Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объекты педагогической диагностики в школеСтр 1 из 12Следующая ⇒
Объект педагогической диагностики в школе определяется из ее предмета, который был обозначен в разделе 1.2 как развивающаяся личность школьника. Объект должен быть рассмотрен таким образом, чтобы информация о нем позволила судить об уровне развития личности именно в тех параметрах, которые нужны педагогу. В настоящее время наши представления о личности конкретизированы в ее модели. Основу модели составляет структура личности, которая сложна и многопланова. В отечественной психологии структура личности описана в трудах Б. Г.Ананьева, А. Г. Ковалева, В.Н.Мясищева, К.К.Платонова, А.И.Щербакова и др. Наиболее полно модель личности охарактеризована К. К. Платоновым, который обосновал психологическую концепцию динамической структуры личности, выделив в ней четыре подструктуры. 1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты (элементы). Направленность включает в себя такие подструктуры, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества, и различные формы потребностей. Изучение данной подструктуры требует социально-психологического уровня анализа. 2-я подструктура личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эта подструктура называется опытом, активность которого проявляется через волевые навыки и требует психолого-педагогического уровня изучения. 3-я подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психологических процессов или психических функций: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Она формируется в основном путем упражнения и изучается на индивидуальном психологическом уровне. 4-я подструктура объединяет свойства темперамента, или типологические свойства личности. Сюда же входят половые и возрастные свойства и патологические изменения. Эта подструктура определяется силой нервных процессов, а изучается на психологическом уровне. Четыре обозначенные подструктуры включают в себя все известные свойства личности, а их взаимодействие образует иерархию подструктур личности и их свойств.
Какие представления о личности должен иметь педагог, чтобы осуществлять процесс ее формирования? Адекватное ожидаемым результатам построение мобильной системы воспитательных воздействий требует учета взаимодействий личности и всей совокупности общественных отношений. Определяющее место в формировании личности занимает освоение ею опыта общественных отношений. Речь идет не о простом приобретении того, что осознано людьми как общественно ценное, а о специфическом процессе творческой переработки предметно зафиксированного опыта создания новых отношений, особенностей их развития. Конечная цель овладения социальным опытом состоит в закреплении и выработке необходимых способностей, позволяющих личности осуществлять преобразовательную деятельность. Любая деятельность неотделима от отношений, складывающихся в процессе общения. Деятельность концентрированно выражает отношения. Последние, в свою очередь, явно или неявно внешне проявляются в тех социальных качествах, которые сформированы у личности в определенный момент жизнедеятельности. К этим социальным качествам относятся такие, как нравственные, эстетические, трудовые, правовые и т.д., т.е. качества, приобретаемые за прожитые годы жизни. Следовательно, важным объектом педагогической диагностики может и должен быть уровень развития социальных качеств школьника. Поскольку природа личности ребенка многообразна и богата, она не ограничивается только социальным развитием. В основе социального развития и в тесной связи с ним находятся общефизическое и психическое развитие школьника. Материальной основой всего процесса школьника является организм ребенка. Поэтому и процесс общефизического развития личности школьника не может остаться вне поля зрения педагогической диагностики. Тем более что воспитание здорового образа жизни и укрепление здоровья ребенка являются важными задачами школы. Общефизическое развитие школьника как педагогическая задача включает в себя собственно физическое развитие: процесс роста организма, наращивание силы и ловкости, становление физических функций под влиянием условий жизни и видов физической деятельности. В него входит также и специальное физическое развитие, направленное на выявление особых видов деятельности, прежде всего физкультурных и спортивных.
Таким образом, вторым объектом педагогической диагностики в школе является уровень общефизического развития школьника. В психическом развитии школьника педагогическая диагностика заинтересована в изучении только тех психических свойств развивающейся личности, которые необходимы для решения профориентационных задач. Следовательно, третьим объектом является профориентационная направленность школьника. Выделенные три объекта относятся к области изучения личности школьника, характеризующей результативную деятельность педагогов. Однако педагогическая диагностика, констатируя только эти результаты, не сможет сделать заключение о влияющих на их становление факторах. Поэтому следующими обязательными объектами педагогической диагностики должны быть характеристика общего состояния учебного процесса в классе, воспитательная возможность классного коллектива и воспитательный потенциал семьи школьника, которые являются значимыми факторами развития личности, организуемыми и управляемыми учителем и педагогическим коллективом школы. Таким образом, объекты педагогической диагностики в школе можно разделить на две группы: объекты, связанные с изучением собственно личности школьника, и объекты, необходимые для изучения основных источников педагогического воздействия на чувства, сознание и поведение учащихся.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.006 с.) |