Научное становление акушерства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научное становление акушерства



Нестора Максимовича Амбодика (1744 –1812) «медицины доктора и повивального искусства профессора», справедливо называют отцом русского акушерства. По его инициативе в 1797 году был создан петербургский Повивальный институт при «императорской родильне», ставший с первых же дней основания центром акушерского образования во всей России. Нестор Максимович Амбодик первым ввел курс акушерства на русском языке. Его ученики получали не только теоретические знания с использованием муляжей, но и могли проходить практику в клинике, где проводились различные акушерские операции и впервые стали использовать щипцы при родах. Труд Амбодика «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» с атласом рисунков на долгие годы стал главным научным пособием для всех отечественных врачей и акушерок. Дальнейшее развитие отечественного родовспоможения связано с трудами Д.И.Левицкого «Руководство к повивальной науке» и Г.И.Кораблева «Курс акушерской науки и женских болезней». Ценный вклад в российскую науку в XIX веке внесли А.Я.Красновский, А.М.Макеев, В.Ф.Снегирев, И.М.Сеченов, К.А.Тимирязев и Н.И.Пирогов. В 1893 году директор Клинического повивального института профессор Д.О.Отт писал: «Русская гинекология нисколько не отстает от Запада. Необходимо построить такое учреждение, которое соответствовало бы всем новейшим достижениям в области гинекологии, которое руководило бы всей гинекологической мыслью. Во многом Россия даже является научным центром в деле развития и изучения акушерства и женских болезней».

Мечта российских врачей реально воплотилась в жизнь, когда в 1904г. в Санкт-Петербурге был возведен больничный комплекс Императорского клинического акушерско-гинекологического института. Деятельность этого института положила начало новому этапу в истории русской медицины. Организация акушерской помощи в царской России имела свои особенности, непосредственно связанные с финансированием, по большей части осуществляемым различными благотворительными обществами и организациями, а также частными лицами. Однако филантропия едва ли справлялась со всеми насущными проблемами этой отрасли медицины: по воспоминаниям современников, частные лечебницы и родильные приюты, даже в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, были весьма примитивно оборудованы и имели недостаточное количество мест для рожениц. Так в 1913г. на всей территории огромной страны насчитывалось девять детских консультаций и всего лишь 6824 койки в родильных домах. По статистике в процессе родов – в основном, от сепсиса и разрывов матки – ежегодно умирало более 30 000 женщин. Чрезвычайно высокой была также смертность среди детей первого года жизни: на 1000 родившихся умирало в среднем 273 ребенка. Согласно официальным данным начала XX века, лишь 50 процентов жительниц Москвы имели возможность получения профессиональной медицинской помощи при родах в стационаре, а в целом по стране этот процент составлял всего лишь 5,2 процента – для жительниц городов и 1,2 процента – в сельской местности. Большинство же женщин продолжало традиционно рожать дома с помощью родственниц и соседок. Причем эта форма взаимной помощи распространялась не только на момент принятия родов, но предусматривала и помощь по дому, присмотр за старшими детьми, уход за младенцем и т.д. Лишь в особо сложных случаях для принятия родов приглашались повитухи, акушерки или врач – гинеколог. Интересно отметить, что на средства многочисленных благотворительных обществ была организована сеть учреждений с названием «Капля молока» – прообраз современных молочных кухонь, где продавалось «обезвреженное коровье молоко».

События Октября 1917 года, перевернувшие всю жизнь России, изменили и систему оказания помощи беременным и роженицам. Специальным декретом 1918 года был создан Отдел охраны материнства и младенчества при Народном комиссариате государственного призрения. Этому отделу и отводилась главная роль в решении грандиозной задачи – строительства «нового здания социальной охраны грядущих поколений».

В годы Советской власти была разработана целая система законодательных актов, направленных на социальную охрану материнства и организацию медицинской помощи беременным. Сюда относились и систематическое наблюдение в женских консультациях, и дородовый патронаж, и ранняя диагностика патологии беременности, и дородовая госпитализация беременных, и активная борьба с социальными болезнями типа туберкулеза, сифилиса, алкоголизма и прочее. С середины 30–х годов большинство женщин, живших в сельской местности, рожали в колхозных родильных домах, появление которых в основном было связано с явной нехваткой городских родильных домов и плохим транспортным сообщением. В этих колхозных роддомах (на 2-3 койки) акушерка принимала лишь нормальные роды. Роженицы чувствовали себя здесь очень спокойно: вокруг лишь знакомые лица, соседки по палате – подруги детства, да и сама акушерка – частый гость в семье. Таким же типичным для села был и фельдшерско-акушерский пункт, работавший по типу амбулаторных учреждений. Акушерка такого пункта вела наблюдение за беременными, направляла их на роды в стационар, осуществляла патронаж молодых матерей и детей до года. К началу 60–х годов в нашей стране был накоплен большой опыт оказания помощи беременным и новорожденным. Была создана система специализированной акушерской помощи, включавшей в себя наблюдение за беременными в женской консультации по месту жительства, организацию госпитализации в случае возникновения осложнений, а также направление беременных в родильный дом.

Уже в 20–х годах началась настоящая революция в области медицинского обслуживания беременных женщин и новорожденных. В 1921 году было открыто 1402 яслей, 135 Домов матери и ребенка, 118 молочных пунктов, 216 детских консультаций.

Устав Повивальным Бабкам

1. Всякая повивальная Бабка должна быть в звании своем испытана, удостоена и присягою обязана; притом благонравна, доброго поведения, скромна и трезва, дабы во всякое время в состоянии была дело свое исполнять.

2. Повивальная Бабка должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, не взирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно, наблюдая всегда молчаливость, особливо в таких случаях, кои не терпят разглашения.

3. Когда Бабка будет позвана к какой роженице убогой, или низкого состояния, которая или только еще собирается родить, или уже точно мучится, то она не должна, ежели в тоже время потребуется к какой богатой, почетной, или знакомой своей, ни под каким видом, оставя первую, отлучаться, разве, по согласию родящей, другую присяжную и искусную Бабку вместо себя при ней оставить

4. Так же повивальная Бабка не должна оставлять роженицу прежде, нежели роды совершенно кончатся, и мать и дитя приведены в надлежащее спокойствие.

5. Когда Бабка приметит, что роды предстоят тяжелые, то должна или другую искусную Бабку, или повивальной науки Профессора, или подчиненного ему Акушера призвать в совет немедленно, дабы чрез долговременное тщетное ожидание оттоле не терялось время, а чрез то и опасность не увеличилась.

6. Долг бабки есть объяснить Акушеру или Врачу все происходившее и настоящее состояние родящей, и что он по своему благоусмотрению прикажет, то бабка повинна во всей точности исполнять.

7. Когда Родильница, не разрешась от бремени, скончалась незадолго до прибытия бабки, в таком случае должна сия немедленно об оном дать знать Акушеру, либо в близ находящемуся Доктору или Лекарю дабы чрез искусное вскрытие утробы, вынув младенца, сохранить его жизнь, буде возможно.

8. В трудных родах не должна бабка отваживаться приступать к операции, а повинна немедленно от определенного на то Акушера, или в отлучке его по законным причинам, от Профессора Повивальной науки потребовать помощи.

9. Бабкам наистрожайше запрещается вступать в лечение от других болезней.

10. Каждая бабка не должна ни по чьей просьбе, приступать к поспешествованию преждевременнаго от беременности разрешения, и повинна о таковом беззаконном намерении доносить куда следует.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое «повивальное дело»?

2. Кто такие «повитухи»?

3. Кто мог стать деревенской повитухой?

4. Что означают слова «бабить», «повивальные бабки», «бабичье дело»?

5. Кто и когда впервые в России предложил Сенату принять документ об организации службы родовспоможения?

6. Кто такие «присяжные бабки»?

7. Где и когда в России были открыты первые акушерские школы?

8. Кто был первым профессором и преподавателем акушерства в России?

9. Когда в обучение медиков был впервые введён курс акушерства?

10. Где и когда в России был впервые открыт Повивальный (Родильный) госпиталь?

11. Где и когда в России был впервые открыт Повивальный институт?

12. Кого называют «отцом русского акушерства»?

13. Какие проблемы были присущи системе родовспоможения до 1917г.?

14. Какие изменения произошли в системе родовспоможения после 1917г.?

 


Часть 8. РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ПОСЛЕ 1917г.

 

Необходимо отметить, что в первые годы после Октябрьской рево­люции сестринское образование не претерпело существенных изме­нений: обучение было основано на учебных планах и программах общин сестер милосердия, которые по-прежнему готовили большую часть медицинских сестер. Не внесла принципиальных изменений в систему подготовки медицинских сестер и 1 Всероссийская конферен­ция но высшему и среднему медицинскому образованию (1920г.). Однако религиозная направленность устава общин сестер милосердия не соответствовала классовой и антирелигиозной политике нового государства, поэтому в учебные планы были внесены изменения, церкви при общинах были закрыты и священники выведены из соста­ва преподавателей.

В 1922г. сестринские школы и курсы перешли в подчинение На­родного комиссариата просвещения, в котором руководство всем профессионально-техническим образованием в стране осуществляло специальное управление — Главпрофобр. Такая реорганизация в системе подготовки специалистов со средним специальным образова­нием в тот период была оправдана. В частности, она способствовала улучшению общеобразовательной подготовки медицинских сестер, большинство из которых до поступления в сестринские школы имели 2 класса образования.

На I Всероссийской конференции по среднему медицинскому обра­зованию, проходившей в Москве в 1922г., были определены типы средних медицинских учебных заведений, единые учебные планы, программы и сроки обучения (2 года). Обсуждались вопросы специа­лизации медицинских сестер, была признана необходимость подготов­ки сестер социальной помощи, сестер по охране материнства и мла­денчества, медицинских сестер для лечебных учреждений, акушерок. К 1923г. в Российской Федерации уже было создано 94 средних медицинских учебных заведения.

К началу 1925г. в стране сформировались следующие типы сред­них медицинских учебных заведений.

1. Фельдшерско-акушерские школы со сроком обучения 4года. В них принимали лиц, закончивших 4 класса.

2. Фельдшерско-акушерские школы, в которых специалистов го­товили 2,5 года. Для поступления в эти учебные заведения необходимо было закончить семилетнюю школу.

3. Школы но подготовке медицинских сестер но уходу за больны­ми (переименованные затем в курсы медицинских сестер) со сроком обучения 2 года. В школу принимались лица с 4-классным образова­нием.

4. Техникумы, школы и курсы с различными сроками обучения для сестер-воспитательниц, сестер по охране материнства и младенчества.

5. Профилактические техникумы, срок обучения в которых со­ставлял 4 года.

6. Вечерние школы медицинских сестер со сроком обучения 3 года.

7. Двухгодичные курсы санитарных помощников.

8. Курсы переобучения военных (ротных) фельдшеров для работы в школах; срок обучения — 3 года.

9. Курсы дезинфекторов со сроком обучения 6 месяцев.

10. Курсы по подготовке массажистов. Срок обучения — 1 год.

В 1926г. в Москве на II Всероссийской конференции по среднему медицинскому образованию были обсуждены успехи и недостатки в системе среднего медицинского образования, определены пути его развития.

Решения этой конференции явились основой для реформы средне­го медицинского образования в стране в 1927 г. В результате рефор­мы все медицинские школы и курсы медицинских сестер были преоб­разованы в медицинские техникумы, имеющие отделения для подго­товки различных специалистов — медицинских сестер, акушерок, сестер по охране материнства и младенчества, фельдшеров, лаборан­тов и др. Значительно повысились требования к образовательному уровню поступающих в медицинские техникумы. В них принимались лица, окончившие семилетнюю школу. Были подготовлены новые учебные планы и программы. Срок обучения в медицинском техникуме составлял 2,5 года.

Необходимо отметить, что в новых учебных планах, как и в изме­ненных в 1919 г., предусматривалась подготовка медицинских сестер, владеющих четко отработанными техническими навыками и являю­щихся помощниками врача. Предлагалось заменить термин «медицинская сестра» на термины «помврача» или «замврача», которые казались более соответствующими ее назначению. Сторонни­ки этой идеи считали определения «сестра» и «сестра милосердия» монашескими и ограниченными, не соответствующими новому типу медицинского работника советского здравоохранения.

После Великой Отечественной войны в стране были проведены важные мероприятия по улучшению медицинского обслуживания населения. В первую очередь были восстановлены учреждения по охране материнства и детства; развернуто строительство родильных домов, женских консультации и детских поликлиник; восстановлена сеть домов отдыха и санаториев; организована медико-социальная помощь инвалидам и детям-сиротам. В связи с этим увеличилась потребность практического здравоохранения страны в квалифициро­ванных средних медицинских работниках.

В 1946г. Министерство здравоохранения СССР утвердило новые учебные планы, которые предусматривали более глубокое преподава­ние теоретических дисциплин и улучшение практической подготовки выпускников медицинских школ.

В 1953г. в соответствии с решением Министерства здравоохране­ния СССР была проведена реорганизация медицинских школ в медицинские училища и ликвидирована их многопрофильность. Были определены сроки обучения в зависимости от общеобразовательной подготовки поступающих (8 или 10 классов образования). В учебные планы медицинских училищ было введено практическое обучение. В соответствии с требованиями практического здравоохранения осу­ществлялась подготовка акушерок, фельдшеров, медицинских сестер для детских лечебно-профилактических учреждений, санитарных фельдшеров, медицинских лаборантов, фармацевтов, зубных врачей и техников.

С 1954г. стали готовить медицинских сестер для детских дошкольных учреждений, введена специализация медицинских сестер по различным разделам клинической работы (физиотерапия, анесте­зиология, хирургия, массаж, лечебная физкультура и др.).

В 1965г. был окончательно решен вопрос о целесообразности от­крытия медицинских училищ при крупных многопрофильных больни­цах, являющихся одновременно клиническими базами высших меди­цинских учебных заведений и научно-исследовательских институтов страны. Это позволило приблизить обучение медицинских сестер к месту их будущей работы. В этом же году стали создаваться курсы повышения квалификации для средних медицинских работников при крупных лечебно-профилактических учреждениях. Так, в 1981г. в стране было 15 училищ повышения квалификации средних медицин­ских работников.

Социально-экономические реформы, начавшиеся в стране в конце 80-х годов, потребовали реорганизации системы оказания медицинской помощи населению. Введение новых экономических отношений в деятельность медицинских учреждений повлекли за собой необходи­мость повышения эффективности системы охраны здоровья населе­ния.

Коренные изменения в системе подготовки медсестёр произошли, начиная с 1993г., с момента начала реализации международного проекта «Новые сестры для новой России». В настоящее время упразднены практически все несоответствия образовательной программы по подготовке медсестёр требованиям международных стандартов:

- наряду с медицинскими училищами подготовку медсестёр осуществляют медицинские колледжи, как самостоятельные, так и входящие в состав медицинских вузов, увеличилась продолжительность додипломной подготовки (2 г. 10 мес.),

- изменилось содержание образовательной программы, увеличился возраст выпускников (не моложе 20 лет),

- введена многоуровневая система подготовки медсестёр от базового до высшего и послевузовского,

- в медицинских училищах и колледжах начинают работать первые выпускники факультетов высшего сестринского образования.

Медсестры получили реальную возможность делать профессиональную карьеру, повышая квалификацию и не меняя своей профессии.

Медсестры получили представительство в органах управления, имеют свои профессиональные объединения, свои периодические издания.

Государственной программой развития сестринского дела в России предусмотрено дальнейшее расширение возможностей для медсестёр. Это и регулирование системы оплаты труда с учётом уровня образования, сложности, объёма и качества оказываемой помощи, и обеспечение безопасных и благоприятных условий труда, повышение гарантий социальной защиты и др. Признаётся необходимость развития сестринского дела как науки, поэтому Министерство Здравоохранения РФ рассматривает одним из приоритетных направлений медицинской науки развитие научных исследований в области сестринского дела

Вопросы для самоконтроля:

1. Как изменился устав общин сестёр милосердия после Октябрьской революции?

2. В каком году сестринские школы и курсы перешли в подчинение Народного комиссариата просвещения?

3. Какая организация руководила всем профессионально-техническим образованием?

4. Когда состоялась I Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию в Москве?

5. Какие типы сред­них медицинских учебных заведений сформировались в стране к началу 1925г.?

6. Когда и где состоялась II Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию?

7. Какие изменения произошли в системе среднего медицинского образования в стране после этой конференции?

8. В каком году Министерство Здравоохранения СССР утвердило новые учебные планы по подготовке медсестёр в послевоенный период?

9. Какие были введены специальности и сроки обучения?

10. С какого года началась реформа сестринского образования в современной России?

11. Какие изменения в системе подготовки сестринского персонала произошли в результате реформы?

12. Что такое многоуровневая система подготовки медсестёр?

13. Какие новые перспективы открылись перед медсестрами в результате реформирования сестринского дела?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.041 с.)