Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ординалистская теория потребительского поведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Порядковый подход базируется на нескольких аксиомах: 1. Аксиома полной упорядоченности, или сравнимости, – допущение того, что для любой пары товаров (А и В) существует три вероятности: либо товар А предпочтительнее В, либо товар В предпочтительнее А, либо А и В одинаково предпочтительны. 2. Аксиома рефлективности – любой товар не может быть предпочтительней относительно самого себя. 3. Аксиома транзитивности – если товар А предпочтительнее товара В, а товар В предпочтительнее С, то товар С не может быть предпочтительнее товара А. 4. Аксиома ненасыщения – при прочих равных условиях потребитель обычно предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству. 5. Аксиома непрерывности – это аксиома, которая обеспечивает существование функции полезности. На базе этих аксиом разработаны модели кривых безразличия, графически характеризующие равнополезные для потребителей наборы двух товаров. Кривая безразличия – геометрическое место точек, координаты которых отражают те или иные равноценные для потребителя наборы из двух товаров «А» и «В», это линия, объединяющая ряд наборов из двух товаров (двух групп товаров), обладающих одинаковой общей полезностью. Для любых двух товаров может быть построено множество кривых безразличия, называемое картой безразличия. Кривые безразличия для любой пары доброкачественных товаров обладают рядом свойств: 1) кривая безразличия, лежащая выше и правее других (рис. 10.1), представляет собой более предпочтительные наборы товаров; 2) для любой пары доброкачественных благ кривые безразличия вогнуты к началу координат; 3) кривые безразличия имеют отрицательный наклон; 4) кривые безразличия не могут пересекаться; 5) кривые безразличия могут быть проведены через любую точку в пространстве. Кривые безразличия позволяют исследовать способность товаров замещать друг друга при потреблении. Предельная норма замещения MRS – это количество одного блага, которым необходимо «пожертвовать», чтобы увеличить объем потребления другого блага на единицу и при этом не изменить уровень удовлетворения потребителя. MRS равна величине наклона кривой безразличия.
. (10.2)
Предельная норма замещения является весьма важной категорией: она измеряет склонность индивида к обмену одного блага на другое. Кол-во блага В склонность тесно связана с концепцией полезности, но измеряет ценность блага лишь относительно другого. Отсутствует попытка применения каких-либо абсолютных единиц. Построение кривых безразличия является первым этапом изучения состояния потребительского равновесия. На этом этапе не принимается во внимание денежный доход потребителя и цены анализируемых товаров.
Кол-во блага В
Кол-во блага А
Рис 10.1. Кривые безразличия
На втором этапе определения рационального поведения потребителей анализируются бюджетные ограничения, то есть денежный доход, который может использоваться потребителем с целью покупки рассматриваемых товаров при заданных рынком ценах на эти товары. При этом строится бюджетная линия. Это прямая, проходящая через две точки на осях координат, значение которых определяется делением бюджета потребителя на цену соответствующего товара. Она показывает ряд всех возможных наборов благ, доступных при данных ценах и бюджете. Иначе ее называют линией возможных ассортиментных наборов (рис 10.2.).
Кол-во блага А А
0 В Кол-во блага В
Рис. 10.2. Бюджетная линия потребителя
Наклон бюджетной линии определяется отношением цен анализируемых товаров. Это отношение Px/Py называется коэффициентом трансформации, или коэффициентом преобразования благ. Он показывает возможность взаимозаменяемости двух товаров при том же денежном доходе. Точки внутри треугольника ОАВ соответствуют наборам благ, которые потребитель может приобрести по данным ценам, но его доход не будет полностью израсходован, что не соответствует второму допущению теории потребления. Точки за пределами треугольника соответствуют наборам благ, недоступным для потребителя с данным доходом. При большем доходе они могут стать возможны, поскольку бюджетная линия сдвинется вверх и вправо, причем при прежних ценах на анализируемые блага новая бюджетная линия будет параллельна старой. На третьем этапе объединяют анализ потребительских предпочтений и бюджетных ограничений и определяют рациональный потребительский выбор, обеспечивающий потребителю максимальную общую полезность. Графически этому варианту соответствует точка касания (С) бюджетной линии и одной из кривых безразличия (рис. 10.3). Более высокий уровень потребления при ограниченном бюджете просто недостижим. Алгебраически состояние потребительского равновесия отражается равенством предельной нормы замещения двух товаров обратному соотношению цен на них
MRSав = Ра / Рв. (10.3) На изменение потребительского равновесия может повлиять как изменение дохода, вызывающее параллельный сдвиг бюджетной линии, так и изменение цен анализируемых благ, которое приведет к изменению угла наклона бюджетной линии. Изложенная выше модель составляет основу формирования индивидуального спроса на любой товар. Анализ влияния изменения цены одного из анализируемых товаров при условии неизменности цены второго товара дает возможность построить кривую спроса на него, так как новому состоянию потребительского равновесия будет соответствовать новое значение количества анализируемого товара.
Кол-во блага А
А
Qa С
0 Qb В Кол-во блага В
Рис. 10.3. Равновесие потребителя
Множество этих значений, перенесенных в систему координат «цена – объем спроса», и будет кривой индивидуального спроса.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.61 (0.006 с.) |