Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация русской культуры

Поиск

I этап (допетровский).

Период 1. Домонгольская культура (IX-XII века). В этот период происходит формирование древнерусского государства (882 год) + унификация политической жизни + складывание культурного целого. Русская культура складывается как городская (гардарика= так называли Россию в Западной Европе)Þ высокий уровень развития письменности, градостроения.

998 год – принятие Христианства, для культуры имело усиление восточных элементов (восточный вариант Христианства), обозначился изоляционизм от латинской Европы. Бинарность русской культуры (в отличие от Западной Европы, где Христианство распространялось снизу вверх, в России оно распространялось сверху внизÞ на протяжении всей русской культуры существование синкретизма, то есть элементов и Христианства и язычества).

Период 2. Культура периода ордынского нашествия (XIII-XIV века). Усиление восточных тенденций в русской культуры, особенно в государственно-политической.

Период 3. Постордынский (XV-XVII века). Образование единого русского государстваÞ национальная консолидация + рост национального самосознанияÞ рост, подъем русской культуры + одновременное мощное европейское влияние (конец XV-XVI века – расцвет, русское возрождение. XVII – кризис средневековой культуры и мировоззрения, нарушение единства русской культуры + нарастание западноевропейских светских элементовÞ жанровая и стилистическая эклектика.

II этап. Постпетровская культура.

Период 1. XVIII век. Переход от древнерусской культуры к культуре нового времени. Начало положили петровские реформы, главный смысл которых заключался в секуляризации (отмерщение, светскость)Þ возникновение двух культур: светской и религиозной; центральной и периферийной; официальной и народной. Вторая половина XVIII века ­– русское просвещение.

Период 2. XIX век – классическая русская литература. Зрелость, национальная самобытность. Дала наибольшее количество достижений, признаваемых классическими (то есть эталонными для данной культуры). Первый классик – Н.М. Карамзин. Складывание классической русской литературы (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский), музыки (Чайковский, Глинка), живописи (Репин). В этот период складывается идейно-политическая конфронтация: консерваторы, либералы, радикалы, НО русская бинарностьÞ либералы не прижились. Именно бинарность русской культуры обозначила дальнейшее развитие и противоречивое разрешение в XX веке, что приведет к революции, мировой войне и ужасам тоталитарного режима, который парадоксальным образом выразит идеал всеединства русской культуры.

Русское возрождение

Конец XV – середина XVI веков – расцвет русской культуры, который специалисты обозначили как русское возрождение. В этот период обозначились новые черты: апелляция к разуму и знаниям; секуляризация (обмирщение, светскость) общественного сознания; новое, радостное ведение мира. Тем не менее, русское возрождение имело свои отличия:

 

Западная Европа Россия
Время разложения феодальных отношений, начало становления новых капиталистических отношений. Оформление феодальных отношений.
Обращение к античным образцам и идеалам. Обращение к идеалам Древней Руси, когда страна была единой и могучей.
Светский характер. Религиозный характер.

Русское возрождение совпало с двумя важными процессами, происходящими в российском государстве: а) становление единого русского государства с центром в г. Москве б) оформление русского этноса (особенности языка, культуры).

Философская мысль

Секуляризация общественного сознания обозначилась, прежде всего, во множестве еретических движений, а все центральные вопросы общественной мысли сфокусировались в философской дискуссии иосифлян и нестяжателей. В центре дискуссии – вопросы о том, каким должно быть русское государство, его структура и место церкви в государственной иерархии.

  Иосифляне Нестяжатели
  Иосиф Волоцкий (сын боярина, постриг под именем Иосифа, ученик Сергия Радонежского, основатель Волоцкого монастыря. Нил Сорский (выходец из боярской среды, постриг под именем Нил, основал скит (жилище монахов) на р. Соре.
  Обосновывали право церкви на владение землей и крестьянами, то есть экономически мощной церкви. Радовали за сильную централизованную власть, где церковь будет являться одной из основных структур (оценена современниками как стяжательство). Отстаивали идеал трудовой жизни монахов и нахождение священнослужителей в постоянной готовности к духовному подвигу. Ратовали за неподвластность церкви государству, за неподвластность духовной жизни светской.
На их основе сформировались:
  Теория старца Филофея Псковского «Москва – третий Рим», где обосновывалась идея преемственности русским государем слова и Величия римских и византийских императоров: «Первый Рим – это Рим, второй – Константинополь, третий – Москва, а четвертому не бывать». В отличие от других государство не стало основой внешней политики, а только как нравственно-религиозная идея русского народа, ответственного за судьбы Христианства. Абстрактный гуманизм Вассиана Патрикеева (родословная восходила к Рюриковичам, за участие в династической борьбе был пострижен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где и произошла его встреча с Нилом Сорским. Главное произведение – «Беседа ума и души». Отстаивал право свободной и независимой личности и важность признания государством таких личностей.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.118 (0.006 с.)