Изменения в составе Крестовоздвиженской общины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения в составе Крестовоздвиженской общины



В сентябре 1855 в составе Крестовоздвиженской общины произошли значительные изменения.

Главная начальница общины Александра Стахович с разрешения Великой княгини Елены Павловны уехала в Санкт – Петербург. Истинной причиной служило то, что Стахович уже долгое время не находила общего языка с Пироговым как с руководителем общины, была в конфликте с некоторыми сестрами, что очень вредило делу.

По мнению Пирогова и многих сестер, первая начальница общины Александра Стахович была выбрана в спешке и неудачно. Она была истинно чиновничьей натурой: требовала от сестер, чтобы пред ней преклоняли голову и называли ее «Госпожой начальницей». Стахович плела интриги и распускала сплетни. «Как официальная начальница общины, Стахович занималась гораздо более администрацией общины, чем распределением и учением, как обходиться с ранеными», - писал Пирогов.

Когда слухи о разногласиях в общине, возникших по вине начальницы, стали доходить до Петербурга, обеспокоенная Елена Павловна обратилась с просьбой к сердобольной сестре Екатерине Хитрово взять на себя управление общиной. Хитрово прибыла в Крым в начале сентября 1855.

Еще одной сестрой, которая неустанным трудом по уходу за ранеными завоевала огромный авторитет в общине и имела высокое нравственное влияние на сестер, была Екатерина Бакунина. В период правления Стахович, организаторские способности Бакуниной оставались в тени, ибо Бакунина всецело предалась делу ухода за ранеными. С отъездом Стахович Бакунина вместе с Хитрово взялись за дирекцию общины.

Пирогов: «Как только Хитрово и Бакунина взялись за дирекцию общины, тотчас же в сестрах обнаружилось влияние совсем иного духа. Вскоре водворилась тишина, порядок и строго установленная деятельность во всех их действиях».

Взамен выбывших некоторых сестер 1-ого отделения в состав общины вошли новые сестры, прибывшие из Санкт- Петербурга. Руководила ими также прибывшая из Петербурга старшая сестра Елизавета Карцева, которую Пирогов называет очень значительною личностью. Когда Карцева подключилась к работе, «то уж была введена настоящая гармония в воззрениях и в действиях общины»,- пишет Пирогов.

«Это три сестры милосердия - Хитрово, Бакунина и Карцева, которые впоследствии были названы «тремя столпами общины». А время, когда они вместе работали в общине, с сентября 1855 по февраль 1856, будет названо «самым лучшим периодом существования общины во всей ее истории...»

Перемены, произошедшие в общине с октября 1855 по февраль 1856, имели огромное прогрессивное значение для дальнейшего развития сестринского дела. Прежде чем обратиться к деталям этих перемен, следует вспомнить о личностях, стараниями которых эти перемены были достигнуты.

Екатерина Хитрово. (?- 1856) Екатерина Александровна Хитрово до приезда в Крым в сентябре 1855 была старшей сестрой Одесской общины сердобольных сестер. Когда 10 апреля 1854 года англо - французский флот бомбил Одессу, она была в числе тех, кто принимал раненых солдат в больнице своей общины и ухаживал за ними до полного излечения. В сентябре 1854 Хитрово и ее коллеги по общине заботились о солдатах и матросах, раненых в сражении на реке Альма.

После отъезда Стахович Хитрово вступила в должность начальницы общины. В отличие от бывшей начальницы, Екатерина Хитрово не жила одними приказаниями и контролем. Она сама была сестрой милосердия и стояла ближе к сестрам и практическим действиям.

«Хитрово не Стахович, - писал Пирогов 20 октября 1855,- она сама ходит на дежурства, не стыдится скатывать бинты и перевязывать больных и не величает себя превосходительством, и не хочет быть главной начальницей общины, а просто - старейшею сестрой…»

Исполняя свои сестринские обязанности, Екатерина Хитрово заразилась тифом и скончалась в Симферополе 2 февраля 1856 года - совсем немного не дожив до окончания войны. Ее тело на военном корабле было перевезено в Одессу и предано земле там, где начиналась ее милосердная деятельность.

Екатерина Бакунина (1812-1894). Екатерина Михайловна Бакунина родилась в 1812 году в дворянской семье в Санкт- Петербурге. Ее отец был губернатором С.-Петербурга, дядя ее матери, Михаил Кутузов, был генералом - фельдмаршалом русской армии. В юности Бакунина получила блестящее образование и воспитание, проводила много времени в путешествиях, театральных постановках, занятиях музыкой и живописью. Но самое большое влияние на ее мировоззрение оказали передовые революционные идеи того времени, к которым был близок ее двоюродный брат Михаил Бакунин - один из идеологов революционного народничества в России, организатор «Альянса социалистической демократии».

В 1853 году, когда началась Крымская война, Екатерине Бакуниной исполнился 41 год. По одной версии медицинская деятельность Бакуниной началась в ноябре 1854 года, когда она вступила в Крестовоздвиженскую общину. По другой версии - она начала готовить себя к миссии сестры милосердия годом раньше и «для испытания самой себя, она ежедневно посещала самые отвратительные госпитали Москвы».

Перед выездом на фронт Бакунина прошла медицинскую подготовку в Петербурге на базе 2-го Сухопутного госпиталя. Готовя себя к предстоящим обязанностям, она часто присутствовала на хирургических операциях.

В осажденный Севастополь Бакунина прибыла 17 января 1855 года в качестве старшей сестры 3-его отделения сестер Крестовоздвиженской общины. Сразу же по приезду ей было поручено управление общиной. Пирогов: «Но лишь только туда прибыла Стахович со своими сестрами, Бакунина отказалась от управления. Стахович как официальная начальница общины занималась гораздо более администрацией общины, чем распределением и учением, как обходиться с ранеными. Бакунина, напротив, тотчас с увлечением предалась всецело служению больным и с полным самоотвержением несла эту службу. Она сделалась примером терпения и неустанного труда для всех сестер общины».

В течение всей обороны Екатерина Бакунина находилась на самом ответственном и в то же время самом опасном участке - главном перевязочном пункте города, работой которого руководил Пирогов.

Бакунина была последней сестрой, оставившей Севастополь - после того как оттуда были выведены все раненые. В сентябре 1855, когда по предложению Пирогова было создано транспортно - эвакуационное отделение сестер, Бакунина была назначена его руководительницей. На этом посту она пробыла до окончания войны.

После окончания войны Екатерина Михайловна Бакунина, уйдя из общины, осталась верной своему делу. Она вернулось в родное имение Козицино в Тверской губернии (ныне Кувшиновский район Калининской области) и на свои скромные средства построила там лечебницу для крестьян, стала бесплатно вести амбулаторный прием больных. С каждым годом ее лечебница расширялась: появился стационар, а потом аптека.

Когда началась русско-турецкая война (1877- 1878), Великая княгиня Екатерина Михайловна, дочь Великой княгини Елены Павловны и продолжательница благотворительных дел своей добродетельной матери, обратилась с просьбой к Бакуниной возглавить отряд сестер милосердия, отправляющийся на Кавказ.

Из любви и сострадания к воину, разделяя боль защитника Отечества, 65- летняя Бакунина с радостью приступила к организации отряда. На Кавказе Бакунина возглавила руководство над всеми военными госпиталями - от Тифлиса до Александрополя. Простой сиделкой выхаживала она не только раненых воинов, но и сестер милосердия, ставших жертвами разгулявшейся тогда эпидемии сыпного тифа. Много помогала она тогда и местному населению.

К тому времени за свои милосердные подвиги Бакунина была удостоена двух медалей, которые она с гордостью носила на груди.

Вернувшись в родное Козицино, она вновь приступила к своим обычным обязанностям, заботясь о здоровье местных крестьян. В 1888-89 году Бакунина написала «Воспоминания сестры Крестовоздвиженской общины (1854-1860)».

В августе 1894 года Екатерина Михайловна Бакунина скончалась в возрасте 80 лет и была погребена в родном имении.

После смерти Бакуниной ее заслуги не были забыты. В 1900 году была учреждена стипендия имени Бакуниной для девушек Тверской губернии, которые учились на медицинском факультете.

В 1914 году в России вышла книга «Подвижницы милосердия», в которой был воспроизведен текст, преподнесенный Бакуниной после ее возвращения с войны: «Мы затрудняемся, всеми нами уважаемая сестра, определить, какому из Ваших душевных качеств отдать предпочтение. Во всех отношениях вы явили себя достойной имени святой русской веры. Ни жар лета, ни осенние ненастья, ни зимний холод, ни дальность расстояния того места, куда Вас звала нужда больных, - ничто и никогда не удерживало Вас от исполнения своего долга. И этот ваш пример не остался бесследным...»

Елизавета Карцева (1823-1898). Сведения о жизни Елизаветы Карцевой, прошедших до вступления на путь сестры милосердия, довольно скудны. Известно, что семья Карцевых жила в скромном достатке и «воспитание детей было трудовым: они помогали в обработке земли, продаже урожая, заготовке выращенных ягод». С детства в семье утверждались нравственные начала на основе религиозных. Стремлением матери было определить сынов в кадетские училища, а дочь - в институт благородных девиц. Далее сведения о Карцевой теряются.

О приезде Карцевой в Крым и о начале ее работы в Крестовоздвиженской общине Пирогов говорит так: «Е. П. Карцева, хотя гораздо моложе и неопытнее Хитрово и Бакуниной, притом она молчаливого и тихого нрава, показала однако, что у нее много такта, последовательности и особенной самостоятельности в исполнении взятых на себя обязанностей. Попечение о больных, надсмотр и контроль госпитальной прислуги ведены были этими тремя личностями с такой бдительностью и энергией, что их действия невольно повлияли на всех членов госпитальной администрации, и все отношение к общине существенно изменилось».

Как сложилась судьба Елизаветы Карцевой после ухода из Крестовоздвиженской общины?

В 1870 году Главное Управление Российского Красного Креста организовало общину сестер милосердия Св. Георгия. На должность настоятельницы была приглашена Елизавета Петровна Карцева. Приняв общину с 6 сестрами, она вскоре доводит их число до 24, энергично содействия открытию при общине амбулатории и стационара на 10 коек, на базе которых велась профессиональная подготовка сестер.

По инициативе врача С.П. Боткина, входившего в состав управления общины, Карцева в 1874 году открывает «школу фельдшериц». В школу принимали женщин в возрасте от 16 до 40 лет, умевших читать, писать и знавших четыре правила арифметики. Курс обучения был рассчитан на 3 года, с платой за учебу от 10 до 15 рублей в год. В 1877 году на подготовительном отделении школы было 30 человек; в том же году состоялся и первый выпуск: 5 женщин из 9 получили звание фельдшериц.

В 1877 началась русско - турецкая война. За два года на театре военных действий работало более 1000 российских сестер милосердия. Один из сестринских отрядов, состоящих из нескольких десятков сестер Георгиевской общины, возглавляла Елизавета Карцева. В 1878 году, когда отряд Карцевой работал в госпитале в Болгарии, корреспондент Е. Утин писал о них: «Все, конечно, работали с неутомимой энергией, но все-таки на долю женщин выпало самое тяжело дело... Нельзя представить ту громадную разницу, которая существовала между госпиталями с сестрами милосердия и госпиталями, где их не было... Нет сестер - и все в беспорядке, все грязно, все производит отталкивающее впечатление, там больные и раненые представляют более жалкий вид».

Скончалась Елизавета Карцева в 1898 году на посту бессменной настоятельницы Георгиевской общины.


12. Сведения о сестрах

В госпиталях и на перевязочных пунктах Крымской войны работало более 200 сестер милосердия Крестовоздвиженской общины. Количество профессиональных сестер, работавших на театре Крымской войны, было гораздо больше, если учесть сердобольных вдов из Москвы и Петербурга, а также сердобольных сестер из Одессы. Можно предположить, что общее количество обученных сестер в госпиталях Крыма достигало не менее 400.

Кем были эти женщины в довоенный период? Из 163 официально зарегистрированных сестер Крестовоздвиженской общины только двое занимались профессиональным уходом за больными до войны: одна - сердобольная вдова, другая - сиделка. У двух других женщин интерес к профессиональному уходу за больными обусловлен, по-видимому, семейной традицией: у одной - муж, у другой - отец были врачами. Шесть женщин - выходцы из семей священнослужителей. Еще десять - дворянского происхождения. Остальное большинство - представители мелкого дворянства и семей военнослужащих. В жизни все эти женщины были обычными людьми и каждая, по праву, была обладательницей каких- либо недостатков.

Не все из сестер милосердия дожили до окончания войны. С декабря 1854 по 1 января 1856 года 17 сестер Крестовоздвиженской общины умерли при исполнении своих обязанностей. В этом списке нет имени Екатерины Хитрово, которая, как мы уже сказали, умерла 2 февраля 1856 года, совсем немного не дожив до окончания войны.

В отряде сердобольных вдов, который на протяжении всей крымской кампании служил в госпиталях Симферополя, при исполнении своих обязанностей умерло 12 сердобольных.

По окончании войны сестры и вдовы были представлены к высокой государственной награде - серебряной медали. По просьбе Великой княгини Елены Павловны император Александр II распорядился выдать вдовам и сестрам солидное денежное вознаграждение, а некоторым из них установить пожизненную пенсию.

Также были награждены медалями и добровольные сестры милосердия, оказывавшие помощь раненым на боевых бастионах.

Сестринский вопрос

Работа сестер Крестовоздвиженской общины и сердобольных вдов в Крымскую войну имела, как минимум, три величайших последствия для развития сестринского дела в России.

Во-первых, деятельность сестер оказала нравственное влияние на госпитальную военную администрацию.

Во- вторых, сестры наглядно продемонстрировали обществу модель организованной помощи раненым и больным на театре войны и сформировали модель военного сестринского дела.

В- третьих, деятельность сестер окончательно способствовала общественному признанию сестринского дела и выделению его в самостоятельную, важную для развития общества, профессию. Если до войны сестринское дело в России развивалось на основе благотворительных пожертвований, то после войны начался процесс преобразования сестринского дела в государственную форму развития.

Но, пожалуй, самый ценный отзыв о значении Крестовоздвиженской общины - не для России в частности, а для человечества в целом - прозвучит уже через много лет после окончания Крымской войны из уст прославленного европейца Анри Дюнана. В своем письме Российскому Обществу Красного Креста, датированном 17 июня 1896 года, Анри Дюнан написал: «...существованием Красного Креста мы сегодня обязаны благородному примеру оказания помощи раненым воинам во время Крымской войны, делу, вдохновительницей которого была Елена Павловна...»

Вопросы для самоконтроля:

1. Какую роль сыграли великая княгиня Елена Павловна и Н.И.Пирогов в создании организованной женской помощи раненым на поле битвы?

2. Укажите точную дату выхода Указа Николая I о создании Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия.

3. При каких условиях женщин принимали в Крестовоздвиженскую общину?

4. По каким принципам формировали и отправляли отряды сестёр милосердия в Крым?

5. Где обучали сестёр милосердия оказанию медицинской помощи раненым?

6. Сколько сестёр милосердия работало в Крестовоздвиженской общине за годы Крымской войны?

7. Какую картину наблюдали сёстры милосердия 1-го отряда, когда прибыли на Крымский полуостров?

8. В каком городе располагался главный госпиталь русской армии?

9. Какие функции выполняли сёстры милосердия в госпиталях?

10. Какому риску были подвержены сёстры при оказании медицинской помощи раненым и больным?

11. Кто возглавлял 2-й отряд Крестовоздвиженской общины?

12. Кто управлял 3-м отделением сестёр, прибывшим из С.-Петербурга?

13. По каким принципам Н.И.Пирогов предложил произвести сортировку сестёр?

14. Какие функции были у перевязывающих сестёр?

15. В чём заключались функции дежурных сестёр?

16. Что входило в обязанности аптекаршей?

17. Чем занимались сёстры - хозяйки?

18. Каким было медицинское и материальное обеспечение в госпиталях?

19. Как госпитальная администрация относилась к деятельности сестёр милосердия?

20. Какую помощь оказывали сёстры безнадёжным больным?

21. Кто руководил транспортным отделом сестёр Крестовоздвиженской общины?

22. Какие функции выполняли сёстры транспортного отдела?

23. В чём содержание конфликта, возникшего между Н.И.Пироговым и начальницей общины Александрой Стахович?

24. Три сестры милосердия – «Три столпа общины», кто они и каковы их заслуги?

25. Что известно из биографии Екатерины Хитрово?

26. Как Н.И.Пирогов отзывался о Екатерине Хитрово?

27. Биографические данные Е.М.Бакуниной.

28. Чем занималась Е.М.Бакунина после ухода из общины и в последние годы жизни?

29. По чьей просьбе Е.М.Бакунина в 65 лет руководила военными госпиталями на Кавказе во время русско-турецкой войны?

30. Какими наградами была отмечена Е.М.Бакунина за милосердные подвиги?

31. В каком году была учреждена стипендия имени Бакуниной для девушек Тверской губернии медицинского факультета?

32. Что известно из биографии Елизаветы Карцевой?

33. Как отзывался Н.И.Пирогов о Е.П.Карцевой?

34. По инициативе какого врача и когда Е.П.Карцева открывает «школу фельдшериц»?

35. При каких условиях принимали женщин в школу фельдшериц?

36. Как сестра милосердия Е.П.Карцева проявила себя во время русско-турецкой войны?

37. Какую помощь Александр II оказал вдовам и сёстрам по просьбе Великой княгини Елены Павловны?

38. Какие последствия для развития сестринского дела в России имела деятельность сестёр Крестовоздвиженской общины?

39. Как оценил Анри Дюнан деятельность Крестовоздвиженской общины?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.04 с.)