Нормы, принципы, такт и манеры поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормы, принципы, такт и манеры поведения



По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства. К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома, с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны.Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании. Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах. Итак, этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной. Хорошие манеры. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры. Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных прозвищ. Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма. Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой. Вежливость. Всем известны выражения: "холодная вежливость", "ледяная вежливость", "презрительная вежливость", в которых эпитеты, прибавленные к этомупрекрасному человеческому качеству, не только убивают его сущность, но превращают ее в свою противоположность. Эмерсон определяет вежливость как "сумму маленьких жертв", приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения. К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: "Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость".Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в доме, где живет, в общественных местах. С товарищами по работе, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям вообще – обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения – там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им. Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Вот как об этом говорит Д. Карнеги: "Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться... Ф. Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих - это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности". Тактичность и чуткость. Содержание этих двух благородных человеческих качеств, внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание иумение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость - это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Вам, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на совещании некто небрежно бросает во время выступлений своих товарищей "чушь", "ерунда" и т.п. Такое поведение нередко становится причиной того, что когда он сам начинает высказываться, то даже его здравые суждения встречаются аудиторией с холодком. О таких людях говорят: "Природа отпустила ему столько уважения к людям, что ему хватает его только на себя". Самоуважение без уважения к другим неизбежно вырождается в самомнение, чванство, высокомерие. Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же - по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь чаще вопросом: отвечаете ли вы им тем же. Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаях самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не уронит достоинство, но, наоборот, укрепит его во мнении мыслящих людей, показав им вашу исключительно ценную человеческую черту - скромность. Скромность. "Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает – утверждает Д. Карнеги. – А человек, который думает только о себе – безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был". Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Д. Карнеги считает одним из золотых правил следующее: "Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые". Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах - вот решение этого противоречия между требованиями "хорошего тона" при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.

Культура повседневности

В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это - одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро меняться социально бытовые условия, сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много из того, что было принято еще в начале или середине нашего века, может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданского этикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу. Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по отношению к людям, - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что лежит в основе этикетных правил?
  2. Приведите примеры первых письменных источников, в которых были закреплены этикетные нормы?
  3. В чем состоит особенность современного этикета? Профессионального этикета?
  4. Какие правила знакомства, приветствия, прощания существовали в разные исторические эпохи и какие существуют сегодня?
  5. Какие манеры поведения считаются бестактными?

Рекомендуемая литература:

1. Профессиональная этика и служебный этикет [Текст]: учебник: / под ред. В.Я. Кикотя.- М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.- 559 c.

2. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение [Текст]: Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. П.И.Сидорова. – 2-е изд. Переаб М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010.

3. Этика [Текст]: учебник для бакалавров/ А.А.Скворцов; под общ. ред. А.А.Гусейенов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. -310 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

Тема 8. Этический кодекс.

Цель: Формирование основ корпоративной этики.

Ключевые слова: кодекс, профессиональный кодекс, кодекс этики, кодекс современного человека.

Вопросы:

1. Кодексы профессиональной этики.

2. Кодекс чести современного человека

Содержание:

  1. Кодексы профессиональной этики.

Кодексы профессиональной этики - опубликованные утверждения о системе ценностей и нравственных устремлений людей, принадлежащих к определенной профессии, разработанные с целью предотвращения коррупции, а также для информирования общественности о нормах поведения для людей данной профессии.

Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Чтобы более четко определить значение термина "кодекс этики", необходимо сначала пояснить значение слов "кодекс" и "этика". "Кодекс" можно трактовать по-разному: "законы, правила, предписания, постановления, стандарты, акты". В сочетании со словом "этика" значение данного термина сужается до одного определения - "стандарт, или норма". Другими словами, кодексы этики - это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.

"Этика" определяется как "идеалы, мораль, принципы нравственности, совести", а также как "правила и нормы, руководящие поведением людей данной профессии". Но на самом деле понятие этики гораздо шире.

Чтобы приблизить понятие этики к практике, можно представить безупречного работника как человека, которому чуждо незаконное поведение и который постоянно ставит благо руководства страной и общества выше личной выгоды. Кодексы этики требуют от всех работников этичного поведения. И прежде всего, "основной функцией кодекса этики является предотвращение, а не наказание неэтичного поведения".

Кодексы этики обычно вырабатываются в профессиональных организациях. Они перечисляют те социальные функции, ради поддержания которых существует организация, и заверяют, что данные функции будут выполняться в соответствии с высокими моральными нормами. Профессиональные кодексы этики выполняют две нравственные функции. Они служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны.

Джеймс Боумен, издатель книги "Границы этики в общественном управлении", выделяет три признака удачного кодекса этики: кодекс обеспечивает руководство поведением; его можно применить ко многим специальностям внутри профессии; он предлагает эффективные средства для того, чтобы обеспечить выполнение предписываемых норм. Тем не менее, большинство кодексов этики не содержат санкций.
Когда кодексы этики все же содержат принудительные стандарты, они становятся более конкретными и менее идеальными. Они больше не являются нормативными описаниями желаемого правильного поведения, а превращаются в набор четко определенных, закрепленных законодательством требований. Как только кодекс этики становится описанием требуемого поведения, невыполнение которого наказывается по закону, он тут же становится кодексом поведения.

Для профессии государственного управления в США разработаны два кодекса этики. Это кодексы, составленные Американским обществом государственного управления (ASPA) и Международной ассоциацией управления городов/округов (ICMA). В обоих из них предусмотрены меры по их соблюдению, согласно которым поощряется проверка исполнения и взаимоконтроль членов обществ, а также нарушителям правил гарантируется соответствующая процедура расследования до принятия каких-либо дисциплинарных мер. Если обвиняемый член ICMA признан виновным, ICMA исключает его из своих рядов и может провести открытую или внутреннюю проверку его поступков. Если обвиняемый член ASPA признан виновным, его исключают из общества.
Происхождение и история. Кэрол Льюис считает, что кодексы этики существовали с незапамятных времен. Она пишет, что со времен Хаммурапи, Моисея и Гиппократа законодатели и исполнители исходили из того, что "легче поступать правильно, когда знаешь, что правильно". В результате кодифицированные нормы поведения стали повсеместно применяться для разъяснения того, что понимается под приемлемым поведением".

Одним из старейших кодексов этики является "Афинская клятва", упоминаемая Чандлером:

· Мы никогда не покроем позором наш город, совершив бесчестный или трусливый поступок, никогда не покинем товарищей по оружию в беде.

· Мы будем сражаться за идеалы и святыни города все вместе и каждый в отдельности.

· Мы будем чтить и выполнять законы города и сделаем все возможное, чтобы заставить относиться к ним с таким же уважением и благоговением тех, кто с ними не считается.

· Мы будем непрестанно бороться, чтобы оживить в обществе чувство гражданского долга.

Таким образом, всеми этими способами мы оставим потомкам город лучше и прекраснее, чем он был передан нам.

Кодексы этики в государственном управлении - явление XX в. Они являются частью государственного управления с того момента, как Международная ассоциация администраторов городов (ныне Международная ассоциация управления городов/округов) опубликовала первый кодекс этики в 1924 г. В 1958 г. решением Конгресса был принят кодекс поведения госслужащих на федеральном уровне, а в 1961 г. президент Кеннеди подкрепил его рядом предписаний. В 1970-х гг. Уотергейтский скандал послужил толчком к разработке новых кодексов, особенно в отношении правительств штатов и местных администраций и государственной службы. Закон об этике управления 1978 г. еще раз подчеркнул, что этичное поведение является неотъемлемой частью государственного управления.

В 1981 г. после шестилетнего обсуждения ASPA разработала систему нравственных принципов, которые наконец были включены в первый кодекс этических норм данного общества в 1984 г. Этот кодекс пересматривался в 1994 г. и теперь регулярно публикуется на задней обложке каждого номера специализированного журнала Паблик Ад-министрейшн Ревью. В 1989 г. были опубликованы пересмотренные "Нормы этичного поведения служащих исполнительной ветви власти", которые вступили в силу 3 февраля 1993 г. Этот документ содержит обеспеченный правовой санкцией кодекс поведения федеральных чиновников.

Теоретические основы

Теория, лежащая в основе кодексов этики, принадлежит к идеалистическим воззрениям, построенным на несколько наивном убеждении, что если люди будут знать, что считается неподобающим поведением в их профессиональной сфере, они не будут себя так вести. Ральф Чандлер отмечает некоторую склонность кодексов этики к "проповедничеству", расплывчатости, возвышенности и банальности.

По мысли Льюис, "кодексы предпочтительно увязывать с тремя целями, носящими общий характер, но в то же время реальными: поощрять высокоморальное поведение, способствовать росту общественного доверия, содействовать процессу принятия решений. Различные цели ведут к различным моделям. Законодательные кодексы обеспечивают необходимые правовые санкции, защиту и эффективные средства ограничения официальной власти, государственных полномочий и возможности должностных правонарушений. При разработке кодексов этики "полезно начать с определения реалистичных управленческих задач. В первую очередь вы должны оказать непосредственную помощь управленцам и сотрудникам вашей организации, которые следуют нормам этичного поведения".

Кодексы этики могут отражать как "дух демократии", так и "дух бюрократии", хотя чаще всего кажется, что они отражают именно бюрократический дух. Дух демократии предполагает ряд убеждений, согласно которым администратора, соблюдающего нормы этики, следует оценивать с помощью таких критериев, как поддержка существующего строя и его ценностей, проявление гражданственности, служение общественным интересам и содействие социальной справедливости. Кодексы, основанные на этом принципе, призывают его сторонников ценить и осуществлять на деле служение обществу. Ценностные установки бюрократической этики предполагают, что государственные чиновники - лишь исполнители, обладающие правовыми полномочиями, основанными на идее рациональности. Их основная нравственная дилемма заключается в том, как лучше следовать правилам и нормам и обеспечивать их соблюдение. В кодексах этики ASPA и ICMA представлены оба направления.

Существующая практика в США. Как профессиональные организации, так и государственные учреждения США продолжают пропагандировать кодексы нравственного поведения. В качестве примеров современной профессиональной практики в США можно привести два кодекса этики, представленные в данной статье. Их изучение поможет понять, какие ценности и нормы присущи профессии государственного служащего. Достоинство кодексов можно определить по тому, скольких сторонников они могут объединить вокруг идей морального поведения.

Практика США основана на предпосылке, что если разработан кодекс этики, люди, к которым он обращен, понимают его и поступают соответственно. Но это происходит не всегда.
Пример 1. Кодекс этики Американского общества государственного управления.

Американское общество государственного управления (ASPA) ставит своей целью развитие теории, практики и искусства государственного управления. Общество подтверждает свою ответственность за развитие духа профессионализма его членов и за повышение осознания этических принципов в государственной службе на своем примере. С этой целью мы, члены Общества, обязуемся следовать принципам:

· Служить интересам общества.

· Ставить интересы общества выше собственных.

· Уважать конституцию и закон.

· Уважать, поддерживать и изучать постановления правительства и законы, которые определяют обязанности государственных служб, работников и всех граждан.

· Проявлять личную честность.

· Соблюдать нормы безупречного поведения во всех видах деятельности, чтобы способствовать росту доверия к государственной службе.

· Поддерживать организации, соблюдающие нормы этики.

· Развивать индивидуальные способности и содействовать профессиональному росту других членов организации.

· Стремиться к совершенствованию профессионального мастерства.

Пример 2. Кодекс этики Международной ассоциации управления городов/округов.

В цели этой ассоциации входит повышение профессионального уровня руководителей администраций городов, округов и других муниципальных служб. Для реализации этих задач каждый член Международной ассоциации управления городов/округов должен руководствоваться определенными этическими принципами:

1. Поддерживать идеи эффективного демократического местного управления, осуществляемого выборными чиновниками; считать профессиональное управление важной предпосылкой выполнения данной задачи.

2. В качестве облеченного доверием народа государственного служащего утверждать значимость и ценность услуг, оказываемых структурами управления, и осуществлять конструктивный, творческий и практический подход к делам города с чувством ответственности перед обществом.

3. Следовать высшим идеалам чести и честности во всех общественных и личных взаимоотношениях с тем, чтобы каждый член ассоциации мог заслужить уважение и доверие избранных должностных лиц, других чиновников, служащих и общественности.
4. Признавать, что основной функцией управления на местах всегда является служение интересам народа.

5. Вносить предложения по вопросам руководства избираемым должностным лицам, обеспечивая их необходимыми данными и рекомендациями по вопросам политики в качестве основ для принятия решений и постановки задач; претворять в жизнь политику избираемых должностных лиц.

6. Признавать, что избранные представители народа наделены полномочиями определять муниципальную политику; в то время как ответственность за ее исполнение лежит на кадровых чиновниках - членах ассоциации.

7. Воздерживаться от участия в выборах в законодательные органы, непосредственно регулирующие работу данной администрации, как и от участия в других видах политической деятельности, которая могла бы помешать выполнению профессиональных административных обязанностей.

8. Считать своим долгом постоянно совершенствовать собственное профессиональное мастерство, повышать компетенцию других членов ассоциации в использовании технологий управления.

9. Информировать местную общественность о деятельности муниципалитета; содействовать общению между гражданами и муниципальными чиновниками; поощрять дружелюбие и вежливость в обслуживании населения; стараться улучшить качество и имидж государственной службы.

10. Сопротивляться любому постороннему вмешательству в выполнение своих профессиональных обязанностей, помня, что все сотрудники должны содействовать проведению официальной политики без проявлений предвзятости, руководствуясь принципами морали и справедливости.

11. При рассмотрении кадровых вопросов, связанных с новыми назначениями, изменениями зарплаты, продвижениями по службе или дисциплинарными взысканиями, принимать решения справедливо и беспристрастно, учитывая заслуги работников.
12. Не искать привилегий, помнить, что самовосхваление или возвышение, а также выгоды, полученные за счет использования конфиденциальной информации или злоупотребления рабочим временем, является нечестным поведением".
Различия использования. Как видно из примеров, существуют лишь незначительные различия между кодексами этики внутри госслужбы. Представляется, что они в равной степени являются кодексами этики и кодексами поведения, хотя некоторые штаты ссылаются на правовые нормы поведения, используя термин "законы нравственности". Как отмечает Д. Плант, "в центре обсуждения кодексов этики в государственном управлении стоит вопрос о разграничении трех возможных их толкований - как правовых систем, систем нравственности и кодифицированного способа общения". Однако, несмотря на разнообразие определений понятия "кодекс этики", в отношении содержания кодексов принципиальных расхождений не существует.

Профессиональная этика. Сущность, причины принятия кодексов

Профессиональная этика - система профессиональных моральных норм, а так же направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности. В силу развивающейся профессионализации перед специалистами различных направлений все чаще возникают нравственные коллизии, решить которые, опираясь только на профессиональные знания, невозможно.

Поэтому основной задачей разработчиков этических кодексов является формулирование и внедрение в профессиональную среду принципов и норм корпоративной этики, которые направлены на разрешение нравственно-этических проблем и спорных ситуаций, предотвращение злоупотреблений в различных сферах профессиональной деятельности.

Характеризуя сущность любого кодекса профессиональной этики, необходимо отметить, что он представляет собой нормативный акт, принятый представителями определенной профессии, который в систематизированном виде содержит обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие профессиональное поведение. Следует подчеркнуть, что этический кодекс - это не совокупность благих пожеланий представителей профессионального сообщества друг к другу, которые можно и не исполнять. В большинстве случаев кодексы содержат такие формально-определенные нравственные правила, при нарушении которых наступают неблагоприятные юридические последствия.

Причины принятия этических кодексов следующие:

1. Действующее законодательство, регламентирующее права и обязанности конкретных специалистов, не может охватить своим регулированием все нюансы их профессиональной деятельности. Поэтому и возникает необходимость в дополнительном регулировании профессионального поведения. Разумеется, лучше всех разбираются в своих проблемах представители конкретных специальностей, которые и разрабатывают корпоративные правила. Таким образом, принятие кодекса профессиональной этики является в некоторых случаях необходимым в силу предписания закона.

2. Так как правовое регулирование (как разновидность государственного вмешательства в жизнь отдельного гражданина и общества в целом) имеет свои пределы, то законодатель стремится минимизировать свое вторжение в нравственно-этическую сферу общества, которая традиционно регламентируется религиозными и нравственными нормами, обычаями и традициями. В этой связи принятие этического кодекса следует рассматривать как результат упорядочивания общественных отношений внутри гражданского общества силами самого общества. Наличие кодексов профессиональной этики -- это показатель нравственной зрелости общества, которое может без помощи государства самостоятельно регламентировать поведение своих членов.

3. Представители некоторых профессий в силу своего правового статуса имеют чрезвычайно широкий простор субъективного усмотрения. Иными словами, свобода их действий (которые могут быть не только социально-полезными, но и общественно-вредными) зачастую ограничена лишь относительно-определенными правовыми предписаниями и собственной совестью. Однако совесть - понятие неконкретное и субъективное. В этой связи задача этических кодексов как раз и заключается в том, чтобы привести порой диаметрально противоположные представления членов профессионального сообщества о добре и зле к общему социально-полезному знаменателю. Этого можно достичь, только формализовав нравственные идеалы, на которых базируется та или иная профессиональная деятельность, возведя их в обязательные к исполнению корпоративные принципы и нормы. Кроме того, во многих законодательных актах о профессиональной деятельности содержатся положения, обязывающие соблюдать нормы корпоративной этики.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

  1. Кодекс чести современного человека

Этика современной молодежи. Проблема морально-нравственных ценностей

В современном мире, где материальное зачастую "поглощает" духовное, диктует свои законы, ложные теории о смысле и образе жизни, трудно понять, что действительно ценно. Человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Сложилось социальное противоречие между требуемыми от индивида обществом правилами поведения и невозможностью выполнять их ввиду объективных причин, самим обществом.

Для молодежи ситуация осложняется тем фактом, что её жизненный опыт еще достаточно мал чтобы сделать правильный выбор. С другой стороны, характерной чертой большей части "молодого" общества является неразвитость критического мышления. Реклама, пресса, телевидение, литература, кино, - нее в настоящее время провозглашает вполне определенный образ, стереотип современного молодого человека, которому нужно "все и сразу".

В условиях возрастания социальной напряженности современного общества личности становится объективно трудно определить собственные ценностные ориентиры. Молодежь тяготеет к коллективному общению. А в массе, как известно, стираются индивидуальные достижения отдельных людей, и исчезает их своеобразие. При анонимности, и тем самым и безответственности масс, совершенно исчезает чувство ответственности, которое всегда индивида сдерживает. Отсюда все возрастающая агрессивность среди современной молодежи, конфликтность.

В современном мире молодым людям поможет сделать правильный выбор семья. Проблемы семьи - проблемы общества. Как известно одной из величайших ценностей человека является любовь. Познать это чувство, научиться любить своего ближнего как самого себя можно только в семье.

Другим сдерживающим и направляющим фактором в жизни человека является вера. Однако, как правило, воспитательная роль религии не достаточна в силу особенностей исторического развития некоторых типов общества.

Ощущение уверенности в себе, а значит, в своей нравственной позиции создает человеку любимая работа. Отсюда еще один фактор - возможность заниматься любимым делом. Проблема профессионального самоопределения связана не только с трудностью выбора, но и с тем, будет ли востребована твоя специальность.

Проблема морального, нравственного выбора стояла перед мыслящим человеком всегда, и будет стоять всегда. Особенность современного этапа заключается в том, что разрушены те устои, которые раньше помогали молодому человеку сделать отнюдь не очевидный правильный выбор. И на этом фронте сегодня в качестве главною борца остался только одно действующее лицо - семья. Другим сдерживающим и направляющим фактором в жизни человека является вера.

3. Этикет общения "поколения пепси"

Начнем с того, что тяготение к групповым формам общения становится ведущим в юношеском возрасте, именно поэтому молодежь разбивается на группы, компании. Принадлежность к какой-либо группе, как правило, подчеркивается манерой одеваться, говорить, музыкальными пристрастиями, которые в молодежной среде тоже не одинаковы. Кроме музыки существуют и другие интересные вещи, которые объединяют молодежь, например футбол, мотоциклы, компьютерные игры, ролики и т.д.

Еще одной особенностью, характерной для молодежи, является сленг. Он очень распространен в молодежной среде, это своего рода кодовый язык, который к тому же ярко выражает групповую принадлежность. Юный человек словно постоянно вглядывается в себя, он озабочен своей внешностью, своей схожестью-несхожестью с другими, порой он преувеличивает свои особенности или, наоборот, начинает заниматься самокритикой. Всевозможные сомнения и иллюзии накладывают отпечаток на повседневное поведение подростка, он прячет свою неуверенность за сложной схемой действий и словами. Молодежь выражается не как правильно, а как удобно. Многие сленговые слова перекочевали к нам из английского языка, претерпев лишь незначительные изменения. Русский молодежный сленг много позаимствовал из уличной культуры хип-хопа.

Часто в разговоре молодые люди используют и ненормативную лексику. Отчасти она употребляется для самоутверждения (стремление к взрослости).

В молодежном разговорном сленге преобладают глаголы и существительные. Это закономерно, потому как большей частью смысловая нагрузка ложится на предметы и действия. "Прикольные" словечки становятся своего рода паролевым языком для "своих". Знание часто применяемых в компании сленговых слов помогает подростку легче вписаться в группу, быстрее освоится и наладить психологический контакт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.063 с.)