постепенным усложнением, в предложениях и в связных текстах.

Одновременно с автоматизацией звука в речь идет работа по развитию фонематических процессов.

Вся речевая работа оформлена в виде карточек. На каждый звук дается от 4 до 6 карточек, которые постепенно усложняются.

 

Автоматизация свистящих звуков

С, С’*, З, З’, Ц

Звук С

Занятие 1.

1. Артикуляционная гимнастика.

«Забор», «Кошка сердится», «Почистим зубы», «Горка», «Подуй на язык»,

«Забей мяч в ворота», «Прокати карандаш».

Упражнение «Насос».

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, подуть. Воздушная струя идёт по середине языка, сильная и холодная.

Повтори чётко и медленно звук С.

Ас – ас – ас – вот ананас.

Ос – ос – ос – много ос.

Ус– ус – ус – ягодный мусс.

Ыс – ыс – ыс – вот мыс.

Ис – ис – ис – конфета «Кис-кис».

4. Подбери и наклей в тетради картинки (или нарисуй), назови:

Ананас, мыс, много кос, много ос, квас, нос, автобус, глобус, мусс.

Занятие 2.

Артикуляционная гимнастика для звука С.

2. «Насос» (язык внизу, за нижними зубами, губы улыбаются).

3. Повтори три раза, потянув звук С (чётко и медленно):

Са – са – са – вот летит оса.

Со – со – со – вот колесо.

Су – су – су – книгу я несу.

Сы – сы – сы – вот автобусы.

4. Наклей картинки (или нарисуй) и назови их:

Лиса, коса, оса, самокат, сани.

Колесо, совы, соки, носок, кусок, сода.

Носы, весы, косы, автобусы.

Занятие 3.

Артикуляционная гимнастика для звука С.

2. «Насос» (язык за нижними зубами, губы улыбаются).

3. Повторить 3 раза, потянув звук с:

Ста – сто – сту – сты

Сма – смо – сму – смы

Сна – сно – сну – сны

Ска – ско – ску – скы

Сва – сво – сву – свы

4. Наклей картинки (или нарисуй) и назови их:

Стадион, мосты, кусты, аисты, весна, спальня, леска.

Занятие 4.

Насос» (С – С – С).

2. Повтори чистоговорку:

У Сони сани едут сами.

3. Закончи предложения:

Десять дней Айболит не ест, не пьет и не … (спит).

К. Чуковский

Для зверей и для зверят

Тоже нужен детский … (сад).

4. Запомни загадку:

Маленькое, сдобное,

Колесо съедобное. (Бублик)

 

Занятие 5.

Насос».

2. Закончи предложение:

Динь-дон, динь-дон

В переулке ходит … (слон).

Вдруг видят: стоит у колес

Огромный взъерошенный … (пес).

С. Маршак

3. Подними руку (или хлопни в ладоши), если услышишь в слове звук с:

Стол, дерево, куст, трава, елка, лес, сорока, часы, ветка, гриб, стул.

4. Повтори рассказ. Ответь на вопросы:

а) В саду

В саду стоит скамейка.

На скамейке сидят дед Семен, Света и Сева.

В саду стоят стулья и стол.

Света и Сева будут лепить из глины.

Света вылепила стакан и сову.

Сева вылепил аиста и автобус.

Что стоит в саду? Кто сидит на скамейке? Что будут делать Света и Сева?

Что вылепила Света? Что вылепил Сева?

б)Саня и Соня

Это Саня, а это Соня.

Саня несет тыкву.

Соня снимает сливы.

Саня любит тыкву и капусту.

Соня любит сливы.

в) Света и Саня

Это Света, а это Саня.

У Светы гольфы. У Сани носки.

Света и Саня надевают сапоги и идут в лес.

Звук С’

Занятие 1.

1. Определи место звука с’ в слове:

Гусь, лисенок, Сеня.

2. Повтори (игра «Эхо»):

Ась, ось, усь, есь, ись, ся, се, сю, се, си, асся, оссе, уссю, эссе, исси

3. Четко произнеси:

Ась – ась – ась – у Сени мазь.

Усь – усь – усь – у Симы гусь.

Найди слова со звуком C’. Выучи стихотворение.

Синее небо, синие тени,

Синие ели – это весна!

В синем лесу этот запах весенний

Всех обитателей будит от сна.

Звук З

Занятие 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.008 с.)