Система оценки уровня сформированности просодических компонентов и слухового самоконтроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система оценки уровня сформированности просодических компонентов и слухового самоконтроля



Для оценки эффективности предложенной нами методики был проведен контрольный эксперимент с использованием диагностических заданий основного этапа констатирующего эксперимента. Нами были выбраны именно эти задания, поскольку они позволили, во-первых, установить степень овладения средствами ритмического и интонационного оформления речи, во-вторых, выявить уровень сформированности слухового самоконтроля. Сопоставление полученных данных позволило оценить динамику развития указанных параметров.

Анализ полученных результатов выявил положительную динамику при выполнении диагностических заданий в конце учебного года. Сравнительные средние показатели качества выполнения заданий дошкольниками экспериментальной и контрольной групп до и после обучения представлены в таблице 31.

 

Таблица 31

Сравнительные показатели качества выполнения контрольных заданий дошкольниками ЭГ и КГ до и после обучения (в %)

Группа детей
       
   
 
 


Вид заданий

Экспериментальная группа Контрольная группа
до обучения   после обучения   до обучения   после обучения  
Перемеще ние ударения В слоговых рядах 76,35 89,88 75,80 81,53
Во фразах 88,90 97,86 89,15 92,24
Замена интонации Повествовательной на вопросительную 83,90 95,85 84,27 88,90
Вопросительной на повествовательную 80,85 89,85 79,67 83,73
             

 

Приведенные в таблице результаты свидетельствуют о том, что дошкольники ЭГ в целом справились лучше своих сверстников из КГ. Необходимо отметить, что усвоение ритмической стороны речи положительно повлияло на состояние слоговой структуры слов и звукопроизношения у детей.

В экспериментальной и контрольной группах после коррекционного обучения изменились количественные показатели степени сформированности просодической стороны речи дошкольников (таблица 32).

 

Таблица 32

Сравнительные показатели степени сформированности просодической стороны речи дошкольников ЭГ и КГ до и после обучения (в %)

Группа детей Степень сформированности просодической стороны речи
первая вторая третья четвертая
до обуче-ния после обуче-ния   до обуче-ния после обуче-ния   до обуче-ния после обуче-ния   до обуче-ния после обуче-ния  
ЭГ   2,2 -- 20,0 4,5 77,8 64,4 -- 31,1
КГ   5,0 -- 20,0 15,0 75,0 65,0 -- 20,0

В результате проведенного обучения отмечен значительный скачок качества просодического оформления речи. У трети от числа детей ЭГ мелодико-интонационная сторона речи оказалась полностью сформированной, дошкольники использовали все знакомые им средства выразительности как в спонтанной речи, так и при выполнении специальных заданий.

Произошли изменения в распределении обследуемых дошкольников по уровню сформированности слухового самоконтроля (таблица 33).

В ЭГ, по сравнению с КГ, практически у всех обследуемых отмечались III и IV уровни сформированности слухового самоконтроля. Выросла способность детей выделять ошибки в чужой и собственной речи (p<0,1).

Таблица 33

Сравнительные показатели уровня сформированности слухового самоконтроля дошкольников ЭГ и КГ до и после обучения (в %)

Группа детей Уровень сформированности слухового самоконтроля
I II III IV
до обуче-ния после обуче-ния   до обуче-ния после обуче-ния   до обуче-ния после обуче-ния   до обуче-ния после обуче-ния  
ЭГ 44,5 -- 17,8 2,2 24,4 48,9 13,3 48,9
КГ 40,0 5,0 20,0   25,0 35,0 15,0 25,0
                       

 

Практически у половины детей экспериментальной группы (48,9%) действие слухового самоконтроля было полностью автоматизировано, т.е. они могли исправить ошибку при воспроизведении ритмических и интонационных конструкций непосредственно в момент ее возникновения.

Значительная часть дошкольников перешла с уровня формирования слухового самоконтроля на уровень его автоматизации.

Оценивая результаты экспериментального обучения, необходимо отметить, что произошли изменения в соотношении степени сформированности просодической стороны речи и уровня слухового самоконтроля. Результаты подтвердили тенденцию в продвижении дошкольников ЭГ к более высокой степени просодического оформления речи и более высокому уровню слухового самоконтроля (таблицы 34, 35).

Таким образом, переход на качественно более высокий уровень слухового самоконтроля позволил детям овладеть возможностями ритмического и интонационного оформления речевых высказываний.

Таблица 34

Соотношение степени сформированности просодической стороны речи и уровня слухового самоконтроля у дошкольников с ФФН до и после обучения (в %)

Уровень слухового самоконтроля Степень сформированности просодической стороны речи
первая   вторая третья четвертая
до обуче-ния после обуче-ния   до обуче-ния после обуче-ния   до обуче-ния после обучения   до обуче-ния после обучения  
число % число % число % число % число % число % число % число %
I -- -- -- --   13,04 -- --   26,09 -- -- -- -- -- --
II -- -- -- -- -- -- -- --   17,39   4,35 -- -- -- --
III -- -- -- -- -- -- -- --   30,43   34,78 -- --   8,7
IV -- -- -- -- -- -- -- --   13,04   26,09 -- --   26,09
                                       

 

Таблица 35

Соотношение степени сформированности просодической стороны речи и уровня слухового самоконтроля у дошкольников с ОНР до и после обучения (в %)

Уровень слухового самоконтроля Степень сформированности просодической стороны речи
Первая вторая третья четвертая
до обуче-ния после обуче-ния   до обуче-ния после обуче-ния   до обуче-ния после обучения   до обуче-ния после обучения  
число % число % число % число % число % число % число % число %
I   4,6 -- --   13,7 -- --   31,82 -- -- -- -- -- --
II -- -- -- --   13,7 -- --   4,6 -- -- -- -- -- --
III -- -- -- -- -- --   9,1   18,2   36,4 -- --   9,1
IV -- -- -- -- -- -- -- --   13,6   27,3 -- --   18,2

 

Оценивая результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, можно сказать, что наша гипотеза о влиянии дифференцированного подхода, основанного на учете степени сформированности мелодико-интонационных компонентов и уровня развития слухового самоконтроля, на эффективность коррекционно-логопедической работы по формированию просодической стороны речи у дошкольников с речевой патологией, подтвердилась.

 

Сравнительный анализ результатов экспериментального обучения позволил сделать следующие выводы:

· эффективность предложенной нами дифференцированной системы коррекционного воздействия, направленной на нормализацию просодической стороны речи у дошкольников с речевой патологией, подтвердилась в ходе проведенных исследований;

· учет уровня сформированности слухового самоконтроля позволяет существенно оптимизировать коррекционное воздействие, направленное на формирование мелодико-интонационной стороны речи и оказывает положительное влияние на развитие всех компонентов речевой системы.

· целесообразным представляется дополнение существующих программ обучения и воспитания дошкольников с ФФН и ОНР специальными разделами, направленными на формирование просодической стороны речи.

 

Заключение

 

Отсутствие систематизированных методов диагностики и коррекции мелодико-интонационных расстройств побудило нас разработать комплекс методов, направленных на выявление и исправление просодических нарушений у дошкольников с разной речевой патологией.

Для изучения распространенности голосовых и просодических нарушений у детей дошкольного возраста нами были отобраны субъективные и объективные методы диагностики. Проведение комплексного логопедического обследования позволило выявить степень сформированности всех компонентов речевой системы. Применение слуховой аудиторской оценки в совокупности с инструментальными методами обследования голосовой функции позволило не только выявить характер и степень выраженности голосового дефекта, но и оценить эффективность предложенных нами дифференцированных методов коррекционного воздействия. Результаты, полученные в ходе комплексного психолого-педагогического изучения интонационных возможностей дошкольников с разной речевой патологией, послужили основой при разработке научно-обоснованной методики коррекционно-логопедического воздействия.

Экспериментальные исследования свидетельствуют о существовании взаимосвязи между степенью сформированности просодической стороны речи и уровнем слухового самоконтроля, что позволило условно выделить три группы среди обследуемых дошкольников:

- 1 группа – нарушение мелодико-интонационной стороны речи при высоком уровне сформированности слухового самоконтроля;

- 2 группа – нарушение мелодико-интонационной стороны речи при низком уровне сформированности слухового самоконтроля;

- 3 группа – нарушения мелодико-интонационной стороны речи при среднем уровне сформированности слухового самоконтроля.

Первую группу составили дошкольники, способные оценить на слух правильность интонационного оформления, но испытывающие трудности на этапе моторной реализации. Во вторую группу вошли дети, у которых трудности просодической организации были связаны с нарушением восприятия ритмических и интонационных конструкций. У дошкольников третьей группы наблюдали трудности как моторного, так и сенсорного характера. Такое деление имело прогностическое значение, поскольку высокий уровень сформированности слухового самоконтроля является оптимальным условием эффективности коррекционного воздействия.

Разработка дифференцированной методики коррекционно-логопедической работы по формированию просодической стороны речи у детей строилась с учетом выявленных речевых, голосовых и психологических особенностей дошкольников с разной речевой патологией.

Сопоставление результатов коррекционного обучения с показателями, полученными в контрольной группе, где занятия проводились по традиционным методикам без учета уровня сформированности слухового самоконтроля, свидетельствуют об эффективности предлагаемой нами методики.

Завершая монографическое исследование и подводя его итоги автор делает следующие выводы.

1. Разработанная комплексная система балльной оценки просодических расстройств и слухового самоконтроля позволяет определить степень и характер нарушений просодического оформления речи, оценить уровень сформированности самоконтроля и прогнозировать результат логопедической работы.

2. На основании результатов экспериментального обследования выявлена вариативная степень нарушения просодических компонентов, проявляющаяся в изменениях тембра, сужении диапазона голоса по силе и высоте, а также в трудностях передачи ритмических и интонационных рисунков. Доказано, что причинами возникновения указанных нарушений являются структура и степень выраженности речевого дефекта, моторные расстройства артикуляционного аппарата, а также уровень сформированности слухового самоконтроля.

3. Применение балльной оценочной шкалы позволило выделить четыре уровня сформированности слухового самоконтроля у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием: I уровень – отсутствие слухового самоконтроля, II – низкий уровень слухового самоконтроля, III - средний уровень слухового самоконтроля, IV – высокий уровень слухового самоконтроля.

4. Доказана взаимосвязь между уровнем слухового самоконтроля и степенью сформированности просодической стороны речи. Установлено, что низкий уровень слухового самоконтроля является одним из факторов, негативно влияющих на формирование просодической стороны речи детей дошкольного возраста.

5. Научно обоснованы основные направления комплексной дифференцированной системы работы по формированию просодической стороны речи у дошкольников, включающие устранение недостатков моторной сферы, совершенствование перцептивных процессов, развитие слухового самоконтроля.

6. В ходе экспериментального обучения доказано, что эффективность коррекционной работы по формированию просодики обеспечивается следующими педагогическими условиями:

· осуществлением индивидуально-дифференцированного подхода с учетом характера и степени выраженности речевого дефекта, а также уровня слухового самоконтроля у дошкольников;

· комбинированием индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм работы, позволяющих детям сознательно применять полученные навыки в различных ситуациях общения.

6. Анализ результатов исследования подтвердил, что разработанная комплексная дифференцированная система коррекционной работы по формированию просодической стороны речи является эффективной, что позволяет рекомендовать ее к использованию в обучении дошкольников с нарушением речи.

 

Библиографический список

1. Аванесов Р.И. Об ударении в русском языке // Русский язык в школе. 1948. №4.

2. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1972.

3. Актуальные вопросы просодики и звукового состава: Сб. ст. Иркутск, 1986.

4. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., 1973.

5. Алмазова Е.С. Методика логопедической работы по устранению ринофонии // Нарушения речи и голоса у детей. М., 1975.

6. Андреева Е.И. Психологические основы перестройки произносительных навыков у глухих детей. Л., 1973.

7. Андронова Л.З. Коррекция интонационной стороны речи заикающихся // Дефектология. 1988. №6.

8. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.

9. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.

10. Анощенкова Н.М. Интонационные характеристики спонтанной речи и чтения диалогического текста: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1977.

11. Артемов В.А. Психология речевой интонации. Интонация и просодия. М., 1976.

12. Артемов В.А. Речевая интонация. Экспериментальная фонетика. Мн, 1971.

13. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа в доречевой период с детьми, страдающими церебральным параличом: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1980.

14. Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте. М., 1997.

15. Астахова Е.С. Роль эндоскопии в диагностике и лечении голосовых нарушений у детей: Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2004.

16. Бабина Г.В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе // Вопросы логопедии: Сб. тр. М., 1978.

17. Багрова И.Г. Развитие речевого слуха слабослышащих школьников. М., 1993.

18. Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М., 2002.

19. Барышникова К.К. О просодических единицах речи // Экспериментальная фонетика: Сб. ст. Мн., 1972.

20. Бельтюков В.И. Роль слухового анализатора в процессе усвоения звуковой стороны речи // Вопросы психологии. 1977. №2.

21. Бельтюков В.И. Системный подход к анализу процесса усвоения звуков речи детьми // Дефектология. 1981. №3.

22. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. М., 1998.

23. Белякова Л.И., Романчук И.З. Особенности интонационной стороны речи учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи: Межвуз. сб. науч. тр. М., 1989.

24. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

25. Блинов И.Я. О русской речевой интонации. М., 1956. Вып.6. Т.89.

26. Блонский П.П. Память и мышление. М., 1979. Т.2.

27. Блохина Л.П., Потапова Р.К. Просодические характеристики речи. Лаборатория экспериментальной фонетики и психологии речи. М., 1970.

28. Блохина Л.П. Просодические характеристики речи и методы их анализа. М., 1980. Т.1.

29. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.

30. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. Л., 1983.

31. Борисова Н.И. К изучению просодических компонентов звучащей речи детей с речевой патологией // Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития: Сб. науч. тр. Мн., 1987.

32. Боскис Р.М., Левина Р.Е. К проблеме овладения фонетической стороной речи в детском возрасте // Советская педагогика. 1938. №6.

33. Брызгунова Е.А. Материал для упражнений по интонации вопросительных и повествовательных предложений. М., 1963.

34. Брызгунова Е.А Звуки и интонация русской речи. М., 1977.

35. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970.

36. Вансовская Л.И. Фонетические нарушения речи и пути устранения их у больных с открытой ринолалией после уранопластических операций: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Л., 1977.

37. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. М., 2002.

38. Василенко Ю.С.,Уланов С.Е. Нарушения голоса у детей и подростков // Вестник оторинолар. 1984. №6.

39. Василевская Н.Г. Развитие интонационной компетентности младших школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003.

40. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. М., 1990.

41. Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент, 1989.

42. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987.

43. Власова Т.М. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. М., 1997.

44. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М., 1983.

45. Волосовец Т.В. Логопедическая работа с детьми в возрасте 1-3 лет с врожденной расщелиной губы и неба. Автореф. дис. …канд. пед. наук. М., 1995.

46. Воронцова Т.Н. Логопедическая работа с больными открытой ринолалией: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1966.

47. Воронцова Т.Н. Влияние ранних уранопластических операций на физическое и речевое развитие ребенка с врожденной расщелиной губы и нёба // Вопросы логопедии: Сб. тр. М., 1978.

48. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

49. Вятлева Ю.Е. Особенности формирования просодического строя речи у детей с речевой патологией (младший школьный возраст) // Расстройства речи и клинические проявления: Матер. Конференции. СПб., 1999.

50. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПб., 2005.

51. Галеева М.М. Виды упражнений по интонации // Вопросы обучения русскому языку студентов-иностранцев: Сб. ст. М., 1974.

52. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР: Сб. ст. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев. М., 1959. Т.1.

53. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий. М., 1968.

54. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.

55. Гаращенко Т.И., Астахова Е.С., Радциг Е.Ю. Роль эндоскопии в диагностике заболеваний гортани у детей // Российская оторинолар. 2002. №1.

56. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М.,1948.

57. Гвоздев А.Н. О фонологических средствах русского языка. М.–Л., 1949.

58. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

59. Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1971.

60. Голубева Г.Г. Коррекция фонетической стороны речи у дошкольников. СПб., 2000.

61. Горшкова И.А. Оценка речевого голоса методом определения «профиля» речевого голоса // Российская оторинолар. 2002. №1.

62. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии: Сб. тр. М., 1978.

63. Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией, и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сб. тр. –М., 1981.

64. Доросинская А.В. Психолого-педагогическая технология коррекции нарушений голосовой функции у детей дошкольного возраста с врождённой расщелиной губы и нёба в системе комплексной реабилитации: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000.

65. Ендовицкая Т.В. Особенности развития звуковысотной различительной чувствительности в дошкольном возрасте // Развитие детского голоса: Матер. науч. конфер. / Отв. ред. В.Н. Шацкая. М., 1963.

66. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М., 1996.

67. Ермакова И.И. Нарушения речи у лиц с дефектами нёба и их коррекция: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М, 1980.

68. Ермолаев В.Г. Пути и резервы повышения эффективности мероприятий по охране певческих голосов детей и подростков // Развитие детского голоса: Матер. науч. конфер. / Отв. ред. В.Н. Шацкая. М., 1971. Вып.1.

69. Ермолаев В.Г., Морозов В.П., Лебедева Н.Ф. Руководство по фониатрии. Л., 1970.

70. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.

71. Жинкин Н.И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи // Вопросы психологии. 1978. №4.

72. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников: Сб. ст. / Отв. ред. А.В. Запорожец, А.П. Усова. М., 1963.

73. Захарова Т.В. Формирование выразительных средств речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2002.

74. Зееман М. Расстройства речи у детей. М., 1962.

75. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.–Воронеж, 2001.

76. Зимняя И.А. Самоконтроль как компонент речевой деятельности и уровни его становления // Иностранные языки в школе. 1970. №4.

77. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979.

78. Зиновьева Т.И. Работа над интонацией в период обучения грамоте: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1996.

79. Зубарева Т.В. Интонационный метод воспитания голоса (предслышание, пуантильность)// Актуальные проблемы фониатрии: Междунар. симпозиум: Тез. докл. Казань, 1995.

80. Ивановская Ф.А. О методике занятий при некоторых расстройствах голоса // Из опыта логопедической работы: Сб. ст. / Отв. ред. Ф.А. Рау, М.М. Сироткин. М., 1955.

81. Иваненко С.Ф. Логопедическая работа в доречевой период и на первом уровне общего речевого развития // Нарушение речи у дошкольников: Сб. ст. / Отв. ред. Р.А. Белова-Давид. М., 1972.

82. Иванова С.В. Речевой слух и выявление степени его развития у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1966. №12.

83. Иванова С.В. Речевой слух и культура речи. М., 1970.

84. Иванова-Лукьянова Т.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. М., 2000.

85. Ипполитова А.Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде // Очерки по патологии речи и голоса: Сб. ст. / Отв. ред. С.С. Ляпидевский. М., 1963.

86. Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2000.

87. Карпенко Н.П., Подольский А.И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недостатками речи // Вестник МГУ. 1980. №3.

88. Каше Г.А. Фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста // Специальная школа. 1965. №4.

89. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., 1971.

90. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.

91. Ковшиков В.А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей: Сб. науч. раб. Л., 1976.

92. Колпак Т.В., Нарушения голоса в структуре речевого дефекта: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1999.

93. Копачевская Л.А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2000.

94. Корицкая Е.Г., Минашина В.С. Особенности фонематических нарушений при различных видах речевых расстройств и некоторые методические приемы по их преодолению // Нарушение речи у дошкольников: Сб. ст. / Отв. ред. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. М., 1969.

95. Крюк Т.А. Педагогическая работа с детьми с третьим уровнем речевого развития // Нарушение речи у дошкольников: Сб. ст. / Отв. ред. Р.А. Белова-Давид. М., 1972.

96. Лаврова Е.В. Характеристика и классификация нарушений голоса // Дефектология. 1987. №1.

97. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1986.

98. Ладыженская Т.А., Михальская А.К. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. М., 1998.

99. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М., 2003.

100. Лебедева Е.Н. Коррекционно-педагогическая работа с умственно отсталыми дошкольниками в процессе ознакомления со звуками окружающей действительности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2001.

101. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей (алексия и аграфия). М., 1940.

102. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2003.

103. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

104. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.

105. Лернер И.Я. Состав содержания образования и пути его воплощения в учебнике // Проблемы школьного учебника: Сб. ст. М., 1978. Вып.6.

106. Лисина Н.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

107. Лисина М.И., Тонкова-Ямпольская Р.В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни // Вопросы психологии. 1968. №3.

108. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 1994.

109. Лопатина Л.В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии // Изучение и коррекция речевых расстройств: Межвуз. сб. науч. тр. Л., 1986.

110. Лопатина Л.В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией // Принципы и методы коррекции нарушений речи: Межвуз. сб. науч. тр. СПб., 1997.

111. Лошакова Т.В. Развитие интонационной стороны речи учащихся в процессе обучения русскому языку: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2000.

112. Лыков В.В. Говори медленнее! // Семья и школа. 1977. №2.

113. Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2000.

114. Львова С.И. Работа над интонацией как средством выражения смысла // Русский язык в школе. 1989. №4.

115. Максаков А.И. Восприятие детьми дефектов произношения звуков в своей и чужой речи: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1970.

116. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 1988.

117. Максимов И. Фониатрия. М., 1987.

118. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения: Сб. тр. М., 1975.

119. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985.

120. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. М., 1960.

121. Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, Е.Н. Российская и др. М., 2003.

122. Милованова И.С. Фонетические игры и упражнения. М., 2000.

123. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. Варшава, 1965.

124. Морозов В.П. Взаимодействие афферентных систем в механизмах фонации как теоретическая основа разработки новых методов вокальной педагогики // Развитие детского голоса: Матер. науч. конфер. / Отв. ред. В.Н. Шацкая. М., 1971. Вып.1.

125. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2001.

126. Нарушение речи у дошкольников / Р.А. Белова-Давид, Н.И. Жинкин, А.Я. Иванова и др. М., 1972.

127. Нарушения речи и голоса у детей / С.С. Ляпидевский, С.Н. Шаховская, И.И. Панченко и др. М., 1975.

128. Никашина Н.А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы: Сб. ст. / Отв. ред. Р.Е. Левина. М., 1965.

129. Николаева Т.М. Языковые функции интонации и ее лингвистический статус // Вопросы фонологии и фонетики: VII Междунар. конгресс фонетич. наук: Тез. докл. М., 1971. Ч.2.

130. Норк О.А. О фонологических признаках просодии и методах их изучения // Функциональная просодия текста: Сб. науч. тр. М., 1982. Вып.201.

131. Оганесян Е.В. Дифференцированная методика логопедической ритмики для занятий с заикающимися подростками и взрослыми // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: Сб. научн. тр. М., 1982.

132. Орлова О.С. Детский голос в норме и патологии. М., 2002.

133. Орлова О.С., Сорокина В.Т.А., Хоппе Л. и др. Дифференцированная система коррекционно-педагогического воздействия при функциональных и органических нарушениях голоса у детей // Российская оторинолар. 2002. №1.

134. Орлова О.С. Система логопедической работы по профилактике и коррекции нарушений у лиц речевых профессий: Автореф. дис. … д-ра. пед. наук. М., 1998.

135. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Учёные записки: Сб. тр. Л., 1946.

136. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина и др. М., 1968.

137. Паан Й., Паан Э. Метод измерения слуховой сенсибилизации по голосово-речевым признакам // Актуальные проблемы фониатрии и клинической сурдологии: Матер. конфер. М., 1998.

138. Павлова М.А. Формирование вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2002.

139. Панченко И.И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральным параличом и особенности логопедической работы с ними: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1974.

140. Попов П.С. О логическом ударении // Вопросы языкознания. 1961. №3.

141. Принципы и методы коррекции нарушений речи: Межвуз. сб. науч. тр. – СПб., 1997.

142. Рахмилевич А.Г., Оганесяе Е.В. Особенности интонационной стороны речи и функционального состояния внутренних мышц гортани при фонации у заикающихся // Дефектология. 1987. №6.

143. Речь. Артикуляция и восприятие / Л.А. Чистович, В.А. Кожевников, В.В. Алякринский и др. – М.–Л., 1965.

144. Салахова В.Я. Формирование контроля и самоконтроля как средства коррекции звукопроизношения и письма у младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997.

145. Сафронова Е.Г. Теоретические основы русской интонации в аспекте лингводидактики. СПб., 1995.

146. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л., 1982.

147. Светозарова Н.Д. Реализация мелодических типов в словах различной ритмической структуры // Иностранные языки в школе. 1970. №3.

148. Селиверстов В.И. Предпосылки развития системы знаний о речевых расстройствах // Вопросы логопедии: Сб. тр. М., 1978.

149. Сергеева Г.Ф. К вопросу о восприятии звуков речи детьми с ринолалией и дизартрией // Дефектология. 1973. №3.

150. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание среднего общего образования: Проблемы и перспективы. М., 1981.

151. Смирнова Л.В. Приемы коррекции голоса у детей // Вестник психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. 1999. №2.

152. Сорокина В.Т.А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2004.

153. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М., 1957.

154. Стебляк Е.А. Коррекция распознавания и понимания интонаций у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2002.

155. Степанова Ю.Е. Методы количественной и качественной оценки состояния голосовой функции здоровых детей // Актуальные проблемы фониатрии: Междунар. симпозиум: Тез. докл. Казань., 1995.

156. Токарева О.А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков: Сб. ст. / Отв. ред. С.С. Ляпидевский.–М., 1967.

157. Токарева О.А. Особенности формирования ритмической и звукослоговой структуры речи у учащихся 1-2-х классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сб. тр. М., 1981.

158. Тонкова-Ямпольская Р.В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни // Вопросы психологии. 1968. №3.

159. Тонкова-Ямпольская Р.В. Формирование второй сигнальной системы у детей. М., 1970.

160. Торсуева И.Г. Некоторые вопросы методики обучения интонации // Иностранные языки в школе. 1976. №2.

161. Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском возрасте: Сб. тр. М.–1940. Т.4.

162. Тугова Н.А. Развитие выразительной речи у детей с речевыми нарушениями // Дефектология. 1995. №2.

163. Ушакова Т.Н. Детская речь – ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал. 1999. Т.20. №3.

164. Филимонова В.И. Состояние голоса дошкольников с речевой патологией: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1990.

165. Филиппов К.А. Онтогенез речи и интонация // Вестник СПб. ун-та. 1992. Вып.4.

166. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. М., 2000.

167. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.

168. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада). М., 1998.

169. Фирсов Г.П., Виноградов В.В. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. М., 1962.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.179 с.)