Обязанности могут быть приятными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязанности могут быть приятными



Однажды, войдя в комнату своей дочери, чтобы пожелать ей спокойной ночи, я застал ее за чтением романа.

— Ты уже помолилась? — спросил я.

— Нет, папа. Я понимаю, что это надо делать, но читать Библию и молиться не так интересно, как читать роман.

Наши дети должны понять, что общение с Богом, познание Бога нельзя сравнивать с развлечениями и оценивать по степени получаемого удовольствия. Не всегда интересно ходить в школу и учить уроки, но если не делать этого, то наши возможности будут ограничены. Иногда я вынужден говорить своим детям: «Я знаю, что правильно питаться не так приятно, как есть мороженое и конфеты, но если ваше питание не будет сбалансированным, вы заболеете и не сможете в полной мере наслаждаться жизнью. Время, проведенное в общении с Богом, это тоже часть разумно организованной жизни».

То же самое я сказал и своей дочери. Затем я добавил: «Некоторые обязанности мы выполняем для своего же блага. Ты можешь не одеваться по утрам — это слишком скучное занятие, чтобы придавать ему серьезное значение, но я уверен: пойти в школу в пижаме будет для тебя сложновато».

Мы должны быть очень осторожны со своими детьми, чтобы у них не сформировалось представление о молитве как о ритуале, который выполняется перед сном или который совершает человек, решивший стать праведником. Мы должны объяснить детям, что молитва — это одна из основных и чрезвычайно важных сторон их жизни. Конечно, мы должны также внушить им мысль о том, что молитва — это великий дар: молясь, мы получаем возможность познавать Бога и заручаемся Его поддержкой. Нашим детям, несомненно, следует понять, что серьезное отношение к молитве — это ключ к счастливой и полной жизни здесь, на земле, и в вечности. Мы созданы для того, чтобы познавать Бога, принимать Его любовь, расти духовно и жить под Его водительством. Мы не можем реализовать себя как личности, наслаждаться жизнью во всей ее полноте или совершить что-нибудь действительно значительное без этого фундамента. Молитва — это не просто камень, необходимый для созидания нашей жизни, это краеугольный камень. Тот, кто строит свою жизнь на любом другом основании, строит ее на песке.

Если мы будем напоминать об этом своим детям и поможем им сосредоточиться на этой мысли, то они поймут необходимость молитвы и причину, по которой они должны молиться. Мы должны доходчиво и просто, прибегая к понятным им примерам, объяснить, что молитва — это самая главная и необходимая в их жизни вещь. «Даника, молитва — это основа основ. Строить жизнь без молитвы и общения с Богом так же глупо, как всю свою жизнь не есть ничего, кроме одних конфет. Это все равно что никогда не мыться, не учиться, не одеваться».

Если наши дети усвоили это, пора вносить в процесс обучения разнообразие, чтобы он был интересным и увлекательным. Если мы должны есть брокколи, то это вовсе не означает, что мы не можем полить ее небольшим количеством сырного соуса. По утрам намного приятнее одеваться, если у вас есть красивая одежда. Так же намного интереснее ходить в школу и учиться, если учителя умеют сделать уроки интересными и захватывающими. Бог не хочет, чтобы мы превращали молитву в какое-то нудное занятие. Да, цель молитвы выше, чем просто доставить нам радость и удовольствие, но обучение молитве и сама молитва могут быть приятными и приносить радость. Когда мы учим наших детей молиться, мы можем сделать наши уроки столь же интересными, сколь и содержательными.

Вот несколько советов, как сделать процесс обучения молитве более интересным.

1. Увлеките детей молитвой

Пусть выбор темы и времени для молитвы станет для вас увлекательным и радостным занятием. Когда вы говорите: «Давай помолимся» или «Пора молиться», пусть ваш голос будет мягким и приятным. Молитва — это великий дар, а не тяжкая обязанность. Разговор с Богом — это не пустая болтовня, это всегда интересная и увлекательная беседа.

Если дети не слушаются вас и выражают недовольство, не теряйте оптимизма, не хмурьтесь и не принуждайте их. Вместо этого напомните им с улыбкой, что Бог любит их и желает разговаривать с ними. Не заставляйте их молиться, а скажите: «Сегодня помолюсь я». Помолитесь просто и коротко, потом обнимите их и возвращайтесь к своим занятиям.

2. Вносите разнообразие в свою молитвенную жизнь

Возможно, вы молитесь по графику, но это не должно вас отягощать. Любой распорядок становится скучным, когда начинается бессмысленное повторение. Избавляйтесь от скуки, не уничтожая заведенный порядок, поскольку определенный режим дисциплинирует детей и помогает им обрести уверенность в себе. Лучше внесите разнообразие в уже установившийся порядок.

Всегда планируйте что-то новое. Время от времени сами произносите молитвы своих детей. Мы с женой делаем так, когда дети поздно встают в выходной день или очень устают. Не принуждая уставших детей молиться, мы автоматически избегаем возможного проявления недовольства, произнося за них их молитвы. Это также дает прекрасную возможность поучить их собственным примером.

Вот еще один совет. Вместо того чтобы молиться отдельно с каждым ребенком, попробуйте собрать детей вместе и организовать молитвенное собрание. Молитесь в разных комнатах или в разных позах. Если в вашей семье любят петь, то спойте несколько гимнов или хвалебных псалмов. Устраивайте совместные благодарственные молитвы, когда вы только воздаете хвалу Богу за различные благословения, которые Он посылает вам. Вносите разнообразие в свою молитвенную жизнь, и тогда, общаясь с Богом, ни вы, ни ваши дети не будете испытывать скуку или неудовлетворение и ваш духовный рост не остановится.

3. Напоминайте детям о Божьей любви

Всегда напоминайте детям о том, как сильно Бог любит их и желает разговаривать с ними. Возьмите себе за правило перед молитвой говорить детям о том, что Бог любит их и хочет слушать их, помогать им и заботиться о них. Говорите об этом каждому ребенку: «Бог очень любит тебя».

Убеждать ребенка в том, что Бог любит его, так же важно, как и уверять его в своей любви. Знание о неизменной Божьей любви — ключ к пробуждению у детей желания познавать Бога. Кроме того, уверенность в том, что Бог любит их, укрепит их веру, и они захотят говорить со своим любящим Отцом.

4. Ободряйте своих детей

Неважно, на каком этапе обучения находятся ваши дети, ободряйте и хвалите их за достигнутые успехи. После того как они закончат молиться, скажите им, как хорошо они это делают. Когда они узнают что-то новое о молитве, т. е. преодолевают еще одну ступень, хвалите их. Когда ваши дети отважатся помолиться по-своему, выскажите по этому поводу свое мнение.

Например, если они помолились за своего друга, скажите им, что молитва за друзей — это доброе дело, и Бог любит, когда мы молимся за других. Если они просят мудрости, скажите им, как приятно было Богу, когда Соломон просил у Него мудрости, и как Бог и вы довольны ими. Даже если вы должны в чем-то поправить детей, подчеркните то хорошее, что они сделали, а затем уже в мягкой форме сделайте замечание, давая им понять, что они еще учатся и в конце концов у них все получится. Если мы, обучая своих детей, ободряем их и обращаем внимание на их достижения, а не указываем на их промахи, мы добиваемся лучших результатов.

5. Молитва — источник утешения

Используйте молитву как источник радости, благословения и утешения. Бог — не грозный судья, который все видит и наказывает за проступки, не всевидящее око, которое наблюдает за каждым нашим движением. Не делайте из Бога полицейского, который заступает на пост, чтобы следить за детьми, когда поблизости нет родителей. Бог не хочет, чтобы мы вели себя хорошо только потому, что Он наблюдает за нами. Иисус сказал, что помыслить злое — все равно что согрешить, даже если вы и не совершите грех в действительности (см.: Мф. 5:27–28). Бог хочет, чтобы мы исполняли Его волю, любя Его и уповая на Него, зная, что Он любит нас и все делает для нашего блага. Мы никогда не должны делать из Бога няньку, следящую за поведением наших детей.

Вместо этого мы должны уверять детей в том, что Бог благ. В этом нам поможет молитва. Когда происходит нечто хорошее, мы тут же должны поблагодарить Бога за Его благость. Когда наши дети чем-то встревожены, мы должны воспользоваться и этим случаем, чтобы помолиться. Таким образом дети усвоят, что молиться можно в любое время и в любом месте. Не только перед сном, и не только дома.

Когда мы в совместной молитве с детьми рассказываем о каком-то хорошем и радостном событии, происшедшем в их жизни, мы показываем им, что Бога волнует то же самое, что волнует их. Если же они чем-то огорчены и опечалены, мы можем взять их на руки и помолиться, прося Бога утешить их и решить их проблему. Мы должны позволить Богу быть утешителем. (Дети должны понять, что утешение от Бога значительно важнее, чем ваши слова «давай я тебя обниму, и все пройдет».)

6. Напоминайте детям о том, что молитва — это великий дар

При каждом удобном случае мы должны напоминать детям о том, как это замечательно, что мы можем молиться, каким великим даром является молитва; мы должны объяснять им, почему мы молимся, подчеркивая тем самым значение молитвы и поддерживая их стремление молиться.

Бог любит наших детей и хочет, чтобы они познавали Его. Он хочет научить их жить, хочет руководить ими и заботиться о них. Так же, как Господь желает заботиться о нас, Он желает явить нашим детям Свою любовь, чтобы их жизнь была прекрасна, была такой, какой Он задумал ее.

Молитва может стать для ребенка увлекательной беседой с Господом, отражающей его индивидуальность. Однако она должна оставаться почтительной. Мы должны научить детей тому, что молитва — это обязанность и в то же время великий дар и радостное дело. По мере того как дети будут возрастать в вере, они будут все больше и больше ощущать присутствие Бога в своей жизни, понимать Его ответы, наслаждаться общением с Ним и результатами своих молитв. Они полюбят молиться, но сначала мы должны заботливо научить их этому, а уча их молитве, мы сформируем у них представление о Боге.

Вопросы

1. Перечислите, чем занимаются ваши дети перед сном, например: чистят зубы, надевают пижаму и молятся. Как вы можете изменить или перестроить заведенный порядок, чтобы повысить интерес ваших детей к молитве?

 

2. Что вы можете сделать, чтобы показать детям, что Бог любит их? Составьте список и на следующей неделе каждый день делайте одно дело из этого списка.

 

3. Закройте глаза и мысленно представьте себе Бога. Какие образы возникают в вашем воображении? Добрый старик? Грозный судья? Любящий отец? Какие черты вырисовываются наиболее отчетливо?

 

Как вы думаете, ваше восприятие Бога отражается на том, как и о чем вы молитесь?

 

Задание: как вы представляете себе Бога?

Ответьте вместе с детьми на вопрос 3. Каким они видят Бога?

 

Пусть каждый из них нарисует Бога, как он Его видит. Обсудите эти рисунки. В чем они схожи? Чем различаются?

 

Воспользуйтесь случаем, чтобы поговорить о негативных или ложных представлениях о Боге, которые могут быть у ваших детей.

Темы для молитвы

• Благодарите Бога за право разговаривать с Ним.
• Просите Бога помочь вам познать Его глубже.
• Просите Бога удалить все негативные представления о Его личности, которые могут мешать молиться вам и вашим детям.

Молитва ребенка

«Господи, благодарю Тебя за то, что Ты открываешь мне Себя. Пожалуйста, яви мне Себя, Какой Ты на самом деле? Помоги мне лучше узнать Тебя. Во имя Иисуса Христа, аминь».

К началу страницы

 

<< Глава 4 | Содержание | Глава 6 >>


Рик Осборн «Как научить детей молиться»Часть 2. Внимание!

 

Глава 6
Движение вперед

Человек без молитвы подобен дереву без корней.

Папа Пий XII

Одна из самых главных мыслей, которую нельзя упускать из виду, когда учишь детей молиться, заключается в том, что мы не должны торопиться. Процесс возрастания в вере включает в себя по меньшей мере четыре основных элемента. И всем им нужно уделять равное внимание. Если мы отдадим предпочтение одному из них, то затрудним весь процесс. Только Бог может сделать так, чтобы ребенок одновременно развивался во всех четырех направлениях, однако мы, родители, своим участием в процессе духовного роста наших детей скорее поможем им, а не помешаем. Помните, развитие отношений с Богом и духовный рост — это процессы, продолжающиеся всю жизнь.

Ниже перечислены четыре основных направления, в которых должны развиваться наши дети:

1. Молитва. Это направление включает в себя собственно молитвы. Дети учатся различным видам молитв, учатся искренно молиться о тех вещах, о которых нам велит молиться Библия, а также учатся молиться обо всех других своих проблемах и нуждах.

2. Общение с Богом. Это направление заключается в следующем: дети учатся слушать Бога во время молитвы и молиться постоянно. У детей появляется желание общаться с Богом, любить и искать Его. Они начинают глубже познавать Бога, читая и изучая Библию.

3. Развитие личности. Под развитием личности подразумевается то, что, становясь мудрее и совершенствуя свой характер, дети начинают вести жизнь, которая более угодна Богу. В их молитвах и во взаимоотношениях с людьми мы видим все больше плодов Духа Святого, которые есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Они перечислены апостолом Павлом в его Послании к Галатам (см.: Гал. 5:22–23).

4. Возрастание в вере. Дети учатся уповать на Бога. Они учатся ничего не утаивать от Него. Они разговаривают с Богом и во всем подчиняются Ему. Они учатся видеть в своей жизни Его действия и доверять Его любви и Его благой воле.

Главное — не торопиться

Наши дети должны одновременно развиваться во всех четырех вышеперечисленных направлениях для того, чтобы возрастать духовно и, следовательно, получать благословения во всех остальных сферах своей жизни. Если вы учите детей молиться, но при этом упускаете из виду другие элементы молитвенной жизни, то их молитвы будут формальными, дети будут произносить их по привычке, и они не принесут ожидаемой пользы. Если же дети будут развивать только непосредственные и дружеские отношения с Богом, не развиваясь при этом в других направлениях, то они не научатся дисциплине и не будут знать, как возрастать в вере. Если же мы сосредоточимся исключительно на процессе развития личности, то наши дети вырастут лицемерными и самодовольными людьми, занимающимися только самоусовершенствованием. Возрастание в вере просто невозможно без возрастания в других областях. Только гармоничное развитие принесет нам желаемые результаты.

Этот процесс может показаться нам сложным, однако это не так. Бог предназначил нам развиваться во всех четырех направлениях одновременно, и Он ответственен за наше развитие. В действительности наша самая главная задача — научить детей просить Бога о том, чтобы Он научил их молиться. Мы можем посоветовать детям, чтобы они обратились к Богу с просьбой, смысл которой сводится к следующему: «Боже, я хотел бы немного поговорить с Тобой. Не поможешь ли Ты мне помолиться Тебе?» Затем, прежде чем начать молиться, пусть они подождут несколько секунд. Возможно, сначала в молитвенной жизни детей ничего не изменится, но в конце концов эта просьба сыграет свою роль.

Рим строился не один день. Обучая детей молитве, мы должны постепенно переводить их с одной ступеньки на другую. При этом необходимо оставаться последовательными, чуткими и чувствовать, насколько быстро они усваивают материал. Порой мы считаем, что дети должны узнать все сразу. Но лучше построить хорошую крепкую стену не спеша, по кирпичику, чем построить ее очень быстро, а потом укреплять, на что уйдет еще больше времени.

Далее будут даны некоторые практические советы, как добиться устойчивого и непрерывного духовного роста в соответствии с характером ребенка и его способностью к обучению.

Божье водительство

Мы должны сказать детям, что всем управляет Бог и Он хочет, чтобы они возрастали в вере и во Христе. Важно иногда напоминать и себе о том, что процессом обучения и воспитания управляет Бог.

В течение нескольких лет, желая возрастать духовно, я изо всех сил старался каждый день заниматься изучением Библии и молиться. Неделями, месяцами я действовал, как часовой механизм. Потом я стал отвлекаться на другие дела, и ежедневные молитвы и чтение Библии прекратились. Когда это произошло, я очень рассердился на себя и стал просить у Бога прощения: «Я действительно хотел сделать это, Господи, но…» Каждый раз я находил себе оправдания. Почти всегда суть этих оправданий сводилась к следующему: «Господи, я хочу общаться с Тобой, но не могу найти для этого времени».

Однажды, когда я в очередной раз терзал себя по этому поводу и искал себе оправдания, в моем воображении возникла ясная картина того, что происходит в действительности: я бегу вниз по лестнице, чтобы выскочить за дверь, а внизу, около лестницы, сидит Бог, Который готов встретиться со мной. Я вижу Его и говорю: «Мне очень жаль, но сегодня я не могу встретиться с Тобой. Я очень занят». И выбегаю за дверь.

Две вещи поразили меня в этой сцене. Во-первых, я ни за что не поступил бы так со своим другом, родственником, партнером по бизнесу. Во-вторых, я понял, что это вопрос главенства. И я спросил себя: «Кто кем руководит?» Если я постоянно зову вас, прихожу к вам издалека, чтобы увидеть вас, хочу провести с вами время, но вы всегда заняты и оставляете без внимания мои визиты и слова, то кто среди нас главный? Конечно, вы! Я не только отстранился от Создателя вселенной, но я еще осмелился решать, когда я должен общаться с Ним.

И тогда я стал молиться: «Господи, прости меня за то, что я пытаюсь решать за Тебя. Ты главный. Ты мой Отец и Создатель. Я Твой сын. Отец мой, не будет ли Тебе угодно найти для меня время и сделать так, чтобы мои отношения с Тобой развивались? Сделай так, чтобы я научился всегда находить время для общения с Тобой. Отче, я знаю, что Ты желаешь этого, и я надеюсь, Ты возьмешь ситуацию под Свой контроль».

С этого времени моя молитвенная жизнь стала более организованной и более спокойной. Каждый день я молился и спрашивал Бога, не найдет ли Он для меня время, не могу ли я провести этот час в общении с Ним. Если случается что-то непредвиденное и я пропускаю утреннюю молитву, я не осуждаю себя, не прошу у Бога прощения (подразумевая под этим то, что я решаю, когда мне молиться). Вместо этого, признавая ведущую роль Бога, я прошу Его найти время для нашего общения. Почти всегда Бог предоставляет мне это время. Один раз мне не удалось помолиться в запланированное время, и вот когда я стоял в пробке и мне нечем было заняться, я увидел на заднем сиденье свою Библию… В другой раз я проснулся среди ночи и не мог заснуть, и я знал, что это было время для общения с Богом. Как прекрасно я проводил это время в молитве, зная, что его назначил мне Бог, что Он организовал эту встречу со мной!

Мы должны взирать на Бога и просить Его помочь нам подчиниться Его воле в вопросе определения времени для молитвы и нашего с Ним общения. Мы также должны позволить Ему приближать наших детей к Себе. Это не значит, что мы можем не выполнять свои обязанности: обучать детей, внимательно относиться к ним, дисциплинировать их. Это значит, что мы не должны беспокоиться и проявлять инициативу там, где не надо. Мы можем быть спокойны, зная, что Бог любит наших детей больше, нежели мы сами любим их, и всегда присутствует в их жизни. Если мы как родители, со своей стороны, делаем все, что Бог велит нам, и уповаем на Него, то Он, со Своей стороны, исполнит все Свои обетования.

Мы должны позволить нашим детям возрастать в вере постепенно, сообразуясь с их чувствами, восприятием, развитием и желаниями. Если то, что мы делаем, становится похожим на тяжелый бой, то нам следует остановиться, помолиться и попросить у Бога мудрости. Потом умерить свое рвение и найти путь к сердцу ребенка, развеселить его и начать все с начала.

Подумайте

1. Найдите время и подумайте о своей молитвенной жизни. Кто руководит ею: вы или Бог? Что вы можете сказать об этом?

 

Если вы руководите своей молитвенной жизнью, то как вы можете передать управление ею Богу?

 

2. Какие «тяжелые бои» со своими детьми вам приходится вести сейчас?

 

3. Если вы, воспитывая своих детей, не находите с ними общего языка, то, как вы думаете, что тревожит их сердце?

 

4. Каким образом вы можете сблизиться со своими детьми? Каким образом можно прекратить этот «бой» и сделать процесс воспитания более приятным для ваших детей? Проявите творческие способности. Сделайте этот процесс приятным и для себя.

 

Молитва индивидуальна

Мы любим всех своих детей, однако любой родитель согласится с тем, что каждый его ребенок уникален и что с каждым у него складываются особые отношения, отличающиеся от отношений с другими детьми. Наши отношения с ребенком определяются не только его индивидуальностью, в них также проявляются различные черты нашего характера, так что в отношениях с разными детьми мы ведем себя по-разному. Бог поступает так же. Он любит всех нас. Он не может любить кого-то меньше, а кого-то больше. Однако каждому Своему ребенку Он отвечает и открывается по-разному в соответствии с тем, кем является ребенок и как он общается с Ним. Как не может быть того, чтобы Господь создал двух абсолютно одинаковых людей, так не может быть и того, чтобы Он абсолютно одинаково общался с двумя разными людьми.

Это замечательно! Как писал царь Давид, Бог сотворил каждого ребенка в утробе матери и каждого Он «устроил дивно» (см.: Пс. 138:13–14). Каждому человеку Бог дает поровну, но не одно и то же.

Если говорить о наших детях, это означает, что каждый из них сотворен по-особому. Каждому ребенку Он предоставил возможность построить уникальные отношения с Собой. Поэтому процесс обучения ребенка молитве, который поможет ему установить эти замечательные отношения, всегда индивидуален.

Вот несколько советов, которые помогут вам привести ваши методы воспитания и обучения в соответствие с особенностями и потребностями каждого вашего ребенка.

1. Рассказывайте своим детям о Боге и молитве и внимательно выслушивайте их. Найдите свободное время, когда вы сможете, не отвлекаясь ни на какие дела, побыть наедине со своим ребенком. А еще лучше, если вы найдете время выслушать его, когда он сам обратится к вам.

Внимательно выслушивать детей и реагировать на то, что они говорят о молитве и о процессе их обучения, — это лучший способ убедиться в том, что вы используете правильный метод. Пытайтесь понять саму суть их вопросов. Затем ответьте на них, стараясь разобраться в том, что именно волнует ваших детей. И будьте осторожны, вы можете, стремясь вовремя помолиться или увлекшись процессом обучения, упустить из виду страхи и сомнения детей или подтолкнуть их к тому, что они откажутся от молитвы. Лучше поговорите с детьми, помогите им разобраться в том, чего они не понимают, или вместе с ними поищите ответы на их вопросы в Библии. Самое главное, побеседовав с детьми, обратите их взоры к Богу, чтобы они поделились с Ним своими сомнениями, страхами и попросили у Него помощи. Безусловно, сохранение близких отношений между родителями и ребенком — это ключ к сохранению близких отношений между ребенком и Богом.

2. Прислушивайтесь, как молятся ваши дети, о чем они просят. Одни любят молиться вслух. Другие хотят молиться тихо или про себя. Одни быстро, словно за ними кто-то гонится, произносят всю молитву, а другие будут говорить и говорить. Одни постоянно молятся за своих близких, а для других это оказывается слишком трудно. Главное, чтобы мы не старались «подгонять» молитвы детей под определенный шаблон. Прислушивайтесь, чему они отдают предпочтение, и стройте свой учебный процесс в соответствии с их особенностями. Поощряйте их в том, что у них хорошо получается, и осторожно помогайте им в том, чему они еще не научились. Помните, что к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход.

3. Помните, что Бог создал различные типы личности и каждому человеку дал разные дары. Когда мы научимся разбираться в различных типах личности, мы сможем изменить наш метод обучения и воспитания в соответствии с особенностями нашего ребенка, потому что мы будем понимать, как он думает и действует. Хорошие книги по этому вопросу могут помочь нам понять характер нашего ребенка и распознать его таланты. (Две прекрасные книги: Cynthia Ulrich Tobias «The Way They Learn: How to Discover and Teach to Your Child’s Strengths»; Gary and Norma Smalley «The Treasure Tree, John and Cindy Trent».) Но помните: мы не должны «классифицировать» наших детей, воспринимать их характеры в рамках тех весьма размытых категорий, которые предлагают нам психологи. Каждый ребенок самобытен, а к этим категориям следует обращаться только для того, чтобы понять основные стороны их личности.

4. Помните, что темпы развития детей будут разными. Возрастание детей в вере и их развитие должны определять метод их обучения и переход с одной ступени на другую.

Каждому ребенку Бог предназначил занять свое, особое, единственное в своем роде место рядом с Ним и в Его Царстве. Наша роль в воспитании и обучении детей заключается в том, чтобы мы помогли им найти это место. В третьей части книги мы расскажем вам о ступенях обучения детей молитве и дадим советы, используя которые вы сможете переводить ребенка с одной ступени на другую. Однако мы не должны допускать, чтобы переход со ступени на ступень диктовал темпы развития.

Постановка цели

Процесс обучения и воспитания должен иметь цель. Эта цель одновременно является и вознаграждением за труд. Если наши дети берут уроки игры на фортепьяно, то цель такого обучения ясна — научиться играть на фортепьяно. Нелепо отдавать детей учиться музыке и не сказать им о цели уроков. Представьте, что ваши дети никогда не слышали игру на фортепьяно и не знают, для чего оно существует. И вот их заставляют сесть за этот инструмент, держать определенным образом руки и бить по клавишам. Это будет совершенно бессмысленный процесс до тех пор, пока ваши дети не узнают, что фортепьяно — это музыкальный инструмент, пока они не услышат, как прекрасно можно играть на нем, пока им не скажут, что цель их уроков и упражнений — научиться играть так же хорошо. Теперь ребенок будет знать, зачем он учится играть на фортепьяно. Точно так же мы должны позволить нашим детям узнать, какова цель (и польза) молитвы и чего мы стараемся достичь этими уроками и упражнениями — зрелой молитвенной жизни.

В Своей молитве, произнесенной во время вечери перед праздником Пасхи, Иисус определил конечную цель нашей жизни и одновременно показал, какие преимущества мы получаем, достигая ее: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

Ясно, что главная цель молитвы и самая высокая цель жизни наших детей — построить близкие отношения со своим Небесным Отцом. Молитва — это средство общения, которое поможет им налаживать эти отношения, дающие много преимуществ.

Наши методы обучения и личный пример должны помочь ребенку увидеть, что представляют собой и какие преимущества дают близкие отношения с Богом. Это позволит детям узнать, с какой целью мы учим их молиться. Когда они поймут ее и заинтересуются ею, возрастание в вере станет естественной составляющей ее достижения.

Посмотрим, каким образом мы можем заинтересовать детей в том, чтобы они укрепляли свои отношения с Богом.

1. Лучший Друг

Начнем с того, что поможем детям понять, что Бог хочет стать их лучшим Другом. Наши дети хотят иметь друзей, и Бог желает быть для них лучшим Другом. Эту цель можно было бы объяснить следующим образом: «Бог очень любит вас. Он хочет иметь с вами особые отношения, отличные от отношений с другими детьми. Крепкая дружба строится постепенно, день за днем. Бог хочет, чтобы вы приходили к Нему каждый день и просили Его помочь вам лучше узнать Его.

Если мы делаем это, у нас появляется сильное желание проводить с Ним время. Молитва становится одним из наших любимых занятий, которому мы посвящаем время потому, что хотим рассказать Господу обо всем. По мере того как мы все больше и больше времени проводим с Богом, Он становится для нас все ближе и ближе, так что молитва становится тем, чем она является в действительности — встречей с нашим лучшим Другом и Отцом».

Представляя детям такую картину, мы даем им понять, что молитва — это не монолог, который никто не слышит. Это беседа, в которой участвуют две стороны. Когда дети спрашивают: «Почему мы не видим Бога?», скажите им, что Бог не скрывается от нас, и что даже если мы не видим Его глазами, то можем увидеть Его сердцем, когда в молитве постигаем Его.

2. Быть тем, кем ты можешь быть

Бог желает, чтобы мы, согласно девизу Вооруженных сил США, «были теми, кем мы можем быть». Когда вы говорите своим детям о цели молитвы, напомните им об их способностях, которые отличают их от других детей. Вы можете сказать: «Всех людей Бог создал разными, и тебя Он одарил какими-то особыми способностями и талантами. Существует Божий замысел, и по этому замыслу ты сможешь реализовать себя. Если мы просим Бога даровать нам Его мудрость, научить нас жить, помочь нам возрасти духовно, то мы исполняемся Его Святого Духа и начинаем жить под Его водительством. Когда мы просим Бога руководить нами и стараемся следовать Его заповедям, мы обретаем счастье».

3. Счастливая жизнь

Главная цель, к достижению которой стремится каждый человек (и с этим согласится любой ребенок), — это счастливая жизнь. Такая же цель и у Бога: подарить нам счастье, основой которого было бы непосредственное общение с Ним. Вы можете рассказать об этой цели, используя любимое словечко подростков «супер». Начните следующим образом: «Бог — супер. Он все знает, Он видит одновременно всех и все. Он знает будущее и для Него нет ничего невозможного. Он хочет помочь тебе во всем. Он хочет, чтобы ты жил долго и счастливо, Он хочет наделить тебя мудростью, хочет помогать тебе, руководить тобой и научить тебя правильно вести себя в любой ситуации.

Для того чтобы человек мог получать от Бога помощь и быть счастливым, Бог позволяет ему молиться, т. е. разговаривать с Ним каждый день, просить Его обо всем и уповать на Него. Что бы ни случилось, как бы мы себя ни чувствовали, о чем бы мы ни думали, Бог хочет, чтобы мы обо всем рассказывали Ему, дабы Он мог помочь нам и явить нам Свою любовь. Чем больше мы молимся, тем больше Бог будет помогать нам».

Напомните своему ребенку, что в этом мире нет ничего совершенного. Бог сказал, что у нас будут и проблемы, и неприятности. Но если мы умеем молиться, Бог поможет нам преодолеть все трудности и обернет все нам во благо.

4. Прекрасные отношения с людьми

Иисус сказал, что самое главное в жизни — это любить Бога и своих ближних. Когда мы просим Бога помочь нам полюбить своих друзей и родственников и начинаем молиться за других, т. е. на первое место ставим нужды других людей, а не свои, просим Господа избавить нас от эгоизма, происходят удивительные вещи: люди начинают любить и понимать нас, а наша жизнь становится лучше. Мы и наши дети только тогда научимся по-настоящему любить людей, когда познаем Бога и позволим Ему учить и изменять нас.

Вы можете объяснить это детям следующим образом: «Вы хотите, чтобы к вам хорошо относились другие дети, чтобы они понимали вас? Когда вы лучше узнаете Бога, когда вы почувствуете Его любовь, вы научитесь любить, и это поможет вам наладить хорошие отношения со сверстниками. В результате у вас появятся добрые друзья. А позже, когда вы начнете задумываться о браке, вы будете иметь представление о том, что делает человека хорошим мужем или женой.

Вы научитесь ладить с людьми, любить всех, с кем работаете; ходить в церковь с теми, кто живет рядом с вами, и, в конце концов, станете уважаемым человеком, которого любят и ценят, и встретите понимание и поддержку. Все это происходит только тогда, когда мы лучше узнаем Бога, постоянно просим Его помочь нам любить людей, поддерживать с ними хорошие отношения, просим помочь другим».

Цели наших молитв похожи на блага, которые дает нам общение с Богом. Так оно и есть! Цели молитвы — наше благо. Понимание этих целей и благ поможет детям понять, к чему ведет молитва. И они загорятся желанием достичь этого.

Вопросы и задания

1. Вспомните четыре направления духовного развития ваших детей, о которых мы говорили в начале этой главы. Как ваши дети развиваются в этих направлениях? Какие направления требуют особого внимания?

 

2. Напишите имена всех своих детей. Под каждым именем перечислите пять особенностей каждого ребенка, которые отличают его от других детей.

 

Как знание этих особенностей ребенка может помочь вам повысить его интерес к молитве?

 

3. Сформулируйте своими словами цели молитвы.

 

Сравните их с целями, представленными в этой главе.

 

Спросите своих детей, что они думают о целях молитвы. В чем их представления о целях молитвы схожи с представлениями автора этой книги, или с вашими? В чем различны?

 

Темы для молитвы

• Благодарите Бога за то, что каждый ваш ребенок уникален.
• Просите Бога помочь вам быть преданным учителем своих детей.
• Просите у Бога мудрости, терпения, знаний и помощи, необходимых вам для того, чтобы привести своих детей к Богу.

Молитва ребенка

«Отец Небесный, благодарю Тебя за то, что Ты сотворил меня не таким, как другие дети. Помоги мне научиться молиться Тебе искренно, от всего сердца. Во имя Иисуса Христа, аминь».

К началу страницы

 

<< Глава 5 | Содержание | Глава 7 >>


Рик Осборн «Как научить детей молиться»Часть 2. Внимание!

 

Глава 7
Мама и папа — образец для подражания

Я не получал ответа на свои молитвы только на площадке для игры в гольф.

Билли Грэм

Однажды утром моя старшая дочь (ей тогда было семь лет) встала раньше обычного и увидела, как я молюсь. Она опустилась на колени и прижалась головой к моей груди. Я радостно поприветствовал ее и крепко обнял, а потом сказал, что она может остаться, но я должен закончить свою молитву. Я молился вслух, а она спокойно сидела и слушала меня. Так происходило каждое утро в течение почти целой недели. И какие значительные изменения произошли в ее жизни! Она стала более усердно учиться молитве.

Дети наблюдают за нами. И наши поступки производят на них большее впечатление, чем наши слова и нравоучения. Поговорка «Твои поступки говорят громче твоих слов» особенно актуальна в случае воспитания детей.

Помимо получения каких-то теоретических сведений — например, «что надо делать», «как это надо делать», «когда, где и почему это надо делать» — детям нужно, чтобы мы показали им, как следует применять полученные знания на практике, и помогли им самим делать это. Видя «жизнь в движении», дети понимают, как надо на практике применять принципы, которым их учат. Ставить в пример себя, воспитывая ребенка, особенно важно для того, чтобы малыш приобретал опыт и его молитвенная жизнь становилась богаче: если мы говорим, что нечто является важным аспектом его жизни, то это должно быть важным аспектом и нашей собственной жизни.

Мы, родители, приводя в пример себя, наставляем детей и являем им образ Божий. Не пугайтесь. Мы не должны быть совершенными для того, чтобы воспитать высоконравственных детей. В действительности эффективное наставничество требует признания Бога, его власти над нами. Попытки казаться совершенными приведут к обратным результатам, поскольку наши дети прекрасно знают, что мы таковыми не являемся. (Более подробно мы рассмотрим этот вопрос в гл. 9.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.11.93 (0.117 с.)