Перемещать ударение в слоговых рядах и фразах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перемещать ударение в слоговых рядах и фразах



  Балл Лексический материал
Двухсложные ряды Трехсложные ряды Четырехслож-ные ряды Фразы из трех слов Фразы из четырех слов
число детей % число детей % число детей % число детей % число детей %
    73,9   52,2   30,43   69,6   47,8
    4,3   13,0   13,04   17,4   30,4
    13,0   4,3   26,08 -- --   4,35
    8,7   26,0   13,04   13,0   4.35
  -- --   4,3   17,41 -- --   13,0

 

Данные, приведенные в таблицах, свидетельствуют об ухудшении качества выполнения предложенных заданий по мере усложнения лексического материала во всех группах. Сопоставимые результаты по качеству выполнения заданий данной серии были получены в группах детей без речевых дефектов и детей с ФН. Однако необходимо отметить, что в группе детей с ФН не было зафиксировано ни одного отказа от выполнения задания, и по некоторым позициям их результаты оказались выше, чем у нормально говорящих дошкольников. По всей видимости, оказало влияние то обстоятельство, что для детей с нормальным речевым развитием предложенные задания были незнакомым видом деятельности, тогда как в работе по коррекции звукопроизношения используется многократное проговаривание слоговых рядов и в процессе тренировки фонематического слуха, и при автоматизации поставленных звуков.

Наибольшее количество отказов было отмечено в группе ОНР (8 наблюдений). В основе такого поведения – речевой негативизм, нежелание выполнять то или иное задание, поскольку ребенок чувствует, что не сможет его правильно выполнить.

Анализ полученных экспериментальных данных позволили выделить типы ошибок при выполнении заданий данной серии.

1 тип: ошибки, обусловленные нарушением слухового внимания и восприятия, недостаточным развитием фонематических процессов. Трудности в распознавании ударного слога или акцентного слова во фразе вызывали неадекватное воспроизведение речевого материала. При этом наблюдался либо случайный выбор акцентного слога (слова), либо отсутствие акцента вообще. Ошибки такого типа отмечались во всех группах обследуемых. Например, Миша Л. (ОНР) вместо «Иди ко мне`» с выделением последнего слова произнес фразу ровным голосом, без передачи акцентного слова. Аня Я. (ФФН) при повторении слогового ряда «па- п`а -па» при первой попытке воспроизвела без ошибок, а при второй и третьей попытке давала варианты с ударением на первом и третьем слоге соответственно. У детей с нормальным речевым развитием и с ФН ошибки такого рода проявлялись, как правило, на материале слоговых рядов. Равиль Х. (норма) не сделал ни одной ошибки при воспроизведении фразы, а при воспроизведении слоговых рядов выделял голосом два слога: вместо «та-та- т`а» – «та- т`а-т`а». Олеся Ю. (ФН) в ответ на стимул «та- т`а -та» воспроизвела сначала «т`а-т`а -та», затем «та- т`а-т`а» и «т`а-т`а-т`а», т.о. в данном случае можно говорить о случайном выборе акцентного слога.

2 тип: ошибки, обусловленные трудностями моторного характера, такими как: нарушение иннервации артикуляционного аппарата, недостаточное владение голосом, недостатки речевого дыхания, нарушения слоговой структуры слов. Эти ошибки проявлялись в затруднении воспроизведения точного количества слогов или слов, в невозможности выделить голосом последний слог или слово в конструкции. Ошибки такого характера наиболее часто отмечали у дошкольников, имеющих логопедическое заключение ФФН и ОНР, особенно при наличии дизартрических проявлений. Например, Ира Б. (ФФН, стертая дизартрия) при воспроизведении четырехсложного ряда «да-да-да- д`а» справилась только с первой попыткой, при последующих попытках это слоговое сочетание произносила монотонно, без выделения акцентного слога. Артем С. (ОНР, стертая дизартрия) при воспроизведении трех и четырехсложных рядов заменял их двухсложными. При усложнении речевого материала фразы из трех слов воспроизводил без выделения акцентного слова, а четырехсложные фразы произносить отказался: «Я не знаю, как это делать, не хочу».

3 тип: замена предложенного речевого материала более простым по структуре. Например, четырехсложные ряды заменялись двухсложными: вместо «та-та-та- т`а» Алеша У. (ОНР) произносил «та- т`а», или вместо предложенной фразы «У меня крас`ивая кукла» Оля М. (ОНР) воспроизводила «Кукла красивая», при одной попытке с сохранением акцентного слова, при другой - без его выделения.

4 тип: ошибки, проявляющиеся в наличии персевераций. Дети неадекватно реагируют на изменение речевого материала, предлагая одни и те же речевые реакции. Например, Катя К. (ОНР) независимо от места ударения в слоговом ряду воспроизводила первый вариант, предложенный экспериментатором.

Ошибки третьего и четвертого типа наиболее характерны для дошкольников, имеющих ОНР. Причиной возникновения данных ошибок являются особенности психических процессов и произвольной деятельности данной группы детей

 

2. Способность управлять интонацией

Выполнение данного задания вызвало значительные трудности по сравнению с заданиями, предложенными в предыдущей серии, о чем свидетельствует уменьшение значений показателей успешности во всех группах испытуемых, приведенных в таблице 14.

Сложности при выполнении этой серии заданий в первую очередь были обусловлены тем, что детям предлагалось самостоятельно воспроизвести определенный тип интонации. Немаловажно также учитывать, что при выполнении предложенных заданий детям необходимо было выполнить целую серию операций: сначала воспринять интонационную конструкцию, произнесенную экспериментатором, затем с помощью понижения или повышения голоса передать мелодический контур и параллельно нужно было не только удержать в память саму фразу, но и правильно выделить акцентное слово.

 

Таблица 14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.004 с.)