Часть 10. Сущность и основные направления реформы сестринского дела в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 10. Сущность и основные направления реформы сестринского дела в России



На протяжении многих десятилетий сестринскому делу в нашей стране не уделялось достаточного внимания, что привело к значительному отставанию этой сферы общественного здраво­охранения от уровня развития науки, современных медицинс­ких технологий и негативно сказалось на качестве сестринской помощи населению, статусе медсестры и престиже профессии. Традиционно сформировавшееся в прошлом представление о медсестре лишь как о вспомогательном техническом помощни­ке врача, работающем только по его указаниям и под его наблю­дением, не претерпело значительных изменений и на сегодняш­ний день и продолжает оказывать негативное воздействие не только на сестринское дело, но и на систему здравоохранения в целом.

К основным причинам, тормозившим развитие сестринского дела в России, следует отнести:

- низкий профессиональный и социальный статус медсестры,

- низкий уровень подготовки и отсутствие перспектив профессио­нального роста,

- недооценку значимости научных принципов и подходов к органи­зации и управлению сестринской деятельностью,

- пренебрежение зарубежным опытом.

Обидно, что сестринское дело, сформировавшись почти одно­временно, в середине XIX века, в России и на Западе, к концу XX века в странах Западной Европы и США достигло расцвета, а в России предстало в виде одной из низкооплачиваемых и непрестижных профессий.

Провозглашением в 1919 году в Советской России принци­пов бесплатности и общедоступности здравоохранения государ­ство приняло на себя обязательства по финансированию всех его направлений. Однако, включение здравоохранения в сферу «непроизводительного труда» и финансирование по остаточному принципу привело к тому, что при достаточно высоких профес­сиональных требованиях труд медицинских работников опла­чивался крайне низко. Почти все медсестры совмещали свои функции с обязанностями санитарок, что было единственной возможностью повысить свой заработок. На одну медсестру в соматическом отделении стационара приходилось от 30 до 60 и более пациентов (в США на 1 медсестру — 6-10 пациентов при наличии хорошо развитой службы вспомогательного и младше­го персонала).

Вряд ли при такой постановке системы ухода можно было ожидать творческого подхода медсестёр к своей профессии. Для того, чтобы анализировать свои действия, планировать уход за пациентом, у медсестры просто не хватало времени. В результа­те медсестра превратилась в технического работника. Те медсёдстры, которые выбрали медицину по призванию, представляли даль­нейшее развитие своей карьеры в получении диплома врача.

Постепенно складывалась ситуация с перепроизводством вра­чей и всё более нарастающим дефицитом средних и младших медицинских работников. На одного врача в России приходит­ся 1,2 средних медицинских работника (в США этот показатель в среднем равен 6,5).

Помимо этого, имело место несоответствие образовательных программ по подготовке медсестёр требованиям международ­ных стандартов.Это несоответствие заключалось в следующем:

- недостаточная продолжительность додипломной подготовки медсестёр (2 года на базе полного среднего образования, 3 года - на базе неполного среднего образования);

- относительно молодой возраст выпускников медицинских училищ - 18 лет (в других странах этот возраст составляет 22-25 лет). Психо­логи характеризуют возрастной промежуток от 15 до 18 лет как период относительной юношеской жестокости, когда в силу физиологических причин невозможно требовать от индивидуу­ма проявления таких качеств как милосердие, терпимость, вы­держанность, то есть качеств, прежде всего определяющих про­фессиональную пригодность будущей медсестры;

- ряд дисциплин гуманитарного, социального, экономическо­го содержания не предусматривались программами, либо были представлены в недостаточном объёме;

- отсутствие многоуровневой системы образования, предусмат­ривающий наряду с базовым образованием повышенный уро­вень подготовки, высшее сестринское образование, ординатуру и аспирантуру для медсестёр;

- отсутствие квалифицированных преподавателей из числа мед­сестёр с высшим образованием.

Таким образом, к концу 80-х годов в советском здравоохра­нении сложилась следующая ситуация: медсестра взяла на себя, помимо своих обязанностей, функции санитарки, а часть функ­ций медсестры стали выполнять врачи. Именно врач, а не мед­сестра, в России занимался вопросами образования пациента и его род­ственников.

Реформа сестринского дела в России началась в 1991 г.

Чем была продиктована необходимость этой реформы? Существование прежней системы бесплатного для населения и общедоступного медицинского обслуживания становится невозможным.Причинами кризисного положения здравоохранения можно считать:

- повышение потребности населения в медицинских услугах (за счёт постарения населения, хронизации патологии, появления ранее неизвестных заболеваний, требующих дорогостоящего лечения, отсутствия у населения ответственного отношения к собственному здоровью),

- быстрый рост дороговизны медицинских услуг.

В новых экономических условиях медицинские сестры должны обладать также знаниями в области управления, экономики, законодательства и права, психологии и педагогики. Они должны уметь планировать свою работу, рационально использовать матери­альные ресурсы. Сегодня здравоохранению нужна медицинская сестра, которая является не только хорошим исполнителем профес­сиональных обязанностей, но и творческой личностью, которая бы учитывала психологические особенности больного и даже домашнюю обстановку и отношения в семье.

Точкой отсчёта начала реформы сестринского дела в России является 1991 год, когда начал реализовываться международный проект "Новые сестры для новой России".

В рамках этого проекта в июле 1993 г. состоялась 1 Всероссийская научно-прак­тическая конференция по теории сестринского дела, на которой прошло обсуждение перспектив развития сестринского образования в России. На конференции в лексикон медицинских работников были введены термины «философия сестринского дела», «сестринский процесс», «сестринский диагноз» и др.

Была определена главная цель реформы — привести систему подготовки специа­листов сестринского дела в соответствие с требованиями здравоохра­нения, чтобы повысить эффективность охраны здоровья населения, обеспечить медицинскую помощь, соответствующую потребностям каждой семьи и каждого гражданина страны.

Решением коллегии МЗ РФ от 20.04.94 г. «О состоянии и перспективах разви­тия сестринского дела в Российской Федерации» была подтверждена целесообразность многоуровневой системы подготовки медицинских сестер, включая и высшее сестринское образование.

К 1996г. в Российской Федерации окончательно сформировалась система многоуровневой подготовки специалистов сестринского дела, которая включает 4 профессионально-образовательных уровня:

- базовый (основной) уровень на базе медицинского училища или колледжа, срок обучения 2 года 10 мес.

- повышенный уровень на базе колледжа с присвоением квалификации «сестра-организатор», срок обучения 10 мес.

- высшее сестринское образование на базе медицинского вуза, срок обучения 4 года,

- послевузовское образование (интернатура, ординатура, аспирантура).

Получившие базовое образование имеют специальность среднего медицинского работника. Новая образовательная программа обучения по специальности «Сестринское дело» на этом уровне рассчитана на 3 года, что обеспечивает возможность подготов­ки специалистов, способных проводить профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия.

Второй уровень подготовки предназначен для обучения лиц, имею­щих среднее медицинское образование и стаж работы, и предполагает углубление знаний по вопросам управления и экономики, необходи­мых для выполнения руководящих функций в условиях реформы здравоохранения. Этот уровень обучения дает возможность приобрес­ти специальность медицинской сестры-организатора.

Высшее сестринское образование могут получить лица со средним медицинским образованием. Окончившие факультет высшего сестринского образования получают квалификацию «менеджер», могут работать руководителями и органи­заторами сестринского дела, преподавателями сестринского дела в медицинских училищах и колледжах, научными работниками по проблемам сестринского дела, руководителями домов и отделений сестринского ухода, хосписов и отделений паллиативной медицинской помощи, а также получать послевузовское образование (интернатура, ординатура, аспирантура).

Важным событием в истории сестринского дела явилось создание в 1992г. Ассоциации медицинских сестер России. Она была организо­вана по инициативе медицинских сестер как неправительственная профессиональная организация.

Основные направления работы Ассоциации:

- повышение роли медицинской сестры в системе здравоохранения,

- повышение престижности профессии; повышение качества медицинской помощи;

- распространение передового опыта и научных достижений в области сестринского дела;

- возрождение традиций сестринского милосердия; защита интересов медицинских сестер в законодательных, административных и других органах;

- организация сбора информации по сестринскому делу, ее анализ и распространение;

- сотрудничество с международными организациями и правительственными учреждениями.

В июне 1996г. в Санкт-Петербурге состоялась Всероссийская конференция по сестринскому делу. Она вошла в историю страны как конференция, на кото­рой был принят проект первого «Этического кодекса медицинской сестры», разработанный Ассоциацией медицинских сестер России. В «Этическом кодексе медицинской сестры России» подтверждено преобладание гуманистического, милосердного начала в деятельности медсестер, их независимость от идеологических установок. Как это созвучно тому, что писал Н.И.Пирогов: «Мы никогда не делили раненых на своих и чужих».

5 ноября 1997 г. постановлением Правительства была одобрена «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Рос­сийской Федерации», в соответствии с которой развитие первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) является одним из основных направлений в совершенствовании организации оказания медицин­ской помощи.

В соответствии с «Концепцией развития здравоохранения и меди­цинской науки в Российской Федерации» (1997г.) особое внимание должно уделяться организации оказания амбулаторной помощи населению, проведению профилактических и реабилитационных мероприятий, обучению граждан соблюдению принципов здорового образа жизни. Часть функций стационаров по диагностике, лечению и реабилитации должна быть передана амбулаторным учреждениям и может выполняться медицинскими сестрами.

В 60 – 80% случаев оказания медицинской помощи врачами ее могли бы оказать квалифицированные медицинские сестры – при меньших экономических затратах и при сохранении ее качества и эффективности.

В ноябре 1998 г. состоялся 1 Всероссийский съездсредних медицинских работников. Одной из поставленной им задач было принятие Отраслевой Программы развития сестринского дела.

В январе 2001 г. была принята Отраслевая Программа развития сестринского дела в РФ на 2001-2004 гг. В этой Программе сестринское дело признавалось важнейшей составной частью системы здравоохранения, располагающей значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения населения общедоступной и приемлемой медицинской помощью.

Перед здравоохранением РФ стояли следующие первоочередные задачи:

- развитие первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения,

- реструктуризация лечебно-профилактических учреждений, направленная на сокращение сроков пребывания в стационаре;

- расширение объёмов помощи на дому;

- увеличение реабилитационных мероприятий;

- формирование больниц / отделений с различной интенсивностью лечения и ухода;

- внедрение хосписов и оказание паллиативной помощи умирающим.

Эти задачи требовали коренного изменения роли, функций и организационных форм деятельности сестринского персонала. Однако развитие сестринского дела в стране сдерживалось отсутствием совершенной нормативной правовой и финансовой базы, информационной поддержки, научных исследований в сестринском деле. Отмечалось несовершенство системы профессиональной подготовки специалистов сестринского дела. В отрасли сохранялся значительный кадровый дисбаланс между врачами и сестринским персоналом, возрастала нагрузка на сестринский персонал и его неудовлетворённость.

На решение этих проблем и была направлена Отраслевая программа развития сестринского дела в России.

Были внесены изменения в образовательные программы с переориентацией на медико-санитарную и медико-социальную профилактику, обучение новым технологиям сестринской практики, повышение ответственности и этических норм деятельности сестринского персонала.

Осуществление реформы требовало также коренных изменений кадровой политики в системе здравоохранения. Несбалансированность медицинских кадров, диспропорция в соотношении «сестринский персонал – врачи» сопровождалось следующими негативными тенденциями:

- увеличением во врачебной деятельности доли медицинских услуг, не требующих врачебной квалификации, а подлежащих осуществлению хорошо подготовленным сестринским персоналом;

- принижением роли сестринского персонала в лечебном процессе, сведением его функций к выполнению технической работы, часто не требующей профессиональной подготовки.

Реформа предусматривала необходимость расширения роли сестринского персонала в области сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья. Предполагалась разработка сестринских программ по формированию здорового образа жизни, планированию семьи и предупреждению социально значимых заболеваний: артериальной гипертонии, пульмонологических, эндокринологических, гастроэнтерологических, аллергических заболеваний, заболеваний, передающихся половым путём и др. для использования в работе с пациентами, семьями и в организованных коллективах.

Предусматривалось обеспечение реализации программы научных исследований по приоритетным направлениям в области сестринского дела, что способствовало бы ускорению процесса реформирования сестринского дела.

Реформа предъявляла высокие требования к руководителям сестринского дела. Старшим и главным сёстрам ЛПУ было уже недостаточно только хороших организаторских способностей, им стали необходимы знания в области менеджмента, психологии, педагогики, экономики, права и др.

Предусматривалась также подготовка пакета нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих сестринскую деятельность, в частности, рекомендации по ведению сестринского процесса, сестринскую документацию по наблюдению за больным. Был запланирован комплекс мероприятий по созданию стандартов профессиональной сестринской деятельности, их апробации и внедрению в практику.

Программа ставила целью формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медико-санитарной и медико-социальной помощи населению. По мере осознания всем обществом истинной роли сестринского персонала в современной системе здравоохранения, можно было ожидать реального улучшения экономического положения специалистов данного профиля и обеспечение их социальной защищённости.

20-21 октября 2004 г. состоялся II Всероссийский съезд средних медицинских работников «Качество сестринской помощи - стратегия здравоохранения XXI века».

Были подведены итоги по выполнению решений I Всероссийского съезда средних медицинских работников по реформированию сестринского дела в России, обсуждены актуальные вопросы качества медицинской помощи, оказываемой средним медицинским персоналом, новые организационные формы деятельности специалистов сестринского дела.

15-16 октября 2009 г. в Екатеринбурге состоялся III Всероссийский съезд средних медицинских работников «С традициями милосердия – в век инноваций».

Съезд рассмотрел и обсудил следующие вопросы:

1. Современное состояние организации и управления сестринской деятельностью.

2. Актуальные вопросы качества сестринской помощи.

3. Основные направления и задачи развития среднего медицинского и высшего сестринского образования.

4. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации до 2020 года.

5. Оптимизация номенклатуры специальностей и должностей средних медицинских работников и специалистов с высшим сестринским образованием.

По итогам работы съезд принял Программу развития сестринского дела в России на 2010-2020 годы. Согласно документу приоритеты развития сестринского дела включают совершенствование нормативно-правовой базы, создание современной модели сестринского дела. В программе обозначена необходимость независимой экспертизы сестринской деятельности в рамках лицензирования и аккредитации медицинской деятельности. В числе приоритетов развитие системы стандартизации сестринской деятельности, социально-экономическая защита специалистов со средним медицинским и высшим сестринским образованием.

Вопросы для самоконтроля:

1. Основные причины, тормозившие развитие сестринского дела в России до 1991 г.

2. Средняя нагрузка на одну медсестру в соматическом отделении (количество больных) в России.

3. Среднее соотношение врачей и средних медицинских работников в России.

4. Признаки несоответствия международным стандартам программ по подготовке медсестёр, существовавших до 1991 г.

5. Чем была продиктована необходимость реформы сестринского дела?

6. Какие требования предъявляются медсестре в новых экономических условиях?

7. С какого международного проекта началась реформа сестринского дела в России? В каком году?

8. Когда и где был проведён форум, на котором впервые прошло обсуждение перспектив развития сестринского образования в России?

9. Какие новые термины были введены в лексикон медицинских работников после этой конференции?

10. Когда в Российской Федерации окончательно сформировалась система многоуровневой подготовки специалистов сестринского дела?

11. Что включает в себя понятие «система многоуровневой подготовки специалистов сестринского дела»?

12. Содержание базового уровня подготовки специалистов сестринского дела.

13. Содержание повышенного уровня подготовки специалистов сестринского дела.

14. Содержание высшего сестринского образования.

15. Когда была создана Ассоциация медицинских сестер России?

16. Основные направления работы Ассоциации медицинских сестер России.

17. Когда и на каком форуме был принят проект первого «Этического кодекса медицинской сестры России»?

18. Когда была принята «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Рос­сийской Федерации»?

19. В чём заключается основное направление реформы, определённое «Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Рос­сийской Федерации»?

20. Когда состоялся 1 Всероссийский съездсредних медицинских работников? В чём его историческое значение?

21. Когда была принята первая Отраслевая Программа развития сестринского дела в РФ?

22. Какие первоочередные задачи были поставлены перед здравоохранением РФ Отраслевой Программой?

23. Какими негативными тенденциями сопровождается, диспропорция в соотношении «сестринский персонал – врачи»?

24. Когда состоялся II Всероссийский съезд средних медицинских работников? В чём его историческое значение?

25. Когда состоялся III Всероссийский съезд средних медицинских работников? В чём его историческое значение?

26. Основные направления реформы сестринского дела, определённые Программой развития сестринского дела в России на 2010-2020 годы.

 

 

Приложение 1

Тестовые задания к теме

«ПОЛОЖЕНИЕ БОЛЬНЫХ ДОПЕТРОВСКИХ ВРЕМЁН»

Выберите правильный ответ:

1. НАРОДНЫЕ ЦЕЛИТЕЛИ, КОТОРЫЕ ПРИ ВРАЧЕВАНИИ ПРИБЕГАЛИ К СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫМ СИЛАМ -

1. «костоправы», «очных дел мастера»

2. «рудомёты», «камнесечи»

3. знахари, ведуньи, колдуны

2. ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ, КОТОРОЕ ПОСЛУЖИЛО НАЧАЛОМ РАЗВИТИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА РУСИ -

1. падение монголо-татарского ига

2. принятие христианства на Руси

3. раскол христианства на католиков и протестантов

3. УКАЗ 996 ГОДА, ОБЯЗЫВАЮЩИЙ ДУХОВЕНСТВО ЗАНИМАТЬСЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ ПРИЗРЕНИЕМ, ИЗДАЛ

1. Князь Владимир

2. Княгиня Ольга

3. Князь Игорь

4. ВПЕРВЫЕ НА РУСИ МОНАСТЫРСКИЕ БОЛЬНИЦЫ ПОЯВИЛИСЬ

1. в Соловецком монастыре

2. в Киево-Печёрской Лавре

3. в Московском Кремле

5. ЖЕНЩИНОЙ, ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ НАПИСАВШЕЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТРАКТАТ «МАЗИ», ЯВЛЯЕТСЯ

1. Княгиня Ольга

2. Княжна Анна Всеволодовна

3. Евпраксия – Зоя

6. МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ РУССКИМ КНЯЗЬЯМ В ВОЕННЫХ ПОХОДАХ В XII-XV ВЕКАХ ОКАЗЫВАЛИ

1. светские врачи

2. медицинские сёстры

3. специалисты – ремесленники

7. В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ С 1228 ГОДА НЕ ОКАЗЫВАЛАСЬ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ И РАНЕНЫМ, ПОТОМУ ЧТО

1. не было средств для оказания помощи

2. занятие хирургией считалось греховным делом

3. не было опыта оказания помощи на поле боя

8. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ РАНЕНЫМ НА РУСИ В XV - XVI ВЕКЕ -

1. ремесленники- врачи за работу получали государственное пособие

2. все раненые получали пособие «на лечение ран»

3. помощь раненым оказывалась только в монастырских больницах

9. ВПЕРВЫЕ НА РУСИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОТИВ ЭПИДЕМИЙ БЫЛИ ПРЕДПРИНЯТЫ

1. в XV – XVI в.

2. в XVII – XIX в.

3. в XI – XIV в.

10. РУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, КОТОРЫЙ В 1650 ГОДУ ЗА МОСКВОЙ ОСНОВАЛ ПРИЮТ ДЛЯ БЕДНЫХ -

1. царь Алексей Михайлович

2. старообрядец Аввакум

3. Фёдор Ртищев

11. В 1672 ГОДУ БОЯРИН ОРДЫН – НАЩЁКИН ВПЕРВЫЕ ОТКРЫЛ БОЛЬНИЦУ ПРИ МОНАСТЫРЕ

1. в Москве

2. в Санкт-Петербурге

3. в Пскове

12. ИСТОРИКИ СЧИТАЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ф.РТИЩЕВА В XVII В. ПРООБРАЗОМ

1. Общества сердобольных вдов

2. Общества Красного Креста

3. Общества сестёр милосердия

Тестовые задания к теме:

«НАЧАЛО СЕСТРИНСКОГО УХОДА В ПЕТРОВСКИЕ ВРЕМЕНА. НАЧАЛО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СЕСТРИНСКОГО УХОДА В ГОСПИТАЛЯХ»

Выберите правильный ответ

1. УКАЗ 1715 ГОДА О СОЗДАНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ДОМОВ ИЗДАЛ

1. Пётр I

2. Павел I

3. Иван Грозный

2. СОДЕРЖАНИЕ ЖЕНСКОГО УХОДА ЗА РАНЕНЫМИ В ГОСПИТАЛЯХ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

1. организация лечебно-охранительного режима

2. выполнение лечебных мероприятий

3. обеспечение больных чистой одеждой и постельным бельём

3. ПЕРВАЯ ГРАЖДАНСКАЯ БОЛЬНИЦА В ЧЕСТЬ ИМПЕРАТОРА ПАВЛА I БЫЛА ОТКРЫТА

1. в 1725 году в С.-Петербурге

2. в 1763 году в Москве

3. в 1801 году в Екатеринбурге

4. ПЕРВЫЕ ЛЕЧЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОЯВИЛИСЬ В 1754 ГОДУ В МОСКВЕ И С.- ПЕТЕРБУРГЕ -

1. повивальные школы

2. родовспомогательная больница

3. родильные дома

5. ПЕРВЫЕ ПОВИВАЛЬНЫЕ БАБКИ В РОССИИ ПОЯВИЛИСЬ

1. в XIX веке в С.-Петербурге

2. в конце XVII века в Москве

3. в начале XVIII века в Москве

6. «ВДОВЬИ ДОМА» В ПЕТЕРБУРГЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ

1. в 1776 году Екатериной II

2. в 1715 году Пётром I

3. в 1803 году Марией Фёдоровной

7. ЖЕНЩИНЫ, КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЛИ УХОД ЗА ПРЕСТАРЕЛЫМИ И БОЛЬНЫМИ ВДОВАМИ -

1. повивальные бабки

2. сердобольные вдовы

3. сёстры милосердия

8. ВПЕРВЫЕ БОЛЬНИЦА ДЛЯ БЕДНЫХ БЫЛА ОТКРЫТА

1. в 1806 году в Москве на базе Вдовьего дома

2. в 1776 году в Екатерининской больнице

3. в 1715 году в военном госпитале

9. ОБУЧАЮЩИЕ КУРСЫ СЕРДОБОЛЬНЫХ ВДОВ БЫЛИ СОЗДАНЫ ПО УКАЗУ

1. Елизаветы I

2. Екатерины II

3. Марии Фёдоровны

10. АВТОРОМ ПЕРВОГО РУКОВОДСТВА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ И ОСНОВАТЕЛЕМ НАУЧНОЙ БАЗЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ

1. Екатерина II

2. Христофор фон Оппель

3. Мария Фёдоровна

11. СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ОБЩИНА СЕСТЁР МИЛОСЕРДИЯ БЫЛА СОЗДАНА

1. в 1844 году

2. в 1873 году

3. в 1901 году

12. В ОБЩИНУ СЕСТЁР МИЛОСЕРДИЯ ПРИНИМАЛИ ЖЕНЩИН

1. 18 – 40 лет, незамужних, грамотных

2. 18 – 20 лет, замужних, необразованных

3. 40 – 55 лет, вдов, не грамотных

13. ПЕРВАЯ АМБУЛАТОРНАЯ ЛЕЧЕБНИЦА НАЗЫВАЛАСЬ

1. сердобольные дома

2. больница для бедных

3. «покой для приходящих больных»

14. «ОТЦОМ РУССКОГО СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА» В РОССИИ ПРИЗНАН

1. Пётр I

2. Н.И.Пирогов

3. Христофор фон Оппель

Тестовые задания к теме:

«КРЫМСКАЯ ВОЙНА, НАЧАЛО ЖЕНСКОГО УХОДА ЗА РАНЕНЫМИ»

Выберите правильный ответ.

1. ВПЕРВЫЕ ПОЛУЧИЛА ОПЫТ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ РАНЕНЫМ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

1. Крестовоздвиженская община

2. Одесская община сердобольных сестёр

3. Никольская община сестёр милосердия

2. ПРОСЛАВЛЕННЫЕ СЁСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ ОДЕССКОЙ ОБЩИНЫ

1. Екатерина Хитрово, Екатерина Алфёрова

2. Флоренс Найтингейл, Аделаида Нуттинг

3. Даша Севастопольская, Екатерина Бакунина

3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК СЕСТЁР МИЛОСЕРДИЯ В КРЫМСКОЙ ВОЙНЕ

1. белый вышитый крест на одежде

2. металлический крест на зелёной ленте

3. нательный деревянный крестик

4. МЕДСЕСТРА, КОТОРУЮ АДМИРАЛ КОРНИЛОВ РАСПОРЯДИЛСЯ ЗАЧИСЛИТЬ В ПЕРЕВЯЗОЧНЫЙ ПУНКТ НА КОРАБЕЛЬНОЙ СЛОБОДКЕ

1. Даша Севастопольская

2. Екатерина Бакунина

3. Юлия Вревская

5. СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ, ПОЛУЧИВШАЯ 4 МЕДАЛИ «ЗА УСЕРДИЕ» НА ВЛАДИМИРСКОЙ ЛЕНТЕ

1. Л. Чечёткина

2. Е.Хлопонина

3. М.Петренкова

6. ИНИЦИАТОРЫ ОРГАНИЗОВАННОЙ ЖЕНСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ И РАНЕНЫМ ВО ВРЕМЯ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ

1. Павел I, Екатерина Бакунина

2. Княгиня Елена Павловна, Н.И.Пирогов

3. Николай I, Мария Фёдоровна

7. УКАЗ О СОЗДАНИИ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОЙ ОБЩИНЫ СЕСТЁР МИЛОСЕРДИЯ ИЗДАЛ

1. Николай I

2. Александр I

3. Павел I

8. БОЛЬШИНСТВО СЕСТЁР КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОЙ ОБЩИНЫ БЫЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦАМИ ИЗ СЕМЕЙ

1. купечества

2. военнослужащие

3. мелкого дворянства

9. РАЗДЕЛИТЬ МЕДСЕСТЁР НА ПЕРЕВЯЗОЧНЫХ, АПТЕКАРШЕЙ И ХОЗЯЕК ПРЕДЛОЖИЛ

1. Е.Бакунина

2. Н.И.Пирогов

3. А.Стахович

10. ПЕРВОЙ НАЧАЛЬНИЦЕЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОЙ ОБЩИНЫ СЕСТЁР МИЛОСЕРДИЯ БЫЛА

1. Александра Стахович

2. Екатерина Бакунина

3. Даша Севастопольская

11. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕКАТЕРИНЫ БАКУНИНОЙ ПОСЛЕ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ:

1. продолжала возглавлять Крестовоздвиженскую общину

2. построила сельскую лечебницу для крестьян

3. работала операционной сестрой с Н.И.Пироговым

12. В ВОЕННОМ ГОСПИТАЛЕ ВО ВРЕМЯ РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ ВСПЫХНУЛА ЭПИДЕМИЯ

1. чумы

2. гриппа-испанки

3. сыпного тифа

13. «ШКОЛУ ФЕЛЬДШЕРИЦ» В 1874 ГОДУ ПО ИНИЦИАТИВЕ С.П.БОТКИНА ОТКРЫЛА

1. Елизавета Петровна Карцева

2. Екатерина Хитрово

3. Александра Стахович

14. ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАГРАДА СЁСТЁР ПОСЛЕ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ -

1. крупное денежное пособие

2. серебряная медаль

3. пожизненная пенсия

15. РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ ПОСЛЕ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ

1. сестринское дело развивалось за счёт пожертвований

2. сестринское дело перестало развиваться

3. сестринское дело стало контролироваться государством

Тестовые задания к теме:

«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО КРАСНОГО КРЕСТА»

Выберите правильный ответ

1. ОСНОВОПОЛОЖНИК ОБЩЕСТВА КРАСНОГО КРЕСТА

1. Н.И.Пирогов

2. Анри Дюнан

3. Павел I

2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР О ПОМОЩИ РАНЕНЫМ ВО ВРЕМЯ ВОЙН БЫЛ ЗАКЛЮЧЁН

1. в 1901 году в Вашингтоне

2. в 1854 году в Лондоне

3. в 1864 году в Женеве

3. ПЕРВОЕ НАЗВАНИЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО КРАСНОГО КРЕСТА

1. Российское общество Красного Креста и Красного полумесяца

2. Российское общество попечения о больных и раненых воинах

3. Общество сестёр Красного Креста

4. ОБЩЕСТВО КРАСНОГО КРЕСТА В 1897 ГОДУ В ПЕТЕРБУРГЕ УЧРЕДИЛО

1. институт «братьев милосердия»

2. общество «сестёр милосердия»

3. институт «сестёр и братьев милосердия»

5. НАИБОЛЕЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ В САНИТАРНО-ЭПИДЕМИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ ВОЙНА -

1. Крымская

2. Первая мировая

3. Русско-турецкая

6. СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ, РАБОТАЮЩАЯ В ПЕРЕВЯЗОЧНОМ ПУНКТЕ ВО ВРЕМЯ РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ, ПОГИБШАЯ ОТ ЭПИДЕМИИ

1. Екатерина Хитрово

2. Юлия Павловна Вревская

3. Екатерина Бакунина

7. НАГРАДА СЕСТЁР МИЛОСЕРДИЯ ЗА ТРУД В РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЕ -

1. золотая медаль «За отвагу»

2. серебряная медаль «За храбрость»

3. медаль Флоренс Найтингейл

8. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РОДА РОМАНОВЫХ, ЗАКОНЧИВШИЕ КУРСЫ ПО УХОДУ ЗА РАНЕНЫМИ -

1. Александра Фёдоровна, Ольга, Татьяна

2. Елена Павловна, Екатерина Михайловна

3. Николай II, цесаревич Алексей

9. КУРСЫ, УТВЕРЖДЕННЫЕ В ДЕКАБРЕ 1919 ГОДА ПРИКАЗОМ РЕВВОЕНСОВЕТА

1. братьев и сестёр милосердия

2. сестёр милосердия

3. красных сестёр и санитарок

10. НАГРАДА МЕЖДУНАРОДНОГО КРАСНОГО КРЕСТА МЕДСЕСТЁРАМ ЗА ТРУД ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

1. Медаль имени Е.Бакуниной

2. Медаль Флоренс Найтингейл

3. серебряная медаль «За храбрость»

Тестовые задания к теме:

«РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ПОСЛЕ 1917 ГОДА»

Выберите правильный ответ

1. I ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО СРЕДНЕМУ МЕДИЦИНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ СОСТОЯЛАСЬ

1. в 1922 году в г. Москве

2. в 1941 году в г. Ленинграде

3. в 1916 году в г. Москве

2. СРЕДНИЕ МЕДИЦИНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В РОССИИ БЫЛИ СФОРМИРОВАНЫ

1. в 1914 году

2. в 1917 году

3. в 1925 году

3. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРОИЗОШЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕФОРМЫ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1927 ГОДУ -

1. курсы медсестёр преобразованы в медицинские техникумы

2. в медицинские техникумы принимали лиц с образованием 4 класса

3. срок обучения в техникуме составлял 1,5 года

4. МЕДИЦИНСКИЕ ШКОЛЫ БЫЛИ РЕОРГАНИЗОВАНЫ В МЕДИЦИНСКИЕ УЧИЛИЩА

1. в 1941 году

2. в 1953 году

3. в 1917 году

5. С 1954 ГОДА В МЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩАХ НАЧАЛАСЬ ПОДГОТОВКА

1. акушерок

2. фельдшеров

3. медсестёр для детских дошкольных учреждений

6. КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СТАЛИ СОЗДАВАТЬСЯ

1. в 1965 году

2. в 1953 году

3. в 1925 году

7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА ПО ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ НАЧАЛАСЬ

1. в 60-х годах XX века

2. в 80-х годах XX века

3. в 90-х годах XX века

8. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА «НОВЫЕ СЁСТРЫ ДЛЯ НОВОЙ РОССИИ» НАЧАЛАСЬ

1. в 1983 году

2. в 1975 году

3. в 1991 году

9. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ДОДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДСЕСТЁР

1. 2 года 10 месяцев

2. 1 год 10 месяцев

3. 2 года

10. ВОЗРАСТ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

1. 18 лет

2. 20 лет и старше

3. моложе 18 лет


Эталоны ответов к тестовым заданиям к темам:

«ПОЛОЖЕНИЕ БОЛЬНЫХ ДО ПЕТРОВСКИХ ВРЕМЁН»


1) 3;

2) 2;

3) 1;

4) 2;

5) 3;

6) 1;

7) 2;

8) 2;

9) 1;

10) 3;

11) 3;

12) 2.


«НАЧАЛО СЕСТРИНСКОГО УХОДА В ПЕТРОВСКИЕ ВРЕМЕНА. НАЧАЛО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СЕСТРИНСКОГО УХОДА В ГОСПИТАЛЯХ»


1) 1;

2) 3;

3) 2;

4) 1;

5) 3;

6) 3;

7) 2;

8) 1;

9) 3;

10) 2;

11) 1;

12) 1;

13) 3;

14) 2.


«КРЫМСКАЯ ВОЙНА, НАЧАЛО ЖЕНСКОГО УХОДА ЗА РАНЕНЫМИ»


1) 2;

2) 1;

3) 2;

4) 1;

5) 3;

6) 2;

7) 1;

8) 3;

9) 2;

10) 1;

11) 2;

12) 3;

13) 1;

14) 2;

15) 3.


 

 

«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО КРАСНОГО КРЕСТА»


1) 2;

2) 3;

3) 2;

4) 1;

5) 3;

6) 2;

7) 2;

8) 1;

9) 3;

10) 2.


«РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ПОСЛЕ 1917 ГОДА»


1) 1;

2) 3;

3) 1;

4) 2;

5) 3;

6) 1;

7) 3;

8) 3;

9) 1;

10) 2.


 


Приложение 2

Темы рефератов

1. Милосердие в странах Европы до XIX века.

2. Милосердие в России в период IX-XIX веков.

3. Милосердие и женский труд в медицине в России в XVIII веке.

4. Первые общины милосердия в России.

5. Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова.

6. Участие сестер милосердия в русско-турецкой войне (1877-1878 гг.)

7. Участие сестер милосердия в русско-японской войне (1904-1905 гг.).

8. Е. М. Бакунина – выдающаяся сестра милосердия XIX столетия.

9. Е. П. Карцева – героиня трех войн.

10. Ю.П. Вревская – участница русско-турецкой войны.

11. Флоренс Найтингейл и ее наследие.

12. Деятельность Российского Общества Красного Креста во время первой мировой войны (1914-1918 гг.).

13. Императрица Александра Федоровна и ее дочери Татьяна и Ольга – сестры милосердия.

14. Влияние христианства, войн, движения за равноправие женщин на развитие сестринского дела.

15. Сестринское дело в памятниках литературы и искусства.

16. Самое древнее искусство, самая юная профессия.

17. Медицинские сестры России, удостоенные медали им. Ф. Найтингейл.

18. Медицинские сестры – Герои Советского Союза.

19. Героизм медицинских сестер в годы Великой Отечественной войны

20. Новые сестры для новой России.

21. Реформы российского здравоохранения – настоящее и будущее.

22. Сестринское дело и организация здравоохранения.

23. Международный Совет медсестер.

24. Роль Ассоциации медицинских сестер России в развитии сестринского дела.

Приложение 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1004; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.341 с.)