Специальные (коррекционные) принципы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальные (коррекционные) принципы



Принцип дифференцированного подхода был положен в основу разработки направлений коррекционного воздействия и реализован через систему специальных упражнений, учитывавших уровень сформированности слухового самоконтроля у дошкольников с речевым недоразвитием.

Принцип комплексности осуществлялся через связь логопедической работы по развитию интонационной стороны речи дошкольников с другими психолого-педагогическими воздействиями и некоторыми видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения).

Принцип поэтапного формирования умственных действий. В психологических исследованиях (П.Я. Гальперин) отмечается, что становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций, затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно становится умственным действием и осуществляется во внутреннем плане. Такая последовательность является важной при формировании операций слухового контроля. Так, развитие способности выделять ошибки в собственной речи начинается с анализа речевой продукции, осуществляемого с опорой на громкую речь (слуховые эталоны) и вспомогательные средства (картинки-символы, графические схемы, аудиозаписи), и на последнем этапе осуществляется – во внутреннем плане, по представлениям.

При разработке модели обучающего эксперимента, наряду с общедидактическими и специальными (коррекционными), мы опирались на методические принципы, среди которых одним из важных является принцип выработки слухового самоконтроля. На практике этот принцип осуществляли при помощи специально разработанных упражнений, позволяющих дошкольникам перейти от полимодального до слухо-произносительного контроля над интонационным оформлением речи.

Принцип поэтапного формирования умений по различению элементов речи реализовывался через постепенный переход от грубых слуховых дифференцировок к более тонким. Формирование слуховых представлений позволяет широко использовать слух в процессе коррекции мелодико-интонационной стороны речи.

Принцип интеграции речевого материала предполагал при выполнении специальных заданий на формирование слухового самоконтроля использование лексического материала, отработанного в рамках других занятий (по произношению, по развитию лексико-грамматического строя, связной речи). Такой подход способствовал переносу имеющихся у дошкольников знаний из одних образовательных условий в другие.

В основу использованных нами методов была положена классификация И.Я. Лернера [105] и М.Н. Скаткина [150]. В программе обучающего эксперимента были использованы следующие методы:

- информационно-рецептивный;

- репродуктивный;

- проблемное изложение;

- эвристический.

Соотношение методов и средств обучения, составляющих основу коррекционной работы, представлено в таблице 28.

Таблица 28

Методы и средства обучения

Метод обучения Средства обучения
информационно-рецептивный - устное объяснение; - наглядные средства; - практический показ; - аудиозаписи.
репродуктивный - упражнения на воспроизведение различных ритмических и интонационных рисунков.
проблемное изложение - усвоение способа решения проблемы.
эвристический - создание и самостоятельное решение проблемных ситуаций.

 

В коррекционно-логопедической работе были использованы методические приемы, описанные в работах Е.С. Алмазовой [4], Ю.С. Василенко [37], Д.К. Вильсона[40], Ф.А. Ивановской [80], Г.А. Каше [89], Л.В. Лопатиной [108] и др.

До настоящего времени в научно-методической литературе недостаточно разработана дифференцированная система коррекции мелодико-интонационных расстройств у дошкольников с различной речевой патологией. В связи с этим, нами была разработана поэтапная модель коррекционного обучения, учитывающая уровень речевого развития дошкольников. В литературе представлены отдельные методические рекомендации по формированию слухового восприятия, внимания, памяти, слухового контроля в сурдопедагогике (Е.И. Андреева [6], И.Г. Багрова [17], В.И. Бельтюков [20], Р.М. Боскис [32], Л.П. Назарова [125] и др.) и логопедии, в системе обучения и воспитания детей с ФФН (Г.А. Каше [90], Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова [166] и др.).

При создании предложенной нами системы коррекционно-логопедической работы учитывались существующие в коррекционной педагогике отдельные методы и приемы обучения, которые были модифицированы и адаптированы с учетом уровня речевого развития дошкольников, посещающих логопедические группы.

 

3.2. Организация и содержание коррекционной работы по формированию и развитию просодической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями

Экспериментальное обучение было организовано на базе ДОУ №232 комбинированного типа и ГОУ №1174 компенсирующего вида г. Москвы. С целью проведения обучающего эксперимента были сформированы три экспериментальные группы (ЭГ) с учетом характера мелодико-интонационных расстройств. В состав ЭГ вошли 45 дошкольников пяти-шестилетнего возраста, имеющих логопедическое заключение ФФН и ОНР (III) (см. таблицу 29), поскольку предлагаемая нами методика коррекции просодической стороны речи рассчитана на детей, обучающихся в логопедических группах.

Таблица 29



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.135.210 (0.012 с.)