Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы и содержания коррекционной работы
По формированию слухового самоконтроля
При отработке дифференциации на слух различных типов интонации в качестве лексического материала предлагались предложения с повествовательной и вопросительной интонацией, поскольку, как нами было отмечено выше, именно эти типы интонации наиболее частотны в речи детей дошкольного возраста. При подаче учебного материала использовались проблемные ситуации, позволяющие повысить мотивацию дошкольников. Для формирования способности передавать логическое ударение, детям предлагались задания, направленные на развитие умения выделять голосом «важное» слово, в котором заключалась суть ответа. Работа проводилась с постепенным усложнением задания: учили детей выделять акцентное слово, сначала отраженно, сопряженно, а затем самостоятельно, как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях. Формирование мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников, имеющих моторный характер нарушения просодики, проводили по следующим направлениям: - воспроизведение различных ритмических рисунков с опорой на слуховые эталоны; - воспроизведение разных типов интонационных конструкций с опорой на зрительные и слуховые эталоны. Для формирования способности воспроизводить различные ритмические структуры детям предлагались задания, направленные на воспитание умения перемещать ударение с постепенным усложнением речевого материала в слогах, словах и фразах. Работа по формированию ритмической стороны речи проводилась в рамках различных занятий, в подгрупповой и фронтальной форме. Например, задания на перемещение ударения в слоговых рядах включались в занятия по автоматизации правильного произношения. Правильное ударение в словах отрабатывалось на занятиях по развитию грамматического строя речи, например, упражнение на образование множественного числа существительных (м` о ст – мост` ы, ног` а – н` о ги). Отдельные задания, направленные на формирование способности воспроизводить логическое ударение, включались в занятия по развитию связной речи, например, составление предложений по картинкам и произнесение с перемещением акцентного слова.
Для формирования интонационного оформления речевых высказываний дошкольникам предлагались следующие типы заданий: - преобразовать вопрос в сообщение и наоборот; - дать краткий и полный ответ на вопрос; - ответить и задать вопрос по образцу; - прослушав предложение, выразить аналогичную мысль о себе. В группе дошкольников, имеющих сенсомоторный характер нарушения просодического оформления, работа проводилась параллельно по всем указанным направлениям, а приоритет был отдан развитию слухового самоконтроля.
Содержание заключительного этапа коррекционной работы Целью третьего этапа являлось закрепление полученных умений и навыков в различных коммуникативных ситуациях. На этом этапе в ходе коррекционного обучения решались следующие задачи: · закрепление умения произвольно менять силу и высоту голоса; · автоматизация навыков воспроизведения различных интонационных рисунков в собственной речи дошкольников; · развитие интонационной выразительности с использованием музыкальных игр. Наиболее эффективной работой по закреплению навыков слухового самоконтроля на заключительном этапе, на наш взгляд, являлись музыкально-ритмические игры. Совместно с логопедом Л.Е. Зарецкой нами были разработаны музыкально-ритмические игры, которые проводились в форме фронтальных занятий. Использование таких игр позволяло решить целый ряд задач: - формирование просодической стороны речи; - автоматизация навыков слухового самоконтроля; - формирование других компонентов речи (усвоение нового лексического материала, грамматических конструкций); - развитие слухового внимания и зрительной памяти; - совершенствование мелкой и общей моторики, выработка четкой координации речи с движением. Кроме того, применение в логопедической работе музыкально-ритмических игр оказывало благотворное влияние на эмоциональную сферу и коммуникативные способности дошкольников. При проведении такого рода игр с дошкольниками с ОНР на первых занятиях широко использовали подражание, поскольку подражание образцу, выразительной интонации персонажа активизирует воображение, слуховую и словесную память. По мере развития речевых умений вводились индивидуальные роли, прививающие самостоятельность в нахождении способов выражения чувств или отношения к тому или иному персонажу. Сюжеты проводимых игр подбирались в соответствии с изучаемым лексическим материалом и включались в занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
Музыкально-двигательные упражнения, направленные на развитие просодической стороны речи, способствовали развитию голосовых и интонационных возможностей, чувства темпа и ритма. Несложные по содержанию и структуре тексты песенок позволяли применять их при работе с детьми, имеющими речевое недоразвитие. К проведению этого раздела коррекционного обучения привлекался музыкальный руководитель, а распевки, записанные на аудиокассету, использовались логопедом на подгрупповых занятиях. Помимо музыкальных игр применялись другие виды работ, одним из которых было разыгрывание диалогов, сочетающих восприятие и воспроизведение интонации, логического ударения. В качестве лексического материала нами использовались несложные диалоги с краткими ответами, учитывающие уровень речевого развития дошкольников. В материал фронтальных занятий по развитию связной речи включались небольшие по объему тексты для пересказа, разнообразные по интонационному оформлению.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.5.144 (0.031 с.) |