Развитие нот в России и СССР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие нот в России и СССР.



В конце ХIХ – начале ХХ вв. экономика дореволюционной России значительно отставала от других, более развитых капиталистических стран. Это отставание объяснялось многими причинами, в том числе более поздним вступлением России на путь капиталистического развития.

Русские промышленники следили за развитием работ по изучению организации труда и производства в США. Однако технические организационные условия в царской России не создавали благоприятных предпосылок для внедрения передовых организационных идей. Единственным исключением являлся завод Семенова (в дальнейшем «Линотип») в Петербурге, где система Тейлора довольно широко применялась в 1911-1913 гг.

Одним из первых пропагандистов тейлоризма в России был преподаватель МВТУ адьюнкт В.Р. Поляков, изучавший эту систему в США во время специальной командировки. В отчете Полякова, опубликованном в виде отдельной брошюры, автор подробно рассматривает метод Тейлора и, исходя из позиции представителя промышленных кругов, рекомендует его внедрение в русскую практику.

Попытки использовать научные знания в изучении трудовых процессов предпринимались и раньше рядом ученых и научных учреждений. Например, в 60-х годах ХIХ в. в России в стенах Московского ремесленного учебного заведения (ныне МВТУ) зародилась научная школа практической подготовки инженеров. Была выработана такая система, при которой изучение того или иного мастерства приобретало характер строгой научной последовательности. Идея этой системы принадлежит воспитаннику училища Д.К. Советкину Этот русский механик, автор ряда изобретений, прекрасный педагог и организатор ремесленного образования в России был одним из многих талантливых представителей технической интеллигенции, которые своими трудами развивали отечественную науку и технику. В основу «русского метода практического обучения механическому ремеслу» был положен метод операционного обучения. Производственный процесс расчленялся на трудовые операции и приемы, составлялись специальные инструкции и производилось обучение выполнению данной работы наиболее рациональными приемами. В результате время обучения сокращалось в 10-20 раз. Демонстрируя на международных выставках свои достижения в области постановки высшего технического образования вообще и научную систему практического образования в частности, училище получило всеобщее признание. В 1872-1874 гг. появилось много статей в технических журналах Англии, Бельгии, Германии, Франции и США, посвященных обсуждению организации преподавания в России. Америка широко применила эту научную систему обучения кадров. Сам Тейлор признавал, что первым импульсом для его занятий организацией труда послужила экспозиция МВТУ на Международной выставке в Филадельфии в 1876 году. Однако Тейлор, по существу, был первым исследователем, перенесшим результаты изучения проблемы научной организации труда непосредственно в производство.

Наука об организации труда и производства стала развиваться и получила широкое практическое применение в России после Великой Октябрьской социалистической революции. Перед молодым Советским государством нового типа сразу же возникла острая необходимость в создании новых форм управления, организации труда и производства и внедрении их в народное хозяйство. В стране, разоренной империалистической и гражданской войнами и военной интервенцией, необходимо было срочно решить проблему налаживания системы управления, найти основное звено этой системы. Сложность проблемы заключалась и в том, что старая система управления, и в частности организации производства, не существовала, новая еще не была создана. Важнейшим и вместе с тем первоочередным направлением в создании новой организации производства В.И. Ленин считал научную организацию труда (НОТ).

Среди отечественных организаторов труда первым следует по праву назвать Алексея Капитоновича Гастева (1882-1941) – выдающегося российского ученого, основателя и руководителя Центрального института труда, который был создан в 1921 г. Под его руководством институт стал ведущим научным, учебным и методическим центром страны в области организации и нормирования труда. Основными направлениями в работе института явились такие новые и важные для науки и практики проблемы, как теория трудовых движений, организация производственных процессов, проектирование рабочего места, методика обучения рабочих, нормирование труда и другие. Научные концепции Гастева были комплексными и охватывали сферы техники и технологии, экономики и организации, психологии и физиологии, педагогики и методики.

В своих научных работах Гастев впервые в нашей стране заложил теоретические основы разделения ручных операций на составные части, установил общие закономерности формирования, проектирования и нормирования трудовых процессов.

Много новых научных положений и рекомендаций по проблемам организации труда и управления выдвинул Платон Михайлович Керженцев (1181-1940) – известный отечественный экономист и организатор. В своих работах по научной организации труда Керженцев первым предложил использовать принцип экономии. Он считал, что научная организация труда имеет своей задачей добиться максимального эффекта от труда при условии минимальных затрат как человеческой энергии, так и материальных средств.

В 1967 году был создан Всесоюзный научно-методический центр по организации труда и управления производством Госкомтруда СССР (ВНМЦентр). НИИ труда и ВНМЦентр стали межотраслевыми головными научно-исследовательскими организациями, проводившими исследования и координирующими работу отраслевых НИИ, проектных институтов по широкому спектру проблем труда, в том числе и по НОТ. Кроме того, ВНМЦентр стал координатором деятельности отраслевых центров научной организации труда и управления производством (ЦНОТ и УП). На предприятиях создавались службы НОТ – лаборатории, бюро, отделы НОТ. На многих предприятиях стали возникать общественные творческие объединения – советы НОТ, творческие бригады НОТ, общественные бюро организации труда, общественные бюро нормирования и др. Мероприятия по внедрению НОТ стали планировать централизовано. В народнохозяйственном плане появились обязательные задания по НОТ, которые доводились до каждого предприятия и включались в их темпромфинпланы. Была введена обязательная годовая статистическая отчетность о внедрении мероприятий НОТ. В работе по НОТ принимали активное участие прфсоюзы.

В настоящее время при ослаблении государственной поддержки развития науки о труде и отсутствии необходимого финансирования научно-исследовательских работ теория организации и нормирования труда развивается главным образом за счет личного энтузиазма отдельных ученых, преподавателей высшей школы и специалистов производства. Основными центрами проводимой научной работы по организации и нормированию труда являются Научно-исследовательский институт труда и социального страхования, Московский государственный технический университет (авиационный институт), Государственный университет управления, Российская Экономическая академия им Г.В Плеханова, Самарский государственный технический университет, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономически университет, открытое акционерное общество «АвтоВАЗ» и др. В историческом значении процесс науки организации и нормирования труда не прерывается.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.004 с.)