Понятие конституционного строя. Система принципов конституционного строя по Конституции 1993 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие конституционного строя. Система принципов конституционного строя по Конституции 1993 г.



Тема 2

Социальное государство

 

Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). Это, конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является «достойная жизнь». Однако ч. 2 ст. 7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства:

- охрана труда и здоровья людей;

- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

- развитие системы социальных служб;

- установление государственных пенсий, пособий;

- иные гарантии социальной защиты.

Светское государство

Регуляция – ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Значение - государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Ст. 14:

- никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

- религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияние на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что государственные служащие не имеют права использовать должностные полномочия в интересах религиозных объединений, публично выражать отношение к ним, если это не входит в их обязанности (п.3ст.17).

Идеологическое и политическое многообразие. Многопартийность.

идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания;

невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова;

принцип политического многообразия, или многопартийность, -свобода образования и деятельности политических партий. Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Основное назначение партий - выражение воли населения или отдельных его групп (слоев). В политически развитом обществе партии занимают про межуточное положение между индивидом и государством, выступая в качестве соединительного звена между ними. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими;

Права и свободы, обязанности человека и гражданина

ТЕМА 3. СИСТЕМА ОРГЕНОВ ГОСУДАРСТВЕНООЙ ВЛАСТИ РФ.

Компетенция Президента РФ.

Для уяснения компетенции Президента РФ предлагаю классифицировать по различным областям применение, но следует помнить, что одни и те же полномочия могут быть универсальным и относиться к различным областям.

1. Полномочия по обеспечению обороны и безопасности страны, и общественного порядка: Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которыхнадежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства

1. Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ (п. «ж» ст. 83 Конституции РФ). Статус Совета Безопасности определен в главе 3 ФЗ от 28.12.2010г. №390-ФЗ «О безопасности».

2. Является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (ч.1 ст.87 Конституции РФ). Вооруженные Силы РФ это государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Президенту РФ подчинены все войска, воинские формирования и военизированные органы.

3. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ (п. «л» ст. 83 Конституции РФ). В соответствии со ст.43 ФЗ от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» к ним относятся генерал-майор, контр-адмирал, генерал-лейтенант, вице-адмирал, генерал-полковник, адмирал, генерал армии, адмирал флота, маршал РФ.

4. Утверждает военную доктрину РФ (п. «з» ст.83 Конституции РФ). Военная доктрина Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 05.02.2010г. №146. Военная доктрина – основной документ стратегического планирования в России, который представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

5. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщение об этом Совету Федерации и Государственной Думе (п. 2 ст.87 Конституции РФ). Детализация военного положение содержится в ФКЗ от 30.01.2002г. №1-ФКЗ «О военном положении».

6. Определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, утверждает план гражданской обороны. Подробнее в ФЗ от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне».

7. Вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщение об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст.88 Конституции РФ). Подробнее в ФЗ от 30.05.2001г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

2. Полномочия в области внешней политики:

1. Назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (п. «м» ст.83 Конституции РФ).

2. Определяет основные направления внешней политики государства, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (ч.3 ст. 80 Конституции РФ)

3. Представляет Российскую Федерацию в международных отношениях (ч.4 ст.80 Конституции РФ)

4. Осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации (п. «а» ст.86 Конституции РФ). Он лично осуществляет необходимые мероприятия в области внешней политики, задает направление деятельности компетентных государственных органов.

5. Ведет переговоры и подписывает международные договоры (п. «б» ст.86 Конституции РФ). Это полномочия раскрываются в ФЗ от 15.07.1995г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Президент РФ осуществляет данные полномочия без предъявления полномочий. Однако он может передать эти полномочия третьим лицам. Ряд подписанных международных договоров подлежит ратификации, т.е. утверждению парламентом РФ.

6. Подписывает ратификационные грамоты (п. «в» ст.86 Конституции РФ)

7. Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей (п. «г» ст.86 Конституции РФ)

3. Полномочия в области внутренней политики

1. Глава государства (п. 1 ст.80 Конституции РФ). Он является лидеров государства и общества. Особое внимание уделяется институтам гражданского общества. Так, Президент назначает 42 из 126 членов Общественной палаты РФ.

2. Представляет Российскую Федерацию внутри страны (ч.4 ст. 80 Конституции РФ). Он обязан нормализировать любые процессы в стране, особенно социальные.

3. Определяет основные направления внутренней политики государства, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (ч.3 ст. 80 Конституции РФ). Повседневные моменты управления государством, требуют текущих усилий Президента. Любой вопрос внутренней политики может попасть в поле зрения Президента РФ и потребовать от него необходимых действий.

4. Назначает референдум (п. «в» ст.84 Конституции РФ). Однако он не является инициатором референдума. Инициатива может исходить от Конституционного Собрания либо от не менее чем 2 миллионов российских граждан, либо от соответствующего органа власти.

5. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п.2 ст.80 Конституции РФ).

4. Полномочия в области обеспечения конституционного статуса личности:

1. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст.80 Конституции РФ)

2. Решает вопросы гражданства (п. «а» ст.89 Конституции РФ)

3. Предоставляет политическое убежище (п. «а» ст.89 Конституции РФ)

4. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания (п. «б» ст.89 Конституции РФ)

5. Осуществляет помилование (п. «в» ст.89 Конституции РФ)

5. Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием РФ:

1. Обращается к парламенту с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст.84 Конституции РФ. Послание докладывается на совместном заседании палат и касается итогов прошедшего года, а также направлений развития государства и общества. Послание не подразумевает дискуссии и вопросов со стороны парламентариев.

2. Вносит законопроекты в Государственную Думу (п. «г п. «г» ст.84 Конституции РФ»)

3. Вправе участвовать в заседаниях палат, в том числе выступать (Регламенты палат). В зале заседаний каждой палаты оборудуется специальное место для Президента.

4. Подписывает и обнародует федеральные законы (п. «д» ст.84 Конституции РФ)

5. Может наложить вето на федеральный закон (п.2 и 3 ст. 107 Конституции РФ)

6. Назначает выборы в Государственную Думу (п. «а» ст.84 Конституции РФ)

7. Распускает Государственную Думу в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ (п.1 ст. 109 Конституции РФ)

8. Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка РФ и ставит перед ней вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка РФ (п. «г» ст. 83 Конституции РФ)

9. Представляет Совету Федерации для назначения кандидатуру Генерального Прокурора РФ и вносит в Совет Федерации представление об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ (п. «е» ст. 83 Конституции РФ)

10. Представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Счетной Палаты РФ и вносит представление об его освобождении, а также кандидатуры шести аудиторов Счетной Палаты РФ (ст.ст.5,6 ФЗ от 11.01.1995г. №4-ФЗ «О Счетной палата РФ»)

11. Представляет Совету Федерации кандидатуру Заместителя Председателя Счетной Палаты РФ и вносит представление об его освобождении, а также кандидатуры шести аудиторов Счетной Палаты РФ (ст.ст.5,6 ФЗ от 11.01.1995г. №4-ФЗ «О Счетной палата РФ»)

6. Полномочия по взаимодействию с Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти:

1. Назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы (п. «а» ст. 83 Конституции РФ)

2. Принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83 Конституции РФ)

3. По предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, т.е. формирует весь состав Правительства РФ, (п. «д» ст.83 Конституции РФ)

4. Устанавливает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти (п.1 ст. 112 Конституции РФ)

5. Назначает и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность Президента РФ, не являющихся министрами (абз.1 п.7 Указа Президента РФ от 09.03.2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»)

6. Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст.83 Конституции РФ)

7. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия (ст.116 Конституции РФ)

8. Может отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ (п.3 ст.115 Конституции РФ)

9. Принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст.83, ч.2 ст.117 Конституции РФ)

10. Напрямую руководит рядом федеральных органов исполнительной власти.

11. Определяет состав, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции (п.4 ст.4 ФЗ от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции»)

12. Назначает на должности высшего начальствующего состава полиции и освобождает от этих должностей (п.8 ст.35 ФЗ от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции»)

7. Полномочия по взаимодействию с судебными органами власти:

1. Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ (п. «е» ст. 83 Конституции РФ)

2. Представляет Совету Федерации для назначения кандидатуры председателей и заместителей председателей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ (п.п.2,3 ст.6.1 ФЗ от 26.06.1992г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»; ст.23 ФКЗ от 21.07.1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суда РФ»)

3. Назначает судей других федеральных судов (п. «е» ст. 83 Конституции РФ)

4. Президент РФ имеет право обращения в суды в целях защиты интересов государства и обеспечения законности (п.1 ст.85 Конституции РФ)

8. Полномочия Президента РФ по взаимодействию с органами государственной власти субъектов РФ:

1. Представляет в законодательные органы государственной власти субъектов РФ кандидатуры высших должностных лиц субъектов РФ (п.1 ст.18 ФЗ от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»)

2. Отрешает от должности высшего должностного лица субъекта РФ, в случаях предусмотренных законом (ст.19 ФЗ от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»)

3. Может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ (п.1 ст.85 Конституции РФ)

4. Вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (п.2 ст.85 Конституции РФ).

5. Вправе распустить законодательный орган субъекта РФ

9. Полномочия по созданию и формированию государственных органов и органов государственной власти, кадровые вопросы:

1. Формирует Администрацию Президента РФ (п. «и» ст. 83 Конституции РФ)

2. Назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ (п. «к» ст. 83 Конституции РФ)

3. Осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета РФ, утверждает положение о нем и его штатную численность (п.3 ст. 1 ФЗ от 28.12.2010г. №403-ФЗ «О Следственном комитете РФ»)

4. Назначает на должность и освобождает от должности председателя Следственного комитета, его заместителей, руководителей главных следственных управлений, их заместителей (п.23 ст. 13, п.2 ст.14, п.6 ст.15 ФЗ от 28.12.2010г. №403-ФЗ «О Следственном комитете РФ»)

5. Назначает пять членов Центральной избирательной комиссии (п.4 ст.21 ФЗ от 12.06.2002г. 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме»)

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. И.о. Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (п3 ст.92 Конституции РФ).

Прокуратура РФ.

Правоохранительные органы

1. Прокуратура РФ: понятие и конституционный статус.

Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации

Деятельность прокуратуры РФ регулируют нормы права отраженные в статье 129 Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ».

2. Принципы деятельности Прокуратуры РФ.

Принципы организации и деятельности Прокуратуры РФ (статья 4 ФЗ «О прокуратуре РФ):

3. Полномочия Прокуратуры РФ.

Полномочия прокурора (статья 22 и статья 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

- Рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

- Разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод.

- Принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

- При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

- В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

-В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

-В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

- Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

А) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

Б) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

В) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

- Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

- Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

А) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

Б) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

В) вносит представление об устранении нарушений закона.

- Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

4. Прокурорский надзор.

Важнейшей деятельности прокуратуры РФ является надзор.

Прокурорский надзор - это деятельность прокуроров по проверки законности решений и действий органов власти, общественных объединений, должностных лиц.

Прокурорский надзор способствует предупреждению, профилактике и пресечению противоправных деяний, восстановлению нарушенных прав и законных интересов, способствует привлечению виновных к ответственности.

Виды прокурорского надзора, соответствии со статьей 2 ФЗ «О прокуратуре РФ»:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

- надзор за исполнением законов судебными приставами;

-надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Основные нормативные правовые акты, связанные с деятельностью по осуществлению прокурорского надзора (статьи 23,24,25, 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

1) Протест прокурора - статья 23.

2) Представление прокурора - статья 24.

3) Постановление прокурора - статья 25.

4)Предостережение о недопустимости нарушения закона - статья 25.1.

5. Система органов прокуратуры РФ.

Система органов прокуратуры РФ (статья 11 ФЗ «О прокуратуре РФ):

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

- Генеральная прокуратура РФ.

- Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры.

- Прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

- Научные и образовательные учреждения.

В систему прокуратуры Российской Федерации входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, состоящий из:

- Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ.

- Следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные и военные следственные управления.

- Следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненные к ним специализированные и военные следственные отделы.

Более подробно систему органов прокуратуры можно посмотреть в этой таблице.

6. Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ.

Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ, регламентируется нормами права Раздела V ФЗ «О прокуратуре РФ».

В соответствии со статьей 40 ФЗ «О прокуратуре РФ», устанавливаются следующие требованиям к кандидатам на должности прокуроров или следователей органов прокуратуры РФ:

- Наличие гражданства РФ

- Отсутствие любого другого гражданства.

- Наличие необходимых моральных, профессиональных и деловых качеств.

- Годность по состоянию здоровья к службе в органах прокуратуры РФ

- Наличие дееспособности

- Отсутствие судимости

- В отношении кандидата нет решения суда, запрещающего занимать кандидату государственную должность государственной службы.

Дополнительные требования к кандидатам или работникам органов прокуратуры:

- Необходимость пройти процедуру допуска к государственной тайне.

- Работники органов прокуратуры не должны быть подчинены или подконтрольны близким родственникам.

- Устанавливается минимальный возраст в 25 лет, со стажем работы прокурором или следователем в 3 года для должностей прокурора города, района и приравненных к ним специализированных прокуратур.

- Устанавливается минимальных возраст в 30 лет, со стажем работы прокурором или следователем в 5 лет, для должностей прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров.

- В исключительных случаях возможно назначение на должность помощников прокурора или следователей студентов юридических факультетов аккредитованных вузов, при условии окончания ими 3 курсов.

- На должности военных прокуроров или следователей могут быть назначенные лица, пир условии их годности к военной службе и наличии офицерского звания.

7. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами.

Формы участия прокуроров в рассмотрении дел судами, в соответствии со статьями 35,36,37,38,39 ФЗ «О прокуратуре РФ»:

1. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

2. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

3. Генеральный прокурор РФ может участвовать в заседаниях Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.

4. Генеральный прокурор РФ имеет право на обращение в КС РФ по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан.

10.Адвокатура как одно из правоохранительных учреждений имеет свои специфические черты. Адвокатура — это не государственная организа­ция, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, которая осуществляется за вознаграждение.

Задача адвокатуры — оказание юридической помощи гражданам и организациям. Эта помощь необходима не только в судебном разбира­тельстве, но и в тех случаях, когда граждане и организации вступают в какие-либо отношения с другими правоохранительными органами.

Организационная форма адвокатуры — коллегия адвокатов, обра­зуемая по заявлению учреждающей ее группы лиц, имеющих высшее юридическое образование. Высший орган коллегии адвокатов — общее собрание (конференция), на котором тайным голосованием избирается ее исполнительный орган — президиум коллегии. Он тщательно кон­тролирует прием в свои ряды профессионально и морально подготов­ленных людей.

Коллегия адвокатов — юридическое лицо. Оказание адвокатами помощи осуществляется в консультационных конторах, создаваемых специально для соответствующего рода деятельности.

Создан и действует Союз адвокатов. Он представляет собой обще­ственное объединение адвокатов, ставящих перед собой задачи совер­шенствования профессиональной деятельности членов Союза, защиты их профессиональных, социальных прав и т.п.

Адвокаты, оказывая юридическую помощь:

дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, уст­ные и письменные справки по законодательству;

составляют заявления, жалобы и другие документы правового ха­рактера;

осуществляют представительство в суде и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных право­нарушениях;

участвуют на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, граждан­ских истцов, гражданских ответчиков.

Адвокаты предоставляют и иную юридическую помощь. Законода­тельство предусматривает в определенных случаях ее бесплатное ока­зание гражданам (например, депутатам по вопросам законодательства, связанным с осуществлением ими депутатских полномочий).

В настоящее время законодательство идет по пути расширения воз­можностей адвоката в правовом обслуживании граждан. Так, ч. 2 ст. 48 Конституции РФ устанавливает, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответствен­но задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Глобальная ломка всех общественных и государственных структур, безусловно, коснулась и института адвокатуры.

В настоящее время разрабатывается новый закон об адвокатуре, ибо Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г.* во многом уже устарело.

Что такое Нотариат?

Определение

Нотариат (от лат. notarius — писец, секретарь), система органов, в функции которых входит удостоверение сделок, оформление наследств. прав, засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности и т.д. В СССР организация и деятельность Н. регулируются законом СССР "О государственном нотариате" от 19 июля 1973 ("Ведомости Верховного Совета СССР", 1973, № 30, ст. 393). Задачи государственной Н. — охрана социалистической собственности, прав и законных интересов граждан, учреждений, предприятий, организаций, укрепление социалистической законности и правопорядка. Действующее законодательство предусматривает единое нотариальное действие — удостоверение договоров (сделок), состоящее в надписи об этом на самом договоре за подписью нотариуса с приложением печати. Для совершения нотариальных действий в городах и населённых пунктах образуются государственные нотариальные конторы. В столицах союзных и автономных республик, в краевых и областных центрах одна из контор учреждается как первая государственная нотариальная контора, где совершаются наиболее сложные нотариальные действия. В населённых пунктах, где нет государственных нотариальных контор, ряд нотариальных действий (удостоверение завещаний, договоров, охрана наследственного имущества, засвидетельствование копий документов и т.п.) осуществляют исполкомы районных, городских, поселковых и сел. Советов депутатов трудящихся. За границей совершение нотариальных действий возлагается на консульские учреждения Союза ССР. Должностные лица Н. — нотариусы — обязаны оказывать содействие гражданам и организациям в ограждении их прав и законных интересов, сохраняя тайну совершаемых нотариальных действий.

Виды нотариата

Нотариат латинского типа
Считается, что нотариат латинского типа осуществляет предварительное правосудие, помимо общих для нотариата удостоверительных функций. Именно латинский нотариат принят в России.

Нотариат англосаксонского типа

Смешение функций нотариуса и адвоката.
Иногда допускается смешение адвокатских и нотариальных функций — например, солиситорами в Англии.

Государственный нотариат

По состоянию на 2008 год в Российской Федерации было установлено 108 должностей нотариусов государственных нотариальных контор.
Всего в Российской Федерации установлен 2171 нотариальный округ. Из них 22 нотариальных округа, где одновременно имеются должности нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и 70 нотариальных округов, где нотариальную деятельность осуществляют только нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах.
Государственные нотариусы, как правило, работают в удалённых районах субъектов РФ, где деятельность частнопрактикующих нотариусов нерентабельна (Сахалинская область — 1 государственный нотариус, Республика Саха (Якутия) — 5, Хабаровский край — 4, Чукотский автономный округ — 4, Республика Башкортостан — 56, Республика Бурятия — 2, Забайкальский край — 9, Республика Тыва — 9, Республика Хакасия — 2, Новгородская область — 4, Тюменская область — 2, Ямало-Ненецкий автономный округ — 5, Ивановская область — 3, Московская область — 2 государственных нотариуса).

Частный нотариат

выполняет те же функции, что и государственный, отличается самоокупаемостью.

Функции

Оформление наследственных прав

Нотариат активно используется для действий, связанных с оформлением завещаний, передачей наследства и тому подобным.
Исполняемые нотариусом функции при этом существенно отличаются:

 

· в латинском нотариате нотариусы лишь заверяют завещания, в некоторых случаях беря на себя их хранение.

· в англосаксонском нотариате нотариус, помимо заверения и хранения завещаний выполняет функции душеприказчика.

Нотариат в России

Государственный нотариат в РФ — государственный орган, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Аналогичными функциями обладают частные нотариальные палаты. Российское законодательство устанавливает следующие требования, предъявляемые к лицу, занимающему должность нотариуса:

· гражданство РФ.

· юридическое образование.

· стажировка не менее 1 года в государственном учреждении или у частного нотариуса, срок может быть сокращён, но не менее 6 месяцев при наличии 3 лет стажа по юридической специальности.

· сдача квалификационного экзамена.

· получение лицензии.

· наделение нотариуса полномочиями (по рекомендации органов юстиции).

· присяга нотариуса, впервые назначаемого на должность.

Основные правовые положения, регулирующие деятельность нотариата в России, закреплены в «Основах законодательства о нотариате» от 11 февраля 1993 года.

Федеральное Собрание Российской Федерации: место в системе органов государства, структура.

Структура Федерального Собрания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.151 с.)