Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 4. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды.
Понятие управления природными ресурсами Управление природными ресурсами – это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях. Научно обоснованное управление процессами воздействия на природную среду должно учитывать такое обстоятельство: природная среда имеет способность самовосстанавливаться, самоочищаться, саморегулироваться при «возмущающих воздействиях», не превышающих определенного предела. Но так как нарушены темпы и пропорции между «возущением» и возможностями саморегулирования природной среды, очевидно, что управление воздействием на природную среду должно переходить на следующую ступень: от ограничения воздействия к рациональному приспособлению человеческой деятельности к особенностям природной среды. Таким образом, в этих условиях становится объективной необходимостью осуществление целенаправленной, сознательно организованной деятельности (вместо стихийных мер и попыток) по преобразованию природной среды на основе научного предвидения возможных изменений и последствий (планирования действий и прогнозирования последствий). Основные принципы оптимального управления процессом природопользования 1. Управление природопользованием — неотъемлемый, необходимый, обязательный элемент в общественном развитии. 2. Управление природопользованием должно осуществляться теми же темпами и средствами, что и так называемое «основное производство», с помощью достижений НТП. 3. Управление природопользованием основывается на понимании непрерывности этого процесса во времени и пространстве с учетом взаимосвязи, взаимообусловленности отдельных компонентов природного комплекса, отдельных природных ресурсов, отдельных свойств и качеств. 4. Природные ресурсы и объекты не совпадают с границами исторически сложившихся административно-хозяйственно обособленных территорий. 5. Природные ресурсы и объекты в отличие от продуктов труда1 не созданы человеческим трудом, они не могут быть полностью присвоены отдельной личностью, группой лиц, коллективом, это достояние, благо, богатство всего человечества. Степень распространения собственности 6. Оптимизация управления природопользованием предполагает учет разделения труда (территориальное, общественное, международное объединение усилий, согласованность, сотрудничество). 7. Системность во времени и пространстве, учет, контроль, наблюдение за динамикой количественных и качественных характеристик, показателей балансов ресурсов, этапность. 8. Заинтересованность и обязательная ответственность (материальная, моральная, административная, уголовная) за выполнение законодательной основы природопользования на всех уровнях управления (регион, республика, государство, международные соглашения). Отсутствие или недостаточность мер ответственности во многом определяют сегодня большое количество аварий, технологических катастроф с последствиями, разрушениями, включая человеческие жизни. 9. Оптимальное сочетание различных по характеру и особенностям методов управления природопользованием, прежде всего методов, способов воздействия на деятельность природопользователей (нормативно-правовых, организационных, экономических, технико-технологических).
Административно-контрольные инструменты управления природопользованием и экологической безопасностью Органы общей компетенции Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере и иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи. Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитием экономики, управлением развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д. К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся: - Президент России; - Правительство России; - правительства (администрации) субъектов РФ. Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды. Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. За время действия института президентства в России специальной структурой в Администрации Президента был советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья. Позднее эта должность была упразднена. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ. Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера - федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др. Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России: - обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии; - осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы; - проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий. Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В Аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведают Департамент социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования).
Тема 4. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.191 (0.011 с.) |