Логические и нелогические противоречия по В.А. Светлову 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логические и нелогические противоречия по В.А. Светлову



 

«В зависимости от вида дополнения различают два общих вида противоположностей и противоречий - логические и нелогические. Логические противоположности - два отношения, истинность (осуществимость) любого одного из которых невозможна без ложности (неосуществимости) другого. Логические противоположности никогда не могут быть вместе истинны, хотя некоторые из них (контрарные) могут быть вместе ложны. Существование одной логической противоположности уничтожает существование другой противоположности. Например, следующие пары противоположностей логически противоположны: учитель и неучитель, ученик и неученик, преступник и непреступник, жертва преступления и нежертва преступления и т.д. Если ты - учитель, значит, неверно, что ты - неучитель. Если верно, что ты неучитель, значит, неверно, что ты - учитель. Белый цвет и небелый цвет - логические противоположности, которые не могут быть вместе ни истинны, ни ложны. Но белый цвет и чёрный цвет - логические противоположности, которые не могут быть вместе истинны, но могут быть вместе ложны (если вещь, допустим, синего цвета). Из истинности одной логической противоположности всегда следует ложность другой. Их объединение при определённых условиях порождает логическое противоречие. Логическое противоречие - объединение в одной замкнутой системе двух логических противоположностей, одна и только одна из которых на самом деле истинна. Логической противоположностью отношения «Татьяна любит Онегина» будет отношение «Неверно, что Татьяна любит Онегина» = «Татьяна не любит Онегина», которое представляет логическое дополнение (логическую сумму всех отношений, согласно каждому из которых Татьяна не любит Онегина). Из сказанного ясно, что логическое дополнение - самый сильный вид противоположности и в то же время самый неопределённый и всеобъемлющий. Оно включает в свой объем все отношения, отрицающие исходное отношение. Из двух отношений, логически дополняющих друг друга, одно обязательно истинно, другое ложно. Объединенные вместе в одну замкнутую систему отношений, логически дополняющие отношения образуют логическое противоречие: «Татьяна любит Онегина» и «Неверно, что Татьяна любит Онегина». Если первое из них истинно, то второе ложно. Наоборот, если второе истинно, первое ложно. Нелогические противоположности и противоречия обладают совсем иными свойствами. Нелогические противоположности - два отношения, истинность (осуществимость) любого одного из которых невозможна без истинности (осуществимости) другого. Нелогические противоположности всегда истинны (или ложны) только вместе. Существование каждой из них поддерживается существованием своей собственной противоположности. Примерами нелогических противоположностей служат следующие пары отношений: учитель и ученик, муж и жена, преступник и жертва преступления, любящий и любимый, раб и рабовладелец, купля и продажа, диктатура и подчинение. Очевидно, например, что никто не может быть учителем, если не имеет хотя бы одного ученика (например, самого себя). Обратно, никто не может быть учеником, не имея хотя бы одного учителя (например, самого себя). Аналогично и для других пар перечисленных противоположностей. Их объединение порождает определённую разновидность нелогического противоречия. Нелогическое противоречие - объединение в одной замкнутой системе двух комплементарных отношений, оба из которых одновременно истинны. Нелогической противоположностью отношения «Татьяна любит Онегина» будет отношение «Онегин любим Татьяной». Их объединение в одной замкнутой системе отношений порождает нелогическое противоречие: «Татьяна любит Онегина» и «Онегин любим Татьяной». Если истинно первое из них, истинно и второе. Если истинно второе, то истинно и первое. Причина, по которой данные противоположности тем не менее образуют нелогическое противоречие, состоит в том, что они эквивалентные но не симметричные отношения (более подробно см. ниже). Высказанные мысли о различии логических и нелогических противоположностей и противоречий не являются абсолютно новыми. Можно, в частности, сослаться на Иммануила Канта, который в известной работе «Опыт введения в философию понятия отрицательных величин» четко различал логические и нелогические противоположности и противоречия. «Если одно упраздняет то, что другое полагает, то они противоположны друг другу. Эта противоположность может быть двоякой: или логической, через противоречие, или реальной, т.е. без противоречия. До сих пор обращали внимание только на противоположность первого рода, т. е. на логическую. Она состоит в том, что относительно одной и той же вещи нечто одновременно и утверждается, и отрицается. Следствие такого логического соединения есть ничто (nihil negativum irrepraesentabile [ничто отрицательное непредставимо]), как гласит закон противоречия. Тело, находящееся в движении, есть нечто; тело, которое не находится в движении, тоже есть нечто (cogitabile [мыслимое]); но тело, которое находилось бы в движении и в то же время в том же смысле не находилось бы в движении, есть ничто. Противоположность второго рода - реальная - состоит в том, что два предиката одной и той же вещи противоположны, но не по закону противоречия. Здесь также одно упраздняет то, что другое полагает; однако следствие [здесь] нечто (cogitabile). Сила, движущая тело в одну сторону, и равное стремление того же тела в противоположном направлении не противоречат друг другу и в качестве предикатов возможны в одном и том же теле одновременно. Следствие этого - покой, который есть нечто (repraesentabile [представимое]). И, тем не менее, мы имеем здесь истинную противоположность, ибо то, что полагается одним стремлением - если бы действовало только оно одно, - упраздняется другим и оба они истинные предикаты одной и той же вещи, присущие ей одновременно. Следствием этого также является ничто, но не в том смысле, что при противоречии (nihil privativum, repraesentabile). Это ничто в дальнейшем мы будем называть нулем = 0, и его значение будет одинаковым со значением отрицания (negatio), отсутствия - термины, обычно применяемые философами только с некоторым более подробным определением, которое будет приведено ниже. Когда речь идёт о логической несовместимости, то имеют в виду только то отношение, которым два предиката вещи в силу противоречия упраздняют друг друга и свои следствия. Но какой именно из обоих предикатов действительно утвердительный (realitas) и какой действительно отрицательный (negatio) - это здесь безразлично. Например, быть одновременно темным и нетемным в одном и том же смысле будет в одном и том же субъекте противоречием. Первый предикат логически утверждает, второй логически отрицает, хотя первый в метафизическом смысле есть отрицание. Реальная несовместимость также основывается на взаимном отношении двух предикатов одной и той же вещи; но противоположность эта совсем иного рода. Одним из них вовсе не отрицается то, что утверждается другим, ибо это невозможно; оба предиката - А и В - утвердительны; только в то время, как от каждого в отдельности возникли бы следствия а и b, от совокупности их в одном субъекте не возникает ни того ни другого, и таким образом следствием оказывается нуль». Понятие нелогического отрицания не является однородным классом и в зависимости от вида инверсии (перестановки) субъектов отношения, направления отношения, или знака отношения на противоположный может быть далее разделено на три вида. Соответственно разделяются на три вида нелогические противоположности и нелогические противоречия. Проанализируем эту тему более подробно».

Светлов В.А., Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов, М., «Урсс», 2012 г., с. 20-23.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.45.33 (0.005 с.)