Деятельность В. Поля. Создание первых общин сестёр милосердия в Европе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность В. Поля. Создание первых общин сестёр милосердия в Европе



В 1617г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия. В этом году в г. Шатильоне в одной из своих проповедей он обратил внимание прихожан на крайне тяжелое материальное положение одной бедной семьи, члены которой были больны. Пораженные красноречием проповедника слушатели (и особенно женщины) стали помогать не только этой семье, но и всем больным прихода. Для правильного распределения помощи Викентий Поль решил организовать общество и принялся за составление устава. «Милосердие к ближнему, говорится в этом уставе, есть вернейший признак христианина, и одним из главных дел милосердия является посещение бедных, больных и всякого рода помощь им». Вначале общество называлось «общество милосердия», а члены его – «служительницы бедных». Они должны были по очереди брать ежедневно из общего склада необходимую провизию, приготовлять из нее пищу и разносить больным. Но задача этого общества состояла не только в оказании материальной и физической помощи, но и духовной. «Служительницы бедных» старались научить больных лучше жить и достойно умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религи­озными беседами, чтением и наставлениями.

В 1633г. Викентий Поль во главе общества поставил Луизу де Мариллак – высокообразованную женщину, которая неутомимо ухаживала за тяжелыми больными в госпиталях и частных домах. В своей многолетней деятельности она убедилась, что уход за больными требует основательной теоретической подготовки. Луиза де Мариллак вначале организовала семинары для сестер милосердия и сиделок, а в 1641г. создала специальную школу по их обучению. Главным руково­дителем и советником был Викентий Поль. Слава школы быстро распространилась по госпиталям Франции, Италии, Испании, Порту­галии, Польши и других стран. Это была первая попытка организовать научную и практическую подготовку сестер милосердия, и она увенча­лись успехом. Институты сестер милосердия стали создаваться во Франции, Нидерландах, Польше и других странах.

В последующие годы подобные общества были созданы в Париже и его предместьях. Викентий Поль так определял их назначение: «Задача общества милосердия состоит в том, чтобы оказывать мате­риальную и духовную помощь бедным как в городе, так и в деревнях». В 1620г. по образцу женских обществ милосердия были организо­ваны мужские общества, однако у них были иные функции – по­мощь нищим и искоренение нищенства. Мужские общества милосер­дия существовали во всех провинциях Франции и во всех приходах столицы.

Викентий Поль впервые предложил словосочетания «сестра милосердия», «старшая сестра». Считая, что все общины должны иметь единый устав, он разработал основные его положения: «Общины сестер милосердия состоят из вдов и девиц. Они не должны быть монахинями и не должны давать никаких постоянных обетов, а если непременно желают, то только на одни год. Они должны носить не монашескую, а свою обычную простую светскую одежду... Старшая сестра избирается ими из своей среды на 3 года, причем одна и та же сестра может быть избрана только дважды и не более 2-х трехлетий». 30 мая 1655 г. он собрал всех сестер, находившихся в Париже и его окрестностях, и в торжествен­ной обстановке прочитал этот устав, чтобы его утвердить.

Последователи Викентия Поля организовали около 2000 общин (ясли для детей, богадельни для стариков, приюты для сирот, больни­цы для эпилептиков и душевнобольных и др.).

Викентий Поль умер в 1660г. в возрасте 85 лет. Католическая церковь в 1737 г. причислила его к лику святых и почитает его как покровителя всех дел милосердия.

В период французской революции общине сестер милосердия пришлось пережить тяжелые времена – сестер выгоняли из госпита­лей и приютов, где они работали. Некоторые из них были казнены или посажены в тюрьмы, многие эмигрировали в Англию, но оставшиеся продолжали тайно оказывать помощь страждущим.

Большую известность снискали сестры милосердия во время наполеоновских войн. Став императором, восстановив христианскую церковь, уничтоженную конвентом, Наполеон I обратился к ее служи­телям с просьбой о помощи по уходу за ранеными. Церковь отправила в армию много сестер милосердия, которые в период сражений сыграли, важную роль в истории христианской попечительности о больных и раненых. По инициативе Наполеона после войны была продолжена подготовка сестер милосердия, они по-прежнему ухаживали за ранеными и больными в госпиталях и приютах.

В Германии общины сестер милосердия были созданы еще в 1808г. В Италии сестры милосердия появились лишь в 1821г. Их главной задачей был уход за заразными больными, которых не прини­мали больницы. Два раза в неделю они посещали на дому больных, имеющих хронические заболевания, и снабжали их пищей и ле­карствами, которые были назначены врачами.

Первые общины сестер милосердия в Австрии были организованы в 1834 г., в Чехии – в 1837г. К середине столетия в Западной Европе, уже насчитывалось около 16 тыс. сестер милосердия. Заслуживает внимания благотворительная деятельность немецкого пастора Теодо­ра Флиднера. В 1833 г. он организовал приют для женщин, вышедших из тюрем, и приют для раскаявшихся проституток; в 1835 – 1836гг. открыл первые в Германии школы для малолетних детей рабочих. Т.Флиднер создал специальную школу для обучения женщин уходу за детьми из малоимущих семей и больными бедняками. За 40 лет работы в школе прошли обучение 1450 человек. С больши­ми финансовыми трудностями им была создана женская община по образцу существовавших у первых христиан – община диаконис.

В эту общину сестры принимались после испытательного срока с проведением церковного обряда. Сестры сохраняли связь со своей семьей и продолжали владеть своим имуществом. В случае их болезни и старости община заботилась о них. Они имели право вступать в брак, а также вернуться к родителям в случае, если им требовался уход. Деятельность диаконис включала уход за больными, бедными, детьми, заключенными, проститутками (приюты кающихся Магдалин), а также преподавание в школах для малолетних детей.

В 1849г. общины диаконис были организованы в США, а в 1851г. – на Востоке, где в ведении общин находились многие больницы и воспитательные учреждения (в Бейруте, Иерусалиме, Александрии). В 1884г. в мире насчитывалось всего 56 общин, преимущественно протестантских. К концу XIX века существовало 60 общин диаконис, объединявших более 8000 сестер. Их благотворительная деятельность осуществлялась в 1780 учреждениях. Подобного рода общины существовали и при протестантских церквах в России - в Санкт-Петербурге, Саратове, Выборге, Риге, Таллине, Хельсинки.

Начиная с середины XIX века католические монахини и проте­стантские диаконисы оказывали медицинскую помощь и осуществляли уход за ранеными во время военных действий. На принципиально новой организационной основе и на более высоком качественном уровне женский труд стал применяться при оказании медицинской помощи раненым в период Крымской войны (1853 – 1856 гг.).

Деятельность Ф.Найтингейл

Флоренс Найтингейл известна как основатель профессии медицинских сестер и инициатор реформы госпиталей. Сама же она видела свою высокую миссию в служении человечеству, в избавлении людей от смерти и болезней, которые можно предотвратить. Этому она посвятила большую часть своей долгой жизни (1820-1910 гг.), проявляя беспримерное упорство и настойчивость, отличавшие все ее поступки. Но все же главной ее заслугой была борьба за реформу системы медицинского обслуживания в английской армии и превращение службы медицинских сестер в серьезную, уважаемую профессию на основе разработки программ специальной подготовки и предъявления высоких профессиональных требований к деятельности медсестер.

Отец Флоренс, Уильям Эдвард Найтингейл, был богатым землевладельцем, и его семья принадлежала к высшим кругам английского общества. В то время женщины не учились в университетах и не стремились к профессиональной карьере; целью их жизни было выйти замуж и растить детей. Флоренс повезло: ее отец считал, что женщина должна быть образованной, и он сам учил ее итальянскому, латинскому и греческому языкам, философии и истории, а также - что было крайне необычным для женщины того времени - письму и математике. Когда двадцатилетняя Флоренс выразила желание стать медсестрой, отец с опасением отнесся к ее желанию и решил посоветоваться с врачами, подойдет ли его дочери подобное занятие.

Если вообще для женщины высшего круга решение избрать какую-либо профессиональную карьеру требовало исключительной решимости, то о профессии медсестры не могло быть и речи, даже в такой просвещенной семье, в которой жила Флоренс. Сомнение Уильяма Найтингейла было вызвано не столько «отвратительной обстановкой в госпиталях», сколько, по-видимому, неопровержимыми свидетельствами распутного поведения медсестер. В ту эпоху медсестры не получали никакой специальной подготовки. Как правило, это были грубые и невежественные женщины со склонностью к распущенности и пьянству. Впоследствии Флоренс сама рассказывала отцу, как старшая медсестра одного из лондонских госпиталей говорила ей, что «никогда не встречала непьющих медсестер » и что большинство из них «ведут себя аморально» с пациентами. Поэтому родители Флоренс надеялись, что их дочь откажется от столь необычного замысла, выйдет замуж и заживет нормальной жизнью.

Когда родители не позволили ей стать медсестрой, Флоренс обратилась за утешением к религии, которая всю жизнь была ее путеводной звездой. Однако ее религиозные чувства всегда основывались на убеждении, что лучший способ служить богу заключается в служении человечеству, и поэтому в трудные годы молодости ее никогда не покидала мысль о будущей профессии. Она жадно читала книги по медицине и уходу за больными, посещала больницы и возилась с детишками из лондонских трущоб, которых она называла своими «вестминстерскими воришками». И все же Флоренс испытывала чувство неудовлетворенности.

Наконец, в 1851г. Флоренс удалось уехать из дому и провести три месяца в Германии, под Дюссельдорфом, где находились больница и приют протестантского ордена «дьяконис». Позднее, несмотря на возражения родителей, она стажировалась в еще одной больнице, на этот раз в Сен-Жермене под Парижем, которой ведала католическая организация «Сестры милосердия». Ей было уже 33 года, и наконец-то она приобщалась к избранной ею профессии.

Вернувшись в 1853г. в Лондон, Флоренс вскоре получает свое первое «место» (неоплачиваемое) в качестве надзирательницы в лондонском «заведении для больных женщин благородного происхождения». В ее обязанности входило следить за работой медсестер, состоянием медицинского оборудования и контролировать приготовление лекарств. Хотя по нормам того времени ей удалось создать образцовое медицинское учреждение, куда был открыт доступ для больных из всех классов общества и всех вероисповеданий, она по-прежнему чувствовала неудовлетворенность, что не могла достичь того, что уже тогда считала своей целью: создать школу, где медсестры получали бы полноценную профессиональную подготовку.

В этой первой должности Флоренс проработала не больше года, когда перед ней открылись более широкие возможности. В сентябре 1854 г. английские и французские войска высадились в Крыму на северном побережье Черного моря, чтобы оказать помощь Турции, воевавшей с Россией. 20 сентября союзники одержали победу в сражении на реке Альма, а затем началась осада русской военно-морской базы – Севастополя. Всеобщее ликование в Англии вскоре сменилось негодованием, когда крымский корреспондент лондонской «Таймс» Уильям Говард Рассел сообщил, что больных и раненых английских солдат оставляют умирать без всякой медицинской помощи. В английском военном госпитале в Скутари (недалеко от Константинополя) не только не хватало врачей и «даже полотна для перевязок», но и не было ни одной квалифицированной медсестры. Французы же направили в Крым 50 сестер милосердия.

У Флоренс появилась блестящая возможность осуществить свои честолюбивые замыслы. Она тотчас же написала своему старому другу Сиднею Герберту, тогдашнему «министру войны», и предложила свои услуги. Оказалось, что сам Герберт уже отправил ей письмо с просьбой подобрать группу квалифицированных медсестер и отправиться с ними в Скутари. И когда 21 октября 1854 г. Флоренс во главе отряда из 38 медсестер отплыла в Турцию, она могла рассчитывать на официальную поддержку правительства (но не военных властей). Пожалуй, еще более важным было то, что она располагала денежными средствами из частного фонда, собранного газетой «Таймс». Работа в Крыму принесла Флоренс не только всемирную известность; эта работа и условия, в которых она велась, определили высокую миссию всей ее будущей жизни.

Условия же, с которыми столкнулись Флоренс и ее помощницы по прибытии в Скутари 5 ноября, как раз в день сражения под Инкерманом, были поистине ужасающими. Бараки, где размещался госпиталь, кишели блохами и крысами. Как сообщила впоследствии инспекционная комиссия, под строениями проходили канализационные трубы... забитые грязью... и смрадный воздух выносило из них ветром вверх через многочисленные открытые уборные в коридоры и палаты, переполненные больными,которые лежали на соломенных подстилках и которых после Инкермана стало еще больше. По словам Флоренс, холщовые простыни были «такие жесткие, что раненые просили, чтобы им позволили лежать прямо в одеялах»; белье стиралось в холодной воде и после возвращения из стирки в нем часто было столько паразитов, что его приходилось уничтожать. Необходимые медикаменты и перевязочные материалы либо вообще отсутствовали, либо не могли быть получены из-за бюрократизма военных властей.

Таковы были условия, в которых содержались раненые, доставлявшиеся в Скутари после долгого пути через Черное море и Босфор, слабые и истощенные, страдающие не только от ран, но и от обморожений и дизентерии. В результате возникавших вследствие этого эпидемий тифа и холеры в Скутари умерло больше людей, чем от самих ран. В феврале 1855г. смертность в госпитале достигла 42,7% от общего числа больных и раненых.

Пытаясь организовать в Турции настоящий госпиталь, Флоренс Найтингейл проявила подлинный талант администратора. На каждом шагу она встречала сопротивление со стороны военных властей, препятствовавших любым изменениям, которые могли вскрыть их собственные ошибки или некомпетентность. Военным чинам не нравилось, что Флоренс действовала независимо от армейских служб, что она была гражданским лицом и к тому же - женщиной. Враждебное отношение к ней было столь очевидным, что ее медсестрам сначала вообще запретили находиться в палатах. Несмотря на все эти помехи, Флоренс удалось очень многого добиться в Скутари благодаря ее независимости от военных властей, а главное благодаря тому, что она располагала собственными средствами. Она организовала свою прачечную с котлами для горячей воды, устроила в госпитале дополнительные кухни. Деньги для закупки всего этого и для оплаты нанятого ею персонала поступали не только из фонда «Таймс», но и из пожертвований частных лиц, а также из ее личных средств.

Мисс Найтингейл добилась снижения смертности среди раненых и больных солдат с 42 до 2%. Средствами, которыми она этого добилась, были организация полноценного питания, чистоты в помещениях, изоляция заразных больных, частые проветривания, оптимальный температурный режим, постоянное наблюдение за больными, внимательное отношение к их жалобам, психологическая поддержка больных и т.д. Впервые общественному мнению были продемонстрированы возможности квалифицированного сестринского ухода, которые превысили возможности квалифицированной врачебной помощи.

Выполняя многочисленные административные обязанности, Флоренс все же находила время, чтобы самой ухаживать за больными. Поздно ночью она постоянно обходила палаты, что породило легенду об «ангеле-хранителе» Крыма. Она с небольшой лампой в руках исходила многие мили среди беспомощных страдальцев.

6 июля 1856г., через четыре месяца после окончания войны, Флоренс Найтингейл вернулась в Англию. Ей уже было 36 лет, и ее знали и почитали во всем мире. По прибытии она отказалась от всякого официального чествования, заявив, что лучшим признанием ее заслуг было бы создание комиссии по расследованию организации медицинского обслуживания в армии. Флоренс писала, что в Крыму в «забытых могилах» лежат около 9 тыс. солдат, чья смерть «была вызвана причинами, которые могли бы быть предотвращены».Эта трагедия продолжалась и в мирное время: в любом военном госпитале и в любой казарме умирали люди, которых можно было спасти. Чтобы положить этому конец, необходимо было во всей военно-медицинской службе провести такие же санитарные реформы, за счет которых удалось спасти столько жизней в Скутари. Именно такую задачу и поставила перед собой Флоренс.

Усилия Флоренс не пропали даром. Для проведения реформ, рекомендованных Королевской комиссией, были учреждены четыре подкомиссии. Одна из них занималась вопросами переоборудования казарм и военных госпиталей: улучшением систем вентиляции, отопления, канализации, водоснабжения и кухонного оборудования.

Флоренс все время стремилась вернуться к уходу за больными, своей избранной профессии, своему первому «зову божьему». Однако она не могла сделать это, так как после возвращения из Крыма значительную часть своей жизни тяжело болела и фактически была прикована к постели.

Она проводила все время в своей спальне, где и принимала бесконечный поток посетителей. Используя средства из Фонда Найтингейл (почти 50 тыс. фунтов стерлингов, собранных общественностью по подписке в честь «народной героини»), она смогла осуществить свою давнюю мечту, основав в 1860 г. Школу по подготовке сестер милосердия в госпитале Сент-Томас (Лондон). Надежда самой возглавить школу не осуществилась, но в этом учебном заведении практически реализовались основные принципы его основательницы Флоренс Найтингейл:

1) профессиональная подготовка медсестер должна проводиться в больницах, специально созданных для этой цели;

2) медсестры должны жить в таких условиях, которые обеспечивали бы надлежащее моральное поведение и дисциплину.

Для своего времени оба этих принципа были весьма радикальными. То, что сегодня они воспринимаются как само собой разумеющееся, свидетельствует о большом вкладе Флоренс Найтингейл в дело подготовки медицинских сестер, что в не меньшей мере, чем любое научное достижение, способствовало общему повышению качества медицинского обслуживания.

Ей написаны «Заметки о госпиталях», «Заметки о сестринском деле», книга «Как надо ухаживать за больными», которые по сей день не потеряли своей актуальности и считаются классическими произведениями. В них Флоренс Найтингейл изложила свои представления о сестринском деле как профессии. Эти представления явились первой концептуальной моделью научного сестринского дела, а Флоренс Найтингейл считается основоположницей сестринского дела как науки.

В 1912г. Лига Международного Красного Креста учредила медаль им. Флоренс Найтингейл, как высшую награду людям, отличившимся в деле спасения жизни раненых и больных.

День её рождения, 12 мая, в 1971г. был официально утверждён Международный Советом медсестёр как Международный День медсестёр. Во многих медицинских школах Европы и США выпускники, приступая к профессиональной деятельности в качестве медсестёр, дают торжественную Клятву Флоренс Найтингейл.

Идеи, взгляды и убеждения Флоренс Найтингейл получили широкое признание и распространение во многих странах мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1929; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.021 с.)