Лекция 1. «Культурология как наука» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. «Культурология как наука»



КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Типология культуры

Тысячелетняя история культуры позволяет условно выделить в ней пять больших периодов:

Первый начинается 150 тысяч лет назад и завершается примерно в IV тыс. до н. э. Он приходится на культуру первобытного общества и может быть назван периодом младенчества человека. Вся культура данного периода была магической, поскольку покоилась на магии, принимавшей самые различные формы: колдовство, заклинания, заговоры и т. д. Наряду с этим складываются первыерелигиозные культы и ритуалы, в частности культы мертвых и плодородия, ритуалы, связанные с охотой и захоронением..

Второй период длился с IV тыс. до н.э. до V века н. э. Его можно назвать детством человечества. Он по праву считается самым плодотворным и богатым этапом человеческой эволюции. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. Она имеет не только магический, но и мифологический характер, поскольку определяющую роль в ней начинает играть мифология, в которой наряду с фантазией и воображением присутствует рациональное начало. На этом этапе культура обладает практически всеми аспектами и измерениями, включая этнолингвистические. Основные культурные очаги представляли Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия и Древний Китай, Древняя Греция и Рим, народы Америки.

Все культуры отличались яркой самобытностью и внесли огромный вклад в развитие человечества. В этот период возникают и успешно развиваются философия, математика, астрономия, медицина и другие сферы научного знания. Многие области художественного творчества - архитектура, скульптура, барельеф - достигают классических форм, высочайшего совершенства.

Третий период приходится на V - XVII века, хотя в некоторых странах он начинается раньше (в III веке - Индия, Китай), а в других (европейских) заканчивается раньше, в XIV -XV веках. Он составляет культуру Средневековья, культуру монотеистических религий - христианства, ислама и буддизма. Его можно назвать отрочеством человека, когда тот как бы замыкается в самом себе, переживает первый кризис самосознания. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые - Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Китай. Религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство.

Четвертый период охватывает период с XV-XVI века до настоящего времени. Он включает в себя эпоху Возрождения (Ренессанса).

В строгом смысле эпоха Возрождения характерна главным образом для европейских стран. Ее наличие в истории других стран достаточно проблематично.Она составляет переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени. В культуре этого периода происходят глубокие изменения. В ней активно возрождаются идеалы и ценности греко-римской античности. Хотя позиции религии остаются достаточно прочными, она становится предметом переосмысления и сомнения.Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм. Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бога уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Невиданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена также великими морскими открытиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках.

Человека нового времени можно считать вполне взрослым, хотя ему далеко не всегда хватает серьезности, ответственности и мудрости. Подобная периодизация выводит нас к проблеме типологии культуры.Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения по составу множества объектов культуры.

Существует два основных подхода в типологии культуры:

- изучение культуры в пространстве (синхрония);

- изучение культуры во времени (диахрония).

Термин «синхрония» обозначает состояния и процессы, одновременно происходящие в культуре всего человечества на каком -то этапе его развития.

Диахронный исторический подход выдвигает перед исследователями две проблемы:

во–первых, предложить соответствующую периодизацию культурного процесса;

во-вторых, вскрыть механизмы, позволяющие культуре не только развиваться, но и постоянно наращивать свой потенциал. К примеру, исторические типологии, где основанием является специфика и своеобразие культуры в историческом развитии. В исторических типологиях исследователями используются в основном два принципиально разных подхода: «линейный» и «циклический». В первом случае историко–культурный процесс представляется как непрерывное поступательное движение от простого и менее совершенного к более совершенному и сложному, что находит выражение в идее «прогресса». Второй подход, характерный для современных культурологов, заключается в том, что они отрицают идею прямолинейного прогресса и мыслят историю как постоянное возвращение на новом уровне к некогда уже испытанным культурным формам.

Рассмотрим основные исторические типологии.

Одной из первых исторических периодизаций, правда, лишь в пределах

первобытно-общинного и рабовладельческого строя, является периодизация древнеримского просветителя Тита Лукреция Кара. Он взял за основу процесс овладения человеком конкретным природным материалом, в результате чего различают: 1) каменный век, 2) медный век, 3) бронзовый век, 4) железный век.

Одной из самых распространенных периодизаций культурного развития человечества была основана на марксисткой теории общественно-экономических формаций (XIX в.). В соответствии с формационной теорией принято различать следующие существовавшие в истории типы культур: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и в перспективе – социалистическую и коммунистическую. В основе каждой из этих формаций, а, следовательно, и культур, лежат определенные производительные силы и экономические отношения, а в качестве движущей энергии в большинстве из них выступают классовая борьба и революции. Впервые представление о различных и самостоятельных «культурно-исторических типах» было предложено русским ученым Н.Я.Данилевским в книге «Россия и Европа» во второй половине XIX века. Его теорию «локальных», «замкнутых» цивилизаций в дальнейшем продолжили немецкий историк и социолог О. Шпенглер (1880-1936) и английский историк А. Тойнби (1889-1975).

Согласно их представлениям, в культуре как основе общественно –исторического развития, самостоятельно органически существуют отдельные «замкнутые культуры. Культурный мир последних тысячелетий в этом контексте рассматривается как «россыпь» локальных цивилизаций, практически не связанных между собой. Н.Я. Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов культур, О. Шпенглер насчитывал 8 таких культур, А. Тойнби – 21.

Наиболее распространенной типологией является схема, утвердившаяся во второй половине XIX века в истории, этнографии, археологии и других науках: Архаика – Античность – Средневековье – Новое время – Новейшее время. Эта схема основана на формационном принципе, т.е. каждая социокультурная эпоха соответствует определенной формации (первобытнообщинная, родовая феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Немецким социологом, историком М. Вебером (1864-1920) были предложены абстрактные идеальные типы, представляющие собой не объективно существующую социокультурную реальность, а образ – схему. М.Вебер различал три «чистых» типа господства:

- рациональный тип – правовой, который характеризуется подчинением закону;

- традиционный тип – основывается на святости существующих обычаев и законов;

- «харизматический» тип (харизма – качества личности) – когда качества какого-либо человека позволяют вдохновлять и увлекать за собой людей (Будда, Наполеон, Петр Великий, В.И. Ленин и др.).

М. Вебер считал, что абстрактные модели позволяют изучать множество явлений культуры на количественной основе.

Немецкий мыслитель К. Ясперс (1883-1969) в качестве центральных понятий выдвигал «единство истории», «единство человечества», «единство культуры». Ясперс настаивает на том, что человеческая культура имеет общие истоки и единую цель. Весь путь становления культуры философ разделяет на четыре последовательно сменяющих друг друга периода:

- доистория – время создания человека, его биологических свойств, накопления навыков и духовных ценностей;

- древние культуры – связан с возникновением почти одновременно в трех областях земного шара древних архаических культур (шумеро – вавилонская, египетская, эгейская), когда человек становится человеком;

- «осевое время» - духовное освобождение человека, которое происходило одновременно и независимо (в Китае, Индии, и т.д.) с 800 по 200 г.г. до н.э. В это время были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий;

- технический век – начинается с конца Средневековья. Это время создания принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии.

 

Культура Средневековья

Переход от «варварских империй» к «Классическим государствам средневековой Европы», связанный с утверждением феодальных отношений, был периодом социальных и военных потрясений. Эта пора, прошедшая в феодальных междоусобицах, характеризуется временным упадком и оскудением духовной культуры. Его принято называть Ранним средневековьем. Второй этап в истории зрелого европейского Средневековья (XI в.) связан с дальнейшим ростом производительных сил феодального общества. Оформилось разделение между городом и деревней, интенсивно развивались ремесла и торговля. Устраняется феодальная анархия, королевская власть становится сознательной выразительницей идей государственного развития страны. Опорой этой власти становятся рыцарство и богатые горожане. Мощного развития достигает экономика и культура феодальных городов. Некоторые из них добиваются самоуправления. В Италии и других странах возникают города-государства (Венеция, Флоренция). Феодальное общество породило новую культуру, отличную от культуры античного рабовладельческого общества. Главной ее носительницей была церковь, охранительница и защитница класса феодалов.
Средневековая культура заимствовала от погибшего древнего мира лишь христианство да несколько полуразрушенных городов. Вся культура раннего средневековья получила религиозную окраску. Период средневековья занимает достаточно длительный временной отрезок — с V до XIV в., т.е. приблизительно тысячелетие. Социальные и культурные процессы, формировавшие художественную теорию и практику средневековья, неоднородны; в рамках средневековой эстетики и средневекового сознания принято выделять три больших региона. Первый — Византия, второй — западноевропейское средневековье и, наконец, восточноевропейский регион,

Древняя Русь

Формирование византийских эстетических представлений происходит на рубеже IV и V вв. В IV в. Римская империя распадается на две самостоятельные части — западную и восточную. Императором восточной части стал Константин, она устояла в последующих бурях, сохранилась и после падения Рима как империя ромеев.
Значение церкви в средневековом обществе очень велико. Церковь была крупнейшим землевладельцем в каждой из европейских стран. Почти до одной трети земель в разных королевствах принадлежало церковным корпорациям. Церковь являлась большой политической силой. Духовенство выделяло из своей среды королевских советников, канцлеров, государственных секретарей, чиновников, которые были широко представлены в средневековых сословных собраниях (генеральные штаты, парламент и т.п.). Но особенно значительной была роль церкви в идеологическом отношении. Церковь освящала своим авторитетом средневековый феодальный строй и была духовной руководительницей феодального общества. Искусство, которое называют кодом культуры, отчетливо демонстрирует нам доминирующее значение религии.
При всем многообразии художественных средств и стилевых особенностей искусству Средневековья присуще, в первую очередь, религиозный характер (христианская церковь — единственное, что объединило разрозненные королевства Западной Европы на всем протяжении средневековой истории). Другие общие черты, позволяющие нам говорить о едином средневековом стиле, в том числе и в искусстве:

•синтез различных видов искусства, где ведущее место отводилось архитектуре;
•ориентированность художественного языка на условность, символику и малый реализм, связанные с мировоззрением эпохи, в которой устойчивыми приоритетами были вера, духовность, небесная красота;
•эмоциональное начало, психологизм, призванные передать накал религиозного чувства, драматизм отдельных сюжетов;
•народность, ибо в эпоху Средневековья народ был творцом и зрителем: руками народных умельцев создавались произведения искусства, воздвигались храмы, в которых молились многочисленные прихожане. Используемое церковью в идеологических целях культовое искусство должно было быть доступным и понятным всем верующим;
•иперсональность (согласно учению церкви, руку мастера направляет воля Бога, орудием которого считался зодчий, камнерез, живописец, ювелир, витражист и т.д., нам практически неизвестны имена мастеров, оставивших миру шедевры средневекового искусства).
XI—XII вв. в истории средневековой культуры называют периодом романики, связывая это названием основным стилевым признаком искусства того времени, прообразом которого была арка античного Рима. В архитектуре романской эпохи существуют национальные школы, но все они объединены первым, единым для европейских государств, стилем. Сохранившиеся оттого времени церковные, главным образом монастырские, постройки— базиликального типа. Архитектура романики не знала точного математического расчета. Но толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Толстые стены, узкие окна, башни — все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию. Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц. Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников.
Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры — оборона.
Особенность романского стиля — в его приземленности, тяжеловесности, незамысловатости. Важно обратить внимание, что в архитектуре романского стиля поменялись между собой значения интерьера и экстерьера храма. Античность отдавала большее предпочтение экстерьеру — величественному, торжественному, масштабному. Интерьер античных храмов невыразителен, мал по объему; там выставлялись фигуры языческих богов, а главные события разворачивались вне храма. В романском стиле, наоборот, внешние формы архитектуры — округлые, давящие, тяжеловесные — достаточно аскетичны, гораздо большее значение придается интерьеру здания. Другой готический стиль был порожден культурой развивающихся городов, ранее всего реализовался в архитектуре и прочно в ней утвердился. Горожане, победившие в борьбе с феодалами, становятся носителями социального и экономического прогресса. Формируется новое бюргерское мировоззрение, обращенное к человеку-созидателю, творцу материальных благ, одной из специфических черт которого является гордость за свой родной город и стремление прославить его. Символом города становится собор, теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения обоснованы не только функциональными изменениями, но и значительными успехами в развитии строительной техники, основанной на точном расчете и выверенной конструкции, соответствующих идее устремления духа ввысь, к Богу.
Но готический стиль применялся не только в церковной архитектуре. С развитием городов уже само возведение соборов перестало быть монополией церковных мастеров. Оно перешло в руки городских ремесленников, объединенных в соответствующие цехи и охотно применявших свое мастерство при строительстве светских сооружений. Осознав свою силу и богатство, горожане стремятся возвести рядом с городским собором на главной площади ратушу как символ города и олицетворение социального самосознания бюргерства.
В искусстве готики обретает большую самостоятельность скульптура.
Благодаря обмирщению строительных артелей и развитию светского строительства, в готической скульптуре наблюдаются нарастание реалистических элементов, портретная индивидуальность. Анатомия фигур становится правильной, лица святых передают человеческие эмоции.
Монументальная живопись готики в основном представлена витражом.
В средневековой Европе XI—XII вв. собор в городе представлял собой нечто большее, чем место для церковной службы. Наряду с ратушей он выступал средоточием всей общественной жизни, часто в соборе заседал парламент, кроме богослужений читались университетские лекции, исполнялись театральные мистерии.
В XI—XIII вв. интенсивно развивается и ряд театральных жанров. Прежде всего, это относится к религиозным мистериям, которые создавались на основе сюжетов Ветхого и Нового Заветов. В XIII в. во Франции возник новый жанр — театральный миракль, сочетавший бытовые, житейские эпизоды с изображением чудес святых. Заметное место занимала и моралите — дидактическая пьеса с аллегорическими персонажами, темы которых брались из жизни: сочувственное отношение к крестьянам, высмеивание жадности богачей, ханжества монахов, тупости судей и т.п.
В какой-то момент церковь перестает терпеть театральные представления внутри храма, но, будучи передвинутыми на паперть или городскую площадь, они еще в большей мере усиливают свою зрелищность, злободневность, культивируют импровизационные моменты. Уже первые театральные жанры, безусловно, вмещали в себя немало религиозно неадаптированного содержания. Еще одно качество западноевропейского художественного сознания можно определить как укорененность в нем образа страдающего и оскорбленного человека. Изображение угнетенного и страдающего человека — затаенный нерв, проходящий через готическое искусство на протяжении нескольких веков. В готике, как правило, художественное утверждение духовного начала оказывается обратно пропорциональным физической красоте. Если античные статуи наводят на мысль, что прекрасный дух может обитать только в прекрасном теле, то скульптура западноевропейского средневековья свидетельствует об обратном.
Средневековая университетская наука носила название схоластики (от того же слова Schola). Наиболее яркое выражение схоластика нашла в главной науке средневековья — богословии. Основной чертой ее было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианской веры. Священное писание и священное предание — эти главные источники христианского учения — схоласты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов, главным образом Аристотеля. От Аристотеля же средневековое учение заимствовало самую форму логического изложения в виде различных сложных суждений и умозаключений. Огромная роль авторитета и малая доля практического опыта проявлялись у средневековых ученых не только тогда, когда они занимались богословско-философскими вопросами, но и при изучении природы. Схоластика в ранний период своего развития как научное движение, захватившее многие страны Европы, имела определенное положительное значение. Прежде всего, схоласты после длительного перерыва возобновили изучение античного наследства (хотя бы в лице некоторых представителей античной культуры, например, Аристотеля). Затем, схоласты XII—XIII веков разрабатывали некоторые важнейшие проблемы познания.
Крупнейшими схоластами были парижские профессора: Абеляр (1079—1142), сыгравший большую роль в основании Парижского университета и навлекший своим «вольнодумством» резкое осуждение со стороны правящих верхов церкви; Альберт Великий (1193—1280), усердный почитатель Аристотеля и его логического метода, автор многих сочинений частью богословского, частью естественнонаучного характера; Фома Аквинский (1225—1274), известный своей «Суммой богословия»), которая была как бы энциклопедией средневекового мировоззрения, освещавшей в церковном духе все вопросы познания природы и общества. Из схоластов, уделявших наибольшее внимание вопросам естествознания, был английский ученый монах Роджер Бэкон (1214— 1292), одним из первых настаивавший на необходимости опытного изучения природы.
Объективным следствием развития городов стало также создание университетов. Первым университетом на Западе считался Болонский. Типичным средневековым университетом был Парижский, получивший первую королевскую хартию с узакониванием его прав еще в 1200 г. и являвшийся средоточием учащихся из самых различных стран Европы.
Международный язык науки — латинский — определял интернациональный характер университетов. В Парижском университете было четыре факультета: «младший», так называемый артистический, на котором изучались «семь свободных искусств», т. е. тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки), и три «старших» — медицинский, юридический и богословский, на которые принимали студентов по окончании «артистического» факультета. Можно было закончить университет бакалавром или магистром. Но обучение было сложным, и лишь одна треть учащихся заканчивала бакалавриат и одна шестнадцатая — магистрат. Студенты (от лат. глагола «студере» — усердно заниматься) объединялись в организации («землячества, «провинции» и «науки»), во главе их стоял прокуратор, а все вместе выбирали ректора.
Наши современники называет Средневековье эпохой «окольцованной вечности», оставившей миру непреходящие культурные ценности. Но они не возникли сами по себе, из ничего. Средневековье сформировало особый тип личности. Крестьянин, бюргер, ремесленник, свято веря в загробную жизнь и прилежно трудясь, были мужественными людьми, не боялись смерти, стоически терпели превратности судьбы. Глобальная смена ориентации — от платонизма к аристотелевским принципам — отразила всю сложность эволюции средневекового менталитета и подчеркнула своеобразие позднего средневековья, одновременно выступающего и в качестве проторенессанса. Усиление внимания человека к предметному миру, любование его чувственно воспринимаемой красотой подготовило в XIV в. наступление новой культурной парадигмы Возрождения.

Культура эпохи Возрождения

Эпохой Возрождения (Ренессанса) называют мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран в XIV — первой половине XVII в.в. В разных странах культура Возрождения имела особенности и прошла разные этапы становления и развития. Раньше всего Возрождение началось (и раньше же завершилось) в Италии (XIV—XVI вв.). В других европейских странах культура Возрождения зародилась позже и охватывает XV—XVII вв. Такие страны, как Нидерланды и Германия, в развитии культуры Возрождения прошли не все этапы — в Нидерландах не было Высокого, в Германии — Позднего Возрождения.

Как изменилось в эпоху Возрождения мировоззрение человека? Первоначально в европейской культурной жизни это новое явление понималось (выглядело, оценивалось) как возвращение к забытым достижениям античной культуры, науки, философии, литературы. Но сводить Возрождение к простому возвращению к античности нельзя. Представители этого направления должным образом оценивали достижения раннего и классического Средневековья, а кроме того, они позволяли себе и известную долю критики античного наследия. Феномен Возрождения заключается в том, что стержнем этого многогранного явления в культурном развитии Европы является новое мировоззрение, новое самосознание человека. Согласно античному взгляду на окружающий мир человек призван учиться у природы. Мыслители Возрождения с этим не соглашались. Они полагали, что человек, наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя. Этим он выделяется из всех творений природы. Помимо того, что такое понимание сути человека отличается от античного, оно противоречит постулатам церкви, средневековой теологии. Таким образом, в центре внимания мыслителей Возрождения находился не Создатель, не Бог, а человек как высшее мерило всего сущего. Вот поэтому подобная система взглядов получила название гуманизм (от лат. humanus — человечный).

В развитии мировой художественной культуры Возрождение является эпохой исключительного значения. Термин «Возрождение» (фр. renaissance) впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Дж. Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с XVIII века, эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Основными чертами культуры Возрождения являются: антропоцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской традиции, особое отношение к античности - возрождение античных памятников искусства и античной философии, новое отношение к миру. Названные черты тесно связаны друг с другом. Изучение одной в отрыве от других грозит потерей объективности в оценке этого интересного времени. Ренессансная культура сложилась не во всех странах Европы. Она имела разный характер, и разные границы во времени. Классической страной Возрождения была Италия. Почему классическая страна Возрождения - Италия? На Апеннинском полуострове раньше, чем в других странах Европы начали складываться новые экономические отношения. Благодаря своему географическому положению города Италии стали центром международной торговли и банковского дела. Такими городами были Флоренция, Пиза, Сиена, Генуя, Милан, Венеция. Отличалась Италия и политическим укладом. Она не была единой страной, а представляла ряд независимых, постоянно соперничавших и враждовавших друг с другом областей и городов. Уже в XI-XIII вв. в некоторых из них произошли антифеодальные революции, в результате которых эти города обрели самостоятельность и установили республиканскую форму правления. Первенство среди итальянских городов-государств принадлежало Флоренции подобно Афинам в Греции. Городом управлял совет из глав различных цехов. В 1289 г. крестьяне были освобождены от крепостной повинности, а в 1293 г. было принято "Установление Справедливости", которое лишало патрициев всех привилегий. Гуманистическое мировоззрение признавало важным в человеке его личные качества, а не социальное положение и происхождение. Из личных качеств наибольшее значение имеют ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. Главным в новом гуманистическом мировоззрении стало необыкновенно высокое представление о человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Утверждалось его высокое предназначение, достоинство и ценность, его безграничные возможности. Идеалом стала гармоническая, сильная, духовно богатая, всесторонне развитая (homo universale - человек универсальный) личность. Свобода – вот самое драгоценное приобретение человека. Образцы нравственного и прекрасного, языческую любовь ко всему земному гуманисты (прежде всего Италии) находили в наследии античности - памятниках искусства, истории, философии. Среди представителей культуры Возрождения есть личности, наиболее полно выразившие черты того или иного ее периода. Крупнейший представитель периода Проторенессанса в Италии – Данте Алигьери (1265-1321). Данте Алигьери - легендарная фигура, человек, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед. Истинным гуманистом был Франческо Петрарка (1304-1374) - поэт, мыслитель, ученый, основатель науки (классической филологии). Петрарка преклонялся перед античным миром. Всю жизнь он занимался поиском и изучением древних рукописей. Он стремился целиком перенестись в античный мир, писал письма Вергилию, Сенеке, Цицерону, Гомеру как своим друзьям. В поэтических и исторических произведениях, написанных в подражание античным авторам, он прославлял идеалы Древнего Рима. Появилась авантюрная новелла, основоположником которой стал – Джованни Боккаччо (1313-1375). В его «Декамероне», сборнике новелл, развернута широкая картина быта и нравов итальянского общества. Изображение разнообразных приключений давало возможность показать человека деятельным, находчивым, веселым, сильным, дающим волю своим естественным влечениям. В середине XVI в. в Италии родился первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения – Комедия дель арте (Комедия масок). Спектакли этого театра представляли актерские импровизации, со вставными музыкальными и танцевальными номерами. Ведущими жанрами стали драма и трагедия. На подмостках театра герои постигали зло мира, ополчались против него и гибли. Но оставался жить идеал, мечта. Это составляло пафос театра Возрождения. Изобразительное искусство воплощало ренессансное представление об идеале, мечту о прекрасном, гармоничном человеке, веру во всемогущество разума. Однако, делая по существу смыслом своего творчества человека и окружающий его мир, художники продолжали создавать произведения на традиционные религиозно-мифологические сюжеты. Утверждалась "богоподобность" реального человека. По сравнению со средними веками искусство изменилось коренным образом во всех отношениях. Для художников Возрождения, влюбленных в человека и земной мир, изобразительным принципом стало подражание природе, жизнеподобие: картина строилась как "окно в мир", как нечто реально увиденное. Преклонение перед красотой мира, и человека, соединялось с их изучением, искусство опиралось на достижения различных наук - да и сами художники нередко были учеными, инженерами (Брунелески, Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер). Произведения создавались уже не только для храмов, но и для заказчиков (королей, купцов, ремесленников). Ведущую роль уже играет не архитектура как в Средние века, а живопись. Складывается система жанров: религиозно-мифологический; исторический; бытовой; пейзажный; портрет. Появляется новый вид искусства - гравюра, и важную роль обретает рисунок. Необычайный расцвет искусства в ХV в. имел много причин. Римские папы, герцоги, банкиры, богатые горожане высоко ценили искусство, любили красоту, роскошь. Они оспаривали друг у друга честь приглашения лучших художников работать у себя. Во Флоренции, где с 1434 г. и до конца ХV в. установилось правление династии Медичи, соперничество за власть утихло и перешло в соперничество за роскошь, за обладание шедеврами искусства. Искусство выполняло роль универсального познания, опередив в этом отношении науку и философию. И первым способом изучения было ясное, трезвое видение, постигающее природу вещей. Изображать мир так, как человек его видит, как отражает его зеркало, было исходным принципом ренессансных художников, - принципом, который в то время, стал настоящим переворотом, отказом от прежней художественной системы. Знание перспективы, теории пропорций, строения человеческого тела и его движений, умение передать объем на плоскости, а в движениях тела выразить движения души - все это становится условием творчества и потребностью художников. Новое искусство стало наукой и мастерством, которому можно научиться. Свое стремление утверждать силу и красоту человека, любовь ко всему земному художники Возрождения воплощали в основном в произведениях на религиозные сюжеты. Это не было чистой условностью. Просто религиозность стала другой. Дистанция между божественным и земным сократилась, а в искусстве исчезла совсем. Мирской характер с особой силой проявился в изображениях Богоматери. Одним из важнейших завоеваний художников Возрождения стала свобода сочинительства.

Северное Возрождение - это художественная культура ХV-ХVI вв. европейских стран севернее Италии - Нидерландов, Германии и Франции. Термин "Возрождение" здесь достаточно условен, так как формирование культуры опиралось не на античное наследие (его не было в этих странах), а на идеалы религиозного обновления. В Северной Европе центром художественного творчества становится человек с новым сознанием окружающего мира и себя. Гуманистическое начало составляет главнейшую особенность искусства Северного Возрождения. В северных странах гуманизм был устремлен к воскрешению демократической религии ранних христиан с ее требованием социальной справедливости. И если идеалом итальянского Ренессанса была сильная героическая личность, то в северных странах идеалом стала христианская любовь к ближнему. В искусстве северных стран преобладает правдивое, непосредственное изображение того, что есть, даже если оно уродливо, - в противовес стремлениям итальянских художников к идеализации, к поискам во всем прекрасного, величавого, возвышенного. Традиционный фактор влияния античной культуры для Северного Возрождения незначителен, он в ней воспринимается опосредованно. Поэтому у большинства его представителей легче обнаружить следы не до конца изжитой готики, чем найти античные мотивы.

Особое место в художественной культуре Нидерландов и Возрождения в целом принадлежит двум мастерам – Босху и Брейгелю. Первым истинно ренессансным художником и единственной универсальной личностью, подобной итальянским титанам Возрождения, был в Германии Альбрехт Дюрер (1471 -1528).

Культура Нового времени

В начале 90-х гг. 16 века во Франции побеждает новый тип общественных настроений, иная идеология, - рациональная. Идеология государственного интереса меняла цель, стоящую перед "общественным телом". Вместо лихорадочной заботы о спасении душ перед неминуемым "Днем гнева", предлагалась спокойная забота об общественном благе, понимаемом как строительство царства порядка, Золотого века на земле. Менялась и роль короля, тип представлений о священном характере его власти. Теперь он все более представляется как глава разумно организованного и потому - богоугодного миропорядка.

Король стал гарантом единства страны, хранителем мира и процветания, арбитром в спорах сословий. Абсолютизм победил. Уставшее общество теперь приняло навязанные абсолютизмом правила игры в "Разум на троне". Королевская власть все чаще стала задумываться о полном подчинении своему влиянию духовной жизни страны. Отсюда вытекало ее стремление привлечь в союзники писателей, художников, поэтов, композиторов. Власть справедливо полагала, что талантливые люди могут создать славу и блеск государству. И нередко это ей удавалось.

Становление капитализма и абсолютной монархии - два крупнейших культурных явления XVII в. К середине XVII века страны Европы были уже настолько тесно связаны между собой экономически, политически и общей традицией культуры, что многие фундаментальные процессы носили в своей подоснове подлинно общеевропейский, континентальный характер. Универсальный характер сложившейся в Европе цивилизации стал зримым фактом. Столь же общеевропейский характер носили и сдвиги в ментальности европейских народов. С рождением капитализма приходит новый тип личности. В искусстве происходит определенная переоценка некоторых традиционных гуманистических ценностей Ренессанса, прежде всего о всемогуществе человека (создание общеевропейских стилей). Деятелям культуры становится очевидным, что они не выдержали испытания времени. К началу XVII века в этом уже никто не сомневался. Глубже всего это понял великий английский драм



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.022 с.)