Хозяйствование и предпринимательство. Предприятие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хозяйствование и предпринимательство. Предприятие



(фирма) как экономический агент

 

Необходимость хозяйственной деятельности вытекает из ограниченности ресурсов. Экономическая (или хозяйственная) деятельность предполагает оценку и выбор вариантов использования экономических ресурсов, принятие и реализацию решений. Понятие «хозяйствование» выражает систему отношений по поводу организации экономической деятельности для достижения поставленных целей в условиях ограниченности ресурсов.

Хозяйствующие субъекты в экономической теории называют еще экономическими агентами. В современной экономике к экономическим агентам относят:

домашние хозяйства;

предприятия (фирмы);

государство (в лице органов госуправления и государственных учреждений);

некоммерческие организации.

Факторы, определяющие формы реализации хозяйствования:

· характер эко­номической системы общества;

· многообразие форм собственности;

· уровень обобществления производства в различных сферах экономики;

· уровень механизации и авто­матизации труда;

· национальные традиции.

Применительно к предприятиям (фирмам) хозяйствование это деятельность по производству и продаже продуктов или оказанию услуг.

Основными функциями предприятия как хозяйственного субъекта являются:

· достижение рациональной комбинации всех произ­водственных факторов;

· обеспечение согласованности дейст­вий всех подразделений предприятий;

· согласова­ние экономических интересов совладельцев предприятия в целом, коллективов его подразделений и отдельных работников.

Особым типом хозяйствования выступает предпринимательство - инициативная, новаторская деятельность хозяйствующего субъекта, на­правленная на поиск и реализацию наиболее оптимально­го решения возникающих экономических проблем.

Субъ­ектами предпринимательства могут выступать отдельные индивиды (или семьи), различного рода ассоциации. Государство в лице своих соответствующих органов устанавливает правила "рыночной игры" и следит за их соблюдением, не являясь субъектом предпринимательства.

Предпринимательство как метод хозяйствования характеризуется следую­щими признаками:

а) экономической свободой хозяйствующего субъекта самостоятельно выбирать вид деятельности и решать, какие товары или услуги, в каком количестве производить, кому и где их продавать;

б) материальной ответственностью за принимаемые решения (вплоть до банкротства);

в) ориентацией на коммерческий успех(стремление к максимизации прибыли есть одна из мотиваций предпринимательской деятельности[113]);

г) новаторством, творческим поиском, к которому предпринимателя постоянно побуждает конкуренция.

Известны две модели предпринимательского поведения: классическая и инновационная.

Отличительной особенностью классической модели является то, что хозяйствующий субъект организует свою деятельность, рассчитывая получить максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов. Такая модель поведения в «чистом виде» не нацелена на развитие, она пригодна для «привычных условий кругооборота», когда «каждый хозяйственный субъект чувствует твердую почву под ногами и может вести себя так же, как и все прочие, которые в свою очередь ожидают от него именно такого поведения. Тогда он действует быстро и рационально»[114]. Как отмечал Й.А Шумпетер, «…с технической и с экономической точки зрения производить – значит комбинировать имеющиеся в нашем распоряжении вещи и силы. Каждый метод производства означает определенную комбинацию. …Но экономические и технические комбинации, учитывающие существующие потребности, и комбинации, в основе которых лежат идеи, методы, не совпадают друг с другом…. Экономическая логика берет верх над технической. И поэтому в реальной действительности мы зачастую видим веревки вместо стальных тросов, плохой рабочий скот вместо выставочных образцов, примитивнейшую ручную работу вместо совершенных машин, неуклюжее денежное хозяйство вместо чекового оборота и т.д. Наилучшие с экономической точки зрения и технически наиболее совершенные комбинации хотя и не с необходимостью, но все же очень часто не совпадают, причем вследствие приспособления экономики к правильно распознанным условиям, а не просто в силу отсутствия знаний или инертности»[115].

Инно­вационная модель поведения означает ориентацию предпринимателя на «осуществление новых комбинаций» вещей и сил, имеющихся в сфере предпринимательства. По Шумпетеру, «это понятие охватывает следующие пять случаев:

1. Изготовление нового, то есть еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага.

2. Внедрение нового, то есть данной отрасли промышленности практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.

3. Освоение нового рынка сбыта, т.е. такого, на котором данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.

5. Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия»[116].

По мнению Шумпетера, только такое новаторское поведение и можно называть предпринимательским: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент. … для нас главное – подчеркнуть тот важный момент, который отличает чисто предпринимательскую деятельность от любой иной…»[117].

Еще более лаконичная формулировка Шумпетера: «…быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие…Быть предпринимателем – значит делать не так, как делают другие. …встречаются типы людей, обладающих этим свойством в различной степени. Один может идти непроторенными путями, другой только последовать за первым, третьего увлечет только массовое движение, но при этом он будет в его первых рядах»[118].

Предпринимательство может базироваться на двух принципиально различающихся подходах: сбытовом и маркетинговом (рис. 3.1).

Отличительной чертой сбытового подхода является акцент предпринимательства на решение производственно-технологических вопросов, позволяющих найти способы удешевления продуктов, что облегчило бы их реализацию и обеспечило возобновление производства. Вопросы потребления произведенной продукции играют второстепенную, подчиненную роль.

Маркетинговый подход (применительно к социально-этичному маркетингу) предполагает смещение акцента с производства как технологического процесса на предвидение, управление и удовлетворение общественного[119] и потребительского спроса на товары, услуги, разработки посредством обмена. Согласно этой концепции, продажа – средство общения и изучения потребителей, и, если они не удовлетворены, нужно менять общую политику фирмы, направлять ресурсы на изготовление товаров и оказание услуг, которые нужны потребителям. Потребности можно не только изучать, различать и удовлетворять (пассивная сегментация), но и создавать (активная сегментация).

 

СБЫТ

 

 


Удовлетворение потребителей
Интегрированные маркетинговые условия
Достижение целей организации
Оценка требований потребителей
МАРКЕТИНГ

 

 

       
   
 
 


Рис.11.1. Сущность сбытового и маркетингового подходов [120]

Маркетинговый подход ориентирован на долгосрочную перспективу.

«Несмотря на преимущества маркетингового подхода, широко распространенную практику создания всевозможных подразделений маркетинга, признание его важности, по оценкам западных специалистов, лишь небольшая группа крупных корпораций действительно понимает и практикует настоящий маркетинг», - писал А.А. Горячев в 1990 году. В наши дни эти слова можно отнести и к большинству российских предприятий, маркетинговая деятельность которых является по существу «слегка прикрытым сбытом».

 

11.2. Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект.

Типы фирм

Предприятие (фирма) — самостоятельная хозяйствен­ная единица, вла­деющая определенным набором производственных факторов для производства и реализации материальных благ и услуг. О сновные функции предприятия сводятся к удовлетворению спроса потребителей в определенных видах продукции и услуг и максимизации прибыли, что является и целью хозяйственной деятельности предприятия.

Эта цель может быть достигнута только при оптимальной комбинации применяемых производственных факторов, инновационной политике, хозяйственном риске.

В структуре национальной экономики предприятие является ее первичным звеном, ибо здесь происходит непосредственное соединение производственных факторов с целью создания материальных благ и оказания услуг, единение личных и коллективных интересов.

Упорядоченная совокупность предприятий и их объединений образует единый хозяйственный комплекс страны.

В рыночной экономике предприятие самостоятельно пла­нирует основные направления и условия своей деятельности, распоряжается трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами. Оно само выбирает деловых партнеров, вступает в договорные отношения с ними, само организует внешнеэ­кономическую деятельность. Организационные формы уп­равления также определяются самим предприятием. Оно свободно в выборе видов хозяйственной деятельности и реализует последнюю в рамках существующего законода­тельства. Предприятие само определяет организационную структуру, структуру управления, штатное расписание.

В предприятии как хозяйственной единице заключается единство производительных сил и производственных отно­шений. Поэтому следует различать технико-экономическую и социально-экономическую стороны деятельности предпри­ятия. С точки зрения первой, предприятие рассматривается как организационная форма производства, как определен­ный «тип кооперации труда, направленной на экономию общественного труда», с точки зрения второй, — как хозяйст­вующий субъект в системе производственных отношений.

Наиболее типичными признаками предприятия, харак­теризующими его как первичное звено в производственной структуре народнохозяйственного комплекса, являются его экономическая обособленность и хозяйственная само­стоятельность. Экономическая обособленность предпри­ятия предопределена его сущностной природой как това­ропроизводителя, осуществляющего свое индивидуальное воспроизводство. Она проявляется в обособлении ресурсов предприятия в виде замкнутого хозяйственного оборота; осуществлении воспроизводства за счет результатов своей хозяйственной деятельности, наличии специфических эко­номических интересов. Экономическая обособленность предприятия в известной мере относительна, ибо полнос­тью обособиться от общественного производства ни одна составляющая его единица не может. Поэтому степень такой обособленности обусловлена формой собственности и уровнем обобществления производства.

Хозяйственная самостоятельность есть форма проявле­ния экономической обособленности предприятия.

Типология предприятий (фирм) может основываться на разных критериях – особенностях организации, размере, форме собственности, типе рыночного поведения.

В развитых рыночных структурах сложились устойчи­вые организационно-правовые формы предпринимательст­ва. Рассмотрим основные из них.

Единоличное владение - это такое предприятие, вла­дельцем которого является одно лицо или одна семья, полу­чающие весь доход и несущие полную ответственность за принимаемые экономические решения. Поэтому имуществен­ная ответственность распространяется на все имущест­во предпринимателя, в котором нет четко выраженного различия между его частью, приносящей доход, и частью, предназначенной для удовлетворения личных нужд. Его достоинства - простота в организации; полная самостоя­тельность хозяйствующего субъекта (он одновременно и владелец, и предприниматель, и менеджер, и работник); обеспечение конфиденциальности деятельности. Трудности, испытываемые при использовании данной формы предпри­нимательской деятельности, сводятся к следующему: пробле­мы с привлечением значительных дополнительных капита­лов для расширения предприятия; неопределенность сроков деятельности (юридически фирма может прекратить свое существование в связи со смертью владельца или его банкротством); неограниченная ответственность за долги; недостаток специ­ализированного менеджмента.

Партнерство (товарищество) — объединение двух или более индивидуальных предпринимателей как совладельцев бизнеса в целях получения прибыли. Функционирует на основе соглашения между его членами (устного или письмен­ного), которое включает следующие моменты: полномочия каждого партнера; способ распределения прибыли и покры­тия возможных убытков; сумма инвестируемых каждым партнером средств; продолжительность соглашения; проце­дура принятия новых партнеров и ликвидации партнерства. В хозяйственной практике существует несколько видов партнерств. Партнерство с неограниченной ответствен­ностью — организационно-правовая форма предпринима­тельства, предусматривающая взаимные обязательства его участников на основе паевой и солидарной ответственнос­ти. Неограниченная ответственность означает, что члены партнерства отвечают по его обязательствам всем своим движимым и недвижимым имуществом; солидарная — что имущественные претензии кредитор может предъявить в полном объеме к любому из участников партнерства. Рас­пределение прибыли или убытков осуществляется здесь пропорционально вкладу (паю) в совокупном капитале.

Поскольку такое партнерство создается на основе объеди­нения индивидуальных капиталов, как правило, каждый пайщик обязан лично участвовать в его деятельности.

Партнерство с ограниченной ответственностью озна­чает, что ответственность членов партнерства по его обяза­тельствам ограничена их вкладом (паем) в капитал общества. Это довольно распространенная форма предприниматель­ской деятельности, ибо она предполагает наиболее оптималь­ное объединение имущества членов партнерства для дости­жения ими уставных целей. В данной форме предпринима­тельства каждый участник рискует лишь той долей имуще­ства, которая передана им партнерству.

Смешанное (коммандитное) партнерство предпола­гает, что наряду с членами партнерства, отвечающими по его обязательствам всем своим имуществом, имеются и такие, ответственность которых ограничена их паем. Такая форма предпринимательства позволяет привлекать допол­нительные капиталы тех физических или юридических лиц, которые заинтересованы в выгодном размещении свободных денежных средств. Это расширяет экономичес­кие возможности партнерства, создает предпосылки для реализации крупномасштабных экономических проектов. Разумеется, что в данном случае коммандисты должны досконально знать финансово-экономическое состояние тех хозяйствующих субъектов, которым они доверяют свои финансовые и материальные средства.

Достоинства партнерства в том, что оно обычно мощнее единоличного владения в финансовом отношении, появляется также возможность использования квалифицирован­ного менеджмента (да и сами партнеры могут специализироваться по различным направлениям).

К недостаткам относятся неограниченная материальная ответственность, возможная несовместимость партнеров; разорение вследствие крупного просчета одного из партнеров.

Корпорация (акционерное общество) — уставное общесто с правом юридического лица, создаваемое в разрешительном порядке и обладающее основным капиталом, разделенным на определенное число долей, представленных акциями. Акционерами могут быть как физические, так и юридические лица.

Корпорации бывают двух видов - открытые и закрытые. Акции открытых обществ распространяются путем свободной продажи. Их могут приобретать как предприятия, так и частные лица. Как правило, такие общества создаются в тех случаях, когда требуется привлечение больших капиталов. Корпорация является закрытой, если обращение ее акций на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено уставом общества. Если участник выходит из состава такого общества, то его акции могут покупать только оставшиеся акционеры.

Высшим органом акционерного общества является общее собрание акционеров. Фактически же решения принимаются группой акционеров, владеющих контрольным пакетом акций, т.е. таким их количеством, которое обеспечивает устойчивое большинство голосов на собраниях акционеров.

Достоинство акционерных обществ состоит в том, что, во-первых, при акционировании достигается максимально возможная концентрация капитала; во-вторых, усиливает­ся контроль над собственностью, держатели простых акций непосредственно участвуют в принятии хозяйствен­ных решений; в-третьих, корпорация как хозяйственная единица продолжает функционировать, даже если из нее выбывает часть акционеров; в-четвертых, возможность лоббирования своих интересов через механизм государственной власти; в-пятых, из всех организационных форм предпринимательства корпорация более всего соответствует рыночной экономике, поэтому она и получила столь широкое распространение. Дело в том, что в акционерном обществе наиболее полно и взаимозависимо сочетаются экономические интересы ассоциации и индиви­да. К недостаткам этой формы относят встречающееся в ряде стран двойное налогообложение ее дохода. Облагает­ся налогом и чистая корпоративная прибыль, и часть прибыли в виде дивидендов, получаемых акционерами.

Несколько меньшее распространение получили такие формы предпринимательства, как кооперативы и государст­венные предприятия. Кооператив — добровольная органи­зация физических лиц для совместного ведения хозяйствен­ной и иной деятельности на базе собственного или арендо­ванного имущества, хозяйственной самостоятельности и самофинансирования, материальной ответственности за ре­зультаты хозяйственной деятельности. В производственном кооперативе право собственности принадлежит самому ко­оперативу и не делится между его членами. В случае выхода из производственного кооператива его члену возвращается не его доля в имуществе, а лишь доля его дохода.

Государственный сектор в экономике стран представлен предприятиями, находящимися либо полностью в собственности государства, либо под его контролем через владение контрольным пакетом акций. Доля госсектора в разных странах составляет примерно от 5 до 20 % ВНП. Государст­венныепредприятия выступают в следующих разновиднос­тях: бюджетные предприятия (относятся к системе государ­ственного административного управления, субсидируются за счет госбюджета); государственные корпорации (сочетают свойства коммерческого предприятия и государственного органа, в пределах установленного сверху плана осуществля­ют свою деятельность на коммерческой основе); смешанные компании (образуются в форме акционерных обществ, акции которых принадлежат государству и частным вкладчикам, действуют на коммерческой основе).

Степень хозяйственной самостоятельности предприятия обусловлена формой собственнос­ти и экономической политикой государства. Классификация предприятий по цели: коммерческие и некоммерческие.

Предприятия, целью которых является максимизация доходов, называются коммерческими. Предприятия, не преследующие цель максимизации прибыли, относятся к некоммерческим. Таковыми могут быть государственные предприятия, созданные для обеспечения занятости насе­ления, выполнения определенных общественных работ, оказания социальных услуг населению и т.п., а также предприятия, создаваемые общественными организация­ми, различными фондами.

По формам собственности различают частные, коллективные, государственные предприятия, а также предприятия, основанные на смешанных фор­мах собственности. По сфере деятельности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные, лизин­говые компании, франчайзинги, различные объединения предприятий: концерны, консорциумы, хол­динги, хозяйственные ассоциации, торговые дома и др.

По формам организации деятельности выделяют государственные предприятия, акционерные, кооперативные, совместные (создаются на основе хозяйственно-правового сотрудничества с иностранным капиталом и общей собст­венностью на производимые товары), арендные (создают­ся и функционируют на основе договорного владения собственностью при условии возмездности и возвратности) и коллективные (основаны на собственности трудовых коллективов) предприятия.

В зависимости от размеров предприятия делятся на крупные, средние и малые. Эффективность концентрации и централизации, ведущих к укрупнению предприятий, доказана длительной практикой хозяйствования. Во-первых, крупные предприятия явно выигрывают от экономии на масштабе производства, ибо увеличение объема производства наопределенном этапе сопровождается сокращением сред­них издержек на единицу продукции, что увеличивает при­быльность предприятия. Во-вторых, крупное предприятие имеет больше шансов по сравнению со средним и малым получить банковский кредит для модернизации или расши­рения своей производственной базы. Обладая значительны­ми финансовыми средствами, оно может приобретать новей­шее, а потому дорогостоящее оборудование и технологии. В-третьих, крупное предприятие может диверсифицировать свое производство, что позволяет ему легче приспосабливать­ся к изменяющейся рыночной конъюнктуре, противостоять другим производителям в рыночной конкуренции.

Следует учитывать и то, что сосредоточение производства в крупных корпорациях расширяет возможности и масштабы государственного регулирования экономики. По имеющимся оценкам, около половины промышленного производства раз­витых стран сейчас фактически выведено из сферы рыноч­ного регулирования и управляется с корпоративного уровня.

Опыт этих стран свидетельствует о том, что крупный бизнес играет определяющую роль в их экономическом развитии.

Конечно, существует определенная взаимосвязь между ростом концентрации производства и возможностью его монополизации. Антимонопольная политика нынешних го­сударств как раз и направлена на то, чтобы эта возмож­ность не реализовалась.

В то же время усиливается роль и малого бизнеса, организационными формами которого являются фирмы, принадлежащие одному или нескольким лицам, кооперативы, акционерные предприятия. Применяются два крите­рия, по которым предприятия относятся к разряду малых, — численность занятых на фирме или объем производимой продукции. Чаще применяется первый, хотя в эпоху НТР он не всегда является определяющим. В разви­тых странах они составляют примерно 90% численности всех предприятий.

В рыночной экономике, когда конъюнктура рынка, за­просы потребителей быстро меняются, хозяйствующие субъ­екты вынуждены оперативно приспосабливаться к новым условиям, обновлять или даже изменять ассортимент выпускаемой продукции. С этой задачей успешно справляются малые предприятия. Важна их роль и в решении проблемы занятости. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится почти половина всех занятых, он дает более 50% новых рабочих мест. Именно в этой сфере формируется «средний класс», на который, в частности, возлагает большие надежды наша экономическая действительность. Стоимость рабочего места на малом предприятии дешевле, чем на крупном. Расширяющаяся сфера услуг охватывает, в основном, небольшие и средние предприятия.

Особенно значима роль малого бизнеса в условиях фор­мирования рыночной экономики. Он позволяет создавать и укреплять рыночную среду, втягивать в хозяйственный оборот значительные финансовые и материальные ресурсы на­селения, снижать социальную напряженность в обществе.

У малого бизнеса много преимуществ. Особенно, когда он действует в одной"упряжке" с крупными предприятиями. Во-первых, у него быстрая реакция и гибкость на изменение условий (новые материалы, мода, изменение спроса). Во-вторых, высокая степень специализации, на­пример, выпуск одной или нескольких деталей по заказам фирм. В-третьих, практически неограниченные возможности для инициа­тивы и творческого подхода к делу.

Если в массовом и серийном производстве, как правило, господствуют крупные и средние предприятия, то в изготовлении поштучных изделий или образцов для изучения и исследования малый бизнес просто незаменим. Так же, как он незаменим в сфере услуг, где его эффективность весьма высока.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.77.30 (0.027 с.)