Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научное становление акушерства
Нестора Максимовича Амбодика (1744 –1812) «медицины доктора и повивального искусства профессора», справедливо называют отцом русского акушерства. По его инициативе в 1797 году был создан петербургский Повивальный институт при «императорской родильне», ставший с первых же дней основания центром акушерского образования во всей России. Нестор Максимович Амбодик первым ввел курс акушерства на русском языке. Его ученики получали не только теоретические знания с использованием муляжей, но и могли проходить практику в клинике, где проводились различные акушерские операции и впервые стали использовать щипцы при родах. Труд Амбодика «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» с атласом рисунков на долгие годы стал главным научным пособием для всех отечественных врачей и акушерок. Дальнейшее развитие отечественного родовспоможения связано с трудами Д.И.Левицкого «Руководство к повивальной науке» и Г.И.Кораблева «Курс акушерской науки и женских болезней». Ценный вклад в российскую науку в XIX веке внесли А.Я.Красновский, А.М.Макеев, В.Ф.Снегирев, И.М.Сеченов, К.А.Тимирязев и Н.И.Пирогов. В 1893 году директор Клинического повивального института профессор Д.О.Отт писал: «Русская гинекология нисколько не отстает от Запада. Необходимо построить такое учреждение, которое соответствовало бы всем новейшим достижениям в области гинекологии, которое руководило бы всей гинекологической мыслью. Во многом Россия даже является научным центром в деле развития и изучения акушерства и женских болезней». Мечта российских врачей реально воплотилась в жизнь, когда в 1904г. в Санкт-Петербурге был возведен больничный комплекс Императорского клинического акушерско-гинекологического института. Деятельность этого института положила начало новому этапу в истории русской медицины. Организация акушерской помощи в царской России имела свои особенности, непосредственно связанные с финансированием, по большей части осуществляемым различными благотворительными обществами и организациями, а также частными лицами. Однако филантропия едва ли справлялась со всеми насущными проблемами этой отрасли медицины: по воспоминаниям современников, частные лечебницы и родильные приюты, даже в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, были весьма примитивно оборудованы и имели недостаточное количество мест для рожениц. Так в 1913г. на всей территории огромной страны насчитывалось девять детских консультаций и всего лишь 6824 койки в родильных домах. По статистике в процессе родов – в основном, от сепсиса и разрывов матки – ежегодно умирало более 30 000 женщин. Чрезвычайно высокой была также смертность среди детей первого года жизни: на 1000 родившихся умирало в среднем 273 ребенка. Согласно официальным данным начала XX века, лишь 50 процентов жительниц Москвы имели возможность получения профессиональной медицинской помощи при родах в стационаре, а в целом по стране этот процент составлял всего лишь 5,2 процента – для жительниц городов и 1,2 процента – в сельской местности. Большинство же женщин продолжало традиционно рожать дома с помощью родственниц и соседок. Причем эта форма взаимной помощи распространялась не только на момент принятия родов, но предусматривала и помощь по дому, присмотр за старшими детьми, уход за младенцем и т.д. Лишь в особо сложных случаях для принятия родов приглашались повитухи, акушерки или врач – гинеколог. Интересно отметить, что на средства многочисленных благотворительных обществ была организована сеть учреждений с названием «Капля молока» – прообраз современных молочных кухонь, где продавалось «обезвреженное коровье молоко».
События Октября 1917 года, перевернувшие всю жизнь России, изменили и систему оказания помощи беременным и роженицам. Специальным декретом 1918 года был создан Отдел охраны материнства и младенчества при Народном комиссариате государственного призрения. Этому отделу и отводилась главная роль в решении грандиозной задачи – строительства «нового здания социальной охраны грядущих поколений». В годы Советской власти была разработана целая система законодательных актов, направленных на социальную охрану материнства и организацию медицинской помощи беременным. Сюда относились и систематическое наблюдение в женских консультациях, и дородовый патронаж, и ранняя диагностика патологии беременности, и дородовая госпитализация беременных, и активная борьба с социальными болезнями типа туберкулеза, сифилиса, алкоголизма и прочее. С середины 30–х годов большинство женщин, живших в сельской местности, рожали в колхозных родильных домах, появление которых в основном было связано с явной нехваткой городских родильных домов и плохим транспортным сообщением. В этих колхозных роддомах (на 2-3 койки) акушерка принимала лишь нормальные роды. Роженицы чувствовали себя здесь очень спокойно: вокруг лишь знакомые лица, соседки по палате – подруги детства, да и сама акушерка – частый гость в семье. Таким же типичным для села был и фельдшерско-акушерский пункт, работавший по типу амбулаторных учреждений. Акушерка такого пункта вела наблюдение за беременными, направляла их на роды в стационар, осуществляла патронаж молодых матерей и детей до года. К началу 60–х годов в нашей стране был накоплен большой опыт оказания помощи беременным и новорожденным. Была создана система специализированной акушерской помощи, включавшей в себя наблюдение за беременными в женской консультации по месту жительства, организацию госпитализации в случае возникновения осложнений, а также направление беременных в родильный дом.
Уже в 20–х годах началась настоящая революция в области медицинского обслуживания беременных женщин и новорожденных. В 1921 году было открыто 1402 яслей, 135 Домов матери и ребенка, 118 молочных пунктов, 216 детских консультаций. Устав Повивальным Бабкам 1. Всякая повивальная Бабка должна быть в звании своем испытана, удостоена и присягою обязана; притом благонравна, доброго поведения, скромна и трезва, дабы во всякое время в состоянии была дело свое исполнять. 2. Повивальная Бабка должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, не взирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно, наблюдая всегда молчаливость, особливо в таких случаях, кои не терпят разглашения. 3. Когда Бабка будет позвана к какой роженице убогой, или низкого состояния, которая или только еще собирается родить, или уже точно мучится, то она не должна, ежели в тоже время потребуется к какой богатой, почетной, или знакомой своей, ни под каким видом, оставя первую, отлучаться, разве, по согласию родящей, другую присяжную и искусную Бабку вместо себя при ней оставить 4. Так же повивальная Бабка не должна оставлять роженицу прежде, нежели роды совершенно кончатся, и мать и дитя приведены в надлежащее спокойствие. 5. Когда Бабка приметит, что роды предстоят тяжелые, то должна или другую искусную Бабку, или повивальной науки Профессора, или подчиненного ему Акушера призвать в совет немедленно, дабы чрез долговременное тщетное ожидание оттоле не терялось время, а чрез то и опасность не увеличилась. 6. Долг бабки есть объяснить Акушеру или Врачу все происходившее и настоящее состояние родящей, и что он по своему благоусмотрению прикажет, то бабка повинна во всей точности исполнять. 7. Когда Родильница, не разрешась от бремени, скончалась незадолго до прибытия бабки, в таком случае должна сия немедленно об оном дать знать Акушеру, либо в близ находящемуся Доктору или Лекарю дабы чрез искусное вскрытие утробы, вынув младенца, сохранить его жизнь, буде возможно.
8. В трудных родах не должна бабка отваживаться приступать к операции, а повинна немедленно от определенного на то Акушера, или в отлучке его по законным причинам, от Профессора Повивальной науки потребовать помощи. 9. Бабкам наистрожайше запрещается вступать в лечение от других болезней. 10. Каждая бабка не должна ни по чьей просьбе, приступать к поспешествованию преждевременнаго от беременности разрешения, и повинна о таковом беззаконном намерении доносить куда следует. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое «повивальное дело»? 2. Кто такие «повитухи»? 3. Кто мог стать деревенской повитухой? 4. Что означают слова «бабить», «повивальные бабки», «бабичье дело»? 5. Кто и когда впервые в России предложил Сенату принять документ об организации службы родовспоможения? 6. Кто такие «присяжные бабки»? 7. Где и когда в России были открыты первые акушерские школы? 8. Кто был первым профессором и преподавателем акушерства в России? 9. Когда в обучение медиков был впервые введён курс акушерства? 10. Где и когда в России был впервые открыт Повивальный (Родильный) госпиталь? 11. Где и когда в России был впервые открыт Повивальный институт? 12. Кого называют «отцом русского акушерства»? 13. Какие проблемы были присущи системе родовспоможения до 1917г.? 14. Какие изменения произошли в системе родовспоможения после 1917г.?
Часть 8. РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ПОСЛЕ 1917г.
Необходимо отметить, что в первые годы после Октябрьской революции сестринское образование не претерпело существенных изменений: обучение было основано на учебных планах и программах общин сестер милосердия, которые по-прежнему готовили большую часть медицинских сестер. Не внесла принципиальных изменений в систему подготовки медицинских сестер и 1 Всероссийская конференция но высшему и среднему медицинскому образованию (1920г.). Однако религиозная направленность устава общин сестер милосердия не соответствовала классовой и антирелигиозной политике нового государства, поэтому в учебные планы были внесены изменения, церкви при общинах были закрыты и священники выведены из состава преподавателей. В 1922г. сестринские школы и курсы перешли в подчинение Народного комиссариата просвещения, в котором руководство всем профессионально-техническим образованием в стране осуществляло специальное управление — Главпрофобр. Такая реорганизация в системе подготовки специалистов со средним специальным образованием в тот период была оправдана. В частности, она способствовала улучшению общеобразовательной подготовки медицинских сестер, большинство из которых до поступления в сестринские школы имели 2 класса образования.
На I Всероссийской конференции по среднему медицинскому образованию, проходившей в Москве в 1922г., были определены типы средних медицинских учебных заведений, единые учебные планы, программы и сроки обучения (2 года). Обсуждались вопросы специализации медицинских сестер, была признана необходимость подготовки сестер социальной помощи, сестер по охране материнства и младенчества, медицинских сестер для лечебных учреждений, акушерок. К 1923г. в Российской Федерации уже было создано 94 средних медицинских учебных заведения. К началу 1925г. в стране сформировались следующие типы средних медицинских учебных заведений. 1. Фельдшерско-акушерские школы со сроком обучения 4года. В них принимали лиц, закончивших 4 класса. 2. Фельдшерско-акушерские школы, в которых специалистов готовили 2,5 года. Для поступления в эти учебные заведения необходимо было закончить семилетнюю школу. 3. Школы но подготовке медицинских сестер но уходу за больными (переименованные затем в курсы медицинских сестер) со сроком обучения 2 года. В школу принимались лица с 4-классным образованием. 4. Техникумы, школы и курсы с различными сроками обучения для сестер-воспитательниц, сестер по охране материнства и младенчества. 5. Профилактические техникумы, срок обучения в которых составлял 4 года. 6. Вечерние школы медицинских сестер со сроком обучения 3 года. 7. Двухгодичные курсы санитарных помощников. 8. Курсы переобучения военных (ротных) фельдшеров для работы в школах; срок обучения — 3 года. 9. Курсы дезинфекторов со сроком обучения 6 месяцев. 10. Курсы по подготовке массажистов. Срок обучения — 1 год. В 1926г. в Москве на II Всероссийской конференции по среднему медицинскому образованию были обсуждены успехи и недостатки в системе среднего медицинского образования, определены пути его развития. Решения этой конференции явились основой для реформы среднего медицинского образования в стране в 1927 г. В результате реформы все медицинские школы и курсы медицинских сестер были преобразованы в медицинские техникумы, имеющие отделения для подготовки различных специалистов — медицинских сестер, акушерок, сестер по охране материнства и младенчества, фельдшеров, лаборантов и др. Значительно повысились требования к образовательному уровню поступающих в медицинские техникумы. В них принимались лица, окончившие семилетнюю школу. Были подготовлены новые учебные планы и программы. Срок обучения в медицинском техникуме составлял 2,5 года. Необходимо отметить, что в новых учебных планах, как и в измененных в 1919 г., предусматривалась подготовка медицинских сестер, владеющих четко отработанными техническими навыками и являющихся помощниками врача. Предлагалось заменить термин «медицинская сестра» на термины «помврача» или «замврача», которые казались более соответствующими ее назначению. Сторонники этой идеи считали определения «сестра» и «сестра милосердия» монашескими и ограниченными, не соответствующими новому типу медицинского работника советского здравоохранения.
После Великой Отечественной войны в стране были проведены важные мероприятия по улучшению медицинского обслуживания населения. В первую очередь были восстановлены учреждения по охране материнства и детства; развернуто строительство родильных домов, женских консультации и детских поликлиник; восстановлена сеть домов отдыха и санаториев; организована медико-социальная помощь инвалидам и детям-сиротам. В связи с этим увеличилась потребность практического здравоохранения страны в квалифицированных средних медицинских работниках. В 1946г. Министерство здравоохранения СССР утвердило новые учебные планы, которые предусматривали более глубокое преподавание теоретических дисциплин и улучшение практической подготовки выпускников медицинских школ. В 1953г. в соответствии с решением Министерства здравоохранения СССР была проведена реорганизация медицинских школ в медицинские училища и ликвидирована их многопрофильность. Были определены сроки обучения в зависимости от общеобразовательной подготовки поступающих (8 или 10 классов образования). В учебные планы медицинских училищ было введено практическое обучение. В соответствии с требованиями практического здравоохранения осуществлялась подготовка акушерок, фельдшеров, медицинских сестер для детских лечебно-профилактических учреждений, санитарных фельдшеров, медицинских лаборантов, фармацевтов, зубных врачей и техников. С 1954г. стали готовить медицинских сестер для детских дошкольных учреждений, введена специализация медицинских сестер по различным разделам клинической работы (физиотерапия, анестезиология, хирургия, массаж, лечебная физкультура и др.). В 1965г. был окончательно решен вопрос о целесообразности открытия медицинских училищ при крупных многопрофильных больницах, являющихся одновременно клиническими базами высших медицинских учебных заведений и научно-исследовательских институтов страны. Это позволило приблизить обучение медицинских сестер к месту их будущей работы. В этом же году стали создаваться курсы повышения квалификации для средних медицинских работников при крупных лечебно-профилактических учреждениях. Так, в 1981г. в стране было 15 училищ повышения квалификации средних медицинских работников. Социально-экономические реформы, начавшиеся в стране в конце 80-х годов, потребовали реорганизации системы оказания медицинской помощи населению. Введение новых экономических отношений в деятельность медицинских учреждений повлекли за собой необходимость повышения эффективности системы охраны здоровья населения. Коренные изменения в системе подготовки медсестёр произошли, начиная с 1993г., с момента начала реализации международного проекта «Новые сестры для новой России». В настоящее время упразднены практически все несоответствия образовательной программы по подготовке медсестёр требованиям международных стандартов: - наряду с медицинскими училищами подготовку медсестёр осуществляют медицинские колледжи, как самостоятельные, так и входящие в состав медицинских вузов, увеличилась продолжительность додипломной подготовки (2 г. 10 мес.), - изменилось содержание образовательной программы, увеличился возраст выпускников (не моложе 20 лет), - введена многоуровневая система подготовки медсестёр от базового до высшего и послевузовского, - в медицинских училищах и колледжах начинают работать первые выпускники факультетов высшего сестринского образования. Медсестры получили реальную возможность делать профессиональную карьеру, повышая квалификацию и не меняя своей профессии. Медсестры получили представительство в органах управления, имеют свои профессиональные объединения, свои периодические издания. Государственной программой развития сестринского дела в России предусмотрено дальнейшее расширение возможностей для медсестёр. Это и регулирование системы оплаты труда с учётом уровня образования, сложности, объёма и качества оказываемой помощи, и обеспечение безопасных и благоприятных условий труда, повышение гарантий социальной защиты и др. Признаётся необходимость развития сестринского дела как науки, поэтому Министерство Здравоохранения РФ рассматривает одним из приоритетных направлений медицинской науки развитие научных исследований в области сестринского дела Вопросы для самоконтроля: 1. Как изменился устав общин сестёр милосердия после Октябрьской революции? 2. В каком году сестринские школы и курсы перешли в подчинение Народного комиссариата просвещения? 3. Какая организация руководила всем профессионально-техническим образованием? 4. Когда состоялась I Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию в Москве? 5. Какие типы средних медицинских учебных заведений сформировались в стране к началу 1925г.? 6. Когда и где состоялась II Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию? 7. Какие изменения произошли в системе среднего медицинского образования в стране после этой конференции? 8. В каком году Министерство Здравоохранения СССР утвердило новые учебные планы по подготовке медсестёр в послевоенный период? 9. Какие были введены специальности и сроки обучения? 10. С какого года началась реформа сестринского образования в современной России? 11. Какие изменения в системе подготовки сестринского персонала произошли в результате реформы? 12. Что такое многоуровневая система подготовки медсестёр? 13. Какие новые перспективы открылись перед медсестрами в результате реформирования сестринского дела?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.041 с.) |