Часть 7. История повивального дела в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 7. История повивального дела в России



Повивальное дело или акушерство (от французского “accoucher” – рожать) – одно из древнейших направлений медицины.

Беременные женщины Древней Руси верили в помощь языческих заклинаний, в жертвоприношения богам, в силу трав. Особой силой, по мнению древних, обладала белая кувшинка Одолень – трава. Перед родами живот беременной смазывали мазью из заячьей желчи, сока пырея и козьего сала, давали выпить воду, в которой варились два яйца, и съесть два кусочка корневища белой кувшинки.

Традиционно детей в семьях было много, и роды, повторявшиеся почти каждый год, воспринимались всеми как самое что ни на есть естественное событие. Наши предки благодарили богов за благосклонность в случае благополучного появления на свет ребенка и со смирением встречали его смерть. Помощь роженице в те времена оказывали старшие в семье женщины. Летописи сохранили имя врача Евпраксии, необыкновенно талантливой и самоотверженной женщины, жившей в XII веке.

Монголо – татарское иго, господствовавшее на Руси более двух столетий (1237 –1480), практически остановило развитие медицины. Лишь в конце XVI века при Иване Грозном был создан первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, – так называемый Аптекарский приказ. Религиозные догмы и домострой, существовавшие на Руси, утвердили представление о том, что врачам – мужчинам заниматься акушерством не пристало, и роды обычно принимали «повитухи» («повивать» – принимать младенца).

«... Деревенские повитухи – это всегда пожилые женщины, по большей части вдовы. «Бабят» иногда и замужние женщины, но только те, которые сами перестали рожать, и у которых нет месячных очищений. Девица, хотя и престарелая, повитухой быть не может, да и бездетная – плохая повитуха. Какая она бабка, коли сама трудов не пытала? При ней и рожать трудно, и дети не всегда в живых будут... Повитуха приглашается на все трудные роды, обязательно бывает по их окончании, чтобы перевязать пуповину, вымыть и попарить роженицу и новорожденного, и первые дни поухаживать за ним». (Г. Попов. Русская народно—бытовая медицина. 1903)

Повитухи не имели специального образования, но славились своим умением, основанном на опыте целых поколений. К помощи повитух прибегали вплоть до середины XX века.

Беременность всегда была своего рода событием в деревне. Как только беременность становилась заметной, соседи начинали обсуждать «брюхатую», гадать, кто же родится. Считалось, что пол ребенка можно точно предсказать по форме живота матери. Если живот острый, то женщина носит мальчика, если широкий и плоский – родится девочка. Обращали внимание и на лицо беременной. Румяное и чистое лицо означало рождение мальчика, а покрытое пигментными пятнами – рождение девочки. В прежние времена существовало множество народных примет, связанных с беременностью. Например, отправляющимся на сенокос или жатву встреча с беременной должна была принести удачу. Ожидающей ребенка женщине нельзя было присутствовать при похоронах, смотреть на уродов и слепых. Верили, что если беременная совершит кражу, то родимое пятно на теле ребенка повторит своей формой украденную вещь. Положение женщины во время беременности во все времена определялось взглядами на это состояние социальной среды, ее благосостоянием, количеством рабочих рук и взаимоотношениями в семье. Однако бережное отношение к беременной было типичным для всех слоев русского общества. В деревнях даже самые сердитые мужья переставали «учить бабу», свекровь освобождала ее от тяжелых работ по дому. Для беременной часто готовили отдельно что – нибудь вкусное и питательное, старались исполнять ее прихоти, с пониманием относились к ее подчас странным желаниям, брезгливости и т.д.

В некоторых деревнях существовал обычай рожать первого ребенка в доме матери, которая под благовидным предлогом удаляла из избы остальных членов семьи. Иногда теснота крестьянских помещений заставляла роженицу из большой семьи спешить к повитухе и рожать у нее. Однако чаще всего роды проходили дома. Если не было отдельной комнаты, то в горнице занавеской отгораживали угол. Во многих семьях специально не очень жарко топили баню, считая, что это расслабит и «размягчит» тело роженицы. Интересно, что и визит повитухи к беременной тоже окружался тайной. Она проходила всегда задними дворами, через огороды. Обычно повитуха входила в дом со словами: «Помогай Бог трудиться!». Переодевала роженицу в чистую рубаху, давала выпить крещенской водицы и зажигала перед иконами свечу. Считалось, что верными средствами для ускорения родов является расстегивание ворота рубахи, снимание колец, серег, развязывание узлов, расплетание кос роженицы. Отпирали все замки в доме, открывали заслоны печей, ворот: ведь если все открыто и развязано, то и роды «развяжутся» скорее. На протяжении всех родов повитуха ободряла роженицу, приговаривая, что все идет хорошо, поглаживала ей поясницу. Почти до момента прорезывания ребенка через наружные половые органы принято было водить роженицу под руки по избе. Пуповину новорожденному перевязывали ниткой, свитой с волосами матери, чтобы связь между ними, по народному поверью, оставалась на всю жизнь. Особенным было и отношении к детскому месту (плаценте). В русских деревнях существовал настоящий ритуал захоронения детского места. Его тщательно промывали и, завернутое в тряпочку, зарывали в землю, произнося при этом особые заклинания. В большинстве деревень муж при родах не присутствовал, но обязательно поджидал где–то неподалеку... Считалось, что «не место мужикам видеть, как бабские дела делаются». Лишь иногда, при затянувшихся родах или реальной угрозе жизни роженицы, именно ему полагалось усердно молиться Богу и даже обходить дом с образами.

Навязанное ортодоксальным православием мнение о «непричастности» мужчин к родам было во многом преодолено с помощью Петра Великого. В годы его царствования в Россию приехало много западных врачей, чье мнение не рекомендовалось подвергать критике. Был издан специальный указ, обязывавший врачей – иностранцев «повышать квалификацию» российских лекарей. Кроме того, сотни молодых людей смогли получить образование за рубежом. Вскоре Россия вырастила собственных ученых. С момента учреждения в первой половине XVIII века Российской Академии наук и Университета можно говорить о создании в России системы учреждений, способствующих развитию медицинского образования и науки.

В 1754 г. Павел Захарович Кондоиди - лейб-медик при императрице Елизавете Петровне подал в собрание Правительствующего Сената «Представление о порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества». Проект состоял из 29 пунктов, определявших программу подготовки акушерок. Те из них, «кои по аттестатам явятся достойны», приводились к Присяге - отчего и звались такие бабки присяжными.

Следуя Присяге, каждая повивальная бабка должна была посещать и бедного и богатого; не оставлять роженицу до разрешения от бремени; «употреблять лекарства простые и несложные, безвредные для больной»; выбирать подходящую кормилицу для младенца.

Организационные проблемы (отсутствие денег, подготовленных преподавателей и недостаток самих учениц) отодвинули открытие акушерских школ в Москве и Санкт-Петербурге до 1757 года. Они были открыты при Московском военном госпитале и Петербургском сухопутном военном госпитале и имели специальный штат, состоявший из 1 профессора акушерства и 2 акушерок, которым вменялось в обязанность обучать учениц акушерскому делу.

Первым профессором и преподавателем «бабичьего дела» в Москве и вообще в России стал Иоганн Фридрих Эразмус, вызванный Кондоиди из города Пернова (нынешний Пярну). Эразмус стал автором первого на русском языке учебника повивального дела (1762 год). В Санкт-Петербурге акушерскую школу возглавил Андрей Линдеман.

В 1763г. в медико-хирургических училищах был введен курс акушерства. Было постановлено, что ежегодно 6 подлекарей Петербургского медико-хирургического училища должны ходить к «докторам бабичьего дела», слушать «лекционы» и учиться акушерским операциям.

В 1764г. по указу Екатерины II в Москве при Университете был открыт Воспитательный дом, в составе которого было организовано первое в Москве специализированное учреждение - Родильный госпиталь. Обучающиеся на кафедре повивального искусства здесь же и практиковали.

В 1770г. Екатерина II издала предписание об открытии в Санкт-Петербурге воспитательного дома, учредив при нем первый повивальный госпиталь для неимущих родильниц (ныне - Родильный дом № 6 им. проф. В. Ф. Снегирева).

В 1801г. Московская акушерская школа была переименована в Повивальный институт. В 1806г. аналогичный институт был создан при Московском университете.

К этому же времени относится появление первых русских образованных врачей - акушеров и оригинальных руководств по акушерству.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.005 с.)