Тема 4. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды.



Тема 4. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды.

 

 

Понятие управления природными ресурсами

Управление природными ресурсами – это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.

Научно обоснованное управление процессами воздействия на природ­ную среду должно учитывать такое обстоятельство: природная среда имеет способность самовосстанавливаться, самоочищаться, саморегули­роваться при «возмущающих воздействиях», не превышающих определенного предела. Но так как нарушены темпы и пропорции между «возущением» и возможностями саморегулирования природной среды, очевидно, что управление воздействием на природную среду должно переходить на следующую ступень: от ограничения воздействия к рациональному при­способлению человеческой деятельности к особенностям природной сре­ды. Таким образом, в этих условиях становится объективной необходимо­стью осуществление целенаправленной, сознательно организованной деятельности (вместо стихийных мер и попыток) по преобразованию при­родной среды на основе научного предвидения возможных изменений и последствий (планирования действий и прогнозирования последствий).

Основные принципы оптимального управления процессом природопользования

1. Управление природопользованием — неотъемлемый, необходимый, обязательный элемент в общественном развитии.

2. Управление природопользованием должно осуществляться теми же темпами и средствами, что и так называемое «основное производство», с помощью достижений НТП.

3. Управление природопользованием основывается на понимании непрерывности этого процесса во времени и пространстве с учетом взаимо­связи, взаимообусловленности отдельных компонентов природного комп­лекса, отдельных природных ресурсов, отдельных свойств и качеств.

4. Природные ресурсы и объекты не совпадают с границами истори­чески сложившихся административно-хозяйственно обособленных терри­торий.

5. Природные ресурсы и объекты в отличие от продуктов труда1 не созданы человеческим трудом, они не могут быть полностью присвоены отдельной личностью, группой лиц, коллективом, это достояние, благо, богатство всего человечества. Степень распространения собственности
на них — условное понятие, явление.

6. Оптимизация управления природопользованием предполагает учет разделения труда (территориальное, общественное, международное объ­единение усилий, согласованность, сотрудничество).

7. Системность во времени и пространстве, учет, контроль, наблюде­ние за динамикой количественных и качественных характеристик, пока­зателей балансов ресурсов, этапность.

8. Заинтересованность и обязательная ответственность (материальная, моральная, административная, уголовная) за выполнение законодатель­ной основы природопользования на всех уровнях управления (регион, рес­публика, государство, международные соглашения). Отсутствие или недо­статочность мер ответственности во многом определяют сегодня большое количество аварий, технологических катастроф с последствиями, разру­шениями, включая человеческие жизни.

9. Оптимальное сочетание различных по характеру и особенностям методов управления природопользованием, прежде всего методов, спосо­бов воздействия на деятельность природопользователей (нормативно-пра­вовых, организационных, экономических, технико-технологических).

 

 

Административно-контрольные инструменты управления природопользованием и экологической безопасностью

Органы общей компетенции

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере и иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитием экономики, управлением развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

- Президент России;

- Правительство России;

- правительства (администрации) субъектов РФ.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. За время действия института президентства в России специальной структурой в Администрации Президента был советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья. Позднее эта должность была упразднена. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ.

Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера - федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др.

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:

- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;

- осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;

- проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В Аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведают Департамент социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования).

 

Тема 4. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.0.155 (0.009 с.)