Диагностика воспитательной возможности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика воспитательной возможности



Классного коллектива

 

Для диагностики первого показателя воспитательной возмож­ности классного коллектива (сплоченности) можно успешно при­менять две методики, предложенные в работе Л.М.Фридман, Т.А.Пушкиной и И.Я.Каплунович «Изучение личности учащего­ся и ученических коллективов» (М., 1988. — С. 151 — 155).

Методика «Что важнее?»

Цель: определение ценностно-ориентационного единства клас­са (ЦОЕ).

Ход выполнения. Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27), знания (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 30, 24, 34), учебно-органи­зационные умения (8, 13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35). Школь­ники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для ус­пешного выполнения совместной учебной работы.

 

Качества личности

 

1. Дисциплинированность. 2. Эрудированность. 3. Сознание общественного долга. 4. Сообразительность. 5. Начитанность. 6. Трудолюбие. 7. Идейная убежденность. 8. Умение контролировать работу. 9. Моральная воспитанность. 10. Самокритичность. 11. Отзывчивость. 12. Общественная активность. 13. Умение планировать работу. 14. Любознательность. 15. Умение работать с книгой. 16. Целеустремленность. 17. Коллективизм.     18. Прилежание. 19. Требовательность к себе. 20. Критичность. 21. Духовное богатство. 22. Умение объяснить задачу. 23. Честность. 24. Инициативность. 25. Внимательность. 26. Ответственность. 27. Принципиальность. 28. Самостоятельность. 29. Общительность. 30. Рассудительность. 31. Скромность. 32. Осведомленность. 33. Справедливость. 34. Оригинальность. 35. Уверенность в себе.  

Обработка полученных данных. Учитель составляет матрицу следующего вида (табл. 22).

В каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), кото­рые выбрал данный ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества. Коэффициент С, характе­ризующий степень ЦОЕ учащихся класса, вычисляется по следу­ющей формуле:

 

С =п + т/N

 

где п — среднее число выборов, приходящееся на одно из пяти качеств личности, получившее максимальное число выборов;

т — среднее число выборов, приходящееся на одно из осталь­ных качеств личности;

N — число учащихся, принявших участие в эксперименте.

 

Таблица 22

Матрица результатов выбора

 

 

 

№ п/п Учащиеся Качества личности
                         
9 10 11 12 13 14 15 Антонова Буланова Васильев Дятлова Иглов Климов Леонов Ниткина Орехов Орфеева Павлов Родных Семенчук Тимофеева Устюгова +   +   +     + + + + +   + + + + + + +   + +   + +   + +   + + + + + +   + + +   +   + + +   + + + + + + + + +   +   + + + + + + + + + +   +   + +   +   +   + + + +   + + + +   +
Сумма выборов                          

 

Иногда пользуются и другой, более простой формулой, кото­рая может быть получена из приведенной путем некоторых преоб­разований:

 

C = 1,4 n – N/ 6N

где п — сумма выборов, приходящаяся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов;

N — число учащихся, принявших участие в эксперименте.

Для данных, приведенных в матрице, коэффициент ЦОЕ класса будет равен:

 

C = 1,4 (10+10+11+13+9) – 15 / 6 *15 = 1,4 * 53 – 15 / 90 =0,66

 

С > 0,5 считается высоким показателем и свидетельствует о том, что класс можно считать коллективом. Если 0,3 < С < 0,5, то класс характеризуется как промежуточный по уровню развития ЦОЕ. Наконец, С < 0,3 свидетельствует о недостаточном ЦОЕ и разви­тии класса как коллектива.

Если наиболее весомые качества принадлежат одной группе свойств, значит, учащиеся связывают успех своей совместной дея­тельности с той сферой, которую эти качества характеризуют. На­пример, для приведенного примера наиболее ценными качествами оказались сознание общественного долга (3), идейная убежденность (7), моральная воспитанность (9), которые характеризуют стиль поведения и деятельности, а также дисциплинированность (1), тру­долюбие (6), характеризующие отношение к учебе. Следовательно, школьники этого класса связывают успех своей совместной дея­тельности прежде всего с собственным стилем поведения и дея­тельности, а также с положительным отношением к учебе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.23.203.254 (0.004 с.)