Департамент здравоохранения Архангельской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Департамент здравоохранения Архангельской области



Департамент здравоохранения Архангельской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Архангельский медицинский колледж»

Мельникова М.А., Валькова Т.А.

ИСТОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Учебно-методическое пособие

Для специальности 060109 «Сестринское дело»

Повышенный уровень

Архангельск 2009


Рецензенты:

Плакидин В.Г. – доцент курса сестринского дела кафедры поликлинической терапии ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет», к.м.н.

Березина И.С. – методист ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж».

Мельникова М.А., Валькова Т.А. История сестринского дела в России и за рубежом. Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов.- Архангельск: ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж», 2009.

 

Учебно-методическое пособие содержит информацию об исторических вехах становления сестринского дела как профессии, а также задания для самоподготовки студентов к семинарским занятиям по дисциплине «История сестринского дела в России и за рубежом».

 

Учебно-методическое пособие предназначено для специальности 060109 «Сестринское дело» (повышенный уровень).

 

Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК терапии.

 

© Мельникова М.А., Валькова Т.А., 2009

© Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Архангельский медицинский колледж»

Усл. печ. л. 8


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 3

ВВЕДЕНИЕ. 5

Часть 1. ПОЛОЖЕНИЕ БОЛЬНЫХ ДОПЕТРОВСКИХ ВРЕМЁН.. 6

1. Лечение и уход в дохристианский период Руси. 6

2. Введение христианства и открытие монастырских больниц. 7

3. Первый медицинский трактат, написанный женщиной. 8

4. Участь раненого воина в XII - XV веках. 10

5. Государство выдает деньги на «лечение ран». 12

6. Борьба с эпидемиями. 13

7. Начало организованной общественной помощи больным и раненым. Деятельность Федора Ртищева - прообраз Красного Креста в России. 14

Часть 2. НАЧАЛО СЕСТРИНСКОГО УХОДА В ПЕТРОВСКИЕ ВРЕМЕНА 17

1. Введение женского ухода в госпиталях. 17

2. Женский уход в гражданских больницах. 18

Часть 3. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА: НАЧАЛО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО УХОДА В ГОСПИТАЛЯХ. ОБЩИНЫ СЕРДОБОЛЬНЫХ ВДОВ И СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ.. 20

1. Сердобольные вдовы - первые профессионалы сестринского дела. 20

2. Государственная служба сиделок. Возобновление женского ухода в военных госпиталях в первой половине XIX века. 23

3. Первое Руководство по сестринскому делу. 23

4. Первая в России община сестер милосердия. 24

Часть 4. КРЫМСКАЯ ВОЙНА. НАЧАЛО ЖЕНСКОГО УХОДА ЗА РАНЕНЫМИ 28

1. Сестринский уход в апреле 1854 г. 28

2. Даша Севастопольская. 29

3. Жены матросов и солдат ухаживают за ранеными. 31

Часть 5. КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ОБЩИНА СЕСТЕР ПОПЕЧЕНИЯ О РАНЕНЫХ И БОЛЬНЫХ В КРЫМУ.. 33

1.Великая княгиня Елена Павловна. 33

2. Сестры отправляются на войну. 34

3. Прибытие сестер в Крым. 35

4. Работа сестер в декабре 1854 г. 36

5. Сестры в осажденном Севастополе. 36

6. Сортировка сестер по категориям. 37

7. Злоупотребления администрации. 38

8. Сестры Крестовоздвиженской общины перевоспитывают госпитальную администрацию.. 39

9. Ложь во имя спасения. 40

10. Транспортное отделение сестер. 40

11. Изменения в составе Крестовоздвиженской общины.. 40

12. Сведения о сестрах. 47

13. Сестринский вопрос. 48

Часть 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КРАСНОГО КРЕСТА 52

1. История возникновения Общества Красного Креста. 52

2. Возникновение Российского Общества Красного Креста. 52

3. Деятельность Российского Общества Красного Креста в период Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. 53

4. Деятельность Российского Общества Красного Креста в период Первой мировой войны.. 55

5. Деятельность Российского Общества Красного Креста после 1917 г. 55

Часть 7. ИСТОРИЯ ПОВИВАЛЬНОГО ДЕЛА В РОССИИ.. 59

Часть 8. РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ПОСЛЕ 1917г. 69

Часть 9. РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА ЗА РУБЕЖОМ.. 75

1. Организация ухода за больными в Древнем мире и Средневековье. 75

2. Деятельность В. Поля. Создание первых общин сестёр милосердия в Европе 79

3. Деятельность Ф.Найтингейл. 82

4. Развитие сестринского дела в США.. 89

Часть 10. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ.. 96

Приложение 1. 108

Приложение 2. 121

Приложение 3. 122

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 124

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 125

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данное учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «История сестринского дела в России и за рубежом».

В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 060109 «Сестринское дело» (повышенный уровень) после изучения дисциплины «История сестринского дела в России и за рубежом» выпускник должен знать:

- исторические аспекты возникновения и развития сестринского дела в нашей стране и за рубежом;

- перспективы профессии согласно Государственной программы развития сестринского дела в РФ.

Пособие содержит информацию по вопросам становления сестринского дела как специальности в различные исторические периоды, дополняющую материал лекций. Освещены вопросы развития, как отечественного сестринского дела, так и данной профессии за рубежом. Отдельная глава посвящена истории развития акушерского дела в нашей стране. Также отражены вопросы реформирования сестринского дела в современной России.

В пособии представлены вопросы для самоподготовки и тестовые задания для самоконтроля, которые студент обязан выполнить при подготовке к семинарским занятиям по каждой теме.

 

Владимир Мономах


1. Лечение и уход в дохристианский период Руси

На Руси дохристианского периода еще не существовало врачей и больниц, хотя в то же самое время в Византии и на Ближнем и Среднем Востоке, например, существовали и врачи, и больницы, и аптеки, и даже Дома Науки. В своих медицинских познаниях ученые умы Византийской империи и Восточных государств опирались на воззрения Гиппократа, Галена, Платона, Аристотеля.

На Руси дохристианского периода не существовало строго обособленной касты жрецов, храмовой медицины, которая могла бы выступить собирательницей и хранительницей медицинских знаний. Такого рода знания существовали в народной среде, были достоянием самого народа и передавались из рода в род народными целителями.

По способам врачевания и ухода за больными и ранеными народные целители разделялись на эмпирических (практических) и мистических врачевателей.

Эмпирики подразделялись на специалистов - ремесленников. Это «костоправы» (кто правит переломы и вывихи и накладывает повязку), «рудомёты» (кровопускатели), «камнесещи» (кто производил литотомию - операцию вырезания камня из мочевого пузыря), «очных дел мастера» (глазные), «почечуйные» (лечащие геморрой).

Мистики представляли собой группу людей, которым приписывались способности воздействия на сверхъестественные силы. Как известно, в средневековый период если происхождение болезни не могли объяснить отклонением в питании, переменой климата или отсутствием гигиены, то происхождение болезни объясняли вмешательством сверхъестественных сил.

Людей, пытающихся влиять на сверхъестественные силы, называли знахарями, ведунами, колдунами. Однако в своих воздействиях эта группа врачевателей использовала не только мистические приемы, но и разнообразные методы внутреннего и наружного лечения. Например, они владели разнообразными знаниями приготовления медикаментозных средств, главным образом состоящих из целебных трав и корней, многие из которых обладали несомненным лечебным действием. В этой группе врачевателей было много женщин.

Кто осуществлял уход за больным? Если это был человек знатного сословия, за ним ухаживала прислуга. В простонародье уход за больным осуществляли члены семьи заболевшего, если таковые имелись.

2. Введение христианства и открытие монастырских больниц

В 988 - 989 годах Русь принимает христианство. Это событие стало началом для общественного развития медико - санитарной помощи человеку. По мнению историков, сестринское дело как искусство зародилось в ранний христианский период. До этого времени уход за больными входил в обязанности близких членов семьи, прислуги или рабов.

Почему именно христианство послужило толчком для развития медико-санитарной помощи человеку? Христианство в огромной степени имело отношение к признанию ценности каждого отдельного человека как личности. Служить человеку значило служить Богу.

В 996 году Киевский князь Владимир издает официальный Устав, в котором вменяет в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятую часть от дохода на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. Общественное призрение, согласно Толковому словарю В. Даля, - есть забота о нищих, калеках, больных, сиротах, содержание их за счет общественной помощи.

С момента выхода Устава 996 года начала развиваться монастырская медицина. В XI веке при монастырях Киевской Руси начали строиться монастырские больницы - для тех, кто нуждался в лечении; и приюты (богадельни) - для калек, нищих и всех тех, кто по каким- либо причинам не мог обеспечивать себе самостоятельного проживания.

Одним из древнейших русских монастырей является Киево - Печерская Лавра, основанная в 1051 году. При монастыре его основатели Феодосий и Антоний Печерские устроили богадельню, в которой Феодосий занимался врачеванием. В качестве другого примера исторические летописи называют больницу в городе Переяславле, основанную в XI веке епископом киевским Ефремом.

Понятно, что настоящего лечения в то время еще не существовало. Медицинская помощь в монастырских больницах чаще всего заключалась в применении уже известных народных средств в виде целебных снадобий и мазей. Лечение сопровождалось религиозными обрядами, такими как молебен (короткое богослужение в виде просьбы об излечении и благодарности), помазание елеем (обмазывание лба больного освященным по обрядам церкви оливковым маслом). Однако, уход, который получали больные в монастырских больницах - в виде регулярного питания, чистой одежды и постели, промывания ран, доброго успокоительного слова - такой уход был вполне реальным и осуществлялся в монастырских больницах вплоть до XV-XVI веков.

Борьба с эпидемиями

Каждая война несла за собой эпидемии чумы, сыпного и возвратного тифа, кишечных инфекций, сибирской язвы, оспы и даже цинги. Распространению эпидемий способствовало тяжелое экономическое положение, в котором Россия находилась после трехсотлетнего пребывания в составе Золотой Орды.

В исторических летописях XV - XVII веков неблагополучная санитарно - эпидемиологическая ситуация именовалась «мором», то есть «чума, смертная зараза, язва, повальная смерть». Эпидемии опустошали города и сельские регионы. Армия во время эпидемий теряла больше людей, чем в результате военных действий.

Еще не умея распознать причину массовой погибели, люди средневековья искали способы по борьбе с нею. Первые государственные медицинские мероприятия против эпидемий возникают в XV веке, а в XVI становятся целой системой и утверждаются законодательством.

Каждая эпидемия тщательно регистрировалась в летописях как очередная разновидность «мора». Первой и основной государственной мерой против эпидемий было «запирание улиц», то есть карантин. Зараженные местности оцеплялись. Подозрительные товары, домашняя утварь и сами дома умерших сжигались. Другие дома вытапливались и окуривались в течение 3-4-х дней дровами можжевельника и полыни. Позже стали вытапливать и окуривать дома в прилегающих к пораженным районам местностях. Умерших хоронили вдали от городов, на большой глубине, в специально отведенных местах.

Донесения из неблагополучных районов до семи раз пропускались через огонь и каждый раз переписывались. Воинские отряды, прибывшие из «чумных» районов подвергались карантину сроком на 2 месяца. Заболевших или подозревавшихся в заболевании отвозили в лес для изоляции, где оставляли под присмотром других воинов.

Чтобы изолировать эпидемиологические очаги, законодательство строго настрого запрещало общение между жителями из пораженных и непораженных эпидемией районов.

Чтобы препятствовать переходу жителей из зараженных районов в другие местности, возводились заставы, выставлялись посты на всех возможных местах переправ или проходов. Проселочные дороги перекапывались, заваливались деревьями. Провозимые купцами товары задерживались. Расспросы подходивших к заставам людей велись на расстоянии десятков метров.

Часто люди, проживающие в зараженных районах и не имеющие возможности покинуть свои дома, были обречены на голодную смерть. Понимая это, государство пыталось организовать гуманитарную помощь для них. Известно, что существовал обычай «кормление улицей»: изолированным в местах эпидемий людям посылались мешки с продовольствием. Однако, это все, что можно было для них сделать. Если кто-то пытался вырваться из оцепленной местности, закон карал его смертью, сжиганием заживо.

Мыть».

(из «Устава воинского», 1716 год.)

На протяжении десятков лет Руководство, составленное фон Оппелем, расценивалась как настольный учебник по сестринскому делу. С точки зрения современности, Руководство 1822 года дает не только медицинские и технические знания по уходу за больными, но и формирует профессиональную философию, на которой базируется современное сестринское дело.

Даша Севастопольская

2 сентября 1854 года началась высадка более чем 60 000 военного десанта союзной армии на берег Крымского полуострова. В самые ближайшие дни предстоит серьезное сражение.

В эти дни 17-летняя девушка по имени Даша, жившая в Корабельной слободке в Севастополе, говорила своим соседям: «Скоро прольется солдатская кровь. Не могу я сидеть дома. Продам все, что есть, куплю лошадь и поеду за войском. Кому господь приведет, тому и помогу».

О чем думала Даша, принимая решение? Возможно, о трагической судьбе отца - матроса, который был убит за 10 месяцев до описываемых событий (в ноябре 1853) в Синопском бою на Кавказском фронте Крымской войны. Возможно, о матери, которая умерла еще раньше. О том, как весь этот год она, 17 - летняя девчонка, прожила одна, сиротой, зарабатывая на жизнь стиркой солдатского белья. А ведь все могло быть по другому, если бы отцу, раненому в том бою, была во время оказана помощь.

Даша продала все, что можно было продать, чтобы купить у водовоза - грека его клячу весьма пожилых лет вместе с двуколкой и упряжью, нажарила рыбы, напекла хлеба, собрала у себя и соседей разного тряпья для перевязки ран, уксус для обработки ран, перешила на свой рост широкую отцовскую матроску и шаровары, спрятала под бескозыркой свою золотистую длинную косу и, сделавши все, что могла, двинулась наконец, через долины речек Бельбека и Качи к роковой Альме.

В полдень 8 сентября французы начали бой. Союзная армия по численности вдвое превосходила русскую армию. Бой окончился лишь в шестом часу вечера поражением русской армии. Неорганизованность и неподготовленность медицинского обеспечения была налицо - многие раненые оставались не вынесенными с поля сражения. Те, кто мог, пытались дойти, доползти при помощи товарищей до перевязочных пунктов. Для отряда из 35 000 человек было развернуто всего два перевязочных пункта.

Очень близко к линии фронта расположилась и Даша. Вот повалили раненые в тыл, на перевязочные пункты, а иных несли на скрещенных ружьях, покрытых шинелями. Тогда началась работа Даши. Перевязывая раны и всячески пряча при этом поглубже свой ужас перед такими, никогда не виданными ею раньше жестокими увечьями человеческих тел, Даша однообразно, но с большой убедительностью, повторяла каждому: «Ничего, заживет... Ничего, срастется... Затянет - кровь у тебя здоровая, это уж мне видать!..» И раненым становилось легче от одного певучего голоса юнги, и от его осторожных и ловких тонких рук, и от участливых васильковых глаз.

После этого памятного дня Даша уже не хотела расставаться со своими ранеными, которых перевязывала на Альме, и твердо решила пойти в сестры милосердия. Явилась к армейскому начальству и попросила, чтобы ей разрешили ходить за ранеными в госпитале.
Адмирал Корнилов лично распорядился зачислить Дашу в штат медицинского персонала перевязочного пункта на Корабельной слободке.

В ноябре 1854 Дашу перевели добровольной сестрой милосердия на Главный перевязочный пункт. Примерно в эти же дни из Петербурга от имени самого императора Николая I была доставлена награда. Дарья была награждена золотой медалью с надписью «За усердие» на Владимирской ленте и 500 руб. серебром. При этом объявили, что после вступления в брак Дарье будет пожаловано еще 1000 руб.

Известно, что позже Даша приходила к Пирогову с просьбой о вступлении в общину сестер милосердия, но по каким- то причинам в нее не вступила. Впрочем, это не мешало ей продолжать работать сестрой милосердия на перевязочных пунктах в Севастополе на протяжении всей войны. Раненые ласково называли ее Дашей Севастопольской, и в историю Крымской войны она вошла под этим именем.

После войны Даша вышла замуж за отставного матроса Хворостова, приняв его фамилию. Они поселились в городе Николаеве. При выходе замуж Даша получила в приданое от царя, как и было обещано, 1000 рублей.

Когда умерла Даша Севастопольская и где похоронена - не известно. В кадрах кинохроники 1905 года она запечатлена в группе долгожителей - героев обороны Севастополя.

Прибытие сестер в Крым

Сестры 1-го отряда прибывали в столицу Крымского полуострова Симферополь 26, 29 и 30 ноября 1854 года.

Крым их встречал совсем неприглядной картиной. «Это было поздней осенью в ноябре 1854. Вся дорога от Бахчисарая на протяжении 30 верст была загромождена транспортами раненых, орудий и фуража. Дождь лил как из ведра, больные и между ними ампутированные лежали по двое - трое на подводе, стонали и дрожали от сырости; и люди и животные едва двигались в грязи по колено; падаль валялась на каждом шагу; из глубоких луж торчали раздувшиеся животы падших волов и лопались с треском; слышались в то же время и вопли раненых, и карканье хищных птиц, целыми стаями слетевшихся на добычу, и крики измученных погонщиков, и отдаленный гул севастопольских пушек...»

Сразу после приезда, 30 ноября 1854 года, сестры приступили к работе. Несмотря на желание Елены Павловны немедленно отправить сестер на перевязочные пункты осажденного Севастополя, Пирогов решает оставить их на время в госпиталях Симферополя.

Симферополь, находящийся всего в 60 км от линии фронта, был главной госпитальной базой русской армии на крымском военном театре. После сражений под Альмой и Инкерманом сюда были эвакуированы более 4 000 раненых. Из-за нехватки мест в военных и гражданских госпиталях, ранеными были заняты все общественные учреждения и частные дома в Симферополе.

Ложь во имя спасения

Тому, кому когда - либо приходилось находится у одра смертельно раненого, должны быть знакомы чувства, посещающие сестру милосердия, для которой проводы раненого в последний путь есть ежедневная работа.

Как бы ни было безнадежным состояние раненого, священник и сестра милосердия, находящиеся у смертного одра, до последнего вздоха старались поддерживать в нем моральное успокоение.

В дни битвы за Малахов курган сестры, работавшие в отделении безнадежных, поступали так, чтобы поддержать силы и моральное успокоение умирающего.

Сестринский вопрос

Работа сестер Крестовоздвиженской общины и сердобольных вдов в Крымскую войну имела, как минимум, три величайших последствия для развития сестринского дела в России.

Во-первых, деятельность сестер оказала нравственное влияние на госпитальную военную администрацию.

Во- вторых, сестры наглядно продемонстрировали обществу модель организованной помощи раненым и больным на театре войны и сформировали модель военного сестринского дела.

В- третьих, деятельность сестер окончательно способствовала общественному признанию сестринского дела и выделению его в самостоятельную, важную для развития общества, профессию. Если до войны сестринское дело в России развивалось на основе благотворительных пожертвований, то после войны начался процесс преобразования сестринского дела в государственную форму развития.

Но, пожалуй, самый ценный отзыв о значении Крестовоздвиженской общины - не для России в частности, а для человечества в целом - прозвучит уже через много лет после окончания Крымской войны из уст прославленного европейца Анри Дюнана. В своем письме Российскому Обществу Красного Креста, датированном 17 июня 1896 года, Анри Дюнан написал: «...существованием Красного Креста мы сегодня обязаны благородному примеру оказания помощи раненым воинам во время Крымской войны, делу, вдохновительницей которого была Елена Павловна...»

Вопросы для самоконтроля:

1. Какую роль сыграли великая княгиня Елена Павловна и Н.И.Пирогов в создании организованной женской помощи раненым на поле битвы?

2. Укажите точную дату выхода Указа Николая I о создании Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия.

3. При каких условиях женщин принимали в Крестовоздвиженскую общину?

4. По каким принципам формировали и отправляли отряды сестёр милосердия в Крым?

5. Где обучали сестёр милосердия оказанию медицинской помощи раненым?

6. Сколько сестёр милосердия работало в Крестовоздвиженской общине за годы Крымской войны?

7. Какую картину наблюдали сёстры милосердия 1-го отряда, когда прибыли на Крымский полуостров?

8. В каком городе располагался главный госпиталь русской армии?

9. Какие функции выполняли сёстры милосердия в госпиталях?

10. Какому риску были подвержены сёстры при оказании медицинской помощи раненым и больным?

11. Кто возглавлял 2-й отряд Крестовоздвиженской общины?

12. Кто управлял 3-м отделением сестёр, прибывшим из С.-Петербурга?

13. По каким принципам Н.И.Пирогов предложил произвести сортировку сестёр?

14. Какие функции были у перевязывающих сестёр?

15. В чём заключались функции дежурных сестёр?

16. Что входило в обязанности аптекаршей?

17. Чем занимались сёстры - хозяйки?

18. Каким было медицинское и материальное обеспечение в госпиталях?

19. Как госпитальная администрация относилась к деятельности сестёр милосердия?

20. Какую помощь оказывали сёстры безнадёжным больным?

21. Кто руководил транспортным отделом сестёр Крестовоздвиженской общины?

22. Какие функции выполняли сёстры транспортного отдела?

23. В чём содержание конфликта, возникшего между Н.И.Пироговым и начальницей общины Александрой Стахович?

24. Три сестры милосердия – «Три столпа общины», кто они и каковы их заслуги?

25. Что известно из биографии Екатерины Хитрово?

26. Как Н.И.Пирогов отзывался о Екатерине Хитрово?

27. Биографические данные Е.М.Бакуниной.

28. Чем занималась Е.М.Бакунина после ухода из общины и в последние годы жизни?

29. По чьей просьбе Е.М.Бакунина в 65 лет руководила военными госпиталями на Кавказе во время русско-турецкой войны?

30. Какими наградами была отмечена Е.М.Бакунина за милосердные подвиги?

31. В каком году была учреждена стипендия имени Бакуниной для девушек Тверской губернии медицинского факультета?

32. Что известно из биографии Елизаветы Карцевой?

33. Как отзывался Н.И.Пирогов о Е.П.Карцевой?

34. По инициативе какого врача и когда Е.П.Карцева открывает «школу фельдшериц»?

35. При каких условиях принимали женщин в школу фельдшериц?

36. Как сестра милосердия Е.П.Карцева проявила себя во время русско-турецкой войны?

37. Какую помощь Александр II оказал вдовам и сёстрам по просьбе Великой княгини Елены Павловны?

38. Какие последствия для развития сестринского дела в России имела деятельность сестёр Крестовоздвиженской общины?

39. Как оценил Анри Дюнан деятельность Крестовоздвиженской общины?


Устав Повивальным Бабкам

1. Всякая повивальная Бабка должна быть в звании своем испытана, удостоена и присягою обязана; притом благонравна, доброго поведения, скромна и трезва, дабы во всякое время в состоянии была дело свое исполнять.

2. Повивальная Бабка должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, не взирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно, наблюдая всегда молчаливость, особливо в таких случаях, кои не терпят разглашения.

3. Когда Бабка будет позвана к какой роженице убогой, или низкого состояния, которая или только еще собирается родить, или уже точно мучится, то она не должна, ежели в тоже время потребуется к какой богатой, почетной, или знакомой своей, ни под каким видом, оставя первую, отлучаться, разве, по согласию родящей, другую присяжную и искусную Бабку вместо себя при ней оставить

4. Так же повивальная Бабка не должна оставлять роженицу прежде, нежели роды совершенно кончатся, и мать и дитя приведены в надлежащее спокойствие.

5. Когда Бабка приметит, что роды предстоят тяжелые, то должна или другую искусную Бабку, или повивальной науки Профессора, или подчиненного ему Акушера призвать в совет немедленно, дабы чрез долговременное тщетное ожидание оттоле не терялось время, а чрез то и опасность не увеличилась.

6. Долг бабки есть объяснить Акушеру или Врачу все происходившее и настоящее состояние родящей, и что он по своему благоусмотрению прикажет, то бабка повинна во всей точности исполнять.

7. Когда Родильница, не разрешась от бремени, скончалась незадолго до прибытия бабки, в таком случае должна сия немедленно об оном дать знать Акушеру, либо в близ находящемуся Доктору или Лекарю дабы чрез искусное вскрытие утробы, вынув младенца, сохранить его жизнь, буде возможно.

8. В трудных родах не должна бабка отваживаться приступать к операции, а повинна немедленно от определенного на то Акушера, или в отлучке его по законным причинам, от Профессора Повивальной науки потребовать помощи.

9. Бабкам наистрожайше запрещается вступать в лечение от других болезней.

10. Каждая бабка не должна ни по чьей просьбе, приступать к поспешествованию преждевременнаго от беременности разрешения, и повинна о таковом беззаконном намерении доносить куда следует.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое «повивальное дело»?

2. Кто такие «повитухи»?

3. Кто мог стать деревенской повитухой?

4. Что означают слова «бабить», «повивальные бабки», «бабичье дело»?

5. Кто и когда впервые в России предложил Сенату принять документ об организации службы родовспоможения?

6. Кто такие «присяжные бабки»?

7. Где и когда в России были открыты первые акушерские школы?

8. Кто был первым профессором и преподавателем акушерства в России?

9. Когда в обучение медиков был впервые введён курс акушерства?

10. Где и когда в России был впервые открыт Повивальный (Родильный) госпиталь?

11. Где и когда в России был впервые открыт Повивальный институт?

12. Кого называют «отцом русского акушерства»?

13. Какие проблемы были присущи системе родовспоможения до 1917г.?

14. Какие изменения произошли в системе родовспоможения после 1917г.?

 


Часть 8. РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ПОСЛЕ 1917г.

 

Необходимо отметить, что в первые годы после Октябрьской рево­люции сестринское образование не претерпело существенных изме­нений: обучение было основано на учебных планах и программах общин сестер милосердия, которые по-прежнему готовили большую часть медицинских сестер. Не внесла принципиальных изменений в систему подготовки медицинских сестер и 1 Всероссийская конферен­ция но высшему и среднему медицинскому образованию (1920г.). Однако религиозная направленность устава общин сестер милосердия не соответствовала классовой и антирелигиозной политике нового государства, поэтому в учебные планы были внесены изменения, церкви при общинах были закрыты и священники выведены из соста­ва преподавателей.

В 1922г. сестринские школы и курсы перешли в подчинение На­родного комиссариата просвещения, в котором руководство всем профессионально-техническим образованием в стране осуществляло специальное управление — Главпрофобр. Такая реорганизация в системе подготовки специалистов со средним специальным образова­нием в тот период была оправдана. В частности, она способствовала улучшению общеобразовательной подготовки медицинских сестер, большинство из которых до поступления в сестринские школы имели 2 класса образования.

На I Всероссийской конференции по среднему медицинскому обра­зованию, проходившей в Москве в 1922г., были определены типы средних медицинских учебных заведений, единые учебные планы, программы и сроки обучения (2 года). Обсуждались вопросы специа­лизации медицинских сестер, была признана необходимость подготов­ки сестер социальной помощи, сестер по охране материнства и мла­денчества, медицинских сестер для лечебных учреждений, акушерок. К 1923г. в Российской Федерации уже было создано 94 средних медицинских учебных заведения.

К началу 1925г. в стране сформировались следующие типы сред­них медицинских учебных заведений.

1. Фельдшерско-акушерские школы со сроком обучения 4года. В них принимали лиц, закончивших 4 класса.

2. Фельдшерско-акушерские школы, в которых специалистов го­товили 2,5 года. Для поступления в эти учебные заведения необходимо было закончить семилетнюю школу.

3. Школы но подготовке медицинских сестер но уходу за больны­ми (переименованные затем в курсы медицинских сестер) со сроком обучения 2 года. В школу принимались лица с 4-классным образова­нием.

4. Техникумы, школы и курсы с различными сроками обучения для сестер-воспитательниц, сестер по охране материнства и младенчества.

5. Профилактические техникумы, срок обучения в которых со­ставлял 4 года.

6. Вечерние школы медицинских сестер со сроком обучения 3 года.

7. Двухгодичные курсы санитарных помощников.

8. Курсы переобучения военных (ротных) фельдшеров для работы в школах; срок обучения — 3 года.

9. Курсы дезинфекторов со сроком обучения 6 месяцев.

10. Курсы по подготовке массажистов. Срок обучения — 1 год.

В 1926г. в Москве на II Всероссийской конференции по среднему медицинскому образованию были обсуждены успехи и недостатки в системе среднего медицинского образования, определены пути его развития.

Решения этой конференции явились основой для реформы средне­го медицинского образования в стране в 1927 г. В результате рефор­мы все медицинские школы и курсы медицинских сестер были преоб­разованы в медицинские техникумы, имеющие отделения для подго­товки различных специалистов — медицинских сестер, акушерок, сестер по охране материнства и младенчества, фельдшеров, лаборан­тов и др. Значительно повысились требования к образовательному уровню поступающих в медицинские техникумы. В них принимались лица, окончившие семилетнюю школу. Были подготовлены новые учебные планы и программы. Срок обучения в медицинском техникуме составлял 2,5 года.

Необходимо отметить, что в новых учебных планах, как и в изме­ненных в 1919 г., предусматривалась подготовка медицинских сестер, владеющих четко отработанными техническими навыками и являю­щихся помощниками врача. Предлагалось заменить термин «медицинская сестра» на термины «помврача» или «замврача», которые казались более соответствующими ее назначению. Сторонни­ки этой идеи считали определения «сестра» и «сестра милосердия» монашескими и ограниченными, не соответствующими новому типу медицинского работника советского здравоохранения.

После Великой Отечественной войны в стране были проведены важные мероприятия по улучшению медицинского обслуживания населения. В первую очередь были восстановлены учреждения по охране материнства и детства; развернуто строительство родильных домов, женских консультации и детских поликлиник; восстановлена сеть домов отдыха и санаториев; организована медико-социальная помощь инвалидам и детям-сиротам. В связи с этим увеличилась потребность практического здравоохранения страны в квалифициро­ванных средних медицинских работниках.

В 1946г. Министерство здравоохранения СССР утвердило новые учебные планы, которые предусматривали более глубокое преподава­ние теоретических дисциплин и улучшение практической подготовки выпускников медицинских школ.

В 1953г. в соответствии с решением Министерства здравоохране­ния СССР была проведена реорганизация медицинских школ в медицинские училища и ликвидирована их многопрофильность. Были определены сроки обучения в зависимости от общеобразовательной подготовки поступающих (8 или 10 классов образования). В учебные планы медицинских училищ было введено практическое обучение. В соответствии с требованиями практического здравоохранения осу­ществлялась подготовка акушерок, фельдшеров, медицинских сестер для детских лечебно-профилактических учреждений, санитарных фельдшеров, медицинских лаборантов, фармацевтов, зубных врачей и техников.

С 1954г. стали готовить медицинских сестер для детских дошкольных учреждений, введена специализация медицинских сестер по различным разделам клинической работы (физиотерапия, анесте­зиология, хирургия, массаж, лечебная физкультура и др.).

В 1965г. был окончательно решен вопрос о целесообразности от­крытия медицинских училищ при крупных многопрофильных больни­цах, являющихся одновременно клиническими базами высших меди­цинских учебных заведений и научно-исследовательских институтов страны. Это позволило приблизить обучение медицинских сестер к месту их будущей работы. В этом же году стали создаваться курсы повышения квалификации для средних медицинских работников при крупных лечебно-профилактических учреждениях. Так, в 1981г. в стране было 15 училищ повышения квалификации средних медицин­ских работников.

Социально-экономические реформы, начавшиеся в стране в конце 80-х годов, потребовали реорганизации системы оказания медицинской помощи населению. Введение новых экономических отношений в деятельность медицинских учреждений повлекли за собой необходи­мость повышения эффективности системы охраны здоровья населе­ния.

Коренные изменения в системе подготовки медсестёр произошли, начиная с 1993г., с момента начала реализации международного проекта «Новые сестры для новой России». В настоящее время упразднены практически все несоответствия образовательной программы по подготовке медсестёр требованиям международных стандартов:

- наряду с медицинскими училищами подготовку медсестёр осуществляют медицинские колледжи, как самостоятельные, так и входящие в состав медицинских вузов, увеличилась продолжительность додипломной подготовки (2 г. 10 мес.),

- изменилось содержание образовательной программы, увеличился возраст выпускников (не моложе 20 лет),

- введена многоуровневая система подготовки медсестёр от базового до высшего и послевузовского,

- в медицинских училищах и колледжах начинают работать первые выпускники факультетов высшего сестринского образования.

Медсестры получили реальную возможность делать профессиональную карьеру, повышая квалификацию и не меняя своей профессии.

Медсестры получили представительство в органах управления, имеют свои профессиональные объединения, свои периодические издания.

Государственной программой развития сестринского дела в России предусмотрено дальнейшее расширение возможностей д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.142 с.)