Как развивать умение молиться 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как развивать умение молиться



Ребенок может развить умение делать что-либо только постепенно. Когда дети еще маленькие, мы начинаем обучать их самым элементарным вещам и надеемся, что во взрослую жизнь они войдут хорошо подготовленными и смогут реализовать себя.

Процесс обучения молитве не является исключением. Сначала мы обучаем детей простым вещам — учим их молиться коротко — потом мы помогаем им вырасти духовно и достичь зрелости в молитвенной жизни к тому моменту, когда они соберутся покинуть родительский дом. Чтобы нам не сбиться с пути, стремясь к конечной цели, мы должны поставить перед собой промежуточные цели. Переходы от одной цели к другой можно назвать ступенями духовного роста, которые будут проходить наши дети.

Конечно, мы всегда должны помнить, что переход со ступени на ступень не должен диктовать темпы развития. Скорее, духовный рост должен диктовать переход с одной ступени на другую, поскольку процесс обучения молитве индивидуален для каждого ребенка, и его нельзя форсировать.

Самуил и Иисус

Типичные этапы духовного роста мы можем наблюдать в жизни Самуила, одного из величайших мужей, о котором рассказано в Библии, пророка, мужественно возвещавшего правду Божью и исполнявшего все повеления Господа. И ребенком он был тоже замечательным. Мальчик Самуил — один из немногих детей, о которых рассказано в Библии. Другой ребенок, о детстве которого мы имеем некоторое представление, — это Иисус. Интересно будет сравнить детские годы этих двух мальчиков.

1. Прежде чем Самуил родился, Анна посвятила его Богу, чтобы Он воспитал ее сына для Себя. Прежде чем Иисус был рожден, Бог отдал Его нам, чтобы мы вырастили Его в нашем мире для себя.

2. Когда Самуил родился, его мать воспела песнь хвалы Богу. Когда Мария зачала Иисуса, она воспела песнь хвалы, аналогичную песни Анны. Мария даже заимствовала кое-что из ее песни.

3. Оба мальчика получили мудрость от Бога и обрели благоволение в Его очах. Сравните стихи 1 Цар. 2:26 и Лк. 2:52.

4. Оба мальчика пережили поворотный момент в своей молитвенной жизни еще в детстве. Когда Самуилу было около двенадцати лет, с ним в храме заговорил Бог. Это был переломный момент в его отношениях с Богом. Когда Иисусу исполнилось двенадцать лет, Его трехдневное пребывание в храме стало поворотным моментом в Его отношениях с Богом. Когда родители наконец нашли Иисуса, Он на вопрос Марии ответил следующее: «…зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49; курсив мой. — Р. О.). Хотя Иисус по-прежнему был послушен Своим земным родителям, главная роль в Его воспитании перешла к Богу.

Мария, вероятно, нуждалась в образце, в соответствии с которым она могла бы воспитать Сына Божьего таким образом, чтобы Бог мог исполнить обетование, данное Аврааму. Таким образцом для нее был Самуил. Он может быть образцом и для нас.

Этапы развития Самуила

Детству Самуила в Библии посвящено шесть рассказов, соответствующих различным этапам его физического и духовного развития. Эти шесть этапов могут послужить нам образцом в деле воспитания детей, начиная от дня их рождения и до поры их духовной зрелости. Наши дети возрастают в вере так же, как и Самуил, т. е. постепенно, поэтому процесс обучения их молитве должен совпадать с этапами их развития.

Но прежде всего мы должны последовать примеру Анны и передать своих детей в Божьи руки. Мы не можем принять за них такое решение, однако посвящая их Богу, мы принимаем решение за себя. Такое посвящение (в любом возрасте) — не просто чтение молитвы. Это означает: мы берем на себя обязательство сделать все, что в наших силах, дабы воспитать детей и научить их следовать за Богом. Это подразумевает, что мы беремся (с Божьей помощью) научить детей вести такую жизнь, в центре которой будет Иисус, и помочь им установить отношения, близкие с Богом.

1. Забота и кормление (см.: 1 Цар. 1:10–23)

Анна кормила Самуила грудью до трех лет, в течение этого периода она заботилась о нем особенно нежно. В те времена женщины на Ближнем Востоке кормили детей грудью до трех лет и дольше. (Причина столь длительного кормления заключалась в том, что любое другое молоко в таком жарком климате быстро портилось.)

Если следовать примеру Анны, то первые три года жизни ребенка нужно лелеять его. Передавая жизнь ребенка в руки Бога, не оставляйте его одного. Заботьтесь о нем, кормите и одевайте его. С того самого дня, как вы узнали о зачатии ребенка, и хотя бы до того момента, когда ему исполнится три года, молитесь о нем кратко и просто, дабы он понял, что Бог любит его и заботится о нем. Начинайте регулярно знакомить его с простыми библейскими истинами, т. е. давайте ему «чистое словесное молоко» (см.: 1 Пет. 2:2). Вот эти истины: 1) Бог любит тебя; 2) все сотворил Бог; 3) Бог заботится о нас, и 4) молитва — это разговор с Богом.

Подумайте

Подумайте, как вы можете объяснить своим детям эти четыре истины (независимо от того, сколько им лет). Как вы можете продемонстрировать им Божью любовь или напомнить о ней? Каким образом вы можете напомнить детям о силе Бога и Его участии в их жизни? О Его желании общаться с ними?

 

2. Знакомство с Богом (см.: 1 Цар. 1:24–28)

Отняв Самуила от груди, Анна отвела его в храм, чтобы он жил там:

…И я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу.

1 Цар. 1:28

Решение Анны можно назвать категоричным, однако главное заключается в том, что она отдала своего сына Богу.

На втором этапе, который охватывает период от четырех до шести лет, мы должны активно учить детей Божьим заповедям и помочь им посвятить себя Господу.

В начале этого этапа перед сном или в любое другое время, когда у детей появится желание, мы должны молиться вместе с ними (так, чтобы они понимали, что мы молимся за них), или пусть они повторяют за нами простую молитву. К концу этого этапа они должны научиться молиться простыми словами.

Не спешите переходить с ребенком от одного вида молитвы к другому. Убедитесь, что он хочет научиться большему, и тогда переводите его на следующую ступень обучения. Например, когда для вашего ребенка пришло время не просто слушать ваши молитвы, а повторять их за вами или уже не повторять их, а молиться самому, попробуйте в течение нескольких вечеров чередовать различные виды молитвы.

Прежде чем начать молиться, спросите ребенка, о чем он хочет поговорить с Богом. Спросите его, что он хочет сказать в молитве, и подскажите ему, о чем он может побеседовать с Богом: о каких-то событиях дня или о вещах, которыми он интересуется в данное время, о каких-то особых случаях, о своих нуждах или желаниях, о друзьях или родственниках, нуждающихся в молитве. Также он может поблагодарить Бога за те хорошие события, которые произошли в течение дня. Это поможет ребенку понять, о чем и как молиться, но наиболее важно научить его за все благодарить Бога и уповать на Него.

Главное, о чем должен узнать ребенок на этом этапе, — какое место в нашей жизни занимает Бог и молитва, какова цель молитвы. Он должен понять, что молиться надо ежедневно в течение всей жизни, что Бог позволяет нам познавать Себя и принимать Его помощь и заботу. На данном этапе детям следует усвоить пять истин:

1. Бог слышит наши молитвы.
2. Бог хочет быть нашим Другом.
3. Бог говорит, чтобы мы каждый день рассказывали Ему, о чем мы думаем, в чем нуждаемся.
4. Молитва имеет огромное значение.
5. Бог хочет, чтобы мы молились и за других людей.

Когда вы учите детей этим истинам, старайтесь разговаривать с ними ласково и так, чтобы им было интересно вас слушать. Но будьте кратки. Молитесь о том, что их волнует. Укажите им, но ненавязчиво, на серьезные вопросы. Если ваш ребенок во время молитвы крутится, открывает глаза или отвлекается, убедите его сосредоточиться. Он должен быть серьезен.

3. Божья забота (см.: 1 Цар. 2:18–21)

В этом отрывке, повествующем о детстве Самуила, мы видим, что Самуил был обеспечен всем необходимым, так как мать шила и приносила ему каждый год одежду для служения в храме. У священников не было собственной земли, на которой они могли бы работать и жить на доходы с нее. Их уделом было служение Богу. Однако в предыдущих стихах говорится о негодных сыновьях Илия. Вместо того чтобы довериться Богу, они сами добывали себе пропитание, нарушая Божьи установления и грабя Его народ.

В конце этого отрывка сказано: «отрок Самуил возрастал у Господа» (см.: 1 Цар. 2:21). Самуил узнал, что Бог заботится о нем. Ваш ребенок должен знать, что если он возрастает в вере и следует Божьим заповедям, Бог будет заботиться о Нем, удовлетворять его нужды и отвечать на его молитвы. В Библии сказано, что мы любим Бога, потому что Он прежде возлюбил нас.

На третьем этапе, т. е. в возрасте от семи до девяти лет, дети должны увидеть, что Бог любит их и заботится о них. Именно теперь они должны слушать ваши рассказы о том, как Бог отвечает на ваши молитвы, и начать собирать свои собственные. Они должны просить Бога о конкретных вещах, чтобы получать конкретные ответы и помощь. На этом этапе ребенок молится самостоятельно, но руководствуясь вашими подсказками и заручившись вашей поддержкой и помощью. Он должен обдумывать свои желания и нужды, научиться просить Бога, чтобы Тот помог ему и позаботился о нем.

Эти два совета будут полезны вам, когда вы захотите помочь своим детям помолиться.

Первый: попробуйте предложить детям помолиться необычным образом. Речь идет о молитве, построенной по типу игры в пинг-понг. Ребенок сам молится о своих нуждах, потом вы молитесь за него, затем опять молится он и т. д.

Второй: подробно обсудите, о чем следует помолиться. Сядьте и поговорите с ребенком о том, что произошло с ним в течение дня. Узнайте, что его тревожит, беспокоит, чего он хочет, что ему нужно, так вы сможете составить список того, о чем должны будете рассказать Богу в молитве. Затем помолитесь.

Именно на этом этапе вы должны научить детей уповать на Бога. Для этого необходимо убедить детей в Божьей любви и в готовности Господа заботиться о них, рассказать им о Его сущности. Здесь вам помогут соответствующие стихи из Библии, которые можно будет читать вместе с детьми каждый вечер. (Например, Пс. 36:25; Ис. 26:3; Ин. 16:24.) Кроме того, помогите детям понять Божьи ответы на их молитвы и составить истории об услышанных молитвах, укрепив тем самым их веру.

4. Развитие личности (см.: 1 Цар. 2:22–26)

Во 2-й главе Первой книги Царств мы читаем о конфликте Илия с его сыновьями, причиной которого послужило их поведение и худая молва о них. Они не слушали своего отца. О Самуиле же, напротив, дается доброе свидетельство: «Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей» (1 Цар. 2:26).

На четвертом этапе (это приблизительно 10–11 лет) наши дети должны научиться молиться и подчинять себя Божьей воле. Они должны узнать, что Бог хочет дать им мудрость, хочет руководить ими и помочь им реализовать себя. На этом этапе дети должны научиться молиться о своем духовном росте. В этом возрасте для них важно узнать, что Библия говорит о том, как мы должны вести себя, чего Бог ожидает от нас.

На этом этапе дети стремятся молиться самостоятельно. Вам по-прежнему нужно быть рядом с ними, чтобы в случае необходимости помогать им и побуждать их молиться регулярно. Но делайте это не всегда, а лишь время от времени и только поначалу, чтобы внести разнообразие и при необходимости помочь детям.

И на этом этапе по-прежнему важно посидеть у кровати ребенка и поговорить с ним о молитве. Расскажите ему о своей молитвенной жизни; о своем возрастании; о том, чему вы научились или учитесь; спросите, что сейчас происходит в его жизни. Вы можете подсказать ему, о чем он должен молиться и как он должен молиться об этом. Когда ваш ребенок начнет молиться самостоятельно, он, возможно, захочет, чтобы вы посидели рядом с ним и послушали его молитву. Или же он захочет произнести вслух обычную молитву, а затем о чем-то помолиться про себя. Прекрасно. Ребенок учится общаться с Богом и говорить Ему о тех вещах, о которых он не хочет разговаривать ни с кем другим. В конце концов ваш ребенок захочет, чтобы вы оставили его одного, чтобы он смог помолиться самостоятельно.

На этом этапе помогите ребенку увидеть его рост. Никогда не критикуйте его, говоря: «Лучше бы ты помолился об исправлении своего характера (или ошибок)». Дружески ободрите его, скажите ему о том хорошем, что вы видите в его характере и похвалите за то, как он возрастает в вере. Не следует отправлять ребенка молиться самостоятельно перед сном. На этом этапе молитва перед сном становится прекрасным временем общения для вас и вашего ребенка. Пренебрежение совместной молитвой может привести к печальным последствиям.

Подумайте

Напишите, что вы можете сказать своему ребенку, если хотите ободрить его. В каких сферах жизни вы видите его рост? Скажите ему об этом.

 

5. Общение, водительство и послушание (см.: 1 Цар. 2:27–3:18).

В этом отрывке мы читаем о том, как некий человек Божий возвещает Божий суд над сыновьями Илия за их поведение в храме и над Илием, который не принимал никаких мер, чтобы обуздать своих сыновей. Суть дела заключалась в следующем: сыновья Илия пренебрегали возможностью быть рядом с Богом и познавать Его. Они не дорожили Божьими заповедями и Его водительством, не исполняли Божьих законов, постоянно противясь Божьей воле, делая то, что было злом.

Далее следует еще одно свидетельство о возрастании Самуила (1 Цар. 3:1–18). В этом отрывке сообщается о том, как мальчик Самуил услышал Божий голос. Три раза он слышал Его голос и думал, что его зовет Илий, и подходил к пророку узнать, зачем тот звал его. На третий раз Илий понял, Кто зовет мальчика, и сказал Самуилу, чтобы он, если снова услышит голос, ответил: «…говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Цар. 3:9). Самуил так и поступил, и Господь сказал ему о том, что ожидает Илия и его сыновей. Утром Самуил, как обычно, исполнял свои обязанности. Когда же Илий попросил его рассказать, о чем говорил Бог, мальчик, даже если и боялся, поведал ему обо всем.

Противопоставление очевидно. В отличие от сыновей Илия, Самуил дорожил возможностью познавать Бога и находиться в Его присутствии. Он хотел подчинить свою жизнь Божьей воле и был послушен Господу.

Рассказ о детстве Самуила заканчивается следующими словами (которые подводят его, а вместе с ним и нас, к шестому этапу — к духовной зрелости):

И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним. И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме через слово Господне. И было слово Самуила ко всему Израилю…

1 Цар. 3:19–4:1

Когда наши дети достигнут подросткового возраста, они должны знать, что им совершенно необходимо следующее:

1. Искать Бога, просить Его помочь им познать Его и Его Слово, учиться общаться с Ним.
2. Вручить свою жизнь Богу, просить у Него мудрости и водительства (в достижении конечной цели и в решении менее значительных проблем).
3. Просить Бога о том, чтобы Он сделал их способными во всем покоряться и следовать Ему.

Мысль о необходимости постоянной молитвы, т. е. молитвы на протяжении всего дня, нужно подчеркивать на всех этапах, однако на пятом этапе обучение детей такой молитве становится главной задачей родителей. Если ваши подростки не научились немедленно рассказывать Богу обо всем, что происходит в течение дня, то вечерняя молитва, и вообще сама молитва, потеряет для них свою ценность. Невозможно искренно обращаться к Богу в вечерней молитве, если в течение всего дня вы ни разу не вспомнили о Нем. Основой нашей жизни должно быть общение с Богом, на нем все строится, и из него все проистекает. Поэтому время перед сном больше уже не является для вас и ваших детей «тренировочным полем». Вы руководите своими детьми и помогаете им каждый день, каждую минуту, то есть в течение всей жизни.

6. Духовная зрелость (см.: 1 Цар. 3:20–21)

Это последнее свидетельство о жизни Самуила относится к поре его физической и духовной зрелости. Самуил уже больше не жил в храме, где он общался только с Илием и своими родителями. Он жил среди израильтян. «И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним. И было слово Самуила ко всему Израилю» (1 Цар. 3:20–4:1).

На этом заключительном этапе наши дети достигают духовной зрелости, т. е. они исполняют Божью волю, слушают Его голос, общаются с Ним, и жизнь их наполнена смыслом.

Когда ваши дети сталкиваются с трудностями, помогите им, поддержите их словами, способными ободрить их. Воспользуйтесь этой возможностью и побеседуйте с детьми (как вы делали это раньше), расскажите им о том, как Бог ответил на какую-нибудь вашу молитву, направьте их взор к Богу, предложите им свою помощь и помолитесь вместе с ними.

Если дети прошли первый этап обучения молитве, то они будут подготовлены к тому, чтобы пройти пятый и шестой этапы. Они будут знать, что Бог любит их и желает для них только самого лучшего, что Он сотворил их и руководит ими, что Он заботится о них и отвечает на их молитвы. У них появится уверенность в том, что они могут изменяться, учиться и возрастать во Христе, что они реализуют весь потенциал, заложенный в них Богом. Проще говоря, если мы обучали детей молиться постепенно, то они на все сто процентов готовы к заключительному этапу — к достижению духовной зрелости.

Возможно, у многих читателей есть взрослые дети, которые находятся на ступени духовного роста, не соответствующей их возрасту. Ничего страшного. Возраст значения не имеет. Например, я, размышляя о своем духовном развитии, вспоминаю следующие ступени духовного роста, которые я прошел уже в юности:

1. Узнал, что Бог любит меня.
2. Узнал, что надо молиться и начал учиться молитве.
3. Научился принимать Божью любовь, узнал, что Бог отвечает на мои молитвы и удовлетворяет мои нужды.
4. Узнал, что Бог хочет, чтобы я уподобился Ему и что Он поможет мне изменяться и возрастать духовно.
5. Начал развивать отношения с Богом. Узнал, что есть Божий замысел, и начал искать Его лица.
6. Научился быть послушным Его Слову и Его водительству.

Процесс обучения детей молитве начинается со знакомства с Божьей любовью, дальше дети учатся слушаться Бога и общаться с Ним, потом они учатся исполнять Его волю. Независимо от того, сколько лет вашему ребенку, начните обучать его молитве с рассказа о Божьей любви и двигайтесь дальше. Дети постарше, возможно, будут развиваться быстрее. Но не забывайте следить за тем, на каком этапе они находятся и как Бог руководит ими. Вы не можете подталкивать детей ради того, чтобы их духовное развитие соответствовало их физическому возрасту. Вы должны наблюдать за тем, как они возрастают в познании Бога, и переводить их со ступени на ступень.

Если вы начинаете учить детей молитве, когда они находятся в переходном возрасте, то, возможно, вы не пожелаете следовать всем тем указаниям, которые даются в этой книге относительно совместной молитвы с детьми. Например, вашему четырнадцатилетнему сыну или дочери не понравится идея молитвы, построенной по принципу игры в пинг-понг. Они, может быть, захотят помолиться с вами, или послушать вашу молитву, или же просто посидеть и поговорить с вами. Может быть, они захотят сами прочитать эту книгу. Помните, детей нельзя подталкивать, это особенно важно, когда вы имеете дело с подростками. Бог никого не подгоняет. Он с любовью привлекает к Себе человека и делает это настолько активно, насколько активно стремится к общению с Ним сам человек. Самое лучшее, что вы можете сделать, — это рассказать подростку некоторые истории из собственной жизни, когда вы находились на четвертом этапе духовного роста, что послужит ему дружеской поддержкой и ободрением.

Возмездие за грех — смерть, но если ваши дети будут расти духовно так, как это делал Самуил, то они обретут жизнь вечную.

Задание: ступени духовного роста и молитва

Возьмите лист бумаги, в верхней части листа напишите имена всех своих детей. Затем напишите, на какой ступени духовного роста, по вашему мнению, находится каждый из них. Что каждый из них должен узнать о молитве, находясь на данной ступени? О Боге? Каким образом вы можете помочь им обрести это знание?

 

Вопросы

На какой ступени духовного роста находится ваш ребенок, а на какой вы хотели бы видеть его?

 

Напишите, что вы можете сделать для того, чтобы помочь ребенку перейти на следующую ступень духовного роста.

 

Темы для молитвы

• Благодарите Бога за то, что вы и ваши дети можете каждый день в молитвах приближаться к Нему.
• Просите Бога показать вам, что вы должны сделать для того, чтобы помочь детям достичь духовной зрелости.
• Просите Бога укрепить веру детей и пробудить в них желание больше познавать Его.

Молитва ребенка

«Дорогой Отец Небесный, я хочу лучше узнать Тебя. Пожалуйста, покажи мне, как я могу больше узнать о Тебе. Помоги мне проводить больше времени в общении с Тобой. Во имя Иисуса Христа, аминь».

К началу страницы

 

<< Часть 3 | Содержание | Глава 11 >>


Рик Осборн «Как научить детей молиться»Часть 3. Начали!

 

Глава 11
Знакомство с Богом

Если наша жизнь не такая, какой она должна быть по замыслу Божьему, то причина этого кроется в нашем неверии в любовь Божью, в силу Божью и в исполнение обетований Божьих.

Эндрю Мюррей

Рассмотрим две интерпретации молитвы Господней (см.: Мф. 6:9–13). Они продемонстрируют, как по-разному можно понимать, Кто есть Бог. Приведенный пример докажет, что по нашим молитвам и по тому, чего мы ожидаем от них, можно судить о том, в какого Бога мы и наши дети верим на самом деле.

«Наш совершенный, любящий Отец, пребывающий на небесах, — в месте света и радости, — где царит счастье, где нет печали и зла. Да святится имя Твое, ибо каждый человек должен видеть Твое величие. Да приидет Царствие Твое, Царство правды и блаженства, сюда на землю, и освободятся люди, чтобы стать Твоим возлюбленным народом. Да будет воля Твоя, чтобы здесь на земле люди могли жить в совершенном мире и быть счастливы так же, как и на небе, где люди подобны Тебе, безусловно любят друг друга и наслаждаются всем, что Ты приготовил для них. Прошу Тебя, удовлетвори наши насущные нужды, как Ты всегда чудесным образом удовлетворял их. Прости нам наши грехи и несовершенства, потому что Ты даруешь нам способность возрастать, и потому что мы любим и прощаем тех, кого Ты ввел в нашу жизнь…»

«Наш всевидящий Отец Небесный. Имя Твое свято, и познать Тебя невозможно. Да приидет Царствие Твое, чтобы были уничтожены все, кто не покоряется Тебе. Да будет воля Твоя навязана каждому человеку на земле так же, как и на небе, где все наконец-то будут совершенны. Хлеб наш насущный дай нам на каждый день, чтобы мы не умерли с голоду. (Я не хочу обременять Тебя своими просьбами.) Прости мне мои грехи (не дай мне оказаться в аду), как и я прощаю этим отвратительным грешникам…»

Мы должны показать своим детям, каков есть Бог и что Он готов сделать для них. Если они не верят, что Бог любит их, либо считают, будто Он, глядя на них, прикидывает, оправдают ли они Его надежды, то их молитвы не будут иметь никакого значения. Дети не научатся общаться с Богом и не достигнут никаких положительных результатов. Они должны узнать от нас, что Бог благ и что Он действует в соответствии со Своей волей.

Бог создал нас, чтобы мы общались с Ним. Когда наши дети действительно поймут, Кто такой Бог и что Он желает сделать для них, им будет нетрудно научиться общаться с Ним и молиться так, чтобы Он отвечал на их молитвы.

Объясните детям следующие пять истин о Боге, это поможет им возрасти духовно. В этой главе предлагаются советы, которыми вы можете воспользоваться, чтобы помочь детям усвоить эти истины, а также стихи из Библии, которые вы можете прочитать или выучить вместе с детьми наизусть.

Бог — вечный Творец

Вот несколько самых распространенных вопросов, которые дети задают о Боге: кто сотворил Бога? Откуда Он пришел? На кого Бог похож? У Него есть друзья или Он живет совсем один?

Детям нужно иметь начальные знания о Боге с того момента, когда они начинают понимать, о чем мы говорим. Вот истины, которые они должны знать:

• Бог создал все видимое и невидимое.
• Существует только один Бог. Он всемогущ. Он всезнающ и вездесущ.
• Бога никто не сотворил, Его никто не родил. Бог создал время, наделил человека даром творить, определил всему сущему начало и конец. Мы думаем, что все должно иметь начало и конец только потому, что Бог определил начало и конец нашего мира, но Он выше собственного творения.

Советы

Когда мы объясняем детям, Кто такой Бог, особенно важно помочь им разобраться в тех Его качествах, которые нам трудно осознать. Говоря им, что Бог существовал всегда, все знает, все может и пребывает одновременно повсюду, можно использовать такое средство, как аллегория.

Я люблю сравнивать наши попытки познать Бога с действиями двух маленьких хомячков. Они, сидя в стеклянном ящике, спорят о том, действительно ли существуют вещи за пределами ящика. Стенки ящика не позволяют им дотронуться до этих вещей, из чего хомячки заключают, что эти вещи не настоящие, что перед ними всего лишь некая картинка. Они не обладают ни достаточной информацией, ни способностью осмыслить эту информацию. Но это вовсе не означает, что снаружи ничего нет. (Вы можете воспользоваться этой аллегорией, заменив хомячков животными, которые живут у вас дома.)

Когда вы хотите объяснить детям, каким образом Бог может находиться одновременно повсюду, знать все, что происходит в любом месте, слышать сразу все молитвы, укажите им на хомячков, запертых в клетке. Каждый ребенок, созданный Богом, уникален, но все же ограничен в своих возможностях. Господь не наделил человека способностью находиться сразу в нескольких местах, а также наложил на него и другие ограничения. В Библии сказано, что Бог всезнающ и вездесущ. Для Него нет ничего невозможного. Когда Он создавал вас, Он не дал вам право находиться в нескольких местах одновременно, предназначил вам знать только то, чему вас научат, и исполнять только определенные обязанности. Поэтому глупо, глядя на самих себя, говорить, что Бог должен быть ограничен в Своих возможностях только потому, что мы ограничены в своих.

Если рассуждать о способности людей постигать тайны мироздания, то нас можно сравнить с этими хомячками, живущими в стеклянном ящике. Библия говорит, что мы не можем даже представить, что Бог приготовил для нас после того, как мы оставим этот мир. А до тех пор Он предпочел ограничить наши возможности.

Ключевые библейские стихи

Предлагаем вам ключевые стихи из Библии, которые дети могут прочитать (и запомнить). Эти стихи помогут им понять, что Бог вездесущ, всемогущ и всезнающ.

Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс. 138:7–10; см.: Иер. 23:23–24).

…О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного… (Иер. 32:17; см.: Иов. 42:2 и Лк. 1:37).

Велик Господь наш, и велика крепость Его, и разум Его неизмерим (Пс. 146:5; см.: Пс. 43:22, Ис. 46:10).

Ответ детей Создателю

Три истины: 1) существует только один Бог; 2) Бог — Творец и Владыка всего сущего; 3) Он вечен, для Него нет начала и конца — основа элементарного представления о Боге. Мы должны понимать, что познакомиться с Богом дети смогут, только общаясь с Иисусом Христом. Дети уже в трехлетнем возрасте могут решить признать Иисуса Христа Спасителем. Вот несколько советов, которыми вы можете воспользоваться, чтобы познакомить своего ребенка с Богом.

1. Прочитайте ребенку историю о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа.

2. Прочитайте ему стих Ин. 3:16, а затем объясните, что никто из нас не совершен, что все мы иногда поступаем неправильно. «Это называется грехом, и грех не позволяет нам называться детьми Божьими. Наказание за грех — смерть и отделение от Бога. Но Бог послал на землю Сына Своего Единородного, чтобы Он умер на кресте за наши грехи. Иисус занял наше место. Итак, если мы просим Бога простить нам наши грехи, потому что Христос уже умер за них, то Он простит. Он сделает нас Своими детьми».

3. Спросите ребенка, не хочет ли он прямо сейчас попросить Бога простить его и сделать его Своим чадом. Говоря «прямо сейчас», вы все же оставляете за ребенком право сделать это в следующий раз, если он еще не готов к покаянию. Если он скажет «нет», то прочитайте ему эту историю в другой раз. Бог исполнит его Святым Духом. Если же ваш ребенок согласится, то пусть он произнесет эту простую молитву: «Господи, я знаю, что поступал неправильно и плохо. Я сожалею об этом. Я знаю, что Иисус умер за мои грехи и воскрес из мертвых. Я знаю, что Он — Господь всего сущего. Прости меня, Боже. Помоги мне уповать на Тебя, быть послушным Тебе и всегда делать правильный выбор. Благодарю Тебя за то, что Ты любишь меня и сделал меня Своим чадом. Во имя Иисуса Христа, аминь».

Затем порадуйтесь вместе со своим ребенком. «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10). Небеса радуются. Вы тоже порадуйтесь. Отметьте «день рождения свыше» вашего ребенка, который теперь стал чадом Божьим (см.: Ин. 1:12).

Подумайте

1. Почему ребенку так важно знать, что Бог — его Творец?

 

2. Как принятие этого факта может отразиться на его повседневной жизни?

 

2. Бог любит нас

Хорошо известный стих Ин. 3:16 начинается так: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал…» Этот поступок был продиктован любовью, любить — значит отдавать. Апостол Павел сказал, что любящий Бог желает быть щедрым: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32). Когда мы говорим детям, что Бог есть любовь и что Он любит их, необходимо помочь им понять истинный смысл этих слов: Господь не просто хорошо относится к ним, нет, Он щедр к ним. И Он хочет, чтобы они были такими же щедрыми, как Он (см.: 1 Ин. 3:16–18).

Наши дети должны знать, что Бог, Который есть любовь, любит их сильнее, чем они могут представить себе, никогда не устает и не отказывается помогать им. Когда Бог говорит: «Я люблю тебя», слово «люблю» означает прежде всего действие.

Советы

Всегда напоминайте ребенку о Божьей любви. И до, и после молитвы говорите ему, что Бог любит его. Затем расскажите, что Бог делает для него из любви к нему (постарайтесь связать свои утверждения с тем, о чем ребенок недавно молился):

«Бог любит тебя, Он слышит твои молитвы и отвечает на них. Он знает, что Ты хочешь велосипед».

«Бог любит тебя и хочет помочь тебе решить твои проблемы: например, помочь тебе помириться с твоим другом».

«Бог любит тебя и хочет, чтобы ты был счастлив».

Чтобы дети усвоили, что любовь подразумевает действие, начните делать своим домашним «подарки любви». Это могут быть приятные сюрпризы, преподнесенные с любовью. Решите, когда вы будете дарить своим родным «подарки любви», но ничего не говорите об этом. Дети могут помогать вам. Это позволит им не только усвоить, что любить значит совершать определенные поступки, но и узнать, какую радость испытывает человек, когда заботится о ком-либо и видит, как его любят другие.

В Библии говорится о том, что Бог дает нам больше, чем мы просим или о чем можем помышлять. Часто Бог поражает нас Своими ответами. Когда это происходит, мы можем сказать, что Бог преподнес нам «подарок любви».

Ключевые библейские стихи

Этот стих свидетельствует о Божьей любви к нам:

«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1; см. также: Рим. 8:32 и 1 Ин. 4:16).

Бог милостив и благ

Мы получаем благодать независимо от того, заслуживаем мы ее или нет. Когда мы говорим, что Бог благ и милостив, мы имеем в виду то, что Он отвечает на наши молитвы и удовлетворяет наши нужды, даже если мы не заслуживаем этого. Он делает это потому, что любит нас, хочет помогать нам, потому, что такова Его воля. По Своей милости Он не наказывает нас, хотя мы этого заслуживаем (потому что грешны). Благодаря Его милосердию мы можем «приступать с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16).

Бог многомилостив, об этом должен знать каждый, кто желает возрастать в вере и получать ответы на свои молитвы. Иногда мы думаем, что Бог слышит нас, потому что мы хорошие или потому что мы из числа Его любимцев. Или наоборот: мы боимся просить Бога или уповать на Него, потому что не так хороши, как должны быть, или думаем, что Бог недоволен нами. Бог побуждает нас стремиться к совершенству и творить добро, Он в Иисусе Христе является нашим другом, а не судьей, который, сидя на стадионе с секундомером в руках, оценивает наши результаты.

Когда мы (или наши дети) с молитвой обращаемся к Богу и о чем-то просим Его, мы не должны уповать на свои добрые дела или заслуги. Бог дал нам возможность обращаться к Нему, потому что Он хочет слышать нас и отвечать нам независимо от того, на какой ступени духовного роста мы находимся, как мы оцениваем себя и чего мы достигли. Его ответ зависит от Его милосердия, а не от наших заслуг. Поэтому мы всегда можем смело обращаться к Нему и получать Его помощь. Мы ничего не заслужили, но Бог желает оказать милость просящим у Него. Как написано в Послании к Евреям, мы «приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость…» (Евр. 4:16; курсив мой. — Р. О.).

Если дети понимают это, то им легче воспринимать Бога как Друга, Который с любовью помогает им развиваться, а не как Судью, требующего совершенства и строго судящего их за ошибки.

Советы

Установите в семье день «милости». Выберите какой-нибудь день и объясните детям, что означает слово «милость». Скажите им, что в течение этого дня все надо делать из любви, а не по принципу «заслужил — не заслужил». Это будет очень забавно и весело, если вы последуете нашим советам. Всех домочадцев просите проявлять милосердие друг к другу. Иными словами, если ребенок у вас что-то попросит (в пределах разумного, конечно), вы ответите ему, исходя только из двух соображений: 1) Есть ли у меня возможность удовлетворить его просьбу? 2) Полезно ли это для него? При этом не имеет никакого значения, заслужил он исполнение своего желания или нет, сделал он домашнее задание или нет, убрался он в своей комнате или нет. Если же вы попросите своего ребенка сделать что-нибудь для вас, никакие отговорки с его стороны, типа: «Я недавно делал это», или «Сегодня не моя очередь», или «Я ненавижу делать это» — не должны приниматься. Он может отвечать только: «Хорошо».

Устроить такой день могут и дети. Сначала, возможно, они будут «бомбардировать» друг друга требованиями, но потом все войдет в свою колею. Просьба должна начинаться со слов: «Я прошу у тебя милости».

Устроить день «милости» — хороший способ напомнить детям о милосердии Божьем, а также научить их быть милосердными к другим, чего и требует от них (и от нас) Господь. Представьте себе семью, в которой все помогают друг другу из любви, потому что решили быть милосердными.

Ключевые библейские стихи

Вот несколько замечательных стихов, которые напоминают нам о Божьей милости:

Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36; см. также: Евр. 4:16).

Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие.

Дан. 9:18

Бог верен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.099 с.)