Часть 1. Положение больных допетровских времён 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 1. Положение больных допетровских времён



«Не оставляйте больных без помощи».

Владимир Мономах


1. Лечение и уход в дохристианский период Руси

На Руси дохристианского периода еще не существовало врачей и больниц, хотя в то же самое время в Византии и на Ближнем и Среднем Востоке, например, существовали и врачи, и больницы, и аптеки, и даже Дома Науки. В своих медицинских познаниях ученые умы Византийской империи и Восточных государств опирались на воззрения Гиппократа, Галена, Платона, Аристотеля.

На Руси дохристианского периода не существовало строго обособленной касты жрецов, храмовой медицины, которая могла бы выступить собирательницей и хранительницей медицинских знаний. Такого рода знания существовали в народной среде, были достоянием самого народа и передавались из рода в род народными целителями.

По способам врачевания и ухода за больными и ранеными народные целители разделялись на эмпирических (практических) и мистических врачевателей.

Эмпирики подразделялись на специалистов - ремесленников. Это «костоправы» (кто правит переломы и вывихи и накладывает повязку), «рудомёты» (кровопускатели), «камнесещи» (кто производил литотомию - операцию вырезания камня из мочевого пузыря), «очных дел мастера» (глазные), «почечуйные» (лечащие геморрой).

Мистики представляли собой группу людей, которым приписывались способности воздействия на сверхъестественные силы. Как известно, в средневековый период если происхождение болезни не могли объяснить отклонением в питании, переменой климата или отсутствием гигиены, то происхождение болезни объясняли вмешательством сверхъестественных сил.

Людей, пытающихся влиять на сверхъестественные силы, называли знахарями, ведунами, колдунами. Однако в своих воздействиях эта группа врачевателей использовала не только мистические приемы, но и разнообразные методы внутреннего и наружного лечения. Например, они владели разнообразными знаниями приготовления медикаментозных средств, главным образом состоящих из целебных трав и корней, многие из которых обладали несомненным лечебным действием. В этой группе врачевателей было много женщин.

Кто осуществлял уход за больным? Если это был человек знатного сословия, за ним ухаживала прислуга. В простонародье уход за больным осуществляли члены семьи заболевшего, если таковые имелись.

2. Введение христианства и открытие монастырских больниц

В 988 - 989 годах Русь принимает христианство. Это событие стало началом для общественного развития медико - санитарной помощи человеку. По мнению историков, сестринское дело как искусство зародилось в ранний христианский период. До этого времени уход за больными входил в обязанности близких членов семьи, прислуги или рабов.

Почему именно христианство послужило толчком для развития медико-санитарной помощи человеку? Христианство в огромной степени имело отношение к признанию ценности каждого отдельного человека как личности. Служить человеку значило служить Богу.

В 996 году Киевский князь Владимир издает официальный Устав, в котором вменяет в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятую часть от дохода на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. Общественное призрение, согласно Толковому словарю В. Даля, - есть забота о нищих, калеках, больных, сиротах, содержание их за счет общественной помощи.

С момента выхода Устава 996 года начала развиваться монастырская медицина. В XI веке при монастырях Киевской Руси начали строиться монастырские больницы - для тех, кто нуждался в лечении; и приюты (богадельни) - для калек, нищих и всех тех, кто по каким- либо причинам не мог обеспечивать себе самостоятельного проживания.

Одним из древнейших русских монастырей является Киево - Печерская Лавра, основанная в 1051 году. При монастыре его основатели Феодосий и Антоний Печерские устроили богадельню, в которой Феодосий занимался врачеванием. В качестве другого примера исторические летописи называют больницу в городе Переяславле, основанную в XI веке епископом киевским Ефремом.

Понятно, что настоящего лечения в то время еще не существовало. Медицинская помощь в монастырских больницах чаще всего заключалась в применении уже известных народных средств в виде целебных снадобий и мазей. Лечение сопровождалось религиозными обрядами, такими как молебен (короткое богослужение в виде просьбы об излечении и благодарности), помазание елеем (обмазывание лба больного освященным по обрядам церкви оливковым маслом). Однако, уход, который получали больные в монастырских больницах - в виде регулярного питания, чистой одежды и постели, промывания ран, доброго успокоительного слова - такой уход был вполне реальным и осуществлялся в монастырских больницах вплоть до XV-XVI веков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.157.133 (0.012 с.)