Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели 19-ти двойственных эвристик по Ю. А. ШрейдеруСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Идея рассмотрения двойственных эвристик заимствована автором у С. Ю. Маслова (из его письма к А. А. Любищеву от 3 мая 1971 года). Там же описаны первые семь пар из приводимых далее эвристик в несколько отличной от даваемой ниже формулировке. Несмотря на довольно абстрактную форму этих эвристик, выбор той или иной из них существенно предопределяет ход исследования - эвристика говорит нам, что может служить ответом на задачу, а что мы отказываемся принимать как таковой. Тем самым сужается круг поисков возможных решений. Впрочем, лучше начать непосредственно с перечня из девятнадцати пар эвристик, которые мы разделяем на Н-эвристики и Р-эвристики (условно различая их по их тяготению к номинализму и реализму): 1Н) индивидуальная вещь важнее идеи; подлинное существование имеют только индивидуальные объекты, следовательно, ищи конкретные свойства индивидуума; 1Р) идея важнее своего воплощения; следовательно, изучая конкретный предмет, нужно искать воплощенную в нём идею; 2Н) исследовать целое нужно путём сведения его к элементарным частям, которые определяют свойства целого; 2Р) нужно изучать специфику целостного объекта, а в его частях искать проявления целого; ЗН) искать, как внешняя среда определяет внутренние свойства объекта (влияет на внутренние свойства); ЗР) искать, как внутренние свойства объекта формируют внешнюю среду; 4Н) описывать, не объяснять; 4Р) важнее объяснять, чем описывать; 5Н) измерять явления числами - стремиться к количественной характеристике наблюдаемых феноменов; 5Р) числа правят миром; следовательно, нужно искать математические структуры, лежащие в основе феномена; 6Н)искать объективное описание явлений, инвариантное по отношению к различным наблюдателям и способам представления; 6Р) искать описания явлений с позиций разных наблюдателей, не смущаясь противоречивостью субъективных описаний; 7Н) расщеплять объект и субъект, четко отделять объективное от субъективного; 7Р) признавать, что познание есть результат слияния познающего субъекта с познаваемым объектом, стремиться к такому слиянию; 8Н) искать причинно-следственные связи между явлениями; 8Р) искать смысл явлений, проявляющийся в целях; 9Н) сводить явления к первичной реальности, фиксировать уровень описания; 9Р) признавать разные уровни реальности, учитывать разные уровни при описании сущего (объект и его меру, практику и идеал); 10Н) всякая информация связана с некоторым носителем. При изучении информационного процесса следует искать физический носитель информации и конкретный код; 10Р) искать информацию, независимую относительно физических свойств её носителя и способа кодирования; 11Н) все существенное надо искать в модельных примерах; 11P) искать общую аксиоматику, гарантирующую нужные свойства в модельных примерах. Искать теорию, воплощенную в данном классе моделей; 12Н) искать законы сохранения: что сохраняется и при каких условиях? 12Р) искать ресурсы развития в нарушениях законов сохранения; 13Н) не вводить новые сущности («бритва Оккама»); 13Р) вводить новые сущности (вообще неизвестные факторы) там, где они могут быть охарактеризованы и обладают объяснительной силой; 14Н) не различать то, что несущественно в данной ситуации; 14Р) помнить, что процедуры отождествления многообразны и нетривиальны, поэтому нужно тщательно исследовать принципы отождествления; 15Н) рассматривать всё в историческом развитии; 15Р) рассматривать явления системно, в рамках логических связей, отвлекаясь от исторических случайностей; 16Н) в описании мира важен смысл, а не способ его выражения; 16Р) существенно, как выражено описание. Следует искать наиболее адекватный способ описания в естественной системе понятий; 17Н) истина, добро и красота историчны и конвенциональны; критерии истинности, эстетичности и нравственности следует рассматривать в исторической парадигме; 17Р) существуют абсолютные истина, добро и красота, относительно которых следует оценивать все сущее; 18Н) теория об объекте, имеющаяся у исследователя, не является продуктом деятельности самого объекта; 18Р) теория о сложном объекте, имеющаяся у исследователя, может быть частично продуктом деятельности самого объекта; 19Н) объект не зависит от факта существования теории, описывающей этот объект; 19Р) объект может претерпевать внутренние изменения под влиянием теории, описывающей этот объект. […] Рассматривая перечень эвристик, можно сразу усмотреть следующие его особенности. Приведенные эвристики частично коррелированы - мы не старались вычленить независимые эвристики. Список эвристик открыт для дальнейшего пополнения - он никак не претендует на завершенность. Исследователь вовсе не обязан принимать альтернативу - пользоваться Н-эвристиками или Р-эвристиками. Он их может комбинировать в произвольном сочетании и даже пользоваться Н-эвристиками и Р-эвристиками с одним и тем же номером. Главное в этом перечне - это идея о том, что можно пользоваться (и весьма плодотворно) дополнительными эвристиками. Наоборот, абсолютизирование одной из эвристик с моральным запретом на дополнительную к ней ведет к трудностям как в описаниях науки, так и в методологии научного описания реальности. С этой точки зрения нельзя не увидеть некоторое преимущество Р-эвристик. Они устроены так, что как бы подразумевают законность применения соответствующих Н-эвристик. С другой стороны, «бритва Оккама» (сама по себе часто игравшая полезную роль) легко превращается в гильотину». Шрейдер Ю.А., Сложные системы и космологические принципы, в Cб.: Противоположности и парадоксы (Методологический анализ) / Под ред. И.А. Герасимовой, М., «Канон +»; «Реабилитация», 2008 г., с. 292-295.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.009 с.) |