Методика «Сколько голов, столько умов?» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Сколько голов, столько умов?»



 

Цель: определение уровня ЦОЕ класса.

Ход выполнения. Старшеклассникам дается следующая ин­струкция:

«Вам сейчас будут предложены известные пословицы и пого­ворки, которые были придуманы давно. Сейчас условия жизни изменились, изменились и представления людей. Это явление ес­тественное. Так что некоторые утверждения могут показаться вам неправильными. Подумайте хорошо над каждой пословицей и поставьте против ее номера знак «+», если вы согласны с ней, и знак «-», если не согласны».

Примеры пословиц

1. Бедность — не порок.

2. Гусь свинье не товарищ.

3. Время — деньги.

4. Всяк сверчок знай свой шесток.

5. Говорить правду — терять дружбу.

6. Горбатого могила исправит.

7. Дают — бери, бьют — беги.

8. Две собаки грызутся — третья не приставай.

9. Дела не делает, а от дела не бегает.

10. Дело не волк — в лес не уйдет.

11. Дружба — дружбой, а служба — службой.

12. Друзья познаются в беде.

13. Золото и в грязи блестит.

14. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

15. Моя хата с краю, ничего не знаю.

16. Не в деньгах счастье.

17. Не в свои сани не садись.

18. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

19. Не место красит человека, а человек — место.

20. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

21. Правда — хорошо, а счастье — лучше.

22. Простота хуже воровства.

23. Работа дураков любит.

24. Риск — благородное дело.

25. Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше.

26. С волками жить — по-волчьи выть.

27. Своя рубашка ближе к телу.

28. Скупость — не глупость.

29. Старый друг лучше новых двух.

30. Стыд — не дым, глаза не выест.

31. С кем поведешься, от того и наберешься.

32. Руби дерево по себе.

33. Худой мир лучше доброй ссоры.

34. Что наша честь, если нечего есть.

35. Чужое добро впрок нейдет.

36. Яблоко от яблони недалеко падает.

37. От трудов праведных не наживешь палат каменных.

38. Закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло.

Обработка полученных данных. Ответы учащихся сво­дятся в общую таблицу (табл. 23). В строку «Итого» записывается максимальное число совпадений мнений учащихся о справедли­вости каждой из предложенных пословиц. Например, если по первому суждению (пословице) из 30 учащихся 12 ответили «да» и 18 «нет», то в итоговый результат записывается число 18. По­казателем ЦОЕ является степень совпадения оценок, даваемых учащимися класса различным суждениям. Оно высокое, когда в каждой колонке значения чисел близки к максимуму (числу оп­рашиваемых). Это означает, что мнения, этические суждения школьников совпадают.

Для определения ориентировочного уровня ЦОЕ надо вычис­лить процент совпадения мнений по каждому суждению (посло­вице) по формуле:

 

C = ( 100 k / p) * %

 

где k — количество совпавших мнений по данному суждению (из строки «Итого»); р — число опрашиваемых.

 

Таблица 23

Сводная таблица мнений учащихся

 

№ п/п Учащиеся Номер пословицы
            Сумма
  Антонова + + -   + - -  
  Буланова - + -   + + +  
  Васильев + + +   + +    
n ………                
Итого, k                
В %                

 

Далее все значения из последней строки таблицы складывают­ся, и полученная сумма делится на количество суждений (в на­шем случае — на 38). Получаем показатель ЦОЕ — С. Минималь­ное значение С = 50 % (очень низкий уровень сплоченности), мак­симальное — 100% (очень высокая степень сплоченности). Если определять уровень ЦОЕ несколько раз, то можно наблюдать ди­намику развития сплоченности класса (ее увеличение или умень­шение за определенный период времени).

Для диагностики второго показателя воспитательной возмож­ности классного коллектива {нравственной направленности) мож­но использовать тест «Размышляем о жизненном пути», предло­женный Н. Е. Щурковой[11]. Цель предлагаемого теста — выявить нрав­ственную воспитанность как отдельных учащихся, так и нравствен­ную направленность классного коллектива:

Проведение тестирования требует обязательных, строго испол­няемых условий.

1. Оно проводится в абсолютной тишине, когда не раздается ни одного голоса, никто не высказывает своего отношения к во­просам, тем более исключается громкое произнесение ответов на вопросы.

2. Тестирование анонимно, школьники не подписывают своих имен и фамилий, но могут указать лишь половую принадлежность, поставив в углу листа букву ю или д (юноша, девушка).

3. Предварительно приготавливаются листы бумаги, они могут быть разлинованы в целях удобства подсчета, но можно предло­жить школьникам самим под наблюдением педагога заготовить таблицу для обсчета результатов.

4. Важно, чтобы тональность организуемого с учащимися об­щения при тестировании содействовала искренности, откровен­ности и сосредоточенности школьника.

5. В том случае, если содержание тестов не может быть пред­ставлено для каждого школьника, вопросы поочередно зачитыва­ют ровным монотонным голосом, так, чтобы интонационная на­сыщенность не повлияла на выбор ответа.

6. Ответы собираются немедленно после произведенного вы­бора.

 

Таблица 24



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.008 с.)