Диагностика общего состояния учебного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика общего состояния учебного процесса



В классе

 

Диагностика первого показателя общего состояния учебного процесса в классе, т.е. успеваемости учащихся, осуществляется учителем в его повседневной контрольно-проверочной деятель­ности. В современной школьной педагогике достаточно четко раз­работаны цели, виды, методы, формы, способы и условия эф­фективности проверки успеваемости учащихся. В кратком изложе­нии они могут быть представлены следующим образом.

1. Основные цели проверки: педагогический контроль за степе­нью обученности учащихся; обобщение и закрепление ранее сфор­мированных знаний, умений и навыков; оценка эффективности и результативности учебно-познавательной и самообразовательной деятельности каждого учащегося персонально; самоконтроль и самоанализ учителя; проверка результативности своей учебной де­ятельности.

2. Виды проверки: текущая проверка степени обученности за предыдущие занятия; тематический (рубежный) учет уровня обу­ченности; итоговая проверка степени обученности учащихся по данному предмету (зачет, экзамен).

3. Методы проверки: индивидуальная проверка каждого учаще­гося (устный опрос, опрос по карточкам, опрос с использовани­ем ЭВМ и т.п.); фронтальная проверка учащихся группы; комп­лексная проверка — сочетание индивидуальной письменной про­верки отдельных учащихся с фронтальной устной проверкой остальных.

4. Формы проверки степени обученности: устная проверка; пись­менная и графическая; практическая проверка сформированных умений и навыков; тестирование (здесь важен выбор таких тес­тов, которые выявляли бы не только результаты запоминания, когда возможно и угадывание, а в большей степени понимание обучающимся «теории»).

5. Способы проверки знаний, умений и навыков: пересказ тек­ста, воспроизведение правил, определений, формулировок и т.п.; ответы на вопросы, характеризующие понимание проверяемым воспроизводимого текста; чтение наизусть стихов и прозы; на­писание диктанта, изложения, сочинения и т.п.; выполнение и объяснение схем, чертежей и других графических материалов; решение учебной задачи; практические работы в мастерских, учебных лабораториях и т.п.; осуществление измерений, вычис­лений и расчетов; изготовление чего-либо в ходе занятий или дома; работа со справочной литературой с целью нахождения необходимой для данного занятия (учебного предмета) инфор­мации.

6. Основные условия эффективности проверки: ее всесторон­ний характер; систематичность и регулярность проведения; объек­тивность и доброжелательность при оценке результатов; индиви­дуальный подход на основе изучения и знания психологических и индивидуальных особенностей каждого ученика; оценка проч­ности, глубины и осознанности сформированных знаний.

Конечным результатом контрольно-проверочной деятельности учителя является оценка успеваемости учащихся. Оценка — это определение и выражение в условных знаках (баллах) степени ус­воения учащимися знаний, умений и навыков, установленных про­граммой. Оценка учителя приобретает для школьника содержа­тельный смысл только тогда, когда выполняются два важных условия: во-первых, эталон, которым оперирует учитель в своей оценочной деятельности, должен быть понятен самому школьни­ку, чтобы их представления об оцениваемом объекте совпадали; во-вторых, важно, чтобы школьник испытывал доверие к учите­лю и его оценкам.

Для диагностики второго показателя состояния учебного про­цесса — оценки и самооценки качества профессиональной дея­тельности учителя — применяется специально разработанная ан­кета-тест, позволяющая на основе самооценки учителя и внешней оценки его деятельности директором школы и его заместителями (или же членами предметной комиссии) определить актуальный уровень качества учебной работы. Анкета содержит восемь состав­ляющих профессионализма учителя, указанных на с. 103—104.

Для оценки этих показателей предлагается применять десяти­балльную шкалу, в которой обозначенному числу баллов соответ­ствует определенная оценочная характеристика: 1 балл — очень низкий уровень, 2 — низкий, 3 — ниже среднего, 4 — чуть ниже среднего, 5 — средний уровень, 6 — чуть выше среднего, 7 — выше среднего, 8 — высокий, 9 — очень высокий, 10 — наивыс­ший.

Однако следует учитывать, что все оценки относительны. При вынесении суждения необходимо мысленно представить самый высший балл (10) и очень низкий (1), и только после этого сде­лать выбор для оцениваемого показателя.

Выбранный балл оценки и самооценки (в анкете все 10 цифр стоят в строке после показателя) обводится кружком.

Для наглядности приведем варианты возможных суммирован­ных оценок профессионализма учителя:

очень низкий уровень: 8—15 баллов; низкий: 16—23; ниже сред­него: 24—31; чуть ниже среднего: 32—39; средний: 40—47; чуть выше среднего: 48—55; выше среднего: 56—63; высокий: 64—71; очень высокий: 72—75; наивысший: 76—80 баллов.

Окончательная оценка качества профессиональной деятельно­сти учителя в учебном процессе определяется средним значением (в баллах) самооценки учителя, внешней оценки администрации школы (директора или его заместителя) и членов предметной ко­миссии школы.

Для диагностики третьего показателя общего состояния учеб­ного процесса в классе — уровня развития личностных характери­стик учащихся в процессе обучения — рекомендуется применять «Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела» (Э.М.Александровская, И.Н.Гиляшева, 1993).

Предлагаемый модифицированный вариант вопросника, пред- 1 назначенный для детей 8—12 лет, включает в себя 12 факторов, или шкал, отражающих характеристики некоторых качеств личности. Каждый личностный фактор рассматривается как континуум определенного качества (в вопроснике он измеряется в «стенах» — единицах шкалы с минимальным значением в 1 балл, максимальным — 10 и средним — 5,5 балла) и характеризуется биполярно по крайним значениям этого континуума (низкие значения — 1—3 стена, высокие — 8—10 стенов). Соответственно на эти биполярные содержания указывает значок + или -, стоящий рядом с буквами, обозначающими факторы.

Ниже приводится развернутое описание 12 личностных факто-1 ров, используемых в детском варианте вопросника.

 

Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный — А + Открытый, доброжелательный, общительный, участливый

 

Высокая оценка характеризует ребенка как эмоционально-те­плого, общительного, веселого. Ребенок с низкой оценкой по этому фактору отличается недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, jотсутствием интуиции в межличностных отношениях, в его пове­дении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Дети с высокими оценками по фактору А лучше приспособленысоциально, девочки в среднем имеют более высокие показатели по сравнению с мальчиками.

 

Низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний не велик — В + Высокая степень сформированности интеллектуальных функций, достаточно развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний

 

Высокие оценки отражают хороший уровень развития вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение j частного из общего, овладение логическими и математическими операциями, легкость усвоения новых знаний. Ребенок с низкими оценками выполняет предложенные задания, используя лишь кретно-ситуационные признаки, примитивно подходит к реше­нию проблем. У таких детей часто отмечается плохое внимание, утомляемость. По этому фактору прослеживаются четкие различия между успевающими и неуспевающими школьниками, дети старшей возрастной группы имеют более высокие оценки.

 

Неуверенный в себе, легкоранимый, неустойчивый — С + Уверенный в себе, спокойный, стабильный

 

По нашим наблюдениям, высокие значения фактора С отра­жают уверенность в себе и, соответственно, спокойствие, ста­бильность, лучшую подготовленность к успешному выполнению школьных требовании. Низкие значения регистрируются у де­тей, которые остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям. На отрицательном полюсе группируются дети и с неблагополучием в учебной деятельности.

 

Неторопливый, сдержанный, флегматичный — D + Нетерпеливый, реактивный, легковозбудимый

 

Дети с высокой оценкой по этому фактору обнаруживают по­вышенную возбудимость или сверхреактивность на слабые прово­цирующие стимулы, чрезвычайная активность у них порой соче­тается с самонадеянностью. Для них характерны моторное беспо­койство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Формирование этого качества связано как с особенностями тем­перамента, так и с условиями воспитания. Низкая оценка тракту­ется как эмоциональная уравновешенность, сдержанность. Мальчики имеют в среднем более высокие значения по сравнению с девочками.

 

Послушный, зависимый, уступчивый — Е + Доминирующий, независимый, напористый

Высокие оценки регистрируются у тех, кто имеет выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, и отличается стремлением к лидерству и доминированию. Проявление такого свойства у детей нередко со­провождается поведенческими проблемами, наличием агрессии; лидерские тенденции часто не находят реального воплощения, так как многим формам социального взаимодействия ребенку еще предстоит обучиться. У детей проявление этого фактора нередко выражается в виде разговорчивости. При низких оценках харак­терна зависимость от взрослых и других детей, легкое им подчи­нение. Значение этого фактора достоверно выше у школьников старшей возрастной группы.

 

Благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный — F+ Склонный к риску, беспечный, храбрый, веселый

 

Дети, имеющие высокую оценку по этому фактору, отличают­ся энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им, как правило, присущи переоценка сво­их возможностей и чрезмерный оптимизм. Значения фактора F не меняются в рассматриваемом возрастном диапазоне и отражают половые различия: мальчики по сравнению с девочками показы­вают более высокие оценки.

 

Недобросовестный, пре­небрегающий обязанно­стями, безответствен­ный — G + Добросовестный, исполни­тельный, ответственный

 

Этот показатель отражает то, как ребенок воспринимает и вы­полняет правила и нормы поведения, предъявляемые взрослы­ми. Низкие качества имеют дети, пренебрегающие своими обя­занностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. У них отмечается непостоянство, не­собранность, отсутствие стойкой мотивации. На положительном полюсе концентрируются школьники с высоким чувством от­ветственности, целеустремленные, добросовестные, аккуратные. Более высокие значения по этому фактору у детей младшей груп­пы, девочки превосходят мальчиков.

 

Робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе — Н + Социально-смелый, непринужденный, решительный

 

Этот фактор у детей отражает особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми (родителями и учителями). Ребенок с высо­ким значением по фактору Н непринужден и смел в общении, легко вступает в контакт со взрослыми, дети с низким значением фактора проявляют застенчивость и робость.

 

Реалистичный, практичный, полагающийся на себя — J+ Чувствительный, нежный, зависимый от других

 

Положительный полюс отражает эмоциональную сензитивность, богатое воображение, эстетические наклонности, «жен­ственную» мягкость и зависимость, отрицательный — реалисти­ческий подход в решении ситуации, практицизм, мужественную независимость. Наблюдения показывают, что ребенок с высокой оценкой по этому фактору мягок, сентиментален, доверчив, нуж­дается в поддержке, в большой степени подвержен влияниям внешней среды. У девочек значения достоверно выше, чем у маль­чиков.

 

Безмятежный, спокойный, оптимистичный —Q+ Тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений

 

Ребенок, имеющий высокую оценку по данному фактору, по­лон предчувствия неудач, легко выводится из душевного равнове­сия, часто имеет пониженное настроение, в то время как ребенок с низкой оценкой спокоен, редко расстраивается. Рассматривае­мое свойство личности является основой возникновения невротичности. Высокий балл может быть показателем тревоги или де­прессии в зависимости от ситуации.

 

Низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов Q3+ Высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов

 

Высокое индивидуальное Q3 может быть расценено как лучшая социальная приспособленность, более успешное овладение тре­бованиями окружающей жизни. Низкий Q3, выделяет того, кто не умеет контролировать свое поведение в отношении социальных нормативов, плохо организован.

 

Расслабленный, спокойный, невозмутимый — Q4 + Напряженный, раздражительный, фрустрированный

 

Ребенок с высоким значением этого фактора отличается из­бытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности. В его поведении преобладает нервное напряжение. Нередко высокий Q4 отмечается у школьников с низ­кой успеваемостью, имеющих достаточно хорошие интеллекту­альные способности. Ребенок с низкой оценкой спокоен и невоз­мутим.

Предлагаемый детский личностный вопросник содержит 120 вопросов, которые касаются самых различных сторон жизни ре­бенка: взаимоотношений с одноклассниками, отношений в се­мье, поведения на уроке, на улице, социальных установок, само­оценки и пр. К каждому вопросу теста дается два ответа на выбор и только к вопросам фактора В — три варианта ответа. При ис­пользовании вопросников иногда может возникнуть эффект ис­кажения, порождаемый желанием выглядеть лучше в глазах экс­периментатора или какой-либо бессознательной установкой. В дан­ной методике сделана попытка свести до минимума этот источник ошибки: вопросы сформулированы по возможности нейтрально и сбалансированы так, чтобы одинаковое число положительных и отрицательных ответов давало равный вклад в счет шкалы. Однако чтобы результаты обследования были качественными, необходи­мо во время эксперимента создать для каждого ребенка доброже­лательную непринужденную обстановку и поддерживать хорошие взаимоотношения в течение всего обследования. Самое важное — экспериментатор должен вызвать у ребенка желание сотрудничать с ним и отвечать на каждый вопрос искренне.

Обсуждаемая методика сконструирована таким образом, что­бы вопросы были понятны как для младших школьников (8 лет), которые обязательно требуют индивидуального обследования, так и для учащихся более старшего возраста (12 лет). Вопросник раз­делен на две идентичные части по 60 вопросов, все 12 шкал содержат по 10 вопросов (пять в каждой части), значимый ответ на каждый из них оценивается в 1 балл. Сумма баллов по каждой шкале с помощью специальных таблиц переводится в специаль­ные оценки — «стены». Оценки в 1 и 10 стенов, практически редко встречающиеся, представляют собой крайние, диаметраль­но противоположные значения одного двухполюсного свойства личности.

Как показало проведенное исследование, предлагаемая мето­дика позволяет адекватно судить о возрастных и половых особен­ностях школьников и обладает достаточно широкими дифферен­цирующими возможностями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.173.244 (0.025 с.)