Полномочия и структура Верховного Суда Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия и структура Верховного Суда Российской Федерации



Высший суд - суд совести.

В. Гюго

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд РФ:

· осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды;

· рассматривает в пределах своей компетенции дела –

- в качестве суда первой инстанции,

- в кассационном порядке,

- в порядке надзора,

- по вновь открывшимся обстоятельствам;

· является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к –

- Верховным судам республик,

- краевым (областным) судам,

- судам городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга),

- судам автономной области и автономных округов,

- военным судам военных округов и флотов;

· дает разъяснения по вопросам судебной практики;

· изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства Российской Федерации, возникающим при рассмотрении судебных дел.

Верховный Суд не может создавать новых норм и восполнять пробелы в законодательстве. Он только разъясняет некоторые положения закона, которые четко не определены и могут иметь разное применение.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.104) Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.

Верховный Суд РФ рассматривает жалобы на решения Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации федерального списка кандидатов в депутаты, о регистрации или отказе в регистрации кандидата в Президенты РФ.

Верховный Суд в пределах своей компетенции –

· разрешает вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации,

· направляет в Конституционный Суд РФ запросы о проверке соответствия Конституции РФ

- федеральных законов,

- нормативных актов Президента и Правительства РФ.

При возбуждении Государственной Думой РФ процесса об отрешении Президента от должности Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

В состав Верховного Суда РФ входят:

· Председатель;

· заместители Председателя;

· судьи.

Организация работы Верховного Суда РФ осуществляется под руководством председателя и его заместителей.

Председатель Верховного Суда обладает следующей компетенцией:

· приносит протесты в порядке надзора и приостанавливает исполнение опротестованных решений;

· организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

· организует работу по осуществлению контроля за выполнением руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, вносит на рассмотрение Пленума и Президиума Верховного Суда РФ вопросы, требующие их решения;

· созывает Пленум Верховного Суда

· осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ его права и обязанности председателя суда по его поручению осуществляет первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ, а при отсутствии последнего – заместитель Председателя Верховного Суда РФ.

Судьи Верховного Суда назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Срок их полномочий не ограничен.

Гражданские и уголовные дела рассматриваются в составе трех судей. В кассационном порядке дела рассматриваются тремя профессиональными судьями. В порядке надзора дела в Коллегиях рассматриваются тремя судьями, а в Президиуме – большинством его членов.

Прокуратура РФ.

Правоохранительные органы

1. Прокуратура РФ: понятие и конституционный статус.

Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации

Деятельность прокуратуры РФ регулируют нормы права отраженные в статье 129 Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ».

2. Принципы деятельности Прокуратуры РФ.

Принципы организации и деятельности Прокуратуры РФ (статья 4 ФЗ «О прокуратуре РФ):

3. Полномочия Прокуратуры РФ.

Полномочия прокурора (статья 22 и статья 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

- Рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

- Разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод.

- Принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

- При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

- В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

-В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

-В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

- Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

А) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

Б) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

В) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

- Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

- Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

А) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

Б) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

В) вносит представление об устранении нарушений закона.

- Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

4. Прокурорский надзор.

Важнейшей деятельности прокуратуры РФ является надзор.

Прокурорский надзор - это деятельность прокуроров по проверки законности решений и действий органов власти, общественных объединений, должностных лиц.

Прокурорский надзор способствует предупреждению, профилактике и пресечению противоправных деяний, восстановлению нарушенных прав и законных интересов, способствует привлечению виновных к ответственности.

Виды прокурорского надзора, соответствии со статьей 2 ФЗ «О прокуратуре РФ»:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

- надзор за исполнением законов судебными приставами;

-надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Основные нормативные правовые акты, связанные с деятельностью по осуществлению прокурорского надзора (статьи 23,24,25, 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

1) Протест прокурора - статья 23.

2) Представление прокурора - статья 24.

3) Постановление прокурора - статья 25.

4)Предостережение о недопустимости нарушения закона - статья 25.1.

5. Система органов прокуратуры РФ.

Система органов прокуратуры РФ (статья 11 ФЗ «О прокуратуре РФ):

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

- Генеральная прокуратура РФ.

- Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры.

- Прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

- Научные и образовательные учреждения.

В систему прокуратуры Российской Федерации входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, состоящий из:

- Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ.

- Следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные и военные следственные управления.

- Следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненные к ним специализированные и военные следственные отделы.

Более подробно систему органов прокуратуры можно посмотреть в этой таблице.

6. Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ.

Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ, регламентируется нормами права Раздела V ФЗ «О прокуратуре РФ».

В соответствии со статьей 40 ФЗ «О прокуратуре РФ», устанавливаются следующие требованиям к кандидатам на должности прокуроров или следователей органов прокуратуры РФ:

- Наличие гражданства РФ

- Отсутствие любого другого гражданства.

- Наличие необходимых моральных, профессиональных и деловых качеств.

- Годность по состоянию здоровья к службе в органах прокуратуры РФ

- Наличие дееспособности

- Отсутствие судимости

- В отношении кандидата нет решения суда, запрещающего занимать кандидату государственную должность государственной службы.

Дополнительные требования к кандидатам или работникам органов прокуратуры:

- Необходимость пройти процедуру допуска к государственной тайне.

- Работники органов прокуратуры не должны быть подчинены или подконтрольны близким родственникам.

- Устанавливается минимальный возраст в 25 лет, со стажем работы прокурором или следователем в 3 года для должностей прокурора города, района и приравненных к ним специализированных прокуратур.

- Устанавливается минимальных возраст в 30 лет, со стажем работы прокурором или следователем в 5 лет, для должностей прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров.

- В исключительных случаях возможно назначение на должность помощников прокурора или следователей студентов юридических факультетов аккредитованных вузов, при условии окончания ими 3 курсов.

- На должности военных прокуроров или следователей могут быть назначенные лица, пир условии их годности к военной службе и наличии офицерского звания.

7. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами.

Формы участия прокуроров в рассмотрении дел судами, в соответствии со статьями 35,36,37,38,39 ФЗ «О прокуратуре РФ»:

1. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

2. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

3. Генеральный прокурор РФ может участвовать в заседаниях Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.

4. Генеральный прокурор РФ имеет право на обращение в КС РФ по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан.

10.Адвокатура как одно из правоохранительных учреждений имеет свои специфические черты. Адвокатура — это не государственная организа­ция, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, которая осуществляется за вознаграждение.

Задача адвокатуры — оказание юридической помощи гражданам и организациям. Эта помощь необходима не только в судебном разбира­тельстве, но и в тех случаях, когда граждане и организации вступают в какие-либо отношения с другими правоохранительными органами.

Организационная форма адвокатуры — коллегия адвокатов, обра­зуемая по заявлению учреждающей ее группы лиц, имеющих высшее юридическое образование. Высший орган коллегии адвокатов — общее собрание (конференция), на котором тайным голосованием избирается ее исполнительный орган — президиум коллегии. Он тщательно кон­тролирует прием в свои ряды профессионально и морально подготов­ленных людей.

Коллегия адвокатов — юридическое лицо. Оказание адвокатами помощи осуществляется в консультационных конторах, создаваемых специально для соответствующего рода деятельности.

Создан и действует Союз адвокатов. Он представляет собой обще­ственное объединение адвокатов, ставящих перед собой задачи совер­шенствования профессиональной деятельности членов Союза, защиты их профессиональных, социальных прав и т.п.

Адвокаты, оказывая юридическую помощь:

дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, уст­ные и письменные справки по законодательству;

составляют заявления, жалобы и другие документы правового ха­рактера;

осуществляют представительство в суде и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных право­нарушениях;

участвуют на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, граждан­ских истцов, гражданских ответчиков.

Адвокаты предоставляют и иную юридическую помощь. Законода­тельство предусматривает в определенных случаях ее бесплатное ока­зание гражданам (например, депутатам по вопросам законодательства, связанным с осуществлением ими депутатских полномочий).

В настоящее время законодательство идет по пути расширения воз­можностей адвоката в правовом обслуживании граждан. Так, ч. 2 ст. 48 Конституции РФ устанавливает, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответствен­но задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Глобальная ломка всех общественных и государственных структур, безусловно, коснулась и института адвокатуры.

В настоящее время разрабатывается новый закон об адвокатуре, ибо Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г.* во многом уже устарело.

Что такое Нотариат?

Определение

Нотариат (от лат. notarius — писец, секретарь), система органов, в функции которых входит удостоверение сделок, оформление наследств. прав, засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности и т.д. В СССР организация и деятельность Н. регулируются законом СССР "О государственном нотариате" от 19 июля 1973 ("Ведомости Верховного Совета СССР", 1973, № 30, ст. 393). Задачи государственной Н. — охрана социалистической собственности, прав и законных интересов граждан, учреждений, предприятий, организаций, укрепление социалистической законности и правопорядка. Действующее законодательство предусматривает единое нотариальное действие — удостоверение договоров (сделок), состоящее в надписи об этом на самом договоре за подписью нотариуса с приложением печати. Для совершения нотариальных действий в городах и населённых пунктах образуются государственные нотариальные конторы. В столицах союзных и автономных республик, в краевых и областных центрах одна из контор учреждается как первая государственная нотариальная контора, где совершаются наиболее сложные нотариальные действия. В населённых пунктах, где нет государственных нотариальных контор, ряд нотариальных действий (удостоверение завещаний, договоров, охрана наследственного имущества, засвидетельствование копий документов и т.п.) осуществляют исполкомы районных, городских, поселковых и сел. Советов депутатов трудящихся. За границей совершение нотариальных действий возлагается на консульские учреждения Союза ССР. Должностные лица Н. — нотариусы — обязаны оказывать содействие гражданам и организациям в ограждении их прав и законных интересов, сохраняя тайну совершаемых нотариальных действий.

Виды нотариата

Нотариат латинского типа
Считается, что нотариат латинского типа осуществляет предварительное правосудие, помимо общих для нотариата удостоверительных функций. Именно латинский нотариат принят в России.

Нотариат англосаксонского типа

Смешение функций нотариуса и адвоката.
Иногда допускается смешение адвокатских и нотариальных функций — например, солиситорами в Англии.

Государственный нотариат

По состоянию на 2008 год в Российской Федерации было установлено 108 должностей нотариусов государственных нотариальных контор.
Всего в Российской Федерации установлен 2171 нотариальный округ. Из них 22 нотариальных округа, где одновременно имеются должности нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и 70 нотариальных округов, где нотариальную деятельность осуществляют только нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах.
Государственные нотариусы, как правило, работают в удалённых районах субъектов РФ, где деятельность частнопрактикующих нотариусов нерентабельна (Сахалинская область — 1 государственный нотариус, Республика Саха (Якутия) — 5, Хабаровский край — 4, Чукотский автономный округ — 4, Республика Башкортостан — 56, Республика Бурятия — 2, Забайкальский край — 9, Республика Тыва — 9, Республика Хакасия — 2, Новгородская область — 4, Тюменская область — 2, Ямало-Ненецкий автономный округ — 5, Ивановская область — 3, Московская область — 2 государственных нотариуса).

Частный нотариат

выполняет те же функции, что и государственный, отличается самоокупаемостью.

Функции

Оформление наследственных прав

Нотариат активно используется для действий, связанных с оформлением завещаний, передачей наследства и тому подобным.
Исполняемые нотариусом функции при этом существенно отличаются:

 

· в латинском нотариате нотариусы лишь заверяют завещания, в некоторых случаях беря на себя их хранение.

· в англосаксонском нотариате нотариус, помимо заверения и хранения завещаний выполняет функции душеприказчика.

Нотариат в России

Государственный нотариат в РФ — государственный орган, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Аналогичными функциями обладают частные нотариальные палаты. Российское законодательство устанавливает следующие требования, предъявляемые к лицу, занимающему должность нотариуса:

· гражданство РФ.

· юридическое образование.

· стажировка не менее 1 года в государственном учреждении или у частного нотариуса, срок может быть сокращён, но не менее 6 месяцев при наличии 3 лет стажа по юридической специальности.

· сдача квалификационного экзамена.

· получение лицензии.

· наделение нотариуса полномочиями (по рекомендации органов юстиции).

· присяга нотариуса, впервые назначаемого на должность.

Основные правовые положения, регулирующие деятельность нотариата в России, закреплены в «Основах законодательства о нотариате» от 11 февраля 1993 года.

Федеральное Собрание Российской Федерации: место в системе органов государства, структура.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.049 с.)