Основные показатели уровня социального развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные показатели уровня социального развития



Школьника

 

Воспитанность человека, как уже отмечалось, характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообраз­ные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. В совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, ее уникальность. В характеристике отдель­ного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут пред­ставлять самые разнообразные сочетания.

Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным крите­риям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача уста­новления сравнительно немногих, но самых важных обществен­но значимых качеств, которые можно считать обязательными для молодых граждан нашей страны. Такие качества и могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе.

Представление о показателях уровня социального развития школьника имеет важное значение как для педагогов, так и для самих учащихся. Знание конкретных показателей, с одной сторо­ны, обеспечивает целенаправленность и предметность педагоги­ческих усилий, отвечает интересам самовоспитания учащихся. С другой стороны, показатели выступают в качестве параметров, по которым можно и нужно судить о воспитанности учащихся.

Поскольку воспитанность личности обусловлена прежде всего целью и задачами общественного воспитания молодежи, т.е. по природе своей социальна, показатели воспитанности также опре­деляются этими целью и задачами, они зависят от социального строя и прогрессивных народных традиций. Следовательно, пока­затели в известной мере носят нормативный характер, конкрети­зируя требования общества к личности молодого человека.

Учитывая богатство и разнообразие проявлений всесторонне развитой личности, не представляется возможной и тем более целесообразной односторонняя или узкая характеристика ее вос­питанности. Вместе с тем число показателей воспитанности не может быть большим, оно должно соответствовать реальным воз­можностям их практического применения в воспитательной ра­боте, тем более в педагогической диагностике.

Так как выявление воспитанности призвано одновременно со­действовать и осуществлению воспитательных задач, организации самовоспитания школьников, суть показателей должна быть по­нятна учащимся того возраста, воспитанность которых они харак­теризуют.

Заслуживает специального рассмотрения вопрос о том, на ка­ких возрастных ступенях показатели воспитанности школьников приобретают качественное своеобразие. Всестороннее развитие и становление личности ребенка, а затем подростка и юноши пред­ставляет собой длительный процесс накопления количественных и качественных изменений по различным параметрам. Тем не ме­нее на каждом этапе этого развития личность можно рассматривать как нечто вполне конкретное, обладающее совершенно определен­ной характеристикой, отражающей специфику ее развития. В тече­ние какого же срока характеристика личности школьника, его вос­питанности претерпевает существенные изменения?

В результате многолетнего исследования данной проблемы Н.И.Монахов выделил четыре возрастные группы учащихся, оп­ределяющие специфику возрастных показателей воспитанности: начальные классы, V—VI, VII —IX и X—XI классы[8]. Эти опытно-экспериментально обоснованные показатели были приняты нами как критерии оценки социальных качеств школьников по выше­названным возрастным группам.

Критерии оценки социальных качеств учащихся начальных классов:

 

патриотизм — интерес к прошлому и настоящему родного края; любовь и бережное отношение к природе; любовь к своей школе;

товарищество — наличие друзей; добровольное участие в кол­лективных занятиях, играх; стремление поделиться своими радо­стями, огорчениями с товарищами; готовность бескорыстно по­мочь товарищу; стремление не подвести свой класс;

уважение к старшим — вежливость; послушание; оказание по­сильной помощи учителям, родителям, взрослым;

доброта — дружелюбие; заботливое отношение к малышам; го­товность поделиться игрушками, книгами и т.д. с товарищами; любовь к животным;

честность — искренность; правдивость; привычка не брать без разрешения чужие вещи; добровольное признание своих проступ­ков; исполнение обещаний;

трудолюбие — добросовестное учение; добросовестное выпол­нение обязанностей по домашнему хозяйству; активное участие в коллективном обслуживании, в общественно полезном труде; интерес к занятиям по труду;

бережливость — опрятный внешний вид; содержание в поряд­ке личных вещей; бережное отношение к школьному имуществу;

дисциплинированность — исполнительность; соблюдение пра­вил поведения в школе, на улице, дома, в общественных местах; выполнение требований коллектива класса;

прилежание — посещение учебных занятий; внимательность и старательность на уроках; регулярное и добросовестное выполне­ние домашних заданий;

любознательность — интерес ко всему новому, неизвестному; обращение с вопросами к окружающим; любовь к чтению; хоро­шая успеваемость;

любовь к прекрасному — активное участие в художественной са­модеятельности; интерес к занятиям по искусству; способность замечать красоту; стремление все делать красиво;

стремление быть сильным, ловким, закаленным — соблюдение режима дня и правил личной гигиены; ежедневное выполнение утренней зарядки; интерес к занятиям физкультурой; активное участие в спортивных играх.

 

Критерии оценки социальных качеств учащихся V— VI классов:

 

патриотизм — знание родного края; интерес к прошлому и настоящему своей Родины; активное участие в общественно по­лезном труде; любовь и бережное отношение к природе;

товарищество — стремление находиться в коллективе, вместе с товарищами; добровольное оказание бескорыстной помощи то­варищам; подчинение уполномоченным коллектива; товарищеские отношения между мальчиками и девочками; стремление не под­вести свой класс;

уважение к старшим — вежливость; послушание; инициатив­ность в оказании необходимой помощи старшим;

доброта — дружелюбие; заботливое отношение к младшим; при­вычка всем делиться с товарищами; любовь к животным;

честность — искренность; правдивость; привычка не брать без разрешения чужие вещи; добровольное признание в своих про­ступках; исполнение обещаний;

трудолюбие — добросовестное учение; постоянная занятость по­лезным делом, привычка к самообслуживанию в школе и дома; добросовестное выполнение своих обязанностей по домашнему хозяйству; активное участие в общественно полезном труде; на­стойчивое стремление овладеть различными трудовыми навыками;

бережливость — содержание в порядке вещей; бережное отно­шение к общественной собственности; нетерпимость к фактам порчи имущества;

дисциплинированность — аккуратное посещение учебных заня­тий; повседневное и повсеместное соблюдение правил для уча­щихся; быстрое и точное выполнение распоряжений старших; выполнение требований коллектива класса;

самостоятельность — наличие навыков самостоятельного тру­да и поведения; стремление обходиться без посторонней помощи; наличие собственного мнения по различным вопросам; проявле­ние инициативы в занятиях и играх;

любознательность — хорошая успеваемость; интерес ко всему новому, неизвестному; любовь к чтению; занятия в кружках;

любовь к прекрасному — опрятный внешний вид; интерес к уро­кам литературы, ее произведениям; участие в художественной са­модеятельности; способность замечать красоту в окружающей дей­ствительности; стремление все делать красиво;

стремление быть сильным, ловким, закаленным — соблюдение ре­жима дня и правил личной гигиены; ежедневное выполнение ут­ренней зарядки; интерес к занятиям физкультурой; активное уча­стие в спортивных играх.

 

Критерии оценки социальных качеств учащихся VII—IX классов:

 

патриотизм — знание истории родины, современных важней­ших событий в стране; чувство гордости за свою Родину, добро­вольное участие в труде на общую пользу; любовь и бережное отношение к природе; бережное отношение к общественной соб­ственности;

коллективизм — живое участие во всех делах своего класса; при­вычка оказывать товарищам бескорыстную помощь; выполнение решений коллектива; требовательность к товарищам; сочетание личных и общественных интересов; товарищеские отношения меж­ду мальчиками и девочками;

гуманность — доброжелательное отношение к окружающим; ува­жение к старшим; оказание помощи тем, кто в ней нуждается; доброта; любовь и заботливое отношение ко всему живому;

честность — искренность; правдивость; выполнение обещаний; привычка не брать без разрешения чужие вещи; нетерпимость ко лжи, обману, воровству;

добросовестное отношение к труду — добросовестное учение; постоянная занятость полезным делом, привычка не гнушаться любой работой; стремление к высокому качеству результатов тру­да; систематическая помощь дома по хозяйству; вдумчивое отно­шение к выбору будущей профессии;

дисциплинированность — повседневное и повсеместное соблю­дение правил для учащихся; быстрое и точное выполнение распо­ряжений старших; выполнение требований коллектива класса; борьба за дисциплину в классе;

активность — стремление отвечать на уроках, дополнять отве­ты других; добровольное участие в общественной жизни класса, школы; инициативность; нетерпимое отношение к недостаткам, пережиткам прошлого;

смелость — способность преодолеть чувство страха; готовность прийти на помощь с риском для себя; открытая критика недо­статков товарищей; готовность отстаивать собственное мнение; решительность; непримиримость к несправедливости;

сила воли — способность заставить себя делать то, что не хо­чется, но надо; привычка доводить начатое до конца; настой­чивость в достижении поставленных целей, стремление и спо­собность преодолевать трудности; заметные успехи в самовоспи­тании;

самокритичность — привычка прислушиваться к товарищеской критике; способность осознавать свои ошибки; критическое отношение к результатам своего труда; стремление избавиться от имеющихся недостатков;

скромность — отсутствие стремления выделиться среди окру­жающих (по внешнему виду, поведению); привычка не хвастать­ся; сдержанность; простота;

любознательность — хорошая успеваемость; систематическое чтение литературы, периодической печати; привычка пользоваться словарями, справочниками и т.п.; занятия на факультативах, в кружках;

эстетическое развитие — опрятный внешний вид; интерес к урокам литературы, рисования, пения; посещение театров, вы­ставок, концертов и т.п.; знание и понимание выдающихся про­изведений литературы и искусства; участие в художественной са­модеятельности, конкурсах и т.д.; стремление все делать красиво;

стремление быть сильным, ловким, закаленным — правильная осанка; привычка ежедневно делать физзарядку; участие в спортив­ных играх, соревнованиях, походах и т.д.; систематические заня­тия каким-либо видом спорта.

 

Критерии оценки социальных качеств учащихся X—XI классов:

 

патриотизм — знание истории Родины, современных важней­ших событий в стране; интерес к ее будущему; чувство гордости за свою Родину, ее великих людей; добровольное участие в труде на общую пользу; бережное отношение к природе, народному достоянию; активная подготовка к защите Родины;

интернационализм — интерес к культуре и искусству других народов; дружба с людьми других национальностей; доброволь­ное участие в мероприятиях интернационального характера; по­сильное участие в оказании братской помощи трудящимся других стран;

коллективизм — живое участие во всех делах своего коллекти­ва; привычка оказывать товарищам бескорыстную помощь; вы­полнение решений коллектива; требовательность к товарищам; со­четание общественных и личных интересов; борьба за честь своего коллектива;

гуманность — доброта; заботливое отношение к младшим; ува­жение к старшим; добровольная помощь тем, кто в ней нуждает­ся; непримиримость к антигуманным поступкам;

честность — правдивость; единство слова и дела; прямота; при­вычка не брать без разрешения чужие вещи; добровольное при­знание своих ошибок, проступков;

добросовестное отношение к труду — добросовестное учение; своевременное выполнение любой нужной работы; высокое каче­ство результатов труда; систематическая помощь дома по хозяй­ству; глубокий интерес к определенной сфере трудовой деятель­ности;

дисциплинированность — повседневное и повсеместное соблю­дение правил для учащихся; быстрое и точное выполнение распо­ряжений старших; борьба за высокую дисциплину в коллективе-знание и соблюдение основных законов своего государства;

ответственность — добросовестное выполнение своих обязан­ностей; своевременное и точное выполнение взятых обязательств; привычка доводить начатое дело до конца; готовность отвечать за свои поступки и поступки товарищей;

принципиальность — устойчивость взглядов и убеждений; при­вычка открыто высказывать и отстаивать свое мнение; самокри­тичность; способность объективно оценивать поступки товарищей; непримиримость к ошибочным мнениям, антиобщественным по­ступкам;

целеустремленность — наличие значимых конкретных жизнен­ных целей; настойчивость в достижении поставленных задач; вер­ность своему идеалу;

активность — участие в общественной жизни класса и школы; инициативность; организаторские способности; оптимизм; борь­ба с недостатками;

любознательность — начитанность; широкий кругозор; систе­матическое расширение своих знаний в различных областях науки и техники; хорошая успеваемость;

эстетическое развитие — опрятный внешний вид; культура речи, поведения; умение петь, танцевать; систематическое посе­щение театров; выставок, концертов и т.п.; знание и понимание выдающихся произведений литературы и искусства; стремление творить прекрасное;

стремление к физическому совершенству — правильная осанка; привычка ежедневно делать физзарядку; регулярные занятия в спортивной секции; хорошая успеваемость по физкультуре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.023 с.)